57RS0023-01-2023-003182-49
Дело № 2а-3422/23
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 августа 2023 года г.Орёл
Советский районный суд города Орла в составе:
председательствующего судьи Михеевой Т.А.,
при секретаре Фоминой Я.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3422/23 по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по Орловской области к Бочаровой Полине Дмитриевне о взыскании задолженности по налогу на имущество, пени,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Управление Федеральной налоговой службы по Орловской области обратилось в суд с административным иском к Бочаровой Полине Дмитриевне о взыскании задолженности по налогу на имущество, пени. В обоснование исковых требований указано следующее.
В 2015 году и в 2018 года несовершеннолетняя Бочарова Полина Дмитриевна являлась собственником объект недвижимости – квартиры по адресу: г.Орёл, <...> (1/2 доля в праве); ей было направлено налоговое уведомление № 117089733 от 25.08.2016 года об уплате налога за данный объект недвижимости за 2015 год в сумме 159 руб. – в срок до 01.12.2016 года, налог оплачен не был; также ей было направлено требование № 15234 об уплате данного налога и пени по состоянию на 03.08.2017 года в сумме 12,45 руб. в срок до 12.09.2017 года, налог и пени оплачены не были; также ей было направлено налоговое уведомление № 29048424 от 11.07.2019 год об уплате налога за данный объект недвижимости за 2018 год в сумме 647 руб. – в срок до 02.12.2019 года, налог оплачен не был; ей было направлено требование № 26040 об уплате налога за данный объект недвижимости за 2018 года в сумме 647 руб. и пени по состоянию на 11.02.2020 года в сумме 9,5 руб. в срок до 26.03.2020 года, налог и пени оплачены не были.
Определением мирового судьи судебного участка № 3 Советского района г.Орла от 14.11.2022 года административному истцу было отказано в выдаче судебного приказа о взыскании с Бочаровой П.Д. указанной задолженности в связи с пропуском срока на обращение в суд.
В связи с этим административный истец обратился в суд с настоящим иском – просил суд восстановить срок на обращение в суд, взыскать с Бочаровой П.Ю. задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 159 руб., пени на данную задолженность в сумме 12,45 руб., задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в суме 647 руб., пени на данную задолженность в сумме 9,6 руб., всего 827,95 руб.
В судебное заседание никто из участников процесса не явился, судом извещались.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Указанное право применительно к задолженности по уплате налогов, страховых взносов и пеней принадлежит налоговым органам (статья 31 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 7 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»).
Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ.
Из статьи 358 НК РФ следует, что объектом налогообложения по транспортному налогу признаются в том числе автомобили. Для них в силу статьи 359 НК РФ налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Из статьи 360 НК РФ следует, что налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.
В силу статьи 361 НК РФ налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
На территории Орловский области указанные отношения урегулированы Законом Орловской области от 26 ноября 2002 г. № 289-ОЗ «О транспортном налоге».
В соответствии со статьей 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Из статьи 363 НК РФ следует, что транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Статьей 58 НК РФ установлено, что в случае исчисления суммы налога налоговым органом он направляет налогоплательщику налоговое уведомление об уплате налога, которое должно быть исполнено налогоплательщиком в течение одного месяца, если иной срок не указан в налоговом уведомлении.
В случае неуплаты налогоплательщиком суммы налога налоговый орган вправе в силу статьи 69 НК РФ направить налогоплательщику требование об уплате налога, которое должно быть исполнено налогоплательщиком в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии со ст. 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (ч. ч. 1, 2).
Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (ч. 4).
Согласно пункту 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В соответствии с пунктом 6 статьи 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В силу п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
На основании п.3 ст.75 НК РФ, пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Частью 6 статьи 289 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 48 НК РФ.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 9 от 11.06.1998 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
С учетом изложенных правовых норм исковое заявление о взыскании налога должно быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое должно быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные в статье 70 НК РФ.
Судом установлено следующее.
В 2015 году и в 2018 года несовершеннолетняя Бочарова Полина Дмитриевна являлась собственником объект недвижимости – квартиры по адресу: г.Орёл, <...> (1/2 доля в праве); ей было направлено налоговое уведомление № 117089733 от 25.08.2016 года об уплате налога за данный объект недвижимости за 2015 год в сумме 159 руб. – в срок до 01.12.2016 года, налог оплачен не был; также ей было направлено требование № 15234 об уплате данного налога и пени по состоянию на 03.08.2017 года в сумме 12,45 руб. в срок до 12.09.2017 года, налог и пени оплачены не были; также ей было направлено налоговое уведомление № 29048424 от 11.07.2019 год об уплате налога за данный объект недвижимости за 2018 год в сумме 647 руб. – в срок до 02.12.2019 года, налог оплачен не был; ей было направлено требование № 26040 об уплате налога за данный объект недвижимости за 2018 года в сумме 647 руб. и пени по состоянию на 11.02.2020 года в сумме 9,5 руб. в срок до 26.03.2020 года, налог и пени оплачены не были.
Определением мирового судьи судебного участка № 3 Советского района г.Орла от 14.11.2022 года административному истцу было отказано в выдаче судебного приказа о взыскании с Бочаровой П.Д. указанной задолженности в связи с пропуском срока на обращение в суд. С данным выводом суд соглашается в связи со следующим: как следует из требования об уплате налогов № 117089733 от 25.08.2016 года в нём содержалось требование об уплате налога в сумме 159 руб. – в срок до 12.09.2017 года; как следует из требования № 26040 об уплате налога за 2018 год и пени, общая сумма задолженности по состоянию на 11.02.2020 года составила 1 065,97 руб., в том числе по налогам (сборам, страховым взносам) – 944,55 руб., следовательно, в течение трёх лет с даты исполнения требования № 117089733 (12.09.2017 года, до 12.09.2020 года) сумма задолженности Бочаровой П.Д. не превысила 10 000 руб., в связи с чем налоговый орган был вправе обратиться с заявлением о выдаче судебного приказа до 12.03.2021 года (12.09.2020 года + 6 месяцев), фактически заявление было подано мировому судье с пропуском указанного срока - 10.11.2022 года. С настоящим иском налоговый орган обратился в суд 04.07.2023 года, также с пропуском срока на обращение в суд.
Инспекции федеральной налоговой службы по г.Орлу является специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором страховых взносов и своевременностью их взимания.
Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска.
Частью 5 статьи 138 КАС РФ установлено, что в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Согласно части 5 статьи 180 КАС РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Таким образом, установив, что причины пропуска административным истцом срока на обращение в суд нельзя признать уважительными, суд вправе принять решение не исследуя фактические обстоятельства административного дела, и отказать в удовлетворении административного иска только в связи с пропуском срока на обращение в суд.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, административным истцом не представлено.
В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
При указанных обстоятельствах суд полагает административное исковое заявление налогового органа к Бочаровой П.Д. не подлежащим удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, ст. 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 04.09.2023 ░░░░.