Решение от 29.11.2017 по делу № 2а-1838/2017 от 20.10.2017

    № 2а-1838/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации    

29 ноября 2017 года г. Орел

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Лигус О.В.,

при секретаре Пичуриной Э.А.,

с участием представителя административного истца Косова Е.В. – Гришаковой А.Г.,

представителя административного ответчика Управления Росреестра по Орловской области – Цургуевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда дело по административному исковому заявлению Косова Евгения Васильевича к Управлению Росреестра по Орловской области о признании незаконными приостановление и отказ в государственной регистрации прав,

УСТАНОВИЛ:

Косов Е.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по <...> о признании незаконными приостановление и отказ в государственной регистрации прав.

В обоснование заявленных требований указал, что постановлением администрацией <...> от ДД.ММ.ГГ №*** ФИО1 был предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером №*** площадью №*** кв.м., расположенный по адресу: <...> <...>, для размещения зеленых насаждений. На основании указанного постановления, между Косовым Е.В. и администрацией <...> заключен договор аренды земельного участка №*** от ДД.ММ.ГГ сроком до ДД.ММ.ГГ.

Постановлением администрации Орловского района Орловской области от ДД.ММ.ГГ №*** изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №*** "для размещения зеленых насаждений" на "для индивидуального жилищного строительства".

В связи с принятием указанного постановления между администрацией <...> и Косовым Е.В. заключено соглашение о внесении изменений в договор аренды земельного участка №***, согласно которому вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №*** с "для размещения зеленых насаждений" изменен на "для индивидуального жилищного строительства".

ДД.ММ.ГГ Косов Е.В. обратился в Управление Росреестра по Орловской области с заявлением о государственной регистрации соглашения от ДД.ММ.ГГ о внесении изменений в договор аренды земли №*** от ДД.ММ.ГГ на объект недвижимости - земельный участок с кадастровым номером №***, однако регистрация была приостановлена по тем основаниям, что на регистрацию не представлен документ, подтверждающий соблюдение процедуры предоставления указанного выше участка для целей, связанных со строительством. Полагает, что оснований для приостановления государственной регистрации права не было, в связи с чем просит суд признать незаконным уведомление Управления Росреестра по Орловской области о приостановлении государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГ.

В ходе рассмотрения дела, административный истец уточнил исковые требования, просит суд признать так же незаконным уведомление Управления Росреестра по <...> об отказе в государственной регистрации прав от ДД.ММ.ГГ.

В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика доводы административного искового заявления полагала незаконными и необоснованными, в связи с чем не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 1 статьи 29 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации) государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных Законом о регистрации оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного    кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Судом установлено, что постановлением администрацией Орловского района Орловской области от ДД.ММ.ГГ №*** Косову Е.В. предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером №***, площадью №*** кв.м., расположенный по адресу: <...>, <...> <...>, для размещения зеленых насаждений.

На основании указанного постановления, между Косовым Е.В. и администрацией <...> заключен договор аренды земельного участка №*** от ДД.ММ.ГГ сроком до ДД.ММ.ГГ.

Постановлением администрации Орловского района Орловской области от ДД.ММ.ГГ №*** изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №*** с "для размещения зеленых насаждений" на "для индивидуального жилищного строительства".

В связи с принятием указанного постановления между администрацией Орловского района Орловской области и Косовым Е.В. заключено соглашение от ДД.ММ.ГГ о внесении изменений в договор аренды земельного участка №***, согласно которому вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №*** с "для размещения зеленых насаждений" изменен на "для индивидуального жилищного строительства".

Из указанного соглашения следует, что в договор аренды земли от ДД.ММ.ГГ №*** вносятся изменения в части цели его предоставления, а именно: цель предоставления «для размещения зеленых насаждений» меняется на цель «для индивидуального жилищного строительства».

ДД.ММ.ГГ Косов Е.В. обратился в Управление Росреестра по Орловской области с заявлением о государственной регистрации соглашения от ДД.ММ.ГГ о внесении изменений в договор аренды земли №*** от ДД.ММ.ГГ на объект недвижимости - земельный участок с кадастровым номером №***.

Уведомлением от ДД.ММ.ГГ Управление Росреестра по Орловской области приостановило государственную регистрацию прав по тем основаниям, что не был представлен документ, подтверждающий соблюдение процедуры предоставления указанного выше участка для целей, связанных со строительством.

В соответствии с подпунктами 7, 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации основными принципами земельного законодательства в Российской Федерации являются платность использования земли и сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества.

Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" Земельный кодекс был дополнен статьями 30.1 и 30.2, установившими особенности предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства и комплексного освоения в целях жилищного строительства. Согласно упомянутым статьям продажа земельных участков или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для указанных целей осуществляется на аукционах. Порядок организации и проведения таких аукционов регламентирован введенными в Земельный кодекс названным Федеральным законом статьями 38.1 и 38.2.

В системной взаимосвязи с положениями пункта 2 статьи 607 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков, это означает, что государство вправе устанавливать особые правила продажи или сдачи в аренду земельных участков определенных видов использования, в том числе и в целях повышения экономической эффективности такой деятельности, что, прежде всего, направлено на поддержание баланса общественных и личных интересов в сфере земельных правоотношений.

Статьей 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей на момент заключения договора аренды) урегулированы особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Так, в силу пункта 2 данной статьи земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.

Целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц (конкурентов) и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение уполномоченным органом максимальной цены за объект торгов.

Не изменились требования Земельного кодекса Российской Федерации и в действующей редакции (статьи 39.3, 39.6, 39.10, 39.11, 39.18).

Предоставление находящегося в муниципальной собственности земельного участка в аренду для определенной в договоре цели (для индивидуального жилищного строительства) было осуществлено без проведения аукциона, что свидетельствует о том, что заключение дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГ к договору аренды от ДД.ММ.ГГ без проведения аукциона влечет нарушение приведенного законодательства, а так же прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Заключение дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГ, по сути, направлено на обход процедур, установленных земельным законодательством для предоставления земельных участков для целей жилищного строительства, в том числе процедуры аукциона.

Порядок организации и проведения аукционов по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности для жилищного строительства был предусмотрен статьей 38.1 ЗК РФ.

Так, согласно данной статье продавец права на заключение договора аренды земельного участка принимает решение о проведении аукциона, определяет начальную цену предмета аукциона, сумму задатка и существенные условия договора, в том числе срок аренды. Начальная цена предмета аукциона (начальный размер арендной платы) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, форму и сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона («шаг аукциона»). «Шаг аукциона» устанавливается в пределах от одного процента до пяти процентов начальной цены предмета аукциона.

Согласно пункту 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с названным Законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по предоставлению таких документов возложена на заявителя.

Документа, подтверждающего соблюдение процедуры предоставления указанного выше участка для целей, связанных со строительством, в соответствии с земельным законодательством на государственную регистрацию представлено не было.

Таким образом, при проведении правовой экспертизы представленных документов Управлением Росреестра по Орловской области обоснованно выявлены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, что послужило основанием для приостановления государственной регистрации прав и отказа в государственной регистрации прав.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административным ответчиком доказано, что обжалуемые действия совершены в рамках предоставленной ответчику законом компетенции, содержание оспариваемых действий соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Напротив, административный истец не доказал факта нарушения своих прав, свобод и законных интересов.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанного положения следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Поскольку совокупность оснований для признания незаконными оспариваемых действий административного ответчика при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░7 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 04.12.2017.

░░░░░                                    ░.░.░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1838/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Косов Е.В.
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области
Другие
Администрация Орловского района Орловской области
Гришакова А.Г.
Суд
Советский районный суд г. Орел
Дело на сайте суда
sovetsky.orl.sudrf.ru
20.10.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
23.10.2017[Адм.] Передача материалов судье
23.10.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
23.10.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.11.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
09.11.2017[Адм.] Рассмотрение дела начато с начала
09.11.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.11.2017[Адм.] Судебное заседание
29.11.2017[Адм.] Судебное заседание
04.12.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.12.2017[Адм.] Дело оформлено
07.12.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.11.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее