Мотивированное решение составлено 15.08.2023 года
Дело № 2а-1123/2023
УИД 76RS0021-01-2023-001160-23
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 августа 2023 года |
г. Тутаев Ярославской области |
Тутаевский городской суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Ларионовой Т.Ю.,
при секретаре Петрунчак В.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шумилова Т.В к Департаменту муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области о признании незаконным приказа, возложении обязанности,
у с т а н о в и л :
Шумилов Т.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района Ярославской области о признании незаконным приказа от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов, площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в аренду для ведения огородничества; возложении обязанности согласовать схему земельного участка.
В обоснование заявленных требований указано, что Шумилов Т.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился в ДМИ Администрации ТМР с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка. Обжалуемым приказом Шумилову Т.В. отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, поскольку схема расположения земельного участка разработана с нарушением п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: испрашиваемая территория предоставлена иному лицу на основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.
Полагает данный приказ незаконным, поскольку на публичной кадастровой карте данная территория свободна, сведения о существующих границах земельного участка отсутствуют.
Административный истец Шумилов Т.В. в судебное заседание не явился, извещен лично.
В связи с реорганизацией структурных подразделений Администрации ТМР суд заменил административного ответчика на Администрацию ТМР, поскольку обжалуемый приказ принят не Департаментом муниципального имущества, а Управлением муниципального имущества, являющимся структурным подразделением Администрации ТМР.
Представитель административного ответчика по доверенности Тараканова Е.С. в судебном заседании пояснила, что имеется договор аренды земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный Тутаевским муниципальным районом с ФИО1, согласно которому установлено, что координаты данного земельного участка и испрашиваемая территория Шумиловым Т.В. полностью совпадают. Согласно сведениям ЕГРН кадастровые сведения земельного участка с кадастровым номером № были исключены из ЕГРН, поскольку земельный участок имел статус временного, а правообладатель не исполнил обязанность, предусмотренную договором о государственной регистрации своего права аренды. Однако, договор аренды действующий, не расторгнут, ввиду чего заявление Шумилова Т.В. о согласовании схемы земельного участка и согласование предварительного предоставления земельного участка не было удовлетворено.
Суд, выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, сопоставив доводы участников процесса с фактическими обстоятельствами дела, установленными в судебном заседании, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, либо об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Из анализа приведенных норм следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В силу части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств о том, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, в случае, если такой порядок установлен, основания для принятия оспариваемого решения, если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с частью 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых решения, действий (бездействия) органа, должностного лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями возложена на указанные органы, должностных лиц.
Административный истец обязан указывать, каким нормативным правовым актам, по его мнению, противоречат решения, действия (бездействие), подтверждать сведения о том, что нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца, а также подтверждать факты, на которые административный истец ссылается, как на основания своих требований.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Шумилов Т.В. обратился в Управление муниципального имущества Администрации ТМР с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов, площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в аренду для ведения огородничества.
Приказом Управления муниципального имущества Администрации ТМР № от ДД.ММ.ГГГГ Шумилову Т.В. в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории из земель населенных пунктов, площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, в аренду для ведения огородничества отказано, поскольку схема расположения земельного участка разработана с нарушением п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: испрашиваемая территория предоставлена иному лицу на основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 1 ст. 11 ЗК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.14 ЗК РФ заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", требования к их формату утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В силу п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, за исключением случаев, установленных федеральными законами; 6) разработка схемы расположения земельного участка, образование которого допускается исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Пунктом 6 ст. 11.9 ЗК РФ предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Основанием для отказа Шумилову Т.В. в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка послужило то, что она разработана с нарушениями предусмотренных п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ: испрашиваемый земельный участок предоставлен в аренду другому лицу.
Договором аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между Тутаевским муниципальным районом и ФИО1, предоставлен земельный участок, сформированный в границах, сведения о которых имелись в ЕГРН. Земельный участок снят с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ, однако договор аренды не прекращал своего действия, срок аренды земельного участка данным договором установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Правообладателем земельного участка могут быть восстановлены кадастровые сведения. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что обжалуемый приказ Управления муниципального имущества Администрации Тутаевского муниципального района <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ является законным. Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований. Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,
р е ш и л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░.░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.