Дело № 2-1235/19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ухтинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Логинова С.С.,

при секретаре Кашиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте

13 июня 2019 года гражданское дело по иску Короткевича В.Г. к администрации муниципального образования городского округа «Ухта» о признании незаконным постановления, обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда,

установил:

Короткевич В.Г. обратился в суд с иском к администрации МОГО «Ухта» о признании незаконным постановления от 11.05.2018 .... «Об отсутствии факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении и отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда», обязании включить его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением государственного специализированного жилищного фонда. В обоснование требований указывая, что относится к лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда. В 2003 году на основании решения суда его мать Ю.В. и отец Г.В. были лишены родительских прав. С <...> г. по <...> г. истец воспитывался в , с <...> г. по <...> г. обучался в . В <...> г. году проходил службу в Вооруженных силах РФ. С <...> г. года по сентябрь <...> г. года обучался в , с <...> г. по настоящее время обучается в В 2018 году он обратился в администрацию МОГО «Ухта» с заявлением о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда. Однако оспариваемым постановлением администрации МОГО «Ухта» в удовлетворении его заявления было отказано на том основании, что отсутствует факт установления невозможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: ...., в связи с тем, что общая площадь занимаемого жилого помещения, приходящаяся на истца более учетной нормы. Истец полагает, что принятое постановление является незаконным, поскольку он не утратил право на получение жилого помещения во внеочередном порядке, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В связи с чем, заявлены вышеуказанные исковые требования.

Истец Короткевич В.Г. и его представитель Вершинина Н.М. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причину уважительности неявки суду не представили. В предыдущем судебном заседании, представитель истца Вершинина Н.М. заявленные требования и доводы искового заявления поддержала.

Ответчик администрация МОГО «Ухта», извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителя в судебное заседание не направила. В ранее представленном отзыве представитель администрации МОГО «Ухта» Климушева В.В. ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации, требования Короткевича В.Г. не признала, подробно изложив свои возражения в письменном виде.

По правилам статьи 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствии сторон.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что истец Короткевич В.Г., <...> г. года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца – Ю.В. и его отец – Г.В. решением от <...> г. лишены родительских прав. <...> г. отец истца Г.В. умер, что подтверждается свидетельством о смерти ...., выданного <...> г. территориальным отделом записи актов гражданского состояния г. .....

Согласно справке от 28.02.2018 ...., предоставленной директором , истец Короткевич В.Г. обучался с <...> г. по <...> г. в , с <...> г. по <...> г. в .

Как следует из пояснений истца, отраженных в исковом заявлении, в <...> г. году он проходил службу в Вооруженных силах РФ. С <...> г. года по сентябрь <...> г. года обучался в .

С <...> г. года по настоящее время является студентом по очной форме обучения по основной образовательной программе « », что подтверждается справкой от 15.03.2018 ...., выданной .

Также из материалов дела следует, что Короткевич В.Г. с 04.09.2018 зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: ...., общей площадью 30,1 кв.м, что подтверждается справкой ИРО КУМИ МОГО «Ухта» от 20.05.2019 ..... Однако в виду невозможности проживания в данном жилом помещении, истец фактически проживает в городе Ухте по другому адресу без регистрации.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 28.06.2004, 1/2 доля на вышеуказанное жилое помещение на праве общей долевой собственности принадлежит истцу Короткевичу В.Г., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 28.06.2004 сделана запись ..... Собственником другой 1/2 доли квартиры является сестра истца – А.Г.

03 апреля 2018 года Короткевич В.Г. обратился в КУМИ МОГО «Ухта» с заявлением об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении и запросом о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.

Постановлением руководителя администрации МОГО «Ухта» от 11.05.2018 ...., Короткевичу В.Г. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений, по причине того, что отсутствует факт установления невозможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении, расположенном по адресу: ...., в связи с тем, что общая площадь занимаемого жилого помещения, приходящаяся на истца более учетной нормы.

Данный отказ явился основанием для обращения Короткевича В.Г. в суд с настоящим иском.

Статья 40 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

Таким образом, Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования.

В соответствии с абз. 4 ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Поскольку родители истца решением от <...> г. были лишены родительских прав, следовательно, Короткевич В.Г., <...> г. года рождения, приобрел статус «ребенок, оставшийся без попечения родителей» и к возникшим правоотношениям подлежит применению Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Абзацами 2 и 3 п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия; по заявлению в письменном форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В соответствии с п. 7 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ, жилые помещения по договорам специализированного найма предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Согласно ст. 1 Закона Республики Коми от 25 декабря 2015 года № 134-РЗ «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению жильем (жилыми помещениями) отдельных категорий граждан» к отдельным категориям граждан, имеющим право на предоставление мер и по обеспечению жилыми помещениями относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

В силу п. п. 7 и 8 ст. 1 Закона Республики Коми от 01 декабря 2015 года № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов и городских округов в Республике Коми наделены государственными полномочиями Республики Коми по формированию списка и обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Подпунктом 3 п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ предусмотрено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием, в частности, такого обстоятельства, как то, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.

Из содержания приведенных правовых норм следует, что обязательным условием для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, либо лицам из их числа является отсутствие у таких лиц жилых помещений на праве собственности либо на условиях социального найма, либо их обеспеченность жилым помещением менее учетной нормы.

Таким образом, обеспечение детей-сирот, не имевших закрепленного жилого помещения, осуществляется в соответствии с положениями жилищного законодательства, не любым гражданам из данной категории, а нуждающимся в жилом помещении.

Обязательным условием для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, либо лицам из их числа является отсутствие у таких лиц жилых помещений на праве собственности либо на условиях социального найма или их обеспеченность жилым помещением менее учетной нормы.

Решением Совета МОГО «Ухта» от 01 марта 2006 года № 23 утверждена норма предоставления общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма администрацией МОГО «Ухта» - 14,0 кв.м на каждого члена семьи, кроме случаев предоставления одиноким гражданам однокомнатных квартир.

Как видно из материалов дела, истец Короткевич В.Г. и его сестра А.Г. на основании договора купли-продажи квартиры от 10.06.2004 являются собственниками однокомнатной квартиры, расположенной по адресу: ...., общей площадью 30,1 кв.м, по 1/2 доли в праве каждого. Право собственности Короткевича В.Г. зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.06.2004.

На момент обращения Короткевича В.Г. в КУМИ МОГО «Ухта» с заявлением об установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении и запросом о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, в спорном жилом помещении кроме истца также были зарегистрированы и проживали сестра истца - А.С. (с 19.06.2012) и её несовершеннолетняя дочь М.С., <...> г. года рождения (с 20.02.2018).

Следовательно, на каждого проживающего приходится 10,3 кв.м общей площади вышеуказанного жилого помещения (30,1 кв.м / 3 человека), в то время как учетная норма площади жилого помещения в г. Ухта составляет 14 кв.м.

Таким образом, площадь жилого помещения, приходящегося на долю истца, меньше учетной нормы, что свидетельствует о наличии предусмотренного п. 3 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ основания о невозможности проживания Короткевича В.Г. в указанном жилом помещении.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, а именно то, что Короткевич В.Г. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, достиг возраста 18 лет, площадь жилого помещения, приходящегося на него, составляет меньше учетной нормы, при этом истец не имеет в собственности иного жилого помещения, не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, суд приходит к выводу, что у администрации МОГО «Ухта» не имелось оснований для не включения истица в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

При таких обстоятельствах постановление администрации МОГО «Ухта» от 11.05.2018 .... нельзя признать законным, в связи с чем, истец подлежит включению в указанный список с даты подачи заявления, то есть с 03.04.2018.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░» ░░ 11 ░░░ 2018 ░░░░ .... «░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░.░.».

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., <...> ░. ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 18.06.2019.

░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░

░░░: 11RS0005-01-2019-000575-16

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-1235/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Короткевич Владимир Геннадьевич
Ответчики
Администрация МОГО "Ухта"
Суд
Ухтинский городской суд Республики Коми
Дело на сайте суда
ukhtasud.komi.sudrf.ru
26.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.03.2020Передача материалов судье
26.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
26.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.03.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
26.03.2020Предварительное судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Судебное заседание
26.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.03.2020Дело оформлено
24.12.2019Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
24.12.2019Изучение поступившего ходатайства/заявления
24.12.2019Судебное заседание
24.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
13.06.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее