Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-146/2024 ~ М-76/2024 от 14.03.2024

Дело №2а-146/2024

44RS0004-01-2024-00013-6

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 апреля 2024 года                                      г. Мантурово

Мантуровский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Хасаншиной Е.С.,

при секретаре Кудряшовой Н.Н.,

рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению Администрации Мантуровского муниципального округа Костромской области к судебному приставу-исполнителю Специализированного отделения судебных приставов по Костромской области Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП России Горбачевой В.А., Специализированному отделению судебных приставов по Костромской области Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП России, Главному межрегиональному (специализированному) управлению ФССП России об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

В Мантуровский районный суд Костромской области обратилась Администрация Мантуровского муниципального округа Костромской области с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Специализированного отделения судебных приставов по Костромской области Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП России Горбачевой В.А., Специализированному отделению судебных приставов по Костромской области Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП России, Главному межрегиональному (специализированному) управлению ФССП России об освобождении от уплаты исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей по постановлению о взыскании исполнительского сбора № 98044/24/28646 от 20.02.2024 года.

Требования мотивированы тем, что Специализированным отделением судебных приставов по Костромской области Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП России по особо важным исполнительным производствам УФССП России по Костромской области возбуждено исполнительное производство № 6020/24/98044-ИП от 30.01.2024 на основании исполнительного листа № ФС 040819349 от 03.08.2023, выданного Мантуровским районным судом по делу № 2-427/2023, вступившему в законную силу 08.11.2023г., об обязании администрации городского округа город Мантурово Костромской области предоставить ФИО3 [Дата] года рождения, на территории г.о.г. Мантурово по договору найма специализированного жилого помещения — благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом установленной нормы предоставления площади жилого помещения, из специализированного жилого фонда.

В срок, установленный для добровольного исполнения решения, Административный истец в силу объективных причин не смог исполнить требования, изложенные в исполнительном документе, в связи с чем судебным приставом — исполнителем Специализированного отделения судебных приставов по Костромской области Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП России Горбачевой В.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора № 98044/24/28646 от 20.02.2024г. в размере 50 000 рублей и установлен новый срок исполнения 05.03.2024 года. Данное постановление поступило в адрес Административного истца 27.02.2024 г. (л.д. 68).

Административный истец согласен с вынесенным постановлением, однако, просит освободить администрацию от уплаты исполнительского сбора в соответствии со ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации».

Представитель административного истца - представитель Администрации Мантуровского муниципального округа Костромской области Грачевская О.Н. (по доверенности – л.д.7) в судебное заседание не явилась, письменным ходатайством просила рассмотреть дело в их отсутствие, административные требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддерживает в полном объеме (л.д.52)

Административные ответчики о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств и отзывов не поступало (л.д.38;51;54).

Взыскатель по делу Мантуровский межрайонный прокурор о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия прокурора, также поясняет, что прокурор в данном административном деле не является заинтересованным лицом, поскольку его права и обязанности при разрешении административного дела не затрагиваются (л.д.36).

Исследовав представленные материалы, суд находит требования административного истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.2 Закона №229-ФЗ задачами исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаев исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Согласно ч.ч.1,2 ст.6 Закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава - исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Согласно п.13 ч.1 ст.64 Закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав - исполнитель вправе взыскивать исполнительский сбор.

В соответствии со ст.105 Закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Согласно ч.11 ст.30 Закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч.12 ст.30 Закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Положениями ч.1 ст.112 Закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч.1 ст.112, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч.2 ст. 112 Закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве»),

В соответствии с ч.3 ст.112 Закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере - пятидесяти тысяч рублей.

В силу ч.6 ст.112 Закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что по смыслу ч.1 ст.112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства (пункт 78).

Основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П, исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно выданного исполнительного листа Мантуровского районного суда Костромской области ФС №040819349 от 05.12.2023 года, выданного Мантуровским районным судом по делу № 2-427/2023, на администрацию городского округа город Мантурово Костромской области возложена обязанность предоставить ФИО4 [Дата] года рождения, на территории г.о.г. Мантурово по договору найма специализированного жилого помещения — благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом установленной нормы предоставления площади жилого помещения, из специализированного жилого фонда.

В срок, установленный для добровольного исполнения решения, Административный истец не исполнил требования, изложенные в исполнительном документе, в связи с чем судебным приставом — исполнителем Специализированного отделения судебных приставов по Костромской области Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП России Горбачевой В.А. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора № 98044/24/28646 от 20.02.2024г. в размере 50 000 рублей и установлен новый срок исполнения 05.03.2024 года. Данное постановление поступило в адрес Административного истца 27.02.2024 г..

В силу положений п.п.1 ч.1 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета.

В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, органы местного самоуправления не вправе отказаться от реализации вопросов местного значения, отнесенных к их компетенции федеральным законодательством, в силу отсутствия финансовой возможности.

На основании изложенного суд, учитывая, что административный истец согласен с вынесенным постановлением, приходит к выводу о правомерности принятия постановления о взыскании исполнительского сбора судебным приставом – исполнителем, на которого обязанность установления вины должника в неисполнении решения суда в срок для добровольного исполнения федеральным законодателем не возложена, полномочие ему не представлено.

Суд, исследовав предоставленные доказательства приходит к выводу о наличии оснований для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора исходя из следующего.

Администрация городского округа город Мантурово Костромской области неоднократно обращалась в Департамент строительства, ЖКХ и ТЭК Костромской области, к первому заместителю губернатора Костромской области о необходимости доведения лимитов субвенции в 2023-1024годах году (л.д.14-15;16-17;18-19;22-23;24-25;26-27;28-29).

Согласно ответа Департамента строительства, ТЭК и ЖКХ Костромской области от 02.10.2023 года № 7736 следует, что по данным департамента по состоянию на 01.07.2023г. в городе Мантурово имеется 9 исполнительных листов по делам об обязании предоставить жилые помещения детям-сиротам. В соответствии с Законом Костромской области «Об областном бюджете на 2023 год и на плановый 2024 и 2025 годов» на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов бюджету городского округа город Мантурово Костромской области не предусмотрены субвенции на приобретение помещений для указанной категории лиц. Вопрос о выделении бюджету муниципального образования в 2024 году средств субвенции будет рассмотрен дополнительно (л.д.20-21).

В соответствии с п. 4 ст. 4 ФЗ №620-5-ЗКО, органы местного самоуправления при осуществлении переданных государственных полномочий имеют право на: дополнительное использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставами муниципальных образований.

Согласно справке от 12.03.2024г. у Мантуровского муниципального округа имеется дефицит бюджета, муниципальный долг на 01.03.2024 составляет 134 084,00 тыс. руб. (л.д.10), соответственно дополнительно использовать собственных материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных государственных полномочий не представляется возможным.

Приобретение жилых помещений в специализированный жилищный фонд производится в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"

Согласно п. 1. ст. 239 БК РФ, иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта, за исключением случаев, установленных статьями 93.3, 93.4, 93.6, 142.2, 142.3, 166.1, 218, 242 и 242.6 настоящего Кодекса.

Согласно п. 2 ст. 239 БК РФ, обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.

Согласно ч. 6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Учитывая изложенное, суд находит, что органом местного самоуправления были предприняты соответствующие меры, направленные на исполнение решения суда о предоставлении ФИО3 [Дата] года рождения, на территории г.о.г. Мантурово по договору найма специализированного жилого помещения — благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, с учетом установленной нормы предоставления площади жилого помещения, из специализированного жилого фонда.

Федеральный законодатель предоставил суду наряду с правом отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, уменьшить его размер с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, его имущественного положения, иных существенных обстоятельств, также право освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства (пункт 7 статьи 112 Закона № 229-ФЗ).

Учитывая приведенные выше разъяснения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», положения частей 6 и 7 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», обстоятельства, на которые ссылался административный истец в обоснование причин неисполнения требований исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок, суд приходит к выводу о наличии оснований для освобождения административного истца от уплаты исполнительского сбора, взысканного оспариваемым постановлением.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. №98044/2024/28646 ░░ 20.02.2024░. ░ ░░░░░░░ 50000 ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №6020/24/98044-░░ ░░ 30.01.2024░..

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░         ░.░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-146/2024 ~ М-76/2024

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Мантуровского муниципального округа Костромской области
Ответчики
Главное межрегиональное(специализированноле) управленгие ФССП России
Специализированное отделение судебных приставов по КО
Специализированное отделение судебных приставов по КО судебный пристав-исполнитель Горбачева Виктория Алексеевна
Другие
Мантуровский межрайонный прокурор
Суд
Мантуровский районный суд Костромской области
Судья
Хасаншина Елена Сергеевна
Дело на сайте суда
manturovsky--kst.sudrf.ru
14.03.2024Регистрация административного искового заявления
15.03.2024Передача материалов судье
15.03.2024Решение вопроса о принятии к производству
15.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.04.2024Судебное заседание
04.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.05.2024Дело оформлено
13.05.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее