УИД 50RS0031-01-2022-015875-20
Дело № 2а-12572/2022
Решение
Именем Российской Федерации
14 декабря 2022 г. г. Одинцово
Одинцовский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Трофимовой Н.А., при секретаре Печенёвой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО3 к Территориальному отделу №2 Управления Росреестра по МО, Управлению Росреестра по Московской области, МКУ "МФЦ Одинцовского городского округа МО", Министерству государственного управления, информативных технологий и связи Московской области об осуществлении государственной регистрации,
с участием представителя Управления Росреестра по Московской области ФИО6, представителя МКУ "МФЦ Одинцовского городского округа МО" ФИО7,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец ФИО3 обратился в суд с иском к административным ответчикам, в котором просит признать решение Территориального отдела №2 Управления Росреестра по Московской области об отказе в государственной регистрации прав по договору купли-продажи нежилого помещения, расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу: АДРЕС, помещение 0-90, общей площадью 4,7 кв.м, кадастровый № незаконным; обязать Территориальный отдел №2 Управления Росреестра по Московской области осуществить государственную регистрацию перехода права собственности на объект недвижимости по договору купли-продажи нежилого помещения, расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу: АДРЕС, помещение 0-90, общей площадью 4,7 кв.м, кадастровый № в установленный законодательством Российской Федерации срок.
Требования мотивированы тем, что между ФИО8, действующим в интересах административного истца и ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор купли-продажи указанного нежилого помещения. Стороны договора обратились в МФЦ с целью государственной регистрации перехода права собственности на указанное недвижимое имущество, где документы были приняты. Однако регистрация перехода права собственности была приостановлена, поскольку доверенность от имени покупателя полномочий на распоряжение имуществом не содержала. ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в МФЦ была представлена другая доверенность от ДД.ММ.ГГГГ, содержащая соответствующие полномочия. Однако в государственной регистрации права собственности было отказано, в связи с неустранением обстоятельств послуживших основанием для приостановления государственной регистрации. Полагая, что действия административных ответчиков нарушают его права, ФИО3 обратилась в суд.
В судебное заседание административный истец не явился, представителя не направил, извещен судом, доказательств уважительности причин своей неявки не представил, ходатайств не заявил.
Представитель административных ответчиков ТУ №2 Управления Росреестра по Московской области, Управления Россреестра по Московской области – ФИО6 заявленные требования не признала, по доводам, изложенным в возражениях.
Представитель административного ответчика МКУ «МФЦ Одинцовского городского округа МО» – ФИО7 заявленные требования не признал, в их удовлетворении просил отказать, по доводам, изложенным в возражениях.
Представитель ответчика Министерства государственного управления, информативных технологий и связи Московской области в судебное заседание не явился, извещен, в представленных возражениях против удовлетворения заявленных требований возражал, дело просил рассмотреть в его отсутствие.
На основании ч.3 ст.150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя заинтересованного лица.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
На основании п. 2 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.
На основании ч. 4 ст. 15 указанного Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются по заявлению представителя лиц, указанных в частях 1 - 3 настоящей статьи, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5 (продавец) и ФИО3, в лице представителя ФИО8, действующего на основании доверенности № № удостоверенной ДД.ММ.ГГГГ, (покупатель) был заключен договор купли-продажи нежилого помещения, расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу: АДРЕС, помещение 0-90, общей площадью 4,7 кв.м, кадастровый №.
ДД.ММ.ГГГГ в МКУ «МФЦ Одинцовского р-на Московской области» ФИО8, действующим в интересах ФИО3, указанный договор с заявлением о государственной регистрации и доверенностью был представлен для государственной регистрации права.
Вышеуказанный договор подписан ФИО8, действующим на основании доверенности №№, удостоверенной ДД.ММ.ГГГГ нотариусом Одинцовского округа Московской области ФИО1 и зарегистрированной в реестре:№.
В соответствии с нотариальной доверенностью от ДД.ММ.ГГГГ административный истец уполномочивает ФИО8 представлять свои интересы в организациях почтовой связи, судах судебной системы Российской Федерации, государственных органах.
На освоении проведенной правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 7 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ приняты решения о приостановлении осуществления государственной регистрации прав №№ № № в связи с тем, что в представленной, на государственную регистрацию доверенности от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют полномочия на распоряжение имуществом и подписание договора купли-продажи.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО8, действующим в интересах ФИО3, на государственную регистрацию дополнительно представлена доверенность №, удостоверенная ДД.ММ.ГГГГ нотариусом АДРЕС ФИО2.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением были сформированы уведомления о неустранении причин приостановления государственной регистрации прав № № № №
ДД.ММ.ГГГГ в связи с истечением срока приостановления, приняты решения об отказе государственной регистрации прав №№ № №, №
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Согласно п. 1 ст. 182 ГК РФ сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
В силу п. 1 ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами.
Согласно п. 1 ст. 183 ГК РФ при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии не одобрит данную сделку.
Оценив исследованные доказательства в совокупности суд оснований для удовлетворения заявленных требований не усматривает, поскольку согласно дополнительно представленной на государственную регистрацию доверенности, зарегистрированной в реестре №, административный истец уполномочивает ФИО8 управлять и распоряжаться всем своим имуществом с ДД.ММ.ГГГГ, полномочия по вышеуказанной доверенности не распространяются на права и обязанности, возникшие ранее.
Относительно требований административного истца к МКУ "МФЦ Одинцовского городского округа МО", Министерству государственного управления, информативных технологий и связи Московской области суд приходит к следующему.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, а также общие требования к взаимодействию с заявителем при предоставлении услуг регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) являются связующим звеном между органом государственной власти и заявителями. МФЦ осуществляет свою деятельность на основании заключенных соглашений о взаимодействии с органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, в соответствие с административными регламентами предоставления услуг.
Предоставлении государственной услуги организовано на базе МФЦ на основании Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ № № о взаимодействии между Государственным казенным учреждением Московской области «Московский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и Филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» по Московской области» (далее - Соглашение).
Порядок организации предоставления государственных услуг федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуги (или) привлекаемых организациях является приложением № 4 к Соглашению.
В соответствии с п. 3.2.17. Порядка Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее -Управление) и Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области (далее - Филиал) осуществляют контроль исполнения МФЦ требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления государственных услуг, в том числе административных регламентов предоставления государственных услуг и настоящего Соглашения.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Таким образом, органом, предоставляющим государственную услугу, за которой обратился административный истец, является Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.
Истцом допустимых доказательств свидетельствующих о нарушении его прав со стороны МКУ "МФЦ Одинцовского городского округа МО", Министерству государственного управления, информативных технологий и связи Московской области суду представлено не было, между тем в соответствии с положения ст. 226 КАС обязанность по доказыванию указанных обстоятельств законом возложена именно на административного истца.
В связи с изложенным суд оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░ ░░░3 ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ №2 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ "░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░", ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ №2 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░ 0-90, ░░░░░ ░░░░░░░░ 4,7 ░░.░, ░░░░░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░; ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ №2 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░, ░░░░░░░░░ 0-90, ░░░░░ ░░░░░░░░ 4,7 ░░.░, ░░░░░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░