Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-153/2021 ~ М-45/2021 от 21.01.2021

                                                                                                                                                                                                                                      Дело № 2а-153/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Остров Псковской области                  *** 2021 года

Островский городской суд Псковской области в составе председательствующего судьи Мучициной Н.О.,

при секретаре Андреевой И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Островского района Псковской области к Межрайонному отделу судебных приставов по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Псковской области, УФССП России по Псковской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Островского района Псковской области обратилась в суд с настоящим административным иском, указав в обоснование заявленных требований, что решением Островского городского суда Псковской области от *** на районную администрацию возложена обязанность по предоставлению Л.А.А., как лицу, оставшемуся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенного жилого помещения за счет средств бюджета Псковской области в виде субвенций.

*** судебным приставом – исполнителем МОСП по исполнению ОВИП УФССП России по Псковской области в отношении должника – администрации Островского района возбуждено исполнительное производство      №-ИП по принудительному исполнению указанного судебного акта с предметом исполнения: предоставление благоустроенного жилого помещения.

Поскольку администрацией Островского района в установленный законом срок не исполнено решение суда от *** судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению ОВИП УФССП России по Псковской области *** вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, полученное последним ***.

Административный истец констатирует, что принятие решения о предоставлении жилых помещений указанной выше категории лиц возложено на Комитет по социальной защите Псковской области, исполнение обязанности по предоставлению жилья финансируется за счет средств бюджета Псковской области в виде целевых субвенций, предусмотренных на эти цели на соответствующий финансовый год и на плановый период. Администрация Островского района не является распорядителем денежных средств областного бюджета и не имеет права принимать решение о перечислении субвенций.

Указанное свидетельствует об отсутствии в действиях административного истца виновного неисполнения в установленный срок требований Федерального закона от *** N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", являющегося необходимым условием для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.

В иске отмечается, что процедура обеспечения жилым помещением Л.А.А. соблюдена, последнему предоставлено жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения ***.

Исходя из вышеизложенного, административный истец просит суд освободить его от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава – исполнителя МОСП по исполнению ОВИП УФССП России по Псковской области от ***.

При подготовке дела к судебному разбирательству к участию в административном деле *** привлечены в качестве административного соответчика УФССП России по Псковской области, заинтересованного лица (взыскателя) – Л.А.А. (л.д. 3-6)

Представитель административного истца – администрации Островского района, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. (л.д. 35)

Представитель административного ответчика - МОСП по исполнению ОВИП УФССП России по Псковской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, в представленном суду заявлении разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. (л.д. 39, 47)

Представитель административного ответчика - УФССП России по Псковской области, заинтересованное лицо (взыскатель) - Л.А.А., извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, позиции по заявленным требованиям не выразили. (л.д. 36-38, 40)

На основании ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 1 ст. 112 Федерального закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее – ФЗ N 229) исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Согласно ч. 2 ст. 112 названного Федерального закона исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112).

В силу ч. 7 ст. 112 ФЗ N 229 суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).

Положениями п. 1 ст. 401 ГК РФ предусмотрено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

Как указано в правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, содержащейся в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Таким образом, из анализа приведенных норм и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации следует, что освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат установлению при рассмотрении судом требований должника об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В рассматриваемом случае, должник по исполнительному производству, являясь муниципальным органом, должен представить доказательства принятия всех мер для исполнения решения суда.

Из материалов дела следует, что решением Островского городского суда Псковской области от *** на администрацию Островского района Псковской области возложена обязанность по предоставлению Л.А.А., относящемуся к числу лиц, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенного жилого помещения, применительно к условиям населенного пункта - ..., общей площадью не менее 25 кв.м. за счет средств бюджета Псковской области в виде субвенций. ( л.д. 13-16)

*** судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению ОВИП УФССП России по Псковской области в отношении должника – администрации Островского района возбуждено исполнительное производство №-ИП по принудительному исполнению судебного акта от ***. (л.д. 17)

Указанное постановление получено должником ***.

*** администрация Островского района Псковской области в целях исполнения указанного судебного решения от *** обратилась в адрес заместителя Губернатора Псковской области - начальника Комитета по финансам Псковской области и председателя Комитета по социальной защите Псковской области с просьбой о выделении соответствующих средств. (л.д. 30)

*** Комитетом по социальной защите Псковской области в адрес административного истца направлена информация, согласно которой исполнение решения суда от *** невозможно, ввиду окончания процедуры распределения денежных средств, предусмотренных для обеспечения жилыми помещениями детей – сирот и лиц из их числа в 2019 году, денежные средства на исполнение указанного решения суда планируется предусмотреть при формировании областного бюджета на 2020 год. (л.д. 31)

*** Комитет по социальной защите Псковской области в лице ТО Островского района направил в КУМИ Островского района сообщение о включении Л.А.А. в Список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в г. Острове в 2020 году. (л.д. 32-33)

*** судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению ОВИП УФССП России по Псковской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с администрации Островского района Псковской области в размере 50 000 рублей, в связи с не представлением должником доказательств того, что исполнение исполнительного документа было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств и вызвано другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при той степени осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения. ( л.д.18)

На основании постановления администрации Островского района от *** Л.А.А. предоставлено специализированное жилое помещение. (л.д. 19)

В связи с выполнением требований исполнительного документа должником исполнительное производство №-ИП окончено ***. (л.д. 46)

При разрешении заявленных требований суд учитывает, что вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируются следующими Законами: Законом Псковской области от 09.01.2013 N 1241-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьей 9 которого предусмотрено, что финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с обеспечением жилыми помещениями, осуществляется за счет средств областного бюджета; Законом Псковской области от 03.06.2011 N 1082-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которому, переданные государственные полномочия по формированию специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, по принятию решения о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, и заключению договоров найма специализированного жилого помещения осуществляются местными администрациями соответствующих муниципальных образований, а финансовое обеспечение этих полномочий осуществляется за счет субвенций, ежегодно предусматриваемых в областном бюджете на очередной финансовый год (статьи 1, 2 Закона).

Кроме того, в соответствии с частями 4, 5 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно ч. 2 ст. 63 указанного Закона финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

По смыслу приведенных норм, государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложены на органы местного самоуправления муниципальных районов. При этом передача полномочий должна быть осуществлена с одновременным их финансированием. То есть, исполнение государственных полномочий органами местного самоуправления возможно при условии надлежащего финансирования переданных полномочий.

При разрешения дела, суд принимает во внимание, что исполнение вышеуказанного решения суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных финансовых и временных затрат, учитывая, что на территории Островского района Псковской области свободные жилые помещения, приобретенные (построенные) за счет субвенций на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений отсутствуют, должник в своей деятельности по обеспечению лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями ограничен как бюджетным финансированием за счет субвенций из бюджета Псковской области, так и установленной процедурой приобретения жилья соответствующей категории.

При этом, как установлено судом, администрация Островского района Псковской области не уклонялась от исполнения решения суда, принимала меры по надлежащему его исполнению, в целях выделения средств для реализации переданных полномочий административный истец обращался в соответствующие государственные органы в установленном законом порядке, однако, в связи с отсутствием надлежащего бюджетного финансирования своевременно исполнить решение суда вследствие объективных причин не представилось возможным. Иных организационно-правовых механизмов исполнения данного судебного решения у административного истца не имелось.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд не усматривает виновного противоправного бездействия администрации Островского района Псковской области в неисполнении решения суда в установленный срок, в связи с чем считает необходимым освободить административного истца от взыскания исполнительского сбора.

Руководствуясь ст. ст. 175-179, 227-228, 298 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ *** ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░                                №-░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░                                                                 ░.░. ░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-153/2021 ~ М-45/2021

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Островского района
Ответчики
УФССП России по Псковской области
МОСП по исполнению ОВИП УФССП России по Псковской области
Другие
Логинов Ананий Анатольевич
Суд
Островский городской суд Псковской области
Судья
Мучицина Н.О.
Дело на сайте суда
ostrovsky--psk.sudrf.ru
21.01.2021Регистрация административного искового заявления
21.01.2021Передача материалов судье
21.01.2021Решение вопроса о принятии к производству
21.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.03.2021Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее