Дело № 2-107/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 февраля 2018 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Семёновой Т.А.,
при секретаре Фёдоровой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шелягова Д.С. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области, ликвидационной комиссии Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков о признании незаконным отказа в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и возложении обязанности по постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Шелягов Д.С. обратился в Замоскворецкий районный суд города Москвы с иском к Министерству внутренних дел Российской Федерации и ликвидационной комиссии Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков о признании незаконным отказ комиссии ФСКН в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и возложении обязанности поставить на данный учет с 10 мая 2016 года.
В обоснование требований указано, что истец проходил службу в органах наркоконтроля. Приказом председателя ликвидационной комиссии УФСКН по Псковской области № *** от 29 ноября 2016 года уволен со службы с 29 декабря 2016 года.
04 декабря 2015 года Шелягов Д.С. обратился с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения.
Письмом УМВД России по Псковской области истец был извещен о том, что решением комиссии ФСКН России по рассмотрению вопросов предоставления ЕСВ от 10 мая 2016 года ему отказано в постановке на учет для получения указанной меры социальной поддержки в связи с совершением действий по ухудшению жилищных условий.
С данным решением Шелягов Д.С. не согласен, в связи с чем просит суд признать его незаконным и обязать Министерство внутренних дел Российской Федерации и ликвидационную комиссию ФСКН России поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты с 10 мая 2016 года.
Определением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 28 сентября 2017 года произведена замена ненадлежащего ответчика МВД России - на УМВД России по Псковской области.
В связи с заменой ответчика на основании определения Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 28 сентября 2017 года данное дело передано по подсудности в Псковский городской суд.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования, привлечена супруга истца – Шелягова С.М.
Истец Шелягов Д.С. в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором исковые требования поддержал, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Третье лицо Шелягова С.М. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель ответчика – УМВД России по Псковской области Ермолаева А.В. с требованиями не согласилась, пояснив, что основанием к отказу Шелягову Д.С. в предоставлении социальной выплаты послужило намеренное ухудшение жилищных условий, которое выразилось в отчуждении матерью истца принадлежавшего ей жилого помещения по адресу: Псковская область, Псковский район, дер. Быстрецово, д. № ***. Будучи зарегистрированным по данному адресу и являясь членом семьи собственника жилого помещения, Шелягов Д.С. не имел права на предоставление ЕСВ.
Представитель ответчика – ликвидационной комиссии Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в судебное заседание не явился, извещался о дате и времени судебного разбирательства, о причинах неявки суду не сообщил, возражений по иску не представил.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в том числе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
На основании ч. 1 ст. 4 названного закона сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
В силу п. 2 ч. 3 ст. 4 закона единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Вместе с тем, частью 8 статьи 4 закона закреплено, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные:
1) с вселением в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения супруга (супруги), несовершеннолетних детей сотрудника);
2) с обменом жилыми помещениями;
3) с невыполнением условий договора социального найма, повлекшим выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения, общая площадь которого меньше общей площади ранее занимаемого жилого помещения;
4) с выделением доли собственниками жилых помещений;
5) с отчуждением жилых помещений или их частей.
Таким образом, исходя из системного анализа приведенных норм следует, что ограничения в постановке сотрудников на учет для получения единовременной выплаты должны считаться допустимыми лишь в том случае, если лицами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны государства в обеспечении их другим жильем.
В судебном заседании установлено, что Шелягов Д.С. проходил службу в Великолукском межрайонном отделе Управления ФСКН России по Псковской области. Выслуга лет в календарном исчислении по состоянию на 17 ноября 2015 года составляла 10 лет 01 месяц 16 дней (л.д. 132).
04 декабря 2015 года, в период прохождения службы, Шелягов Д.С. обратился с заявлением в комиссию ФСКН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения о постановке на учет для получения указанной меры государственной поддержки составом семьи четыре человека, включая супругу и двоих дочерей (л.д. 7-10).
Решением комиссии от 10 мая 2016 года истцу отказано в удовлетворении указанного выше заявления. Как следует из протокола № ***, непосредственным основанием данного отказа послужило отчуждение матерью истца принадлежащего ей жилого помещения, где Шелягов Д.С. имел регистрацию, своей дочери Н.О. (сестре истца), что было расценено комиссией как намеренное ухудшение жилищных условий (л.д. 15-18).
Разрешая заявленные требования, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной правовой нормы Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года № 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно п. 11 Правил (в ред. от 06.03.2015 года) при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником.
Судом установлено, что с 08 июня 2006 года Шелягов Д.С. был зарегистрирован в жилом помещении, площадью 67,1 кв.м., по адресу: Псковская область, Псковский район, дер. Быстрецова, д. № ***. Собственником данной жилплощади являлась мать истца – Ш.В. (л.д. 107-108).
Кроме истца по указанному адресу также имели регистрацию его родители -Ш.С., Ш.В., сестра Н.О. и племянник Н.Д.
При этом члены семьи Шелягова Д.С. – супруга и дочери были зарегистрированы в квартире, общей площадью 66,7 кв.м., по адресу: г. Великие Луки, ул. Г., д. № **, кв. № ***, принадлежащей на праве собственности матери Шеляговой С.М. – К.Т. Всего на данной жилплощади зарегистрировано семь человек (л.д. 128).
Таким образом, на момент подачи заявления о постановке на учет обеспеченность истца и каждого члена его семьи составляла 11,15 кв.м. общей площади жилого помещения, что меньше учетной нормы, установленной п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ ((67,1+66,7):12=11,15).
08 октября 2015 года мать истца Ш.В. подарила принадлежащее ей жилое помещение по адресу: Псковский район, дер. Быстрецово, д. № *** своей дочери (сестре истца) Н.О. Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости (л.д. 130).
В соответствии с п. 12 названных Правил (в ред. от 06.03.2015 года) в случае если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий.
Согласно п. 2 Правил членами семьи сотрудника являются лица, указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ.
Вышеуказанными правовыми нормами закреплено, что членами семьи сотрудника и гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах, и лицами, находящимися (находившимися) на их иждивении, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, если иное не установлено отдельными положениями настоящего Федерального закона, считаются:
1) супруга (супруг), состоящие в зарегистрированном браке с сотрудником;
2) супруга (супруг), состоявшие в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) сотрудником на день гибели (смерти);
3) несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения;
4) лица, находящиеся (находившиеся) на полном содержании сотрудника (гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в учреждениях и органах) или получающие (получавшие) от него помощь, которая является (являлась) для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Положениями ст. 209 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что действия матери истца по отчуждению принадлежащего ей жилого помещения не могут быть расценены как намеренное ухудшение истцом своих жилищных условий, поскольку она не является членом семьи сотрудника в том смысле, какое значение придают этому понятию положения Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ.
Следовательно, отчуждение Ш.В. принадлежащего ей жилого помещения при указанных обстоятельствах не может свидетельствовать о намеренном ухудшении Шеляговым Д.С. и членами его семьи жилищных условий.
Одновременно суд учитывает, что на момент совершения матерью истца сделки дарения обеспеченность Шелягова Д.С. и членов его семьи жилой площадью составляла менее 15 кв.м., следовательно, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» истец имел право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилья.
Таким образом, решение комиссии ФСКН России об отказе Шелягову Д.С. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты нельзя признать правомерным, а поэтому требования истца о постановке на учет для получения указанной меры государственной поддержки подлежат удовлетворению.
Из материалов дела следует, что приказом ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по Псковской области от 29 ноября 2016 года № *** Шелягов Д.С. уволен со службы в органах наркоконтроля в связи с переводом в другой государственный орган – УМВД России по Псковской области (л.д. 31).
Согласно ч. 13 ст. 33 Федерального закона от 03.07.2016 № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» граждане Российской Федерации, уволенные со службы в органах наркоконтроля с правом на пенсию, состоящие на учете для получения единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения или единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и нуждающиеся в улучшении жилищных условий в соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», подлежат постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в органах внутренних дел по месту пенсионного обеспечения с даты постановки на учет в органах наркоконтроля.
В настоящее время порядок постановки на учет сотрудников органов внутренних дел урегулирован Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 года № 1223.
В силу п. 20 Правил сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления.
Таким образом, определяя дату, с которой Шелягов Д.С. подлежит принятию на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, суд исходит из того, что этот учет должен быть осуществлен с даты подачи сотрудником соответствующего заявления (рапорта).
С учетом изложенного, Шелягов Д.С. подлежит постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты с 04 декабря 2015 года, исходя из даты подачи им заявления о постановке на такой учет.
Разрешая требования Шелягова Д.С., предъявленные к ликвидационной комиссии Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Псковской области, суд приходит к следующему.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» упразднена Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (пункт 1 Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 года № 156).
Одновременно названным Указом Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции и полномочия упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, штатная численность упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (пункт 2 Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 года № 156).
Пунктом 3 Указа Президента РФ от 5 апреля 2016 года № 156 закреплено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является правопреемником упраздняемой Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
В силу п.п. 3 и 4 ст. 62 Гражданского кодекса РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
Распоряжением Правительства РФ от 26 мая 2016 года № 1026-р постановлено завершить ликвидационные мероприятия по упразднению ФСКН России, включая ее территориальные органы, до 31 декабря 2016 года включительно.
Впоследствии на основании Распоряжений Правительства РФ срок завершения ликвидационных мероприятий неоднократно продлевался, в настоящее время установлен до 01 июля 2018 года.
15 июня 2017 года внесена запись о прекращении деятельности Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Псковской области, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 89).
Таким образом, принимая во внимание те обстоятельства, что в настоящее время правопреемником ФСКН России является Министерство внутренних дел Российской Федерации, истец подлежит постановке на учет для получения ЕСВ в территориальном органе внутренних дел, следовательно, требования, предъявленные к ликвидационной комиссии ФСКН России, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ 10 ░░░ 2016 ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ 04 ░░░░░░░ 2015 ░░░░.
░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12 ░░░░░░░ 2018 ░░░░.