Дело № 2-4/2023
УИД 24RS0038-01-2022-000293-97
Решение
Именем Российской Федерации
19 января 2023 г. п. Нижний Ингаш
Нижнеингашский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Смольской Т.С.,
при секретаре Костюриной Е.А.,
с участием: представителя истца – помощника прокурора Мирюк Н.В., представителя ответчика - администрации поселка Нижний Ингаш Коробченко И.П. (по доверенности), представителя ответчика – ООО «Сфера и К» Колесова С.С. (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Нижнеингашского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Сфера и К», администрации поселка Нижний Ингаш об обязании провести техническое обследование и капитальный ремонт тепловых сетей,
установил:
прокурор Нижнеингашского района обратился в суд, в интересах неопределенного круга лиц, с иском к ответчикам, в котором (с учетом уточнения) просит обязать ООО «Сфера и К», как арендатора имущества и администрацию поселка Нижний Ингаш, как собственника имущества, провести техническое обследование и капитальный ремонт находящихся в муниципальной собственности и обслуживаемых ООО «Сфера и К» тепловых сетей протяженностью 8,183 км., расположенной в поселке Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края до 01.09.2024 года.
Свои исковые требования мотивировал тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства при организации в границах муниципального образования поселок Нижний Ингаш теплоснабжения населения. В ходе проведения проверки было установлено, что в муниципальной собственности поселка Нижний Ингаш находится муниципальное имущество, а именно: тепловая сеть протяженностью 5922 м. от котельной по ул. Ленина 6; тепловая сеть протяженностью 718 м. от котельной № 4 (д/с «Сказка») по ул. Набережная 8Б; тепловая сеть протяженностью 844 м. от котельной № 6 по ул. Кирова 1; тепловая сеть протяженностью 699 м. от котельной № 9 по ул. Новая 1А. На основании договоров аренды №№ 1 - 4 от 28.10.2021, тепловые сети переданы во временное владение и пользование (в аренду) ООО «Сфера и К» для эксплуатации и осуществления деятельности по предоставлению услуг по теплоснабжению. В соответствии с договором аренды № № 1 - 4 от 28.10.2021 ООО «Сфера и К» как «Арендатор» обязано содержать арендуемое имущество в исправном техническом состоянии и надлежащем санитарном состоянии; за свой счет производить текущий и капитальный ремонт арендуемого имущества, осуществлять его надлежащее техническое и эксплуатационное обслуживание, поддерживать имущество в исправном состоянии, нести расходы на содержание полученного в пользование имущества. Согласно актов приема-передачи тепло и водосетей п. Нижний Ингаш от 01.08.2021 и проведения их комиссионного обследования, тепловая сеть, протяженностью 8,183 км. находится в неудовлетворительном состоянии. В период с 01.08.2021 по 28.10.2021 данное имущество находилось в пользовании администрации поселка Нижний Ингаш, ремонт тепловых сетей, а также их подготовка к сезонной эксплуатации не проведена. Документы, подтверждающие проведение ремонтных работ и приведение имущества в удовлетворительное состояние, не представлено. Согласно актов приема-передачи муниципального имущества от 28.10.2021, являющихся приложением к договорам аренды №№ 1 - 4 от 28.10.2021, имущество находится в рабочем состоянии. Согласно справки о балансовой принадлежности имущества администрации поселка Нижний Ингаш, износ сооружений - тепловых сетей, составляет 100 %. Согласно актов технического обследования системы теплоснабжения, проведенного ресурсоснабжающей организацией ООО «Сфера и К» на всех теплосетях выявлено наличие высокой корозийности труб, отсутствие изоляционного материала, несоответствие тепловых сетей техническим требованиям. По результатам технического обследования теплосетей комиссия пришла к заключению об опасности эксплуатации теплосетей в отопительный сезон ввиду 100 % износа и необходимости реконструкции ветхих тепловых сетей путем замены. В План мероприятий по подготовке организаций ЖКХ к новому отопительному сезону 2022-2023 гг. на территории поселка Нижний Ингаш, утвержденный постановлением администрации поселка Нижний Ингаш от 13.04.2022 № 83, в качестве основных мероприятий по техническому обслуживанию сетей теплоснабжения, находящихся в пользовании ООО «Сфера и К» включены только осмотр тепловых колодцев, ревизия запорной арматуры, осмотр теплоизоляционного материала, осмотр тепловых каналов, осмотр коррозийного износа при наземной прокладке. В качестве дополнительных мероприятий, исполнителем которых является ООО «Сфера и К» предусмотрены: замена запорной арматуры диам. 250 в количестве 2 штук в ТК Ленина 136; замена запорной арматуры диам. 250 в количестве 2 штук в ТК Ленина 118; замена запорной арматуры диам. 250 количестве 2 штук в ТК Ленина 164; замена участка теплосетей от дома № 65 ул. Красная площадь до ТК-7 по улице Ленина, замена запорной арматуры в ТК-7; замена участка теплосетей от дома № 36 до дома № 2 ул. Устиновича, замена запорной арматуры в районе дома № 2; замена участка теплосетей от дома № 33 ул. Ленина до детского сада «Ромашка»; замена участка теплосетей от ТК-1 до ТК-2 и от ТК-1 до ТК-33 ул. Таежная; замена участка теплосетей от ТК-5 до ЖД № 1а, от ТК-5 до ТК-2 ул. Кирова; замена участка теплосетей от ТК-1 ул. Строителей до ТК-6 ул. Южная. При этом данные дополнительные мероприятия с исполнителем (ООО «Сфера и К») не согласованы и в План мероприятий по подготовке объектов коммунальной инфраструктуры Нижнеингашского района к работе в зимних условиях 2022-2023 годов, утвержденный ООО «Сфера и К», не включены. В соответствии со схемой теплоснабжения поселка Нижний Ингаш, утвержденной Постановлением главы поселка Нижний Ингаш от 18.02.2015, на территории поселка Нижний Ингаш проложены сети теплоснабжения из стальных трубопроводов, за исключением незначительных участков сетей в чугунном исполнении. Согласно актам технического обследования системы теплоснабжения, последний капитальный ремонт теплосетей проводился в 1970-1980 годах. В планы подготовки к отопительному сезону включаются незначительный объем ремонтных работ и работ по замене изношенных участков сетей, в связи с чем, в настоящее время износ практически всей тепловой сети составляет 100 %. Из анализа аварийности на тепловых сетях за отопительные периоды 2020- 2021 гг. и 2021-2022 гг. следует, что за отопительный период 2021-2022 гг. на системе теплоснабжения произошло 39 аварий (АППГ - 30), что на 30 % больше, чем за отопительный период 2020-2021 гг. Таким образом, проведение текущих и плановых ремонтов на сети теплоснабжения, включенных в план подготовки к отопительному сезону 2022- 2023 годов не соответствует возникшим потребностям в проведении капитального ремонта сети теплоснабжения. Ненадлежащее содержание и обслуживание теплосетей, не проведение мероприятий по капитальному ремонту, замене изношенных участков сети, приводит к возникновению аварийных ситуаций и влечет массовое нарушение прав граждан, потребителей тепловой энергии на бесперебойное получение коммунальных услуг в период отопительного сезона. Отношения по теплоснабжению ООО «Сфера и К», являющегося исполнителем коммунальных услуг, и жителями/организациями пос. Нижний Ингаш, являющимися потребителями коммунальных услуг, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354. В связанным с отсутствие надлежащего содержания и обслуживания тепловых сетей, сетей водоснабжения и соответствующего оборудования, не проведение технического обследования сетей, которые влекут несвоевременное и некачественное решение вопросов по теплоснабжению, водоснабжению населения, несут риск возникновения чрезвычайных ситуаций, а также значительно снижают эффективность использования муниципального имущества, в администрацию поселка Нижний Ингаш 08.09.2021 исх. № 7-01-2021 было внесено представление с требованием устранения выявленных нарушений законодательства. Администрацией поселка Нижний Ингаш нарушения требований действующего законодательства устранены только в части передачи муниципального имущества путем заключения договоров аренды № № 1-4 от 28.10.2021. Меры по содержанию муниципального имущества и организации проведения ремонтных работ, не приняты. Причинами возникновения аварийных ситуаций в системе теплоснабжения является неудовлетворительное состояние тепловых сетей, их передача на обслуживание ресурсоснабжающим организациям на короткий период (11 месяцев), что не позволяет эффективно использовать переданное имущества и осуществлять в него финансовые вложения в виде проведения капитальных ремонтов. Отсутствие надлежащего содержания сетей тепловых сетей и соответствующего оборудования, влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по теплоснабжению населения, несет риск возникновения чрезвычайных ситуаций, а также значительно снижает эффективность использования муниципального имущества.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Нижнеингашского района Мирюк Н.В. заявленные исковые требования, с учетом уточнения, поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просит суд удовлетворить заявленные исковые требования.
Представитель ответчика – администрации поселка Нижний Ингаш Нижнеингашского района Коробченко И.П. (полномочия проверены) с исковыми требованиями к администрации поселка Нижний Ингаш не согласна, просит суд отказать в их удовлетворении, по основаниям, указанным в возражениях, согласно которым считают требования в адрес администрации поселка Нижний Ингаш необоснованными и незаконными, поскольку указанные в иске тепловые сети переданы по договору аренды ООО «Сфера и К», по условиях которого именно в обязанности ООО «Сфера и К» входит поддерживать данные объекты в исправном состоянии, проводить их текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на их содержание. В настоящий момент тепловые сети фактически так же продолжают находится во владении и пользовании ООО «Сфера и К», которые продолжают осуществлять свою деятельность по теплоснабжению. Считают, что оснований для возложения обязанности по капитальному ремонту тепловой сети и проведению технического обследования данных сетей на администрацию поселка Нижний Ингаш, как собственника, отсутствуют.
Представитель ответчика – ООО «Сфера и К» Колесов С.С. с исковыми требованиями истца не согласен, суду представил возражения, согласно которым ООО «Сфера и К» осуществляет деятельность по теплоснабжению с 01.02.2020 на территории посёлка Нижний Ингаш. В 2022 году ООО «Сфера и К» провели техническое обследование каждой системы теплоснабжения, составили акты технических обследований и направили в адрес собственника сетей – администрации поселка Нижний Ингаш. При обследовании было установлено 100 % износ тепловых сетей и их дальнейшая эксплуатация представляет опасность для сотрудников эксплуатируемой организации и жителей поселка. Тепловые сети передавались в краткосрочное пользование по договору аренды, что не позволяет разработать и утвердить инвестиционную программу в отношении замены ветхих сетей и включение затрат в тариф. В настоящее время срок действия договоров аренды тепловых сетей с администрацией поселка Нижний Ингаш закончился. Новые договоры в 2022 году были подписаны со стороны ООО «Сфера и К» с протоколом разногласий, на которые администрацией поселка были представлены протоколы согласования протоколов разногласий, которые имеют «кабальный» характер и не отражают фактическое состояние тепловых сетей. В связи чем со стороны ООО «Сфера и К» не подписаны, а значит договоры аренды не действительны. Однако имущество, переданное по указанным договорам аренды не может использоваться по назначению, в виду их неудовлетворительного состояния.
Представитель ответчика ООО «Теплоэнергетик» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах не явки суд не известил, об отложении судебного заседания ходатайств не заявлял.
Дело рассмотрено в отсутствии представителя ответчика ООО «Теплоэнергетик» (в отношении которого представителем истца заявленные исковые требования не поддержаны), по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца, представителей ответчиков, изучив представленные материалы дела, суд, приходит к следующим выводам.
Конституцией РФ, имеющей высшую юридическую силу на территории Российской Федерации, права и свободы гражданина провозглашены высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства (ст.2 Конституции РФ).
В силу части 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены этим Кодексом и другими федеральными законами.
Указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией Российской Федерации (статья 40).
Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении) установлены правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
Согласно п. 12 ст. 2 Закона о теплоснабжении передача тепловой энергии, теплоносителя - это совокупность организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами, правилами технической эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок требованиям, прием, преобразование и доставку тепловой энергии, теплоносителя.
Статьей 3 Закона о теплоснабжении определены общие принципы организации отношений в сфере теплоснабжения, к которым в том числе относятся: обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; обеспечение энергетической эффективности теплоснабжения и потребления тепловой энергии с учетом требований, установленных федеральными законами; обеспечение приоритетного использования комбинированной выработки электрической и тепловой энергии для организации теплоснабжения; развитие систем централизованного теплоснабжения; соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала; обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения; обеспечение экологической безопасности теплоснабжения; обеспечение безопасной эксплуатации объектов теплоснабжения.
В силу ч. 11 ст. 23 Закона о теплоснабжении техническое обследование объектов теплоснабжения проводится в целях определения их технических характеристик с учетом результатов экспертизы промышленной безопасности объектов теплоснабжения, предусмотренной законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. Требования к проведению технического обследования объектов теплоснабжения устанавливаются методикой комплексного определения показателей технико-экономического состояния систем теплоснабжения, предусмотренной пунктом 14 части 2 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» утверждены правила организации теплоснабжения в Российской Федерации (далее - Правила).
Согласно пункту 124(17) Правил техническое состояние тепловой сети потребителя, по которой осуществляется поставка (передача) тепловой энергии (мощности), считается надлежащим при соблюдении одновременно следующих условий: наличие у потребителя паспорта готовности к отопительному периоду, выданного на соответствующий отопительный период; наличие акта проведения испытаний трубопроводов на прочность и плотность, подтверждающего удовлетворительные результаты испытаний на участке тепловой сети потребителя между точкой поставки и точкой учета.
Как установлено пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее Правила № 354) предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.
В силу пп. «а» п. 31 Правил № 354 исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 121 данных Правил ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в пп. «а, б, д» п. 115 и пп. «б» п. 117 данных Правил.
Пунктом 122 указанных Правил установлено, что действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Из материалов дела следует, что предоставление коммунальных услуг по теплоснабжению жителям поселка Нижний Ингаш осуществляет ресурсоснабжающая организация ООО «Сфера и К».
Ранее между администрацией поселка Нижний Ингаш и ООО «Сфера и К» были заключены договоры аренды №№1-4 от 28 октября 2021 года, в соответствии с которыми, тепловые сети, которые принадлежат администрации поселка Нижний Ингаш на праве собственности, переданы во временное владение и пользование (аренду) ООО «Сфера и К» для эксплуатации и осуществления деятельности по предоставлению услуг по теплоснабжению.
В соответствии с пунктами 3.2.2, 3.2.3, 3.2.10 вышеуказанных договоров аренды № № 1 – 4 от 28.10.2021 ООО «Сфера и К» как «Арендатор» обязано содержать арендуемое имущество в исправном техническом состоянии и надлежащем санитарном состоянии; за свой счет производить текущий и капитальный ремонт арендуемого имущества, осуществлять его надлежащее техническое и эксплуатационное обслуживание, поддерживать имущество в исправном состоянии, нести расходы на содержание полученного в пользование имущества.
Из представленных суду договоров аренды №№ 4-7 от 26.09.2022 года заключенных между администрацией поселка Нижний Ингаш и ООО «Сфера и К» следует, что тепловые сети, которые принадлежат администрации поселка Нижний Ингаш на праве собственности, переданы во временное владение и пользование (аренду) ООО «Сфера и К» для эксплуатации и осуществления деятельности по предоставлению услуг по теплоснабжению, что подтверждается актами приемки – передачи муниципального имущества от 26.09.2022.
В соответствии с пунктами 3.2.2, 3.2.3, 3.2.10 вышеуказанных договоров аренды № № №№ 4-7 от 26.09.2022 года ООО «Сфера и К» как «Арендатор» обязано содержать арендуемое имущество в исправном техническом состоянии и надлежащем санитарном состоянии; за свой счет производить текущий и капитальный ремонт арендуемого имущества, осуществлять его надлежащее техническое и эксплуатационное обслуживание, поддерживать имущество в исправном состоянии, нести расходы на содержание полученного в пользование имущества.
Указанные выше договоры аренды и акты приема – передачи подписаны ООО «Сфера и К» с протоколами разногласий.
В соответствии с Уставом ООО «Сфера и К» основными видами хозяйственной деятельности общества является, в том числе коммерческая деятельность с предоставлением различного рода услуг в соответствии установленным законодательством порядке.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления самостоятельно.
Организация в границах поселения теплоснабжения населения относится к вопросам местного значения поселения (п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро -, тепло -, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, законом на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации в границах поселения теплоснабжения населения.
Согласно п. 4 ст. 9 Устава поселка Нижний Ингаш к вопросам местного значения относится организация в границах поселка электро-, тепло-, газо - и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что в ходе проверки прокуратурой Нижнеингашского района ООО «Сфера и К» и администрация поселка Нижний Ингаш, не в полной мере выполняются требования законодательства об организации теплоснабжения на территории муниципального образования поселок Нижний Ингаш.
В соответствие с приложением № 1 к вышеуказанным договорам протяженность всей теплотрассы составляет 8 км 183 м.
Согласно свидетельствам о Государственной регистрации права собственности, тепловые сети протяженностью 8 км 183 м. поделены на 4 участка: тепловая сеть протяженностью 5922 м. от котельной по адресу п. Нижний Ингаш ул. Ленина 6; тепловая сеть протяженностью 718 м. от котельной № 4 (д/с «Сказка») по адресу п. Нижний Ингаш ул. Набережная 8Б; тепловая сеть протяженностью 844 м. от котельной № 6 по адресу п. Нижний Ингаш ул. Кирова 1; тепловая сеть протяженностью 699 м. от котельной № 9 по адресу п. Нижний Ингаш ул. Новая 1А.
Согласно актам технического обследования системы теплоснабжения поселка Нижний Ингаш, вышеуказанные участки тепловой сети не соответствуют техническим требованиям, требуется замена ветхих сетей, эксплуатация сетей в очередном отопительном периоде опасна ввиду 100% износа.
Согласно Актам технического обследования системы теплоснабжения, последний капитальный ремонт теплосетей проводился в 1970-1980 годах.
В силу ст. 7 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.
Из ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» следует, что проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.
На основании п.п. 2.6.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 (далее - Правила) целью подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к сезонной эксплуатации является обеспечение сроков и качества выполнения работ по обслуживанию (содержанию и ремонту) жилищного фонда, обеспечивающих нормативные требования проживания жителей и режимов функционирования инженерного оборудования в зимний период.
Из п. 2.6.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170 (далее правила № 170) следует, что контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления.
Согласно п. 2.2.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от 24 марта 2003 года №115 (далее Правила №115), руководитель организации обеспечивает: содержание тепловых энергоустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями Правил № 115, требований безопасности и охраны труда, соблюдение требованиями промышленной и пожарной безопасности в процессе эксплуатации оборудования и сооружений, а также других нормативно-технических документов; своевременное и качественное проведение профилактических работ, ремонта, модернизации и реконструкции тепловых энергоустановок; поддержание исправного состояния, экономичную и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок.
В соответствие с п. 2.5.1 правил № 115 для эффективной эксплуатации тепловых энергоустановок организация обеспечивает контроль и анализ соблюдения нормативных энергетических характеристик и оценку технического состояния тепловых энергоустановок.
Согласно п. 6.2.1. Правил №115, при эксплуатации систем тепловых сетей должна быть обеспечена надежность теплоснабжения потребителей, подача теплоносителя (воды и пара) с расходом и параметрами в соответствии с температурным графиком и перепадом давления на вводе.
Согласно п. 6.2.34 Правил № 115 для контроля за состоянием подземных теплопроводов, теплоизоляционных и строительных конструкций следует периодически производить шурфовки на тепловой сети. Плановые шурфовки проводятся по ежегодно составляемому плану, утвержденному ответственным лицом за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и (или) тепловых сетей (техническим руководителем) организации. На 1 км трассы предусматривается не менее одного шурфа.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении; и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно ст. 37 Федерального закона № 416-ФЗ техническое обследование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения проводится в целях определения: технических возможностей сооружений водоподготовки, работающих в штатном режиме, по подготовке питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, с учетом состояния источника водоснабжения и его сезонных изменений, технических характеристик водопроводных сетей и насосных станций, в том числе уровня потерь, показателей физического износа энергетическойэффективности этих сетей и станций, оптимальности топологии и степени резервирования мощности, экономической эффективности существующих технических решений в сравнении с лучшими отраслевыми аналогами и целесообразности проведения модернизации и внедрения новых технологий, сопоставления фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения с фактическими значениями этих показателей объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, эксплуатируемых организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и использующими наилучшие существующие (доступные) технологии.
Техническое обследование проводится организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, самостоятельно либо с привлечением специализированной организации. Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, информирует органы местного самоуправления о датах начала и окончания проведения технического обследования, ходе его проведения. По решению органов местного самоуправления к проведению технического обследования могут привлекаться представители органов местного самоуправления. Результаты технического обследования подлежат согласованию с органом местного самоуправления.
В соответствии с п. 10.1 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно п. 14.3 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ капитальный ремонт линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов, если иное не предусмотрено Градостроительном кодеком РФ.
Как следует из представленных суду материалов, доказательств, подтверждающих устранение выявленных нарушений требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, ответчиками не представлено.
Учитывая процент износа и разный год постройки участков теплосети, ежегодное проведение щурфовок, а также неосуществление необходимого технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения и капитального ремонта тепловых сетей поселка Нижний Ингаш, суд приходит к выводу о том, что ООО «Сфера и К» допущены нарушения в данной сфере.
Проведение вышеуказанных мероприятий направленны на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения и защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Доводы представителя ответчика ООО «Сфера и К» относительно того, что ими договоры аренды №№ 4-7 от 26.09.2022 с администрацией поселка Нижний Ингаш были подписаны с протоколом разногласий, а значит указанные договоры не действительны и считаются не заключенными, судом не могут быть признаны состоятельными.
В силу ст. 433 ГК РФ если в соответствии с законом для заключения договора необходима также передача имущества, договор считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества (статья 224).
Судом установлено, что предоставление коммунальных услуг по теплоснабжению жителям поселка Нижний Ингаш продолжает осуществлять ресурсоснабжающая организация ООО «Сфера и К», для осуществления своей деятельности по теплоснабжению продолжает использовать указанные тепловые сети, принадлежащие администрации п. Нижний Ингаш.
Доводы представителя администрации п. Нижний Ингаш о несогласии с требованиями в части обязании администрацию п. Нижний Ингаш, как собственника имущества провести техническое обследование и капитальный ремонт находящихся в муниципальной собственности и обслуживаемых ООО «Сфера и К» тепловых сетей, протяженностью 8,183 км., расположенных в поселке Нижний Ингаш Нижнеингашского района Красноярского края, суду не могут быть приняты.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу ст. 616 ГК РФ арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.
Указание в возражениях представителя ответчика - администрации поселка Нижний Ингаш на то, что объекты, необходимые для осуществления теплоснабжения населения, переданы ООО «Сфера и К» в аренду по договорам от 28.10.2021, а в последующем по договорам аренды от 26.09.2022, не свидетельствует о надлежащем исполнении полномочий администрацией п. Нижний Ингаш. Само по себе заключение договора не освобождает орган местного самоуправления от обязанности решать вопрос о теплоснабжении населения, контролировать надлежащее исполнение договора аренды, в том числе в части осуществления текущего и капитального ремонта имущества.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что администрация поселка Нижний Ингаш не выбыла из правоотношений и имеет гражданские права (право собственности) и обязанности в отношении объектов сетей теплоснабжения.
Каких либо доказательств, подтверждающих действия администрации поселка, направленных на исполнение муниципальных полномочий, помимо заключения договоров аренды тепловых сетей, суду не представлено.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд полагает, что исковые требования прокурора (с учетом уточнений) подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░ ░ ░», ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░ ░ ░» ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ 8,183 ░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 01.09.2024 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░ 2023 ░.