Дело № 2-14/2021
УИД № 24RS0003-01-2020-000746-76
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 июля 2021 года п. Балахта
Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Хафизовой Ю.В.,
с участием пом. прокурора Балахтинского района Красноярского края Шнайдер О.П.,
представителя ответчика администрации Балахтинского района Молоткова В.В., действующего на основании доверенности № № от 05.02.2021 года,
ответчика Копейкиной П.С.,
при секретаре Ивашиной С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Балахтинского района Красноярского края действующего в интересах Афанасьева ФИО18, неопределенного круга лиц к Муниципальному образованию Балахтинский муниципальный район Красноярского края, МКУ «Управление имуществом, землепользования и землеустройства», Копейкиной ФИО19, Шляхову ФИО20 о расторжении муниципального контракта, прекращении права собственности на жилое помещение и земельный участок, возложении обязанности по передаче жилого помещения, возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, внесении изменения в ЕГРН,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Балахтинского района обратился в суд с исковым заявлением с учётом уточнений в интересах Афанасьева ФИО21 к муниципальному образованию Балахтинский район, Муниципальному казенному учреждению «Управление имуществом землепользования и землеустройства», Копейкиной ФИО22, Шляхову ФИО23 о расторжении муниципального контракта на приобретение жилого помещения и земельного участка, прекращения права собственности и возложении обязанностей МКУ «УИЗИЗ» предать Копейкиной ФИО24, Шляхову ФИО25 жилое помещение и земельный участок взыскать с них денежные средства в пользу муниципального образования Балахтинского района, расторгнуть с Афанасьевым Н.А. договор найма жилого помещения специализированного жилого фонда и возложить обязанность на администрацию Балахтинского района Красноярского края предоставить Афанасьеву Н.А.. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории Балахтинского района мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства при приобретении и предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей. В силу положений ч.1 ст. 109.1 ЖК РФ, п. 1 ст. 8, ч.7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» муниципальное образование Балахтинский район в лице муниципального казенного учреждения «Управление имуществом, землепользования и землеустройства» в Единой информационной системе в сфере закупок опубликовано извещение о начале приема заявок на участие в электронном аукционе на приобретение жилого помещения в собственность муниципального образования Балахтинский район для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лицам из числа, не имеющим жилого помещения.
В силу положений ст. ст. 469, 557, п.2 ст. 475, ч.1 ст. 432 ГК РФ, а так же ч. 1 ст. 34, п.2 ст. 42, ч.1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и п. 3 документации об электронном аукционе, утвержденной 18.03.2019 директором МКУ «УИЗИЗ» ФИО11, жилое помещение должно быть пригодно для постоянного проживания граждан (отвечать установленным санитарным, пожарным, техническим правилам и нормам проживания), в соответствии с нормами статьи 15 Жилищного кодекса РФ, не обременено правами третьих лиц и не находится под арестом. Кроме того, согласно перечню требований, предъявляемых к приобретаемому жилому помещению, установленных п. 4 вышеуказанной аукционной документации: жилое помещение - должно быть защищено от проникновения дождевой или талой воды; в санитарном узле унитаз с бачком - без протечек и видимых повреждений, в исправном состоянии; пол, потолок - без повреждений, трещин, отсутствия грибка; оконные переплеты - без щелей, трещин и повреждений, легко открываемые и закрываемые; пол в жилой комнате, кухне, коридоре - без проседания, без дефектов и щелей. При этом, указанные показатели изменению не подлежат. Согласно части 2 статьи 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства). Конкретные требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами. Такие требования установлены в настоящий момент Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (далее - Положение). На основании п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Пунктом 16 Положения установлено, что жилые помещения, а также помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны быть защищены от проникновения дождевой, талой и грунтовой воды и возможных бытовых утечек воды из инженерных систем при помощи конструктивных средств и технических устройств. Кроме того, в силу п. 24 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, лицам, которые достигли возраста 23 лет, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям к пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом. Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, лицам, которые достигли возраста 23 лет, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека. С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров. С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 11 квадратных метров. По результатам рассмотрения единственной заявки участника электронного аукциона 22.07.2019 года МКУ «УИЗИЗ» и продавцами Копейкиной П.С., Шляхова Н.С. в лице Бударева Е.А., действующего на основании доверенности, заключен муниципальный контракт (далее - Контракт) на приобретение жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, стоимостью 1 091 878 руб. 57 коп. за счет средств субвенций из бюджета Красноярского края бюджету муниципального образования Балахтинский район для дальнейшего его предоставления гражданам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Денежные средства за приобретение жилого помещения в размере 1 091 878 руб. 57 коп. перечислены на счет Продавца 22.08.2019 года, что подтверждается платежным поручением №. Указанное жилое помещение предоставлено Афанасьеву Н.А. как гражданину из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда. Пунктом 10.3 Контракта закреплено, что до момента подписания настоящего контакта Продавец передал, а Покупатель принял отчуждаемое жилое помещение в надлежащем, качественном состоянии (как оно есть), соответствующее санитарно-техническим нормам и правилам. Жилое помещение Покупателем осмотрено, претензий к Продавцу нет, обо всех скрытых недостатках Покупателю сообщено. Вместе с тем, в ходе осмотра приобретенного жилого помещения прокуратурой района совместно со специалистами Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края выявлены признаки непригодности приобретенного жилого помещения для проживания, в связи с нарушением Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»: труба водоотведения из дома до септика проложена на открытом воздухе, не утеплена, объем септика менее 1м3, септик не герметичен. Таким образом, приобретённое МКУ «УИЗИЗ» жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку имеет признаки непригодности для проживания. Кроме того, по результатам проверки обоснования начальной (максимальной) цены контракта при проведении электронного аукциона на приобретение указанной квартиры установлены нарушения порядка формирования начальной (максимальной) цены контракта. На основании частей 1, 2, 3 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов, в том числе, метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), тарифного метода. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным исполнителем. Этот метод заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг. При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. При применении этого метода заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. В целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 указанной статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе. Цена закупаемого жилого помещения сформирована с применением метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), исходя из поступивших коммерческих предложений. Так, на имя директора МКУ «УИЗИЗ» ФИО12 поступило 3 предложения физических лиц о приобретении у них жилых помещений, в том числе:
ФИО1, с предложением о приобретении жилого
помещения, расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес>, общей площадью 37,8 м2, цена 750 000 руб.;
ФИО2 с предложением о приобретении жилого
помещения, расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес>, общей площадью 53,4 м2, цена 1 565 400 руб.;
ФИО3 с предложением о приобретении жилого
помещения, расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес>, общей площадью 38,7 м2, цена
960 335, 77 руб.
Таким образом, начальная (максимальная) стоимость приобретаемого жилого помещения установлена в размере 1 091 878 руб.
Однако, указанная стоимость не подтверждается материалами проверки. Так, ни ФИО1, ни ФИО2 не подтвердили факт направления коммерческого предложения на имя директора МКУ «УИЗИЗ». Факт нарушения при формировании начальной (максимальной) цены контракта и.о. директора МКУ «Управление имуществом, землепользования и землеустройства» подтверждается постановлением руководителя Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края от 06.05.2020 о назначении административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ в размере 10 тыс. руб. Исходя из изложенного, муниципальный контракт, заключенный 15.07.2019 года между МКУ «УИЗИЗ» и Копейкиной П.В., Шляховым Н.С. на приобретение жилого помещения, расположенное по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, противоречит требованиям, установленным ч. 2 ст. 15 Жилищного Кодекса Российской Федерации, п. 24 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка», и недействителен с момента его заключения.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 167 ГК РФ и в силу ч. 8 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» расторжение контракта допускается в том числе по решению суда.
Кроме того, на основании договора купли-продажи за муниципальным образованием Балахтинский район зарегистрирован земельной участок, по адресу <адрес> кадастровым номером № площадью 3976 кв.м., принадлежащий ответчикам.
Право прокурора Балахтинского района обратиться в суд с указанным иском обусловлено положениями ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которых прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах, а также в интересах муниципальных образований. В связи с чем прокурор с учетом уточнений просит суд расторгнуть муниципальный контракт № от 22.07.2019 года на приобретение жилого помещения и земельного участка по адресу <адрес> заключенный между муниципальным образованием <адрес> в лице муниципального казенного учреждения «Управление имуществом, землепользования и землеустройства» и Копейкиной ФИО26, Шляховым ФИО27. Прекратить права собственности муниципального образования Балахтинский район на жилое помещение и земельный участок по адресу <адрес>, возложить обязанность МКУ «УИЗИЗ» предать Копейкиной П.С., Шляхову Н.С. вышеуказанное жилое помещение и земельный участок, взыскать с них денежные средства в пользу муниципального образования Балахтинского района в размере 1091878,57 руб., расторгнуть с Афанасьевым Н.А. договор найма жилого помещения специализированного жилого фонда и возложить обязанность на администрацию Балахтинского района Красноярского края предоставить Афанасьеву Н.А. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений на территории Балахтинского района, отвечающее санитарным и техническим требованиям, исходя из общей площади 33 кв.м. с допусками, установленными п.24 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 года № 12-961 «О защите прав ребенка» и внести соответствующие изменения в ЕГРН (л.д. 116-120, 157-161).
Определением Балахтинского районного суда от 30.06.2021 года в дело в качестве соответчика привлечен Бударев Е.А. (л.д. 239-245).
В судебном заседании помощник прокурора Балахтинского района Шнайдер О.П. заявленные требования поддержала и просила суд их удовлетворить.
Истец Афанасьев Н.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, путем направления судебной повестки по известному месту жительства, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело без его участия.
Представитель ответчика Муниципального образования Балахтинский муниципальный район Красноярского края Молотков В.В. по заявленным требованиям не возражал.
Представитель ответчика директор МКУ «УИЗиЗ» Золотарев А.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело без его участия.
Ответчик Копейкина П.С. в судебном заседании по заявленным требованиям возражала.
Ответчик Шляхов Н.С. и соответчик Бударев Е.А. в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Представитель третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, предоставил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, а также письменные пояснения на исковое заявление, согласно которым согласно сведениям ЕГРН, в отношении земельного участка с кадастровым номером № и расположенного на нем жилого дома с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, зарегистрировано 22.07.2019 г. право собственности муниципального образования Балахтинский район Красноярского края на основании муниципального контракта № от 22.07.2019 и муниципального контракта № № от 22.07.2019 года и дополнительного соглашения от 05.08.2019 года. На основании вышеизложенного, Управление полагает необходимым, учитывая, установленный в п. 1 ст. ЗК РФ, принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, дополнить исковые требования в части оспаривания сделки и в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Также при рассмотрении исковых требований необходимо учитывать, что основания и последствия расторжения договора названы в статье 450 и п. 4 ст. 453 ГК РФ. Согласно действующему законодательству, судебный акт о возврате недвижимого имущества продавцу является основанием для государственной регистрации прекращения права собственности покупателя и государственной регистрации права собственности на этот объект недвижимости (л.д.53-54).
Представитель третьего лица Министерства образования Красноярского края в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело без его участия.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает требования подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления (ч. 5 ст. 57 ЖК РФ).
В силу п. 1, 14 ст. 17 Закона края от 2 ноября 2000 года N 12-961 "О защите прав ребенка" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом. Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека (далее - норма предоставления). С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью, превышающей размер общей площади, определенный исходя из нормы предоставления, но не более чем на 9 квадратных метров. С учетом конструктивных особенностей жилого помещения допускается предоставление жилого помещения общей площадью менее размера общей площади, определенного исходя из нормы предоставления, но не более чем на 11 квадратных метров.
Согласно ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия. В случаях, когда в соответствии с законом сделка оспаривается в интересах третьих лиц, она может быть признана недействительной, если нарушает права или охраняемые законом интересы таких третьих лиц. Сторона, из поведения которой явствует ее воля сохранить силу сделки, не вправе оспаривать сделку по основанию, о котором эта сторона знала или должна была знать при проявлении ее воли. Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо. Требование о признании недействительной ничтожной сделки независимо от применения последствий ее недействительности может быть удовлетворено, если лицо, предъявляющее такое требование, имеет охраняемый законом интерес в признании этой сделки недействительной. Суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных предусмотренных законом случаях. Заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.
В силу ч.1, 2 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Лицо, которое знало или должно было знать об основаниях недействительности оспоримой сделки, после признания этой сделки недействительной не считается действовавшим добросовестно. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Согласно ч.1 ст. 168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
В силу п.3 ст. 448 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора, заключаемого по результатам торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов.
Согласно ч.1, 2 ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если:
кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах;
на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена;
продажа была произведена ранее указанного в извещении срока;
были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи;
были допущены иные нарушения правил, установленных законом.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 настоящего Кодекса.
Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Балахтинского района Красноярского края проводилась проверка соблюдения требований законодательства при приобретении и предоставлении жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям оставшихся без попечения родителей.
11.03.2019 года между министерством образования Красноярского края и администрацией муниципального образования Балахтинский район Красноярского края заключено Соглашение № по реализации в 2019 году государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по которому Министерство обязалось перечислить бюджету Балахтинский район Красноярского края субвенцию на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей по решению суда. Согласно приложению к Соглашению № от 11.03.2019 г. в список детей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2019 г. вошли дети, в том числе, Афанасьев Н.А. (л.д. 8-13).
МКУ «УИЗиЗ» была подготовлена и утверждена документация об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения в собственность МО Балахтинский район для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из их числа, не имеющих жилое помещение, согласно которой установлены требования, предъявляемые к приобретаемому жилому помещению (таблица 1), из них: фундамент – конструкция: ленточный, на сваях, монолитный и др., состояние: без разрушений и повреждений, без трещин; несущие конструкции здания, в котором расположено жилое помещение – материал: кирпич, шлакоблок или железобетонные панели, брус, бревно, иные, соответствующие нормам, состояние: без разрушений и повреждений, приводящих к их деформации или образованию трещин: санитарный узел – при наличии: раздельный или совмещенный; благоустроенность жилого помещения – холодное водоснабжение: наличие, слив, септик – имеется. При этом, указанные показатели изменению не подлежат (л.д. 98-109).
Согласно протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе «Приобретение жилого помещения в собственность муниципального образования Балахтинский район для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, а так же лицам из их числа, не имеющим жилого помещения» от 02.07.2019 года срок подачи электронной заявки для участия в электронном аукционе установлено до 01.07.2019 06:00 час. (л.д. 96-97).
Согласно муниципального контракта № от 22.07.2019 года Муниципальное образование Балахтинский район в лице муниципального казенного учреждения «Управление имуществом, землепользования и землеустройства» и приобрело у участника аукциона в электронной форме Бударева Е.А. действующего по доверенности от имени Копейкиной П.С. и Шляхова Н.С. в муниципальную собственность жилой дом по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, общей площадью 64 кв.м., с кадастровым номером №. В соответствии с п. 2.1 цена контракта составила 1 037284 руб. 64 коп. за счет средств субвенций из бюджета Красноярского края бюджету муниципального образования Балахтинский район для дальнейшего его предоставления гражданам из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно п. 10.2 Контракта закреплено, что стороны подтверждают, что до момента подписания настоящего контракта продавец передал, а покупатель принял отчуждаемый жилой дом в надлежащем, качественном состоянии (как оно есть), соответствующий санитарно-техническим нормам и правилам. Жилой дом покупателем осмотрен, претензий к продавцу нет, обо всех скрытых недостатках покупателю сообщено (л.д.14-20).
Денежные средства за приобретение жилого помещения в размере 1037284 руб. 64 коп. перечислены на счет продавца Копейкиной П.С. 22.08.2019 года, что подтверждается платежным поручением №, а так же возврат задатка в сумме 54593 руб. 93 коп. представителю продавцов Будареву Е.А. согласно платежного поручения № от 16.08.2019 года (л.д.21, 22).
Согласно пояснением специалиста № от 23.12.2019 года следует, что в результате обследования жилого дома по адресу: <адрес>, выявлены нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя России от 27.09.2003 года № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда: труба водоотведения из дома до септика проложена на открытом воздухе, не утеплена (нарушение п.5.8.4 Правил). Объем септика менее 1 м3 (в землю зарыты покрышки от автомобиля марки КАМАЗ (предположительно), септик не герметичен. Вывод в ходе визуального осмотра выявлен признак непригодности жилого дома для проживания по <адрес> системы водоотведения, недостаточность объема и не герметичность септика (л.д.23).
Постановлением руководителя Службы финансово-экономического контроля и контроля в сфере закупок Красноярского края от 06.05.2020 года и.о. директора МКУ «Управление имуществом, землепользования и землеустройства» ФИО16 привлечена к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде штрафа в размере 10 тыс. руб. за несоблюдение порядка или формы обоснования начальной (максимальной) цены контракта, обоснования объекта закупки. Из постановления следует, что на основании частей 1, 2, 3 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов, в том числе, метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), тарифного метода. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным исполнителем. Этот метод заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг. При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. При применении этого метода заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. В целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 указанной статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе. Цена закупаемого жилого помещения сформирована с применением метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), исходя из поступивших коммерческих предложений. Так, на имя директора МКУ «УИЗИЗ» ФИО12 поступило 3 предложения физических лиц о приобретении у них жилых помещений, в том числе: ФИО1, с предложением о приобретении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес>, общей площадью 37,8 м2, цена 750 000 руб.; ФИО2 с предложением о приобретении жилого
помещения, расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес>, общей площадью 53,4 м2, цена 1 565 400 руб.; ФИО3 с предложением о приобретении жилого
помещения, расположенного по адресу: <адрес>,
<адрес>, общей площадью 38,7 м2, цена
960 335, 77 руб. Таким образом, начальная (максимальная) стоимость приобретаемого жилого помещения установлена в размере 1 091 878 руб. Однако, указанная стоимость не подтверждается материалами проверки. Так, ни ФИО1, ни ФИО2 не подтвердили факт направления коммерческого предложения на имя директора МКУ «УИЗИЗ» (л.д.24-28).
Согласно муниципального контракта ИКЗ № от 22.07.2019 года Муниципальное образование Балахтинский район в лице муниципального казенного учреждения «Управление имуществом, землепользования и землеустройства» и приобрело у участника аукциона в электронной форме Бударева Е.А. действующего по доверенности от имени Копейкиной П.С. и Шляхова Н.С. в муниципальную собственность жилой дом по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, общей площадью 64 кв.м., с кадастровым номером №, находящейся на земельном участке площадью 3976 кв.м., кадастровый №. Муниципальный контракт заключается в соответствии с Федеральным Законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», протоколом № проведения итогов электронного аукциона «Приобретение жилого помещения в собственность муниципального образования Балахтинский район для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лицам из их числа, не имеющим жилого помещения. Цена контракта составила 1091878 руб. 57 коп ( л.д. 86-94).
По выписки из ЕГРН от 29.07.2019 года правообладателем жилого дома по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, общей площадью 64 кв.м., является муниципальное образование Балахтинский район (л.д.95).
В соответствии с протоколом осмотра предметов от 28.10.2020 г., составленного заместителем руководителя Балахтинского МСО ГСУ СК России по Красноярскому краю и Республике Хакасия ФИО17, установлены множественные не соответствия техническому заданию, указанному в акте обследования от 29.11.2019 года, на момент осмотра жилого дома по адресу: <адрес>, а именно: фундамент находится в неработоспособном состоянии, нижний венец бревен залит в бетон, отсутствует гидроизоляция; стены, выполнены из бревен, имеют обширное поражение древесины грибком и гниением, перекос окон и дверных проемов; крыша выполнена из асбестоцементных листов, имеются разрушения и трещины, степень износа крыши 100%; септик не обнаружен; подводка холодного водоснабжения отсутствует, нет санузла; печь имеет трещины в кирпичной кладке и дымоходной трубе, в связи с чем имеется угрозы жизни и здоровью граждан проживающих в данном доме (л.д. 135-144).
Заключением судебно-строительного эксперта № «О состоянии несущих и ограждающих конструкций о возможности (невозможности) дальнейшей безопасной эксплуатации объекта и о соответствии (несоответствии) требованиям, действующих нормативных документов жилого дома по адресу: <адрес>» установлено, что в жилом доме имеются нарушения установленных правил, не соответствует требованиям, предъявляемых к приобретаемому жилому помещению: холодное и горячее водоснабжение отсутствует, септик отсутствует, фундамент находится в неудовлетворительном состоянии, кровля покрыта мхом, имеются сколы шифера, трещины и дыры, печь имеет глубокие горизонтальные трещины, присутствует сквозное отверстие в дымоходе. Не является пригодным для проживания жилой дом, расположенный по адресу <адрес> согласно требованиям санитарно-эпидемиологических, пожарных и технических правил (л.д. 162-190).
По выписки из ЕГРН от 17.03.2021 года правообладателем земельного участка а по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, общей площадью 3976 кв.м., с кадастровым номером № является муниципальное образование <адрес> (л.д. 191-197).
22.07.2019 г. между Муниципальным образованием Балахтинский район в лице муниципального казенного учреждения «Управление имуществом, землепользования и землеустройства» и участником аукциона в электронной форме Бударевым Е.А. действующим по доверенности от имени Копейкиной П.С. заключен договор муниципальный контракт № №, по которому МО Балахтинский район купил в муниципальную собственность земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, общей площадью 3976 кв.м., кадастровый №. Цена контракта составила 1000 руб. (л.д.213-220).
Постановлением администрации Балахтинского района № от 23.10.2019 года «Об отнесении жилого помещения муниципального жилищного фонда к специализированному жилищному фонду» жилое помещение по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, общей площадью 64 кв.м. отнесено к специализированному жилищному фонду, предназначенное для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договору специализированного найма (л.д. 247).
Постановлением администрации Балахтинского района № от 28.11.2019 года «О предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда» жилое помещение по адресу: <адрес> <адрес> <адрес>, общей площадью 64 кв.м. предоставлено Афанасьеву Н.А. (л.д. 252).
Согласно договора найма жилого помещения специализированного жилищного фона для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 28 ноября 2019 года МКУ «Управление имуществом, землепользования и землеустройства» предоставило Афанасьеву Н.А. во владение и пользование жилой дом по адресу <адрес> <адрес> <адрес>, сроком на 5 лет (л.д. 248-250).
28 ноября 2019 года Афанасьев Н.А. по акту приема-передачи получил ключи от жилого помещения по адресу <адрес> <адрес> <адрес>, жилое помещение пригодно для проживания, находится в удовлетворительном состоянии, передается с имуществом – бойлер, раковина, баня (л.д. 251).
Оценивая доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку в судебном заседании стороной истца доказано, что приобретенный по результатам электронного аукциона и впоследствии, заключенному муниципальному контракту от 22.07.2019 г. у продавцов Копейкиной П.С., Шлякова Н.С., от имени которых выступал Бударев Е.А. жилой дом, не соответствовал техническому заданию, указанному в документации к электронному аукциону, что подтверждается заключением судебно-строительного эксперта, что дом не пригоден к проживанию. Кроме того, учитывая, установленный в п.5 ст. 1 Земельного кодекса РФ принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков то имеются все основания для расторжения муниципальных контрактов от 22.07.2019 года о приобретении МО Балахтинский район у Копейкиной П.С., Шлякова Н.С. жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, и прекращении права собственности Муниципального образования Балахтинский район на вышеуказанные объекты недвижимости.
Согласно положениям ч. 2 ст. 167 ГК РФ, каждая сторона обязана возвратить другой все полученное по сделке, в связи с чем, необходимо внести изменения в ЕГРН с указанием сведения о прекращении права собственности Муниципального образования Балахтинский район на спорные объекты недвижимости, возвратив их продавцам Копейкиной П.С., Шлякову Н.С. в собственность, и взыскания с них в пользу муниципального образования Балахтинский район денежные средства в размере 1037284, 64 руб., а так же возврат задатка в сумме 54593,93 руб., потраченные на приобретение жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>.
Учитывая, что жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, а согласно заключения судебно-строительного эксперта № жилой дом по адресу: <адрес>, не пригоден для проживания, здание перестало удовлетворять заданным эксплуатационным требованиям, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что предоставленный Афанасьеву Н.А. по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 28.11.2019 года жилой дом, не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, в связи с чем имеются основания для его расторжения и возложения на ответчика администрацию Балахтинского района Красноярского края обязанности предоставить Афанасьеву Н.А. по договору найма специализированного жилого помещения пригодное для постоянного проживания, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям жилое помещение, с соблюдением установленных п. 24. ст. 17 Закона Красноярского края "О защите прав ребенка" требований.
Оценив заключение эксперта, которое получено в рамках уголовного дела №, суд приходит к выводу о том, что заключение является полным, содержит необходимые исследования, ссылки на нормативно-техническую документацию, использованную при производстве экспертизы, эксперт был предупреждён об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ и имеет соответствующее образование, в связи с чем оснований для сомнения в правильности и обоснованности экспертного заключения не имеется. Так же процессуальных нарушений при производстве экспертизы экспертом не допущено, таким образом вывод эксперта о том, что жилой дом по адресу <адрес>, является не пригодным для проживания и не соответствует требованиям технической документации к электронному аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение жилого помещения в 2019 году суд признает убедительным и доказанным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № ░░ 22.07.2019 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░28, ░░░░░░░░ ░░░29 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 22.07.2019 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░30.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> <░░░░░> <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░31, ░░░░░░░░ ░░░32 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ? ░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> <░░░░░> <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░33 ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> <░░░░░> <░░░░░>.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░34, ░░░░░░░ ░░░35 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 092 878 ░░░░░░ 56 ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░36 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 33 ░░.░. ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░. 24 ░░. 17 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 02.11.2000 ░░░░ № 12-961 «░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22.07.2021 ░░░░.