Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-105/2022 ~ М-50/2022 от 16.02.2022

Гражданское дело №2а-105/2022

УИД 25RS0034-01-2022-000156-16

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Чугуевка    Приморский край                                                               25 апреля 2022 года

    Чугуевский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Литовченко М.А.,

при помощнике судьи Лукьянчук С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Чугуевского района Приморского края в защиту прав и законных интересов Салова Дмитрия Владимировича к администрации Чугуевского муниципального округа Приморского края о признании бездействия незаконным, признании заключения межведомственной комиссии, распоряжение Главы администрации незаконным, признании дома аварийным и подлежащим сносу,

                      установил:

Прокурор Чугуевского района Приморского края В.В. Криволапов обратился в суд в защиту прав и законных интересов Салова Д.В. к администрации Чугуевского муниципального округа Приморского края с административным исковым заявлением о признании бездействия незаконным, признании заключения межведомственной комиссии, распоряжение Главы администрации незаконным, признании дома аварийным и подлежащим сносу.

В обоснование заявленных требований указал, что в соответствии с заключением о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 24.03.2011 №61, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания в связи с физическим износом (80%). Здание является непригодным для проживания. Постановлением администрации Шумненского сельского поселения №112 от 16.09.2011 жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан не отвечающий установленным для жилых помещений требованиям для постоянного проживания. В соответствии с заключением от 25.11.2016 №157 жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания, а многоквартирный <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с актом освидетельствования последствий тайфуна «Лайонрок», проведенным КГАУ «Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий Приморского края», эксплуатация здания, расположенного по адресу: <адрес>, в качестве жилого дома недопустима, безопасность и комфортность пребывания жильцов не обеспечивается, физический износ составляет 63,2%. В ходе проведенной проверки установлено, что в соответствии с вышеназванной экспертизой дом, по указанному адресу признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, органом местного самоуправления не принято решение и не издано распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических лиц. По данному факту 30.08.2021 главе Чугуевского муниципального округа внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства, фактически не исполнено.

Салов Д.В. обратился в администрацию Чугуевского муниципального округа с заявлением о признании многоквартирного дома аварийным подлежим сносу. По результатам проверки межведомственной комиссией составлено заключение об оценке соответствия помещения требованиями, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, согласно которому основания для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции отсутствуют.

Распоряжением главы администрации Чугуевкого муниципального округа от 14.01.2022 №19-р Салову Д.В. отказано в признании указанного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, в связи с отсутствием оснований.

Таким образом, заключение межведомственной комиссии №5 от 27.12.2021, распоряжение главы администрации от 14.01.2022 №19-р противоречат заключению комиссии от 25.11.2016 №157 постановлению администрации Шумненского сельского поселения №112 от ДД.ММ.ГГГГ, заключению комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, а также акту освидетельствования КГАУ «Государственная экспертиза проектной документации инженерных изысканий Приморского края».

Просит суд признать бездействие администрации Чугуевского муниципального округа Приморского края по признанию многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, Чугуевский муниципальный округ, <адрес>, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлению сроков расселения проживающих в нем физических лиц, признать заключение межведомственной комиссии №5 от 27.12.2021 и распоряжение главы администрации от 14.01.2022 №19-р незаконными, а также признать многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, Чугуевский муниципальный округ, <адрес>, аварийным и подлежащим сносу.

В судебном заседании прокурор Чугуевского района Приморского края Криволапов В.В., действующий в защиту законных прав и интересов Салова Д.В. на административных требованиях настаивал в полном объеме, в судебном заседании просил о вынесении в адрес главы администрации Чугуевского муниципального округа Приморского края Деменёва Р.Ю. частного определения за нарушение требований законодательства Российской Федерации.

Салов Д.В., извещенный надлежащим образом о дате и времени рассмотрения административного иска, не явился, суду представил заявление, в котором просит о проведении судебного заседания без его участия, поддерживает требования прокурора.

Представитель административного ответчика - администрации Чугуевского муниципального округа Приморского края Бережко В.В., в судебном заседании просила в удовлетворении требований прокурора отказать в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В соответствии со статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Пунктом 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N47, предусмотрено, что признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Как следует из указанных требований орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) вышеназванного Положения. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав указанной комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора, государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, а также в случае необходимости, в том числе в случае проведения обследования помещений на основании сводного перечня объектов (жилых помещений), находящихся в границах зоны чрезвычайной ситуации, предусмотренного пунктом 42 Положения - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий.

В соответствии с п. 46 Положения комиссия рассматривает поступившее заявление, или заключение органа государственного надзора (контроля), или заключение экспертизы жилого помещения, предусмотренные абзацем первым пункта 42 настоящего Положения, в течение 30 календарных дней с даты регистрации, а сводный перечень объектов (жилых помещений) или поступившее заявление собственника, правообладателя или нанимателя жилого помещения, которое получило повреждения в результате чрезвычайной ситуации и при этом не включено в сводный перечень объектов (жилых помещений), предусмотренные пунктом 42 настоящего Положения, - в течение 20 календарных дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.

В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии.

Согласно п. 47 Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико- экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.

В соответствии с пунктом 49 Положения в случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению № 2. Участие в обследовании помещения лиц, указанных в абзаце четвертом пункта 7 настоящего Положения, в случае их включения в состав комиссии является обязательным.

На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 стоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем пользовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В соответствии с абзацем 7 пункта 7 Положения следует, что решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным пригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности).

Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Как следует из материалов дела, Салов Д.В. является собственником жилого помещения – <адрес> в <адрес>, на основании договора дарения части жилого дома от 26.02.2007, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.03.2007.

На основании договора купли-продажи от 18.01.2018, Салов Д.В. является собственником жилого помещения – <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

В соответствии с заключением о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 24.03.2011 №61 жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в <адрес> признано непригодным для проживания в связи износом (80%). Здание является непригодным для проживания.

Постановлением администрации Шумненского сельского поселения №2 от 16.09.2011 жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> признан не отвечающим установленным для жилых помещений требованиям и непригодным для постоянного проживания.

В соответствии с представленным заключением №157 от 25.11.2016 жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания, а многоквартирный <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с актом освидетельствования последствий тайфуна «Лайонрок» (произошедшего в августе-сентябре 2016 года на территории Чугуевского района Приморского края), проведенным КГАУ «Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий Приморского края» эксплуатация здания, расположенного по адресу: <адрес>, в качестве жилого дома недопустима, безопасность и комфортность пребывания жильцов не обеспечивается, физический износ составляет 63, 2%.

По результатам проведенной прокуратурой проверки было установлено, что в нарушение п.49 Положения, с учетом тех обстоятельств, что в соответствии с вышеуказанными заключениями межведомственных комиссий дом, распложенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, органом местного самоуправления не принято решение и не издано распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических лиц.

По данному факту 30.08.2021 главе Чугуевского муниципального округа внесено представление об устранении нарушений действующего законодательства, которое фактически не исполнено.

16.11.2021 Салов Д.В. обратился в администрацию Чугуевского муниципального округа с заявлением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

По результатам проверки 27.12.2021 межведомственной комиссией составлено заключение №5 об оценке соответствия помещения многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, согласно которому основания для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийными и подлежащим сносу или реконструкции отсутствуют.

Распоряжением главы администрации Чугуевского муниципального округа от 14.01.2022 №19-р Салову Д.В. отказано в признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> аварийным и подлежащим сносу, в связи с отсутствием оснований.

Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, заключение межведомственной комиссии №5 от 27.12.2021 и распоряжение главы администрации от 14.01.2022 №19-р по своим выводам противоречат заключению комиссии от 25.11.2016 №157, постановлению администрации Шумненского сельского поселения №112 от 16.09.2011, заключению комиссии от 25.11.2016 № 157, а также акту освидетельствования КГАУ «Государственная экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий Приморского края».

Более того, в нарушение абзаца 4 п. 7 Положения в состав межведомственной комиссии, при проведении проверки 27.12.2021, не включены представители органов государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека.

В соответствии с абз. 3 п. 44 Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям включает, в том числе определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение юридического лица, являющегося членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания и имеющих право на осуществление работ по обследованию состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций (далее специализированная организация), по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых лля принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.

Из заключения межведомственной комиссии № 5 от 27.12.2021 и акта обследования помещения от 27.12.2021 следует, что комиссией произведен визуальный осмотр конструкции жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, по результатам которого принято решение об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Таким образом, межведомственная комиссия обязана была рассмотреть заявление Салова Д.В., провести оценку соответствия многоквартирного дома в порядке, установленном пунктом 42 Положения, и вынести решение в соответствии с пунктами 46 или 47 Положения. Никаких иных решений либо условий для их принятия Положением не предусмотрено. В случае необходимости межведомственная комиссия может самостоятельно назначить проведение дополнительных обследований и испытаний в отношении спорного дома.

Жилой <адрес> в <адрес> является многоквартирным жилым домом, что не оспаривается сторонами.

Исходя из положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц, их действий (бездействия) нормативным правовым актам – на соответствующих должностных лиц, чьи действия оспариваются либо принявших оспариваемые постановления (решения).

Суд соглашается с доводом административного истца - прокурора Чугуевского района о допущенном администрацией муниципального округа бездействия выраженного в непризнании многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, Чугуевский муниципальный округ, <адрес>, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, установлению сроков расселения проживающих в нем физических лиц.

Указанное бездействие нарушает жилищные права заинтересованного лица - Салова Д.В. и членов его семьи, поскольку затягивает принятие дальнейших решений органа местного самоуправления об использовании помещения, сроках возможного отселения жильцов, создает угрозу их жизни и здоровью.

    В качестве правовосстановительной меры суд считает признать незаконным заключение межведомственной комиссии №5 от 27.12.2021 и распоряжение главы администрации от 14.01.2022 №19-р и признать многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, Чугуевский муниципальный округ, <адрес>, аварийным и подлежащим сносу.

    Рассматривая требования административного истца о вынесении в адрес главы администрации Чугуевского муниципального округа Приморского края частного определения суд исходит из следующего.

    В соответствии со статьей 200 КАС РФ при выявлении нарушения законности суд выносит частное определение в адрес соответствующих органов, организаций или должностных лиц, которые обязаны сообщить в суд о принятых ими мерах по устранению допущенных нарушений.

    В силу указанной статьи частное определение суд выносит по своей инициативе и лица, участвующие в деле, не вправе требовать вынесения частных определений, они могут только обратить внимание суда на наличие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости его вынесения. При рассмотрении вопроса о необходимости вынесения частного определения суд оценивает в совокупности все обстоятельства дела, исходя из задачи административного судопроизводства укрепления законности и предупреждения нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 4 статьи 3 КАС РФ). С учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации изложенной им в определениях от 26 марта 2019 года N 829-О и от 24 октября 2019 года N 2926-О, закрепляет возможность вынесения судом частных определений, направленных на устранение нарушений законности, и не предполагает произвольного применения. По настоящему делу оснований для вынесения частного определения судом не установлено.

    На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

                            решил:

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №5 ░░ 27.12.2021 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 14.01.2022 №19-░ - ░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░ ░ 30 ░░░░░░ 2022 ░░░░.

    ░░░░░                                                   ░.░. ░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-105/2022 ~ М-50/2022

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Салов Дмитрий Владимирович
прокурор Чугуевского района В.В.Криволапов
Ответчики
Администрация Чугуевского муниципального округа
Суд
Чугуевский районный суд Приморского края
Судья
Литовченко М.А.
Дело на сайте суда
chuguevsky--prm.sudrf.ru
16.02.2022Регистрация административного искового заявления
16.02.2022Передача материалов судье
18.02.2022Решение вопроса о принятии к производству
04.03.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
04.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.03.2022Подготовка дела (собеседование)
10.03.2022Рассмотрение дела начато с начала
18.03.2022Судебное заседание
18.04.2022Подготовка дела (собеседование)
18.04.2022Рассмотрение дела начато с начала
25.04.2022Судебное заседание
30.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее