УИД 74RS0012-01-2024-000287-81
Судья Поздеева Ю.А.
дело № 2-354/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№ 11-9677/2024
30 июля 2024 года г. Челябинск
Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Кутырева П.Е.
судей Никитенко Н.В., Беломестновой О.М.
при секретаре Шибаевой В.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации Варненского муниципального района Челябинской области на решение Варненского районного суда Челябинской области от 20 мая 2024 года по иску Беловой Юлии Анатольевны к администрации Варненского муниципального района Челябинской области о предоставлении жилого помещения
Заслушав доклад судьи Никитенко Н.В. об обстоятельствах дела и доводах жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Белова Ю.А. обратилась в суд с иском к администрации Варненского муниципального района Челябинской области о предоставлении ей за счет средств бюджета Челябинской области отдельного благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 18 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения в границах Варненского муниципального района Челябинской области по месту постановки на учет, отвечающее санитарным и техническим нормам.
В обоснование исковых требований указано, что Белова Ю.А. относится к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит в списках очередности на получение жилья в администрации Варненского муниципального района Челябинской области. До настоящего времени Белова Ю.А.. благоустроенным жилым помещением не обеспечена.
Определением суда от 15 апреля 2024 года Министерство социальных отношений Челябинской области исключено из числа третьих лиц и привлечено к участию в деле в качестве соответчика (л.д.87).
Истец Белова Ю.А. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика администрации Варненского муниципального района Челябинской области Утицких Т.В. возражала против удовлетворения требований.
Представитель ответчика Министерства социальных отношений Челябинской области, представители третьих лиц Управления социальной защиты населения администрации Варненского муниципального района Челябинской области, Министерства Финансов Челябинской области не принимали участия в суде при надлежащем извещении.
Суд постановил решение, которым исковые требования удовлетворил.
В апелляционной жалобе администрация Варненского муниципального района Челябинской области просит отменить решение суда, принять по делу новое решение. Ссылается на то, что судом не обоснованно отказано в возложении обязанности на Министерство социальных отношений выделить дополнительные субвенции на обеспечение жильем Беловой Ю.А. Предоставление жилого помещения возможно лишь после выделения дополнительных денежных средств из бюджета Челябинской области.
Лица, участвующие в деле, не явились в суд апелляционной инстанции, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили. Судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в их отсутствие на основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав доказательства по делу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Белова (Горбушина) Ю.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ. Ее мать ФИО7. лишена родительских прав решением Варненского районного суда Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ года. В свидетельстве о рождении в графе отец стоит прочерк (л.д. 11,14-16).
Постановлением администрации Варненского муниципального района Челябинской области от 15 июля 2011 года № над Горбушиной Ю.А. учреждена опека.
Решением Министерства социальных отношений Челябинской области № от 06 июля 2018 года Белова Ю.А. включена в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.17).
Касаткин А.Т. состоит в Списке граждан по Варненскому муниципальному району в возрасте от 18 лет и старше, имеющих право на обеспечение жилым помещением в соответствии со ст. 17 Закона Челябинской области от 25 октября 2007 года № 212-ЗО, по состоянию на 01 января 2024 года № 26(л.д.33).
Как следует из уведомления об отсутствии в ЕГРН сведений в ЕГРН отсутствует запрошенная информация о наличии прав на объекты недвижимого имущества в отношении ФИО1
Белова Ю.А. в 2023 году окончила Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Карталинский многоотраслевой техникум» г. Карталы Челябинской области.
В силу статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище.
Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В соответствии с пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012г. № 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7 ст. 8 Закона).
В силу статьи 5 названного закона предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Аналогичные положения содержатся в ст. 1, 17 Закона Челябинской области от 25 октября 2007 № 212-30 «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вознаграждении, причитающемся приемному родителю, и социальных гарантиях приемной семье».
Жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставляются по месту жительства (пребывания) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, включенных в список. В случае невозможности предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, включенным в список, по месту их жительства (пребывания) в границе соответствующего населенного пункта указанным лицам с их согласия предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда в другом населенном пункте в границах Челябинской области (ч.3 ст. 17 Закона Челябинской области)
В соответствии со ст. 3 Закона Челябинской области от 22 декабря 2005 №442-30 «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделены полномочиями по обеспечению названной категории граждан жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Распоряжением администрации Варненского муниципального района от 15.02.2017 год № 74-р установлена норма предоставления жилья в Варненском муниципальном районе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – не менее 18 кв.м и не менее двукратной нормы предоставления, то есть не более 36 кв.м.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что Белова Ю.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, собственного жилья у нее нет, в связи с чем пришел к правильному выводу о том, что он имеет право на получение жилья по нормам предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, а обязанность по предоставлению ему жилого помещения должна быть возложена на администрацию Варненского муниципального района Челябинской области за счет средств бюджета Челябинской области.
В апелляционной жалобе администрация Варненского муниципального района Челябинской области указывает на то, что судом не обоснованно отказано в возложении обязанности на Министерство социальных отношений выделить дополнительные субвенции на обеспечение жильем Беловой Ю.А, отклоняются судебной коллегией поскольку таких требований истцом не заявлялось и суд первой инстанции обосновано принял решение в пределах заявленных требований в соответствие с ч.3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса РФ
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии финансирования для приобретения жилых помещений, не может повлечь отмену решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилых помещений детям сиротам за счет органа исполнительной власти по месту жительства возложена законом.
Иных доводов, которые могли бы повлиять на правильность выводов суда первой инстанции и повлечь отмену вынесенного решения, апелляционная жалоба не содержит.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно применен закон, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем, оснований для отмены обжалуемого решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 20 ░░░ 2024 ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 01 ░░░░░░░ 2024 ░░░░