Решение от 03.03.2021 по делу № 2-480/2021 (2-2474/2020;) от 17.12.2020

Мотивированное решение изготовлено 11 марта 2021 года

УИД № 66RS0024-01-2020-004244-29

Дело № 2-480/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Верхняя Пышма                                  03 марта 2021 года

Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи М.П. Вершининой,

при секретаре Коноплине П.А.,

с участием: представителя истца Пигалицыной     М.С., представителей ответчика Зиляевой А.З., Марковой Л.С., третьего лица Угринова С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Верхняя Пышма, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Государственному автономному учреждению здравоохранения Свердловской области «Верхнепышминская центральная городская больница имени П.Д. Бородина» о возложении обязанности,

установил:

прокурор г. Верхняя Пышма обратился в суд с вышеназванным иском к ответчику.

    В обоснование иска указал, что прокуратурой города по поручению прокуратуры Свердловской области от 12.02.2020 № совместно с главным внештатным техническим инспектором труда Свердловской областной организации профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации Угриновым С.А. проведена проверка ГАУЗ СО «Верхнепышминская ЦГБ им. П.Д. Бородина» на предмет соблюдения законодательства об охране труда. В ходе проверки установлено, что в штатном расписании ГАУЗ СО «Верхнепышминская ЦГБ им П.Д. Бородина» установлена 1.0 ставка специалиста по охране труда (всего 1 582,25 шт.ед.), что не соответствует Постановлению Минтруда России от 22.01.2001 № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях». В 2017 году в ГАУЗ СО «Верхнепышминская ЦГБ им. П.Д. Бородина» проведена специальная оценка условий труда на 250 рабочих мест (от 24.04.2017). Однако, на рабочих местах медицинских работников и иных работников, осуществляющих медицинскую деятельность (карты № №, №), №, №) не оценивался биологический фактов, который входит в перечень подлежащих обязательным исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов. Аналогичные нарушения пункта 29 Приказа России от 24.01.2014 № 33Н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» биологический фактор не учитывался на рабочих местах при проведении специальных оценок труда от 05.06.2017 (№, №, №), от 01.02.2018 (№ №, №, №, № – № № – №, № № № №, № - № (№), № - № - № - №, № – №), от 09.10.2018, от 20.11.2018 (№, №, № №, №, №, № – №, №, №, №, №, №, №, № – №, №, №, №, №, №, №, № №, №, №, №, №) и от 16.09.2019 (№, № №, №, № №, №, №, №, №, №, № № № №, №). Помимо этого на рабочих местах медработников занижен класс по биологическому фактору (специальные оценки условий труда от 01.02.2018, от 09.10.2018 и от 20.11.2018). Просит возложить на ответчика обязанность в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения суда создать службу по охране труда со штатом не менее 3,0 шт.ед., провести внеплановую специальную оценку условий труда с учетом замечаний, указанных в справке главного внештатного технического инспектора труда Свердловской областной организации профсоюзов работников здравоохранения Российской Федерации Угринова С.А. от 26.11.2020.

В судебном заседании представитель истца Пигалицына М.С. настаивала на удовлетворении требований.

Представители ответчика по доверенности Зиляева А.З. и Маркова Л.С., исковые требования признали частично, представили отзыв на иск, в котором указала, что требование прокурора о возложении обязанности по созданию службы по охране труда со штатом не менее 3,0 ед. не подлежит удовлетворению, так как в соответствии со статьей 217 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или водится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Таким образом, Трудовой кодекс Российской Федерации предоставляет работодателю право выбора либо создания службы охраны труда, либо введения должности специалиста, кроме того Постановление Минтруда России от 22.01.2011 № 10 носит рекомендательный характер. Требование о проведении внеплановой СОУТ с учетом замечаний, указанных в справке от 26.11.2020 обоснованы частично, в отношении же сотрудников, которые не являются медицинскими работниками, не осуществляющими медицинскую деятельность требование о проведении СОУТ необоснованны. Также считают необоснованными требования о проведении внеплановой СОУТ на рабочих местах медицинских и иных работников, которые в соответствии с должностной инструкцией не работают непосредственно с пациентами, не проводят медицинские осмотры, экспертизы, санитарно-противоэпидемические мероприятия и т.д., то есть на них непосредственно не воздействуют биологические факторы (работы с микроорганизмами-продуцентами, живыми клетками и спорами, содержащимися в бактериальных препаратах). Кроме того, в соответствии со сведениями СОУТ по состоянию на 01.01.2021 результаты СОУТ 2017-2018 годов истекают в 2022 -2023 годах, ЦГБ уже утвержден план проведения плановой СОУТ по ЦГБ на 1 075 рабочих мест в 2021-2022 годах. Таким образом, в проведении внеплановой СОУТ необходимость отсутствует. В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией на территории Российской Федерации, ЦГБ в соответствии с приказом Министерства здравоохранения № 535-п от 02.04.2020 определено медицинской организацией для оказания медицинской помощи пациентам с новой короновирусной инфекцией, что в настоящее время делает невозможным проведение лабораторных исследований, замеров на рабочих местах и т.д., расположенных в отделениях, где непосредственно оказывается медицинская помощь.

Третье лицо Угринов С.А. в судебном заседании полагал требования прокурора законными и обоснованными.

При таких обстоятельствах суд, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть спор при данной явке.

Разрешая спор, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Согласно требований статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.

Требованиями статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

Согласно статье 210 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников являются основными направлениями государственной политики в области охраны труда.

Исходя из требований статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасности условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, а также информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда. Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3).

Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

Требованиями статьи 8 ФЗ «О специальной оценке условий труда» предусмотрено, что обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет.

Как установлено в ходе прокурорской проверки, в штатном расписании ГАУЗ СО «Верхнепышминская ЦГБ им П.Д. Бородина» установлена 1.0 ставка специалиста по охране труда (всего 1 582,25 шт.ед.), что не соответствует Постановлению Минтруда России от 22.01.2001 № 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях». На рабочих местах медицинских работников и иных работников, осуществляющих медицинскую деятельность (карты № №, №(№), 118-207, 224-250) не оценивался биологический фактов, который входит в перечень подлежащих обязательным исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов. Аналогичные нарушения пункта 29 Приказа России от 24.01.2014 № 33Н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» биологический фактор не учитывался на рабочих местах при проведении специальных оценок труда от 05.06.2017 (№), от 01.02.2018 (№), №), от 09.10.2018, от 20.11.2018 (№) и от 16.09.2019 (№. Помимо этого на рабочих местах медработников занижен класс по биологическому фактору (специальные оценки условий труда от 01.02.2018, от 09.10.2018 и от 20.11.2018)

Выявленные замечания нарушают конституционные права граждан в сфере охраны труда.

При этом доводы ответчика о частичной необоснованности требований, судом отклоняются.

Так, в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, если основанием является нарушение социальных прав граждан, а также нарушение свобод и законных интересов граждан в сфере трудовых (служебных) и иных непосредственно связанных с ними отношений.

В силу статьи 217 Трудового кодекса Российской Федерации структура службы охраны труда в организации и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Данные рекомендации утверждены Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 14.

Пунктом 14 Рекомендаций установлено, что структуру службы и численность работников службы определяет руководитель организации в зависимости от численности работающих, характера условий труда, степени опасности производств и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях.

Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях утверждены Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 № 10.

При этом, как указывалось выше, в силу статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации на работодатели лежит обязанность обеспечить создание и функционирование системы управления охраной труда.

Типовой положение о системе управления охраной труда утверждено приказом Минтруда России от 19.08.2016 № 438н.

В пункте 29 Типового положения предусмотрено вменение в обязанность работодателя обеспечение комплектования службы охраны труда квалифицированными специалистами.

В соответствии с пунктом 7 Правил по охране труда в медицинских организациях, утвержденных Приказом Минтруда России от 18.12.2020 № 928н при организации медицинской деятельности работодатель обязан оценивать профессиональные риски, связанные с возможным причинением вреда здоровью работника в процессе его трудовой деятельности.

Кроме того, Минтрудом России разъяснены особенности отнесения условий труда на рабочих местах медицинский и иных работников к классу, подклассу условий труда при воздействии биологического фактора.

Отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при взаимодействии биологического фактора (работы с патогенными микроорганизмами) осуществляется независимо от концентрации патогенных микроорганизмов и без проведения исследований (испытаний) и измерений в отношении рабочих мест медицинский и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность.

Наличие наименования должности в Номенклатуре, а в должностной инструкции медицинского или иного работника медицинской организации (учреждения), разработанной в соответствии с Единым квалификационным справочником хотя бы одного соответствия определению понятия «медицинская деятельность» является достаточным основанием для осуществления дальнейшего отнесения условий труда с учетом групп патогенности к классу (подклассу) условий труда без проведения исследований (испытаний) и измерений.

Отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии биологического фактора осуществляется в зависимости от группы патогенности микроорганизмов (возбудителей инфекционных заболеваний) с использованием Приложения № 9 к Методике проведения специальной оценки условий труда, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н.

При специальной оценке условий труда учитываются все патогенные микроорганизмы (возбудители инфекционных заболеваний), которые воздействуют на работника в ходе осуществления медицинской деятельности, исходя из наличия потенциального контакта с инфицированными пациентами, или с инфицированным биологическим материалом, включая кровь, выделения (внешние и внутренние) организма человека, с учетом механизмов и путей передачи патогенных биологических агентов (патогенных микроорганизмов).

Для подтверждения наличия на рабочих местах медицинских и иных работников, непосредственно осуществляющих медицинскую деятельность, контакта с патогенными микроорганизмами - возбудителями инфекционных заболеваний (работы в условиях воздействия биологического фактора) и дальнейшего отнесения условий труда на рабочих местах к классу (подклассу) условий труда по биологическому фактору используются данные имеющейся в медицинской организации документации, в которой отражены основные и сопутствующие заболевания пациентов (больных), а также данные из форм федерального статистического наблюдения.

Сведения, полученные в ходе изучения указанной медицинской документации и (или) из обязательных для предоставления медицинской организацией форм федерального статистического наблюдения, являются достаточным основанием для установления наименований болезней и групп патогенности возбудителей этих инфекционных заболеваний. Сроки давности сведений не должны превышать периода пять лет на день проведения специальной оценки условий труда.

Исходя из вышеизложенного, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Определяя в соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации срок, в течение которого решение суда подлежит исполнению ответчиком, суд принимает во внимание, что истцом заявлены реальные сроки для исполнения требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░ 3,0 ░░. ░░.; ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ 26.11.2020.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░                                         ░.░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-480/2021 (2-2474/2020;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г.Верхней Пышмы
Ответчики
Государственное автономное учреждение здравоохранения Свердловской области «Верхнепышминская центральная городская больница имени П.Д. Бородина»
Другие
Главный внештатный технический инспектор труда Свердловской областной организации Профсоюза, эксперт ЕН СДСОТ - Угринов С.А
Суд
Верхнепышминский городской суд Свердловской области
Судья
Вершинина Марина Павловна
Дело на сайте суда
verhnepyshminsky.svd.sudrf.ru
17.12.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.12.2020Передача материалов судье
21.12.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.01.2021Судебное заседание
17.02.2021Судебное заседание
03.03.2021Судебное заседание
11.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.04.2021Дело оформлено
03.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее