Дело № 3а-29/2024
УИД 68OS0000-01-2024-000030-14
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 мая 2024 года г.Тамбов
Тамбовский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ледовских И.В.,
при секретаре Дмитриевой Е.М.,
с участием представителя административного истца Малиной М.А., представителя административных ответчиков Тамбовского областного государственного бюджетного учреждения «Центр определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (далее по тексту – ТОГБУ «ЦОКСОН»), Министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области Жидковой Е.Н.,
рассмотрев в предварительном судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Еретина А.Ю. к ТОГБУ «ЦОКСОН», Министерству имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области, Публично-правовой компании «Роскадастр» в лице филиала по Тамбовской области о признании незаконным решения об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости № *** от 9 ноября 2023 года и об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Еретин А.Ю. обратился в Тамбовский областной суд с вышеуказанным административным иском, указав, что кадастровая стоимость принадлежащего ему на праве аренды земельного участка с кадастровым номером *** значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете ООО «Оценка+» об оценке № *** от 18 октября 2023 года, что влечет увеличение размера арендной платы за указанное имущество.
Для установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости Еретин А.Ю. обращался 20 октября 2023 года с соответствующим заявлением в ТОГБУ «ЦОКСОН», в чем решением последнего № *** от 9 ноября 2023 года отказано со ссылкой на наличие ошибок в отчете об оценке, повлиявших на итоговый результат определения рыночной стоимости.
Не соглашаясь с данным решением, Еретин А.Ю. просил признать его незаконным и установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером *** равной рыночной стоимости по состоянию на 1 августа 2023 года согласно отчету оценщика с в размере 742 905 руб.
В судебном заседании представитель административного истца Малина М.А.. уточнила административные исковые требования в части размера рыночной стоимости земельного участка, которую просила установить в качестве кадастровой с учетом результатов проведенной по делу экспертизы в размере 2 024 865 руб.
Представитель административных ответчиков ТОГБУ «ЦОКСОН», Министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области Жидкова Е.Н. поддержала письменные возражения против удовлетворения административного искового заявления, считая оспариваемое решение бюджетного учреждения законным и обоснованным, оснований для отмены которого, и установления кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости, не имеется.
Другие лица, участвующие в деле, чья явка не признавалась судом обязательной, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Представитель заинтересованного лица администрации Тамбовского муниципального округа Тамбовской области Швайбович Д.И в судебном заседании 2 апреля 2024 года поддержал позицию представителя ТОГБУ «ЦОКСОН», Министерства имущественных отношений и государственного заказа Тамбовской области.
В письменных заявлениях представители административного ответчика Публично-правовой компании «Роскадастр» в лице филиала по Тамбовской области и заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области просили дело рассмотреть в их отсутствие.
С учетом положений части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) административное дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участвующих в деле лиц, пояснения эксперта Шишкова А.В., исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В частности, статьей 22.1 названного Федерального закона определен порядок установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, действующий в силу пунктов 1, 3 части 2, части 3 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и постановления администрации Тамбовской области от 2 декабря 2020 года № 976 «Об установлении даты перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» на территории Тамбовской области с 1 января 2021 года в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в сфере кадастровой оценки в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей).
Заявление об установлении рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение или многофункциональный центр, по результатам рассмотрения которого названное бюджетное учреждение вправе принять решение как об установлении кадастровой стоимости равной рыночной, так и об отказе в установлении кадастровой стоимости равной рыночной в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (части 2, 11 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ).
Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (часть 15 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ).
Из материалов дела следует, что административный истец владеет земельным участком с кадастровым номером *** на праве аренды, категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, площадью 9001 кв.м., расположенным по адресу: ***.
Согласно договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка № *** от 25 августа 2016 года, заключенного между администрацией Красносвободненского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области и ФИО., размер арендной платы земельного участка с кадастровым номером *** рассчитывается по процентным ставкам от кадастровой стоимости земельного участка.
13 июля 2022 года между ФИО. и Еретиным А.Ю. заключено соглашение о переуступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № *** от 25 августа 2016 года, предметом которого является земельный участок с кадастровым номером ***.
Являясь плательщиком арендных платежей за пользование земельным участком, исчисляемых от кадастровой стоимости земельного участка, административный истец обладает правом на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** утверждена по состоянию на 1 января 2022 года приказом Комитета по управлению имуществом Тамбовской области от 25 октября 2022 года № 620 «Об утверждении результатов государственной кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Тамбовской области» и составляет 3 081 222 руб. 32 коп.
Соблюдая установленный статьей 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ порядок, 20 октября 2023 года административный истец обратился в ТОГБУ «ЦОКСОН», одним из основных видов деятельности которого является рассмотрение заявлений об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости и принятие решений по ним согласно названной норме закона, постановлению администрации Тамбовской области от 27 декабря 2016 года № 1543 «О создании ТОГБУ «ЦОКСОН»», п.2.4 Устава ТОГБУ «ЦОКСОН», и которое с учетом характера спорных правоотношений является надлежащим административным ответчиком по настоящему административному делу в отличие от других административных ответчиков, указанных в качестве таковых административным истцом.
К заявлению об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости административным истцом был приложен отчет ООО «Оценка+» об оценке № ***, согласно которому рыночная стоимость на дату оценки 1 августа 2023 года земельного участка с кадастровым номером *** составляет 742 905 руб.
Решением ТОГБУ «ЦОКСОН» № *** от 9 ноября 2023 года отказано в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости по следующим причинам: допущены расчетные или иные ошибки, повлиявшие на итоговый результат определения рыночной стоимости земельных участков; нарушены требования законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке (статья 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», пункт 2 Федерального стандарта оценки «Отчет об оценке» (ФСО № 6), утвержденный приказом Минэкономразвития России от 14 апреля 2022 года № 200.
Для оценки правомерности выводов в решении ТОГБУ «ЦОКСОН» относительно представленного отчета оценщика, определением суда от 2 апреля 2024 года по делу назначена судебная землеустроительная экспертиза на предмет определения соответствия отчета оценщика требованиям законодательства об оценочной деятельности и подтверждения рыночной стоимости земельного участка на дату его оценки.
Согласно заключению № *** от 16 апреля 2024 года, выполненному экспертом ФГБУ Тамбовская ЛСЭ Минюста России Шишковым А.В. вышеуказанный отчет оценщика не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, в том числе учитывая причины, послужившие основанием для принятия ТОГБУ «ЦОКСОН» решения об отказе в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости № *** от 9 ноября 2023 года; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером *** по состоянию на 1 августа 2023 года составляет 2 024 865 руб.
Оценив экспертное заключение в соответствии со статьей 84 КАС РФ в совокупности с другими доказательствами по делу, суд приходит к выводу, что оно подготовлено лицом, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, отвечающим требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и имеющим продолжительный стаж работы по экспертной специальности и по специальности оценки имущества с 2001 года.
Порядок проведения экспертизы, форма и содержание данного экспертного заключения отвечает требованиям статей 49, 77, 79, 82 КАС РФ.
Экспертное заключение содержит ответы на поставленные судом вопросы, все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение соответствия отчета оценщика требованиям законодательства об оценочной деятельности и рыночной стоимости объекта оценки, и соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки, в связи с чем, ставить выводы эксперта, поддержанные им в судебном заседании при даче пояснений относительно письменных возражений на экспертное заключение представителя административного истца от 14 мая 2024 года, под сомнение оснований не имеется.
При исследовании отчета оценщика экспертом выявлены нарушения, которые повлияли на определение итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки; выявлено несоответствие пунктам 20, 22 Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО №7)», статье 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», поскольку не соответствуют действительности доводы оценщика о том, что оцениваемый участок подходит под строительство любого объекта капитального строительства, а также о возможности использовать земельный участок под застройку или под сельскохозяйственные цели только после его расчистки от деревьев; оценщиком ошибочно указано на необходимость полной расчистки земельного участка от деревьев при фактической возможности использования земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства по части отраслей животноводства; методологически неверен вычет стоимости затрат на валку деревьев, корчевание расчистку и выравнивание земельного участка из полученной расчетным путем рыночной стоимости участка с последующим добавлением стоимости от реализации древесины; расчеты, выполненные оценщиком, не учитывают целый ряд факторов, непосредственно оказывающих влияние на итоговую рыночную стоимость; информация об объектах, принятых в качестве аналогов, не может быть признана достоверной и полной; оценщиком не в полном объеме исследован вид разрешенного использования участка; в расчетах не учтено наличие деревьев исходя из фактической ограниченности использования земельного участка.
При проведении экспертной оценки земельного участка, экспертом подробно описан процесс, подходы и методы оценки, определены категория земельного участка – земли сельскохозяйственного назначения, сегмент рынка земельных участков, к которому относится объект оценки и факторы, влияющие на его стоимость.
Экспертом приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении рыночной стоимости, и авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки.
Рыночная стоимость объекта оценки определялась экспертом сравнительным подходом, при котором был проведен анализ рынка земельных участков и подобраны объекты-аналоги, которые по своим основным характеристиках сопоставимы с объектом оценки по виду разрешенного использования, по конфигурации, форме, рельефу, а также сопоставимы по расположению, поскольку все они находятся в Красносвободненском сельсовете Тамбовского района Тамбовской области.
По отличным от объекта оценки ценообразующим факторам объектов-аналогов экспертом введены необходимые корректировки, в частности: на ограничения использования объекта (наличие деревьев на земельном участке), возможность торга, расположение относительно красной линии, площадь, наличия коммуникаций.
В экспертном заключении приведены не только расчеты, но и пояснения к ним, обеспечивающие проверяемость полученных выводов и результатов, а также мотивы отказа от использования при оценке затратного и доходного подходов.
Оснований для назначения по делу повторной или дополнительной экспертизы, предусмотренных статьей 83 КАС РФ, судом не установлено, учитывая, что экспертное заключение является полным, ясным и обоснованным, и участниками процесса не оспорено. Напротив, представитель административного истца выразил с ним свое согласие после полученных в судебном заседании пояснений эксперта, уточнив предъявленные требования.
Обстоятельств, которые могли бы существенным образом повлиять на итоговую величину рыночной стоимости, определенную в экспертном заключении, как и доказательств иной рыночной стоимости земельного участка лицами, участвующими в деле, в соответствии с частью 1 статьи 62 и частью 5 статьи 247 КАС РФ, суду не представлено.
Проанализировав в совокупности с другими доказательствами названное экспертное заключение, подтвердившее несоответствие отчета оценщика требованиям законодательства об оценочной деятельности и иной размер рыночной стоимости, суд считает, что оспариваемое решение ТОГБУ «ЦОКСОН» является законным и не подлежащим отмене, принято уполномоченным бюджетным учреждением и с соблюдением порядка и срока принятия такого решения.
Согласно разъяснениям, изложенным в ответе на вопрос 8 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года, и в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» существо спора об обжаловании решения бюджетного учреждения сводится к оспариванию кадастровой стоимости, поэтому порядок рассмотрения данной категории регулируется главой 25 КАС РФ; резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ).
В связи с чем, отказывая в признании незаконным решения бюджетного учреждения, суд считает необходимым установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:20:5821001:143 в размере, определенном судебным экспертом по состоянию на 1 августа 2023 года в размере 2 024 865 руб.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ «░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ***, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 024 865 ░░░.
░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ *** ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 20 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 22 ░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.