Дело № 2а-1126/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12.07.2023 года с. Вольно-Надеждинское
Надеждинский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Новичихиной Н.А.,
при секретаре Дороховой Н.С.,
с участием помощника прокурора Надеждинского района Приморского края Мамедовой Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Надеждинского района Приморского края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Министерству здравоохранения Приморского края, КГБУЗ «Надеждинская центральная районная больница» о признании незаконным бездействие и возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Надеждинского района Приморского края обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к административным ответчикам о признании незаконным бездействие и возложении обязанностей.
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проверки КГБУЗ «Центральная районная больница» ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Надеждинского района выявлено, что территории поликлиник в п. Раздольное (ул.Котовского 1г), в п. Тавричанка (ул. Лазо, 3) не имеют ограждений, доступ на территорию свободный, в связи с чем на территорию объекта имеется реальная возможность проникновения. При этом, всем объектам присвоена третья категория безопасности. Указанные поликлиники являются социальными объектами с пребыванием граждан, то есть являются одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
В связи с выявленными нарушениями, прокуратурой района в адрес главного врача КГБУЗ «Надеждинская центральная районная больница» внесено представление о принятии конкретных мер по устранению выявленных нарушений требований законодательства о противодействии терроризму.
По результатам рассмотрения вышеуказанные нарушения не устранены, главным врачом КГБУЗ «Центральная районная больница» ДД.ММ.ГГГГ на представление прокурора сообщено, что медицинские учреждения находятся в ведении Министерства здравоохранения Приморского края. Сведения о потребностях учреждений предоставляются в сентябре-октябре текущего финансового года, в связи с чем, формируются лимиты на очередной финансовый год и плановый период. На 2023 год бюджет принят, лимиты распределены, в связи с чем, получение бюджетных ассигнований на строительство (установку) ограждений в настоящем году затруднительно. КГБУЗ «Центральная районная больница» обязуется в текущем году предоставить сведения в Министерство здравоохранения для формирования бюджета на 2024 год с указанием потребности по финансированию расходов на строительство (установку) ограждений территорий лечебных учреждений.
По изложенному, прокурор Надеждинского района просит суд:
Признать незаконным бездействие КГБУЗ «Надеждинская ЦРБ», выразившееся в не обеспечении ограждением территорий поликлиник, расположенных в <адрес>, и в <адрес>.
Обязать Министерство здравоохранения Приморского края обеспечить финансирование КГБУЗ «Надеждинская ЦРБ» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу для проведения мероприятий по установке ограждения территорий поликлиник, расположенных по адресу: <адрес>, и <адрес>
Обязать КГБУЗ «Надеждинская ЦРБ» в течение 3 месяцев с момента получения финансирования установить ограждения территорий поликлиник расположенных по адресу: <адрес>, и <адрес>, с учетом требований антитеррористической защищенности.
В судебном заседании прокурор на доводах административного искового заявления настоял, просил удовлетворить административное исковое заявление в полном объеме.
В судебное заседание представитель Министерства здравоохранения Приморского края не явился, направил возражения относительно заявленных требований, указав, что в настоящее время КГБУЗ «Надеждинская центральная районная больница» направило заявку на включение в бюджет лечебного учреждения на 2024 год сумму средств на установку ограждения лечебных учреждений в соответствии с требованиями ФЗ от 06.03.2006 года №35-ФЗ « противодействии терроризму», Указа Президента РФ от 15.02.2006г. №116 «О мерах по противодействию терроризму. Исковые требования будут исполнены в 2024 году.
В судебное заседание представитель КГБУЗ «Надеждинская центральная районная больница» не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу что требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее Концепция), основными задачами противодействия терроризму в Российской Федерации является: выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей; приоритеты защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, в том числе несовершеннолетних.
Согласно названной Концепции противодействие терроризму, деятельность по минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма планируется заблаговременно исходя из прогнозов возможных последствий террористических актов. Эта деятельность должна быть ориентирована на недопущение (минимизацию) человеческих потерь исходя из приоритета жизни и здоровья человека над материальными и финансовыми ресурсами.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее Закон N 35-ФЗ) одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее по тексту – Федеральный закон «О противодействии терроризму»), антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона N 35-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
При этом, под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О противодействии терроризму», Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий).
В соответствии п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения медицинских организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Во исполнение вышеуказанных положений Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 13.01.2017 N 8 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" (далее Требования), которым установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства здравоохранения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации.
В соответствии с п. 15 Требований антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных:
а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объект (территорию);
б) на выявление потенциальных нарушителей установленных на объекте (территории) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки совершения террористического акта или его совершения;
в) на пресечение попыток совершения террористического акта на объекте (территории);
г) на минимизацию возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории) и ликвидацию угрозы его совершения;
д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории);
е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
В соответствии с п.п. «в», «ж» п.16 Требований в целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории осуществляются в том числе следующие мероприятия: обеспечение контроля за выполнением мероприятий по антитеррористической защищенности объекта (территории); поддержание в исправном состоянии инженерно-технических средств и оснащение бесперебойной и устойчивой связью объекта (территории).
В силу п.16 (1) Требований на объектах (территориях), которым присвоена третья категория, помимо мероприятий, предусмотренных пунктом 16 настоящих требований, дополнительно осуществляются следующие мероприятия:
а) организация и обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов на объекте (территории), контроль их функционирования;
б) разработка и реализация комплекса мер по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объект (территорию);
в) своевременное выявление, предупреждение и пресечение действий лиц, направленных на совершение преступлений террористического характера;
г) обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций и при необходимости оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны;
д) применение к нарушителям пропускного и внутриобъектового режимов мер дисциплинарного характера;
е) организация санкционированного допуска лиц и автотранспортных средств на объект (территорию);
ж) исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории);
з) контроль состояния систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта, складских помещений;
и) создание резерва материальных средств для ликвидации последствий террористического акта.
В судебном заседании установлено, что на момент проверки прокуратурой Надеждинского района территории поликлиник, расположенных в <адрес>, и в <адрес> не имеют ограждений, доступ на территорию свободный, вместе с тем, поликлиники являются социальными объектами с пребыванием граждан, то есть являются одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.
Из ответа главного врача КГБУЗ «Центральная районная больница» на представление прокурора следует, что в текущем году провести строительство (установку) ограждений затруднительно, в связи с отсутствием финансирования.
Медицинские учреждения находятся в ведении Министерства здравоохранения Приморского края, финансирование КГБУЗ «Центральная районная больница» в 2023 году не поступало на данные работы.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором.
Согласно пунктам 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
В соответствии с пунктами 1-3 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признаётся некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определёнными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.
Для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.
Исходя из смысла изложенных норм, собственник должен передать учреждению в управление здание и территорию, соответствующие требованиям антитеррористической защищенности, либо обеспечить выполнение таких требований самостоятельно или путем выделения учреждению денежных средств на эти цели. Таким образом, выполнение требований по антитеррористической безопасности находится в прямой зависимости от надлежащего финансирования учреждения.
Несоблюдение законодательства о противодействии терроризму, может негативно сказаться на проведении мероприятий по вопросам профилактики терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, что может повлечь за собой наступление негативных последствий, в виде создающих опасность жизни и здоровью граждан и причинения значительного имущественного ущерба.
Прокуратурой района внесено представление по факту выявленных нарушений, однако административным ответчиком в добровольном порядке законные требования прокуратуры района до настоящего времени не удовлетворены.
Поскольку осуществление деятельности лечебных учреждений при указанных нарушениях законодательства о противодействии терроризму не позволяет в полной мере обеспечить безопасность лечебных учреждений, снижает уровень антитеррористической защищенности поликлиник, создает угрозу совершения террористического акта на данных объектах, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для пациентов и работников, нарушает их права и законные интересы, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора.
Принимая во внимание, что мероприятия по устранению выявленных нарушений требуют затрат времени и средств, суд полагает необходимым установить более реальный срок, в течение которого ответчики должны устранить допущенные нарушения требований законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>, ░ ░ <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░░ 8 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ <░░░░░> ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░» ░ ░░░░░░░ 4 ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ <░░░░░> ░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.