Дело № 2-206/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 декабря 2018 года
Свердловский районный суд города Костромы в составе:
судьи Ветрова С.В.,
с участием помощника прокурора Тимошенко М.В.,
при секретаре Рыжовой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации к Романову О.В., Романовой Е.В., Романову Д.О., Романову А.О. о прекращении права пользования жилым помещением, выселении и аннулировании регистрации,
у с т а н о в и л:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском к Романову О.В., Романовой Е.В., Романову Д.О., Романову А.О. о признании прекращенным их права пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, выселении из данного жилого помещения без предоставления иного жилья, снятии их с регистрационного учета. Свои требования мотивировало тем, что жилое помещение является собственностью Российской Федерации и состоит на балансе ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации. Спорное жилое помещение было предоставлено для проживания Романову О.В. в соответствии с договором поднайма жилого помещения от 1998 г. на период прохождения военной службы, вместе с ним в квартиру были вселены члены его семьи: жена – Романова Е.В., сыновья – Романов Д.О., Романова А.О. <дата> Романов О.В. уволен с военной службы и исключен из списков личного состава воинской части, в связи с чем, по мнению истца, Романов О.В. и указанные члены его семьи, которые также не являются военнослужащими или гражданским персоналом Вооруженных Сил РФ, не имеют законных оснований для проживания в спорном помещении. В связи с отсутствием подтверждающих оснований проживания в спорном жилом помещении, в 2015 году Романовой Е.В. было направлено требование об освобождении жилого помещения в специализированном жилом фонде МО РФ. Учитывая, что ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ как и МО РФ лишено возможности распоряжаться принадлежащим ему имуществом, указанное имущество подлежит истребованию у ответчиков.
В судебное заседание Министерство обороны Российской Федерации своего представителя не направило, в заявлении просили о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель МО РФ по доверенности Горбанев А. в судебное заседание, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела не явился, направил в адрес суда письменные пояснения по делу, которые приобщены к материалам дела.
Ответчик Романов О.В. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснил, что являлся военнослужащим, участником боевых действий, стаж службы более 10 лет, после увольнения некоторое время работал в Нефтеюганске, потом в г. Иваново, семейные отношения разладились, расторгли брак, впоследствии, в 2012 году вновь с супругой стали проживать совместно и зарегистрировали брак, в настоящее время проживают одной семьей. Иного жилья не имеет, в период службы не предоставлялось, состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения.
Романова Е.В. в судебном заседании пояснила, что возражает против удовлетворения требований, иного жилого помещения для проживание не имеет, состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Ранее представители МО РФ обращались в суд с заявлением о выселении, решением суда было отказано в удовлетворении требований. Впоследствии в связи с выездом супруга из жилого помещения после расторжения брака обращалась в суд о признании утратившим право пользования, потом с мужем стали проживать совместно, заключили брак. В настоящее время проживают одной семьей.
Романов А.О. в судебном заседании пояснил, что в настоящее время выехал из спорного жилого помещения, снялся с регистрационного учета, проживает на съемной квартире, имеет временную регистрацию.
Романов Д.О. возражал простив удовлетворения требований о выселении, так как иного жилого помещения не имеет, состоит на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по социальному найму.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на основании доверенности Федосеева А.И. о времени и месте рассмотрения дела уведомлена, направила в адрес суда ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования МО РФ полагала подлежащими удовлетворению.
Третье лицо ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, о дате и месте рассмотрения дела извещенное надлежащим образом, своего представителя в судебное заседание не направило.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
Согласно п.п.1,3,4 ст.214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
В соответствии с п.1 ст.125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии с "Положением о Министерстве обороны Российской Федерации", утв.Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004г. № 1082, Министерство обороны Российской Федерации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
В частности, согласно п.7 Положения, Минобороны России осуществляет следующие полномочия: осуществляет расквартирование и обустройство войск (сил), управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России, в соответствии с его назначением, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах (п.п.68); осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами (п.п.71).
Конкретные функции Министерства обороны РФ по управлению указанным федеральным имуществом закреплены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008г. № 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом". Пункт 2 указанного Постановления Правительства гласит, что Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций осуществляет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, следующие основные функции: а) осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации, в том числе полномочий собственника имущества должника - подведомственного федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства; к) предоставляет военнослужащим жилые помещения, в том числе служебные помещения и помещения в общежитиях.
Кроме того, п.12 ст.1 Федерального закона от 31 мая 1996г. № 61-ФЗ "Об обороне" устанавливает, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
В силу п.1 ст.296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
На основании ст.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 01 марта 2005 года вступил в силу Жилищный кодекс Российской Федерации. При этом Жилищный кодекс РСФСР признан утратившим силу с указанной даты (п.1 ч.2 Закона).
В соответствии с ч.1 ст.6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения в общежитиях.
Как следует из ст.94 ЖК РФ, действующего с 01.03.2005 года, помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
В соответствии со ст.99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (часть 2).
Статья 100 ЖК РФ устанавливает, что по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Согласно ч.3 ст.104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы, либо нахождения на государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Статьями 103 и 105 ЖК РФ устанавливаются условия предоставления жилых помещений в общежитии, закрепляются основания и последствия прекращения и расторжения договора найма специализированного жилого помещения, а также круг лиц, которые при прекращении трудовых отношений с наймодателем не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления другого жилого помещения.
В судебном заседании установлено, что спорное жилое помещение представляет собой однокомнатную квартиру, общей площадью 40,5 м2, жилой площадью 19,7 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> относится к государственной собственности, закреплено за Министерством обороны Российской Федерации, находится на балансе ФГУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений».
Указанное жилое помещение предоставлено Романову О.Д. и членам его семьи – жене – Романовой Е.В., сыновьям – Романову Д.О., Романову А.О. на основании договора поднайма жилого помещения от <дата>, заключенного между Романовым О.Д. и наймодателем - ФГКЭУ «Костромская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ.
Как следует из материалов дела, в соответствии с выпиской из Приказа командира войсковой части № от <дата> № Романов О.В. уволен с военной службы с <дата> по ст. 51 ч. 2 п. А, в связи с организационно-штатными мероприятиями, выслуга лет в ВС: календарная 11 лет 11 мес., в льготном исчислении 12 лет. <дата> Романов О.В. вновь зачислен на военную службу, приказ № войсковая часть №, <дата> контракт расторгнут на основании Приказа по войсковой части №
Согласно Справки МКУ г. Костромы «Центр регистрации граждан» от <дата> № в спорной квартире зарегистрировано по месту жительства трое человек – Романова Е.В. с <дата>, Романов А.О. с <дата>, Романов Д.О. с <дата>, Романов О.В. был зарегистрирован по данному адресу с <дата> по <дата>
Вместе с тем, как следует из данных УВМ УМВД России по Костромской области, Романов А.О. снят с регистрационного учета по данному месту жительства <дата>, зарегистрирован по месту пребывания <адрес>, Романов О.В. зарегистрирован по месту пребывания <адрес>.
ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации направило Романовой Е.В. требование № об освобождении специализированного жилого помещения по адресу: <адрес> в срок до <дата>
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от <дата> Костромской квартирно-эксплуатационной части в удовлетворении исковых требований к Романову О.В., Романовой Е.В., действующей в своих интересах и интересах Романова А.О., Романову Д.О. о выселении из жилого помещения по адресу: <адрес> без предоставления другого жилого помещении, снятии с регистрационного учета по указанному адресу, взыскании понесенных судебных расходов отказано.
Как следует из решения суда, данное жилое помещение, имеющее статус общежития, Романову О.В. было предоставлено в период прохождения военной службы, проходить которую ответчик начал до <дата>, на момент увольнения в связи с организационно-штатными мероприятиями общая продолжительность военной службы ответчика составляла более 10 лет., жилым помещением для постоянного проживания Романов О.В. и члены его семьи не обеспечены, являются нуждающимися в жилых помещениях по основанию п. 1 ст. 51 ЖК РФ, их выселение без предоставления другого жилого помещения не допускалось как в период действия ЖК РСФСР, так и не допускается и сейчас.
Вместе с тем, на основании вступившего в законную силу решения Свердловского районного суда г. Костромы от <дата> по делу № Романов О.В. признан утратившим право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, его регистрация по месту жительства аннулирована по исковому заявлению Романовой Е.В.
В силу статьи 13 Закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4,6,8 части 1 статьи 108 ЖК РСФСР (в редакции, действовавшей до 2004 года), без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в ст. 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены: семьи военнослужащих, лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников, лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет.
Таким образом, статья 13 указанного закона дополняет определенный частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд, в силу ст. 67 ГПК РФ, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
При рассмотрении дела установлено, что Романов О.В. уволен из вооруженных сил <дата> в связи с организационно-штатными мероприятиями, но момент увольнения выслуга лет в вооруженных силах составляла более 10 лет.
Постановлением Администрации города Костромы от <дата> № Романова Е.В., Романов Д.О. признаны малоимущими и приняты на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, категория – малоимущие граждане.
Романов О.Р. на основании Постановления Администрации города Костромы от <дата> № принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма жилищного фонда Костромской области по категории – ветераны боевых действий.
Согласно ст. 15 Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета (п.1).
Граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих. (п. 13)
Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства. (п.14)
На момент увольнения с военной службы в связи с организационно - штатными мероприятиями Романов О.В. имел стаж военной службы более 10 лет, соответственно Романовым О.В. и членами его семьи, как семьи военнослужащего, приобретено право не быть выселенными из жилого помещения специализированного жилищного фонда без предоставления жилого помещения.
Нуждаемость Романова О.В. в предоставлении жилого помещения подтверждается Решением Свердловского районного суда от <дата>, данные основания не отпали и на момент рассмотрения данного гражданского дела, поскольку Романов О.В., Романова Е.В., Романов Д.О. состоят на учете в органах местного самоуправления как нуждающиеся в предоставлении жилого помещения.
Обращение в суд Романовой Е.В. с заявлением о признании утратившим право пользования Романова О.В. жилым помещением в связи с семейным конфликтом не может служить основанием для ущемления жилищных прав Романова О.В. как военнослужащего и членов его семьи в виде лишения права на установленные п. 4,6,8 части 1 статьи 108 ЖК РСФСР и статьей 13 Федерального закона Российской Федерации N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" льготы, согласно которым он может быть выселен только с предоставлением другого жилого помещения.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и пояснениями сторон, доказательств обратного истцом не представлено.
Так, Романов О.В. и Романова Е.В. вступили в брак <дата>, запись акта о заключении брака № Космыненского <адрес> (Личное дело военнослужащего, доп. материалы), брак расторгнут <дата>, запись акта №, Отдел ЗАГС администрации г. Костромы (л. 7 д. №), брак вновь заключен <дата>, запись акта о заключении брака № Отдел ЗАГС по городскому округу город Кострома (л.д. 101).
Таким образом, Романов О.В. и члены его семьи, в силу ранее действующего законодательства, приобрели право на дополнительные гарантии, вследствие чего не могут быть выселены из спорного жилого помещения, без предоставления другого жилого помещения, и поскольку не обеспечены каким-либо иным жильем, в связи с чем требования о прекращении права пользования спорным жилым помещением не подлежат удовлетворению.
Оснований для рассмотрения вопроса о выселении и снятии с регистрационного учета Романова А.О. не имеется, поскольку он в жилом помещении не проживает, выехал добровольно, снялся с регистрационного учета, соответственно не имеет права проживания в жилом помещении, в связи с чем необходимости дополнительного подтверждения данных обстоятельств судебным решением не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░