Дело № 2а-605/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2 мая 2023 года г. Шилка
Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Терновой Ю.В.
при секретаре Барановой В.В.,
с участием представителя административного истца Каргаполовой В.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Шилкинского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Усть-Теленгуйское» о признании бездействия незаконным, обязании совершить определенные действия,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что в ходе надзорной деятельности в сфере оказания муниципальных услуг в рамках реализации национального проекта «Цифровая экономика в Российской Федерации» установлено, что Администрация осуществляет оказание муниципальных услуг, указанных в перечне услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления, утвержденным органом местного самоуправления. При этом, оказание услуг в электронной форме не осуществляется посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг – " "httphttp://://wwwwww..gosuslugigosuslugi..ruru" " www.gosuslugi.ru "http://www.gosuslugi.ru" www.gosuslugi.ru. Информация о перечне оказываемых услуг также не размещена на указанном сайте. Подобная ситуация лишает заявителей, в том числе субъектов предпринимательской деятельности, возможности дистанционного получения необходимых муниципальных услуг, что противоречит основным целям и принципам государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, установленным ст.6 Федерального закона от 24.07.2007 года №209-ФЗ в части формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации и обеспечения благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Просит признать незаконным бездействие Администрации СП «Усть-Теленгуйское», выразившееся в не размещении на Федеральном портале государственных и муниципальных услуг " "httphttp://://wwwwww..gosuslugigosuslugi..ruru" " www.gosuslugi.ru "http://www.gosuslugi.ru" www.gosuslugi.ru сведений об оказываемых муниципальных услугах. Обязать администрацию разместить информацию обо всех оказываемых муниципальных услугах на Федеральном портале государственных и муниципальных услуг " "httphttp://://wwwwww..gosuslugigosuslugi..ruru" " www.gosuslugi.ru "http://www.gosuslugi.ru" www.gosuslugi.ru и организовать оказание муниципальных услуг в электронной форме посредством данного портала в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Каргаполова В.О. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Пути реализации в России мероприятий по становлению и развитию цифровой экономики определены в Указе Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» и в Паспорте национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утверждённом президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24.12.2018.
Целями реализации Федерального проекта «Цифровое государственное правление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» являются предоставление гражданам и организациям доступа приоритетным муниципальным услугам и сервисам в цифровом виде, создание национальной системы управления данными, развитие инфраструктуры электронного правительства, внедрение сквозных платформенных решений в государственное управление.
В частности, реализация федерального проекта предполагает:
- обеспечение предоставления государственных и негосударственных услуг и сервисов в цифровом виде в соответствии с прогрессирующими потребностями современного общества в условиях становления цифровой экономики;
- обеспечение цифровой трансформации органов местного самоуправления, направленной на повышение качества осуществления возложенных на них функций, уменьшения издержек при их осуществлении, создание системы управления данными, в том числе сбора, хранения, обработки и распространения данных:
обеспечение эксплуатации и развития инфраструктуры электронного правительства;
преобразование институциональных и организационных механизмов взаимодействия Российской Федерации и Евразийской экономической комиссии в рамках реализации цифровой повестки ЕАЭС.
Реализация национальной программы «Цифровое государственное управление» направлена, в том числе, на окончательный переход на электронное взаимодействие граждан и организаций с государством, формирование устойчивой информационно-коммуникационной инфраструктуры муниципальных органов, обеспечение бесперебойного функционирования критически важных для граждан и организаций государственных сервисов, информационного обмена, хранения юридически значимой информации, цифровой платформы предоставления муниципальных услуг, повышение доступности и прозрачности получения муниципальных услуг, а также на снижение коррупционных рисков.
Реализация Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика в Российской Федерации» неизбежно затрагивает вопросы деятельности органов местного самоуправления, оказывающих муниципальные услуги гражданам, организациям и требует прежде всего приведения нормативных правовых актов в соответствие с существующим нормативным регулированием в сфере цифровой экономики.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Закон) настоящий закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно- распорядительные полномочия.
Согласно ст. 2 Закона портал государственных и муниципальных услуг - государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием информационно телекоммуникационной сети Интернет» и размещенным в муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров муниципальных услуг.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона, органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
В части 1 статьи 10 Закона указано, что при предоставлении муниципальных услуг в электронной форме предусмотрено, в том числе подача заявителем запроса и иных документов, необходимых для представления муниципальной услуги, с использованием единого портала государстве муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
Статьей 11 Закона определено, что муниципальные услуги подлежат включению в реестры муниципальных услуг.
При этом, реестр муниципальных услуг содержит сведения: о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправление в соответствующем муниципальном образовании; об услугах, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и включены в перечень, утвержденный в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 9 Закона; об услугах, указанных в части 3 статьи 1 Закона и оказываемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), выполняемое (выполняемый) за счет средств местного бюджета; иные сведения, состав которых устанавливается местной администрацией.
Согласно ст. 20 Закона ведение реестров муниципальных услуг в электронной форме осуществляется с использованием государственных и муниципальных информационных систем.
Федеральная государственная информационная система, обеспечивающая ведение, федерального реестра государственных услуг в электронной форме, содержит сведения, указанные в частях 2-6 статьи 11 Закона. Правила ведения федерального реестра государственных услуг с использованием федеральной государственной информационной системы, в том числе порядок размещения в ней сведений, указанных в частях 4 и 6 статьи 11 Закона, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 21 Закона единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров муниципальных услуг.
Требования к единому порталу государственных и муниципальных услуг, региональным порталам государственных и муниципальных услуг, порядку их функционирования и размещения на них сведений о государственных и муниципальных услугах, а также к перечню указанных сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Единый портал государственных и муниципальных услуг обеспечивает:
- доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настояшего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг:
доступность для копирования и заполнения в электронной форме запроса и иных документов, необходимых для получения государственной муниципальной услуги либо услуги, указанной в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона;
возможность подачи заявителем с использованием информационно телекоммуникационных технологий запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги либо услуги, указанной в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, и иных документов, необходимых для получения государственной или муниципальной услуги либо услуги, указанной в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона;
возможность получения заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги либо услуги, указанной в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона;
возможность получения заявителем с использованием информационно- телекоммуникационных технологий результатов предоставления государственной или муниципальной услуги, за исключением случаев, когда такое получение запрещено федеральным законом, а также результатов предоставления услуги, указанной в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона;
возможность оплаты заявителем с использованием электронных средств платежа предоставления государственных и муниципальных услуг, услуг, указанных в части 3 статьи 1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, и уплаты иных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, представление информации об уплате которых допускается с использованием информации, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, если иное не предусмотрено федеральными законами;
возможность предоставления заявителям информации из государственных информационных систем в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
реализацию иных функций, которые вправе определить Правительство Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2011 № 861 «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг осуществление функций)» утверждены Положение о федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)»; Правила ведения федеральной государственной информационной системы «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)»; Положение о федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»; требования к региональным порталам государственных и муниципальных услуг (функций).
В силу п.п. 1, 2, 5 Положения о федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» федеральная государственная информационная система «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - федеральный реестр) создается для обеспечения ведения в электронной форме реестра государственных и муниципальных услуг, а также функций по осуществлению государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Федеральный реестр состоит, в том числе из раздела «реестр муниципальных услуг (функций), предоставляемых (осуществляемых) органами местного самоуправления», который содержит сведения о муниципальных услугах, предоставляемых органами местного самоуправления; об услугах, вставляемых участвующими в предоставлении муниципальных услуг учреждениями (организациями) и включенных в утверждаемые предетавительными органами местного самоуправления перечни услуг, являющихся необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг органами местного самоуправления; об услугах, предоставляемых муниципальными учреждениями и иными организациями, в которых размещается муниципальное задание (заказ), и включенных в утверждаемые представительными органами местного самоуправления перечни таких услуг; о функциях, исполняемых органами местного самоуправления.
В силу п. 4 Требований, сведения, размещаемые исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления на региональных порталах, должны быть тождественны сведениям, представляемым ими для размещения в федеральной государственной информационной системе «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)».
Таким образом, не предоставление муниципальных услуг в электронной форме не только нарушает указанные положения законодательства, но и нарушает права и законные интересы неограниченного круга лиц, в том числе предпринимателей на получение услуг в электронной форме посредством Федерального портала государственных и муниципальных услуг " "httphttp://://wwwwww..gosuslugigosuslugi..ruru" " www.gosuslugi.ru "http://www.gosuslugi.ru" www.gosuslugi.ru.
Проанализировав доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований прокурора, поскольку со стороны Администрации СП «Усть-Теленгуйское» имеет место бездействие, которое выражается в не размещении на Федеральном портале государственных и муниципальных услуг " "httphttp://://wwwwww..gosuslugigosuslugi..ruru" " www.gosuslugi.ru "http://www.gosuslugi.ru" www.gosuslugi.ru сведений об оказываемых муниципальных услугах, что не соответствует вышеприведенным нормам законодательства.
При этом, суд приходит к выводу о необходимости возложения на административного ответчика обязанности по размещению необходимой информации на указанном портале в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, полагая данный срок разумным и достаточным.
С учетом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░-░░░░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ " "httphttp://://wwwwww..gosuslugigosuslugi..ruru" " www.gosuslugi.ru "http://www.gosuslugi.ru" www.gosuslugi.ru ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░-░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ " "httphttp://://wwwwww..gosuslugigosuslugi..ruru" " www.gosuslugi.ru "http://www.gosuslugi.ru" www.gosuslugi.ru, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.