Гражданское дело № 2-2650/19
публиковать
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 сентября 2019 года г. Ижевск
Первомайский районный суд г. Ижевска, Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Дергачевой Н.В.,
при секретаре Богдановой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лукашевской С.Ю. к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по УР» о признании незаконным решения об отказе в установлении инвалидности,
У С Т А Н О В И Л:
В суд обратился истец с иском к ответчику о признании незаконным решения об установлении инвалидности. В обоснование исковых требований указано, что с 24.07.2015. по 24.08.2015 истец находилась на стационарном лечении с диагнозом: Рак <данные скрыты> 05.08.2015 и 13.08.2015 проведены операции, выполнена <данные скрыты>, а в ноябре 2015 года проведена лучевая терапия. Истцу 22.01.2016 была установлена инвалидность. Согласно указанному нормативно-правовому акту истец был наделен правом на обращение для установления инвалидности в течение 5 лет. Таким образом, 22.01.2016 у истца возникло право на установление ему инвалидности. Соответственно, указанное право возникло 13.08.2015 и действует до 13.08.2020. После обращения с заявлением по проведению медико-социальной экспертизы были приняты решения: Бюро №1 от 10.01.2019, по итогам проведенной экспертизы выдана справка №1.1.18\2019 от 10.01.2019, где указано, что согласно Приказу Минтруда России №1024 от 17.12.2015 инвалидность не установлена. Экспертным составом №2 ФКУ «ГБ МСЭ по УР» 01.02.2019 также по итогам проведенной экспертизы выдана справка №8.102.Э.18/2019 от 21.01.2019, где указано, что согласно Приказу Минтруда России №1024 от 17.12.2015 инвалидность не установлена. Не согласившись с вышеуказанными решениями, истец обратилась с жалобой в порядке подчиненности в ФГБЮ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы Минтруда РФ», однако письмом №01-14\1087 от 24 апреля 2019 года уведомлена о том, что 05.03.2019 согласно протоколу №208.4.ФБ\2019 в удовлетворении жалобы было отказано. Указанное решение было получено 25 марта 2019 года. С данными решениями истец не согласна, полагает, что при их вынесении были нарушены нормы действующего законодательства. Считают, что Приказ Минтруда России №1024 от 17.12.2015 не подлежит применению к спорным правоотношениям, к ним должно применяться законодательство, действующее на момент возникновения права.
Просит признать незаконным решение ФКУ «ГБ МСЭ по Удмуртской Республике» об отказе признания инвалидности Лукашевской С.Ю., оформленное справкой № 8.102.Э.18/2019, выданной 21.01.2019 года. Обязать ФКУ «ГБ МСЭ по Удмуртской Республике» устранить нарушения прав Лукашевской С.Ю. путем установления инвалидности третьей группы.
В судебном заседании истец Лукашевская С.Ю. настаивала на удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на доводы иска. Дополнительно пояснила, что новый закон, ухудшающий положение, не подлежит применению к правоотношениям. К спорным правоотношениям должно применяться законодательство, действующее на момент возникновения права - август 2015.
В судебном заседании представители ответчика ФКУ «ГБ МСЭ по УР» Абуязидов А.М., Берестова О.А., действующие на основании доверенностей, каждый в отдельности, возражали относительно удовлетворения исковых требований, указывая, что не имели право применять приказ, который утратил силу на дату освидетельствования в связи с появлением нового приказа. Имеется регламент, в котором прописываются критерии применения норм для медико-социальной экспертизы. Основанием для обращения является не операция, а заболевание и врачи обращают внимание на стадию заболевания, стабилизацию при решении об установлении группы инвалидности. Как усматривается из письменного отзыва, безусловных доказательств, свидетельствующих о незаконности и необоснованности принятого решения Бюро № 1 - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Удмуртской Республике» от 10.01.2019 и решение Экспертного состава № 2 - ФКУ «ГБ МСЭ по Удмуртской Республике» от 21.01.2019, истцом не представлено. Освидетельствование Лукашевской С.Ю. проведено в соответствии с приказом Минтруда России от 11.10.2012 № 31н «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы», нарушений порядка проведения медико-социальной экспертизы не установлено. В соответствии с пунктом 1 статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, представленные сторонами доказательства, письменные возражения, установил следующие обстоятельства.
Судом установлено, что Лукашевская С.Ю., впервые освидетельствована в Бюро № 8 - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Удмуртской Республике» 25.01.2016 на основании заявления о проведении медико-социальной экспертизы и документов медицинской организации с диагнозом: «<данные скрыты>, НФС О» признана инвалидом третьей группы с причиной инвалидности «общее заболевание» сроком на 1 год в соответствии с п. 14.7.5.1 приказа Министерства труда и социальной защиты от 29.09.2014 № 664н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».
При очередном переосвидетельствовании в Бюро № 7-филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Удмуртской Республике» 27.01.2017 - 20.02.2017 на основании заявления о проведении медико-социальной экспертизы и документов медицинской организации с диагнозом: «<данные скрыты>. С 19.10.15 по 13.11.15 - ДЛТ на послеоперационный рубец, СОД 50Гр. Стабилизация» инвалидом не признана.
В связи с несогласием с решением бюро Лукашевская С.Ю. 29.03.2017 освидетельствована в Экспертном составе №2 ФКУ «ГБ МСЭ по Удмуртской Республике» в порядке обжалования с диагнозом: «<данные скрыты> после комбинированного лечения в 2015 году: оперативное лечение 05.08.15 - <данные скрыты>. Стабилизация. Вторичная <данные скрыты>. Правовых оснований для изменения экспертного решения бюро не выявлено. Обоснованность экспертного решения бюро подтверждена.
В связи с несогласием с решением Главного бюро Лукашевская С.Ю. 30.05.2017 освидетельствована в Экспертном составе № 15 ФГБУ «ФБ МСЭ Минтруда России» в порядке обжалования заочно с диагнозом: «<данные скрыты><данные скрыты> Обоснованность экспертного решения Главного бюро об отказе в установлении инвалидности подтверждена.
Лукашевская С.Ю. вновь освидетельствована в Бюро № 1-филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Удмуртской Республике» 10.01.2019 по самостоятельному обращению на основании заявления о проведении медико-социальной экспертизы и документов медицинской организации с диагнозом: «<данные скрыты>» инвалидом не признана.
В связи с несогласием с решением бюро Лукашевская С.Ю. 21.01.2019 освидетельствована в Экспертном составе №2 ФКУ «ГБ МСЭ по Удмуртской Республике» в порядке обжалования с диагнозом: «<данные скрыты>». Правовых оснований для изменения экспертного решения бюро не выявлено. Обоснованность экспертного решения бюро подтверждена.
По результатам комплексного анализа представленных медицинских, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных и личного осмотра (обследования гражданина) специалистами МСЭ, данных обследования в отделении реабилитационно-экспертной диагностики выявлено нарушение здоровья со стойкими расстройствами функций организма (незначительные нарушения нейромышечных, скелетных и связанных с движением (статодинамических) функций, незначительные нарушения системы крови и иммунной системы), что не приводит к ограничениям ни одной из основных категорий жизнедеятельности, необходимости в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию, и не является основанием для определения инвалидности в соответствии с п. 3 раздела I и п. 5 раздела II, постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 №95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом», приказом Министерства труда и социальной защиты от 17.12.2015 № 1024-н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы».
В связи с несогласием с решением Главного бюро Лукашевская С.Ю. 05.03.2019 освидетельствована в Экспертном составе № 4 ФГБУ «ФБ МСЭ Минтруда России» в порядке обжалования заочно с диагнозом: «<данные скрыты>». Обоснованность экспертного решения Главного бюро подтверждена.
Указанные обстоятельства следуют из текста заявления, пояснений сторон, материалов гражданского дела, материалов дела освидетельствования МСЭ, сторонами не оспариваются.
В обоснование исковых требований истица указывает, что решение экспертного состава № 2 ФКУ «ГБ МСЭ по Удмуртской Республике» от 21.01.2019, которым отказано в установлении ей инвалидности, является незаконным, в связи с не верным толкованием норм права.
Анализируя доводы иска, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Вопросы государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации регламентированы Федеральным законом РФ от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон №181-ФЗ).
На основании ст.7 Закона №181-ФЗ медико-социальной экспертизой признается определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст.8 Закона №181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. В силу п.1 данной статьи на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются в том числе обязанности по установлению инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты.
Правила признания лица инвалидом утверждены Постановлением Правительства РФ №95 от 20.02.2006 года «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (далее – Правила признания гражданина инвалидом).
Исходя из содержания п.п.2, 3 Правил признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.
В соответствии с п. HYPERLINK consultantplus://offline/ref=2616DDD406EE6E8C755D1165461B3CF243186EE46C2FA6A450F5AE113453526E1F6D80DD0AB6F2L9MBN 5 названных Правил, условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.
При этом согласно п.6 Правил признания лица инвалидом наличие одного из вышеуказанных условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом.
В соответствии с п. HYPERLINK consultantplus://offline/ref=2616DDD406EE6E8C755D1165461B3CF243186EE46C2FA6A450F5AE113453526E1F6D80DD0AB6F2L9MBN 7 названных Правил, в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория «ребенок-инвалид».
Приказом Минтруда России №1024н от 17.12.2015г. утверждены классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
В соответствии с разделом II, пунктом 4, абзацем 3 приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.12.2015 № 1024н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» степень выраженности стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, оценивается в процентах и устанавливается в диапазоне от 10 до 100, с шагом в 10 процентов. Выделяются 4 степени выраженности стойких нарушений функций организма человека: I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов; II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов; III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов; IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов.
Довод истца о применении приказа Минтруда России №664н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», предусматривающей п. 14.7.5.1 право на обращение для установления инвалидности в течение 5 лет судом признается необоснованным, в связи с тем, что 01.02.2016 указанный приказ утратил силу, в связи с изданием приказа Минтруда России от 17.12.2015 № 1024н.
Таким образом, при очередном переосвидетельствовании в Бюро №7 — филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Удмуртской Республике» 27.01.2017 — 20.02.2017 на основании заявления о проведении медико-социальной экспертизы и документов медицинской организации, а также освидетельствовании в Экспертном составе №2 ФКУ «ГБ МСЭ по Удмуртской Республике» в порядке обжалования не мог применяться приказ Минтруда России №664н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», который на момент освидетельствовании не действовал.
Суд отмечает, что в соответствии с п.9 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", инвалидность I группы устанавливается первоначально на 2 года, II и III групп - на 1 год.
Таким образом, несостоятельной представляется позиция истца о том, что после первичного освидетельствования 22.01.2016 по правилам Приказа №664н она получила бессрочную гарантию на дальнейшее установление ей инвалидности, которая должна поддерживаться государством вне зависимости от изменения правового регулирования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
На основании исследованных в судебном заседании совокупности доказательств, суд полагает, что доводы истца не нашли своего подтверждения, оснований для отмены оспариваемого решения Экспертного состава № 2 - ФКУ «ГБ МСЭ по Удмуртской Республике» от 21.01.2019 судом не установлено, поскольку при проведении освидетельствования был соблюден предусмотренный порядок освидетельствования, исследованы все представленные медицинские и медико-экспертные документы, оснований для применения нормативно-правового акта, утратившего силу, не имеется.
Оспариваемое решение экспертной комиссии основаны на положениях Федерального закона №181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правилах признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №95 от 20.02.2006г., Классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных Приказом Минтруда России №1024н от 17.12.2015г.
На основании изложенного, в удовлетворении исковых требований Лукашевской С.Ю. к ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по УР» о признании незаконным решения об отказе в установлении инвалидности необходимо отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░, ░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 23 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░