УИД 16RS0045-01-2023-000351-59
дело № 2а-762/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 июня 2023 года город Казань
Авиастроительный районный суд города Казани в составе
председательствующего судьи Кардашовой К.И.,
при секретаре судебного заседания Солнцеве К.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Быстренина Сергея Ивановича к Министерству внутренних дел по Республике Татарстан, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Республике Татарстан, Министерству финансов России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России, Управлению министерства внутренних дел России по городу Набережные Челны, ИВС Управления министерства внутренних дел России по городу Набережные Челны, начальнику ИВС Управления министерства внутренних дел России по городу Набережные Челны Хакимову Марселю Назиповичу о признании действий (бездействия), выразившихся в нарушение условий содержания под стражей, незаконными, компенсации за нарушение условий содержания под стражей,
УСТАНОВИЛ:
Быстренин С.И. обратился в суд к Министерству внутренних дел по Республике Татарстан, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Республике Татарстан, Министерству финансов России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России, Управлению министерства внутренних дел России по городу Набережные Челны, ИВС Управления министерства внутренних дел России по городу Набережные Челны, начальнику ИВС Управления министерства внутренних дел России по городу Набережные Челны Хакимову Марселю Назиповичу о признании действий (бездействия), выразившихся в нарушение условий содержания под стражей, незаконными, компенсации за нарушение условий содержания под стражей.
В обоснование административного иска указано, что в период с 08 июля 2021 года по 28 января 2022 года Быстренин С.И. содержался под стражей по обвинению в совершении преступления, предусмотренного частью 4 статьи 132 Уголовного кодекса Российской Федерации.
На протяжении всего времени содержания административного истца под стражей его систематически этапировали в ИВС ПиО Управления МВД России по городу Набережные Челны Республики Татарстан для проведения следственных мероприятий и участия в судебных заседаниях.
Согласно Приказу МВД России № 966 от 19 октября 2012 года «Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации, лиц, подвергнутых административному аресту», в связи с наличием у лиц, содержащихся под стражей, заболеваний им предоставляется дополнительное питание.
Как указывает административный истец, он имеет хроническое заболевание, а именно <данные изъяты>, следовательно, должен получать дополнительное питание.
Однако в период его содержания в ИВС ПиО Управления МВД России по городу Набережные Челны Республики Татарстан дополнительное питание ему не выдавалось, несмотря на то, что Быстренин С.И. сообщал сотрудникам изолятора о наличии у него хронического заболевания. Также административный истец обращался в прокуратуру города Набережные Челны Республики Татарстан и указывал на то, что, имея хроническое заболевание, он не получает дополнительное питание в ИВС ПиО Управления МВД России по городу Набережные Челны Республики Татарстан.
Прокуратура города Набережные Челны Республики Татарстан обращение Быстренина С.И. по существу рассмотрела, при этом решение по существу поставленного вопроса принято не было.
Кроме того, административный истец указывает на то, что ему ненадлежащим образом оказывалась медицинская помощь, поскольку, имея хронические заболевания, медицинские препараты для лечения заболеваний ему не выдавались.
Указанными действиями непосредственно административным ответчиком ИВС ПиО Управления МВД России по городу Набережные Челны Республики Татарстан были причинены Быстренину С.И. нравственные и душевные страдания, выразившиеся в том, что вопреки требованиям закона ему, как человеку, имеющему хроническое заболевание, с 08 июля 2021 года по настоящее время дополнительное питание не выдавалось, постоянный приём лекарственных препаратов не обеспечивался.
На основании изложенного Быстренин С.И. просил суд признать действия (бездействие) ИВС ПиО Управления МВД России по городу Набережные Челны Республики Татарстан, выразившиеся в нарушение условий содержания под стражей, незаконными, взыскать с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств Министерства внутренних дел Российской Федерации в его пользу 3000 рублей за одни сутки за весь период его содержания в ИВС ПиО Управления МВД России по городу Набережные Челны Республики Татарстан.
Административный истец Быстренин С.И. в судебное заседание не явился, содержится под стражей в ФКУ «Исправительная колония № 4 УФСИН России по Республике Башкортостан». Быстренин С.И. своё право на участие в судебном заседании реализовал посредством видеоконференц-связи, в судебном заседании заявленные требования с учётом уточнения поддержал, просил удовлетворить административный иск в полном объёме. При этом, настаивал на удовлетворении требований именно к ИВС ПиО Управления МВД России по городу Набережные Челны Республики Татарстан, указав на то, что иные ответчики права административного истца не нарушали.
В судебном заседании представитель административных ответчиков Министерства внутренних дел по Республике Татарстан, Министерства внутренних дел Российской Федерации, заинтересованного лица Управления Министерства внутренних дел России по городу Набережные Челны – Кунакбаев Э.А административный иск не признал по изложенным в возражениях на административный иск доводам.
Представитель административных ответчиков УФСИН России по Республике Татарстан, УФСИН России – Старостин П.А. с иском не согласился, приведя свои доводы в возражениях на административный иск.
Представитель заинтересованного лица ФКУЗ МСЧ-16 ФСИН России – Сунгатуллин А.Н. с доводами административного иска не согласился, просил в удовлетворении отказать.
Административные ответчики ИВС Управления МВД России по городу Набережные Челны Республики Татарстан, начальник ИВС ПиО Управления МВД России по городу Набережные Челны Республики Татарстан Хакимов М.Н., Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Республике Татарстан, заинтересованное лицо ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Республике Татарстан, прокуратура города Набережные Челны Республики Татарстан, ФКУ «Исправительная колония №19 УФСИН России по Республике Татарстан», начальник ФКУ Исправительная колония №19 УФСИН России по Республике Татарстан Нуруллов Р.Р. в судебное заседание не явились, своего представителя не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены, доказательств уважительности причин неявки или ходатайств об отложении судебного разбирательства не представили, в связи с чем их неявка в соответствии со статьёй 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не является препятствием к разрешению административного дела.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в материалах административного дела документы, суд приходит к следующему.
В силу статей 17, 21 и 53 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный же ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Порядок и определение условий содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу регулируются Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
В соответствии с частью 4 указанного Федерального закона, содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).
Статьёй 7 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» установлено, что местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются, в том числе изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
В силу статьи 15 Федерального закона, в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
В соответствии со статьёй 17.1 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемый, обвиняемый в случае нарушения предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий их содержания под стражей имеют право обратиться в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, в суд с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
В соответствии с пунктом 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» в силу частей 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Вместе с тем административному истцу, прокурору, а также иным лицам, обратившимся в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или лица, в интересах которого подано административное исковое заявление, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются) (статьи 62, 125, 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
Как следует из материалов дела, в частности, справки временно исполняющего обязанности начальника ИВС ПиО Управления МВД России по городу Набережные Челны Республики Татарстан Сибилева Д.В., Быстренин С.И. периодически содержался в ИВС ПиО Управления МВД России по городу Набережные Челны Республики Татарстан, а именно в периоды: с 08 июля 2021 года по 16 июля 2021 года; с 23 августа 2021 года по 27 августа 2021 года; с 01 сентября 2021 года по 06 сентября 2021 года; с 04 октября 2021 года по 07 октября 2021 года; с 18 октября 2021 года по 20 октября 2021 года; с 25 октября 2021 года по 27 октября 2021 года; с 01 ноября 2021 года по 03 ноября 2021 года; с 17 ноября 2021 года по 19 ноября 2021 года; с 24 ноября 2021 года по 26 ноября 2021 года; с 22 декабря 2021 года по 24 декабря 2021 года; с 26 января 2022 года по 28 января 2022 года; с 02 марта 2022 года по 05 марта 2022 года; с 30 марта 2022 года по 01 апреля 2022 года; с 20 мая 2022 года по 27 мая 2022 года; с 15 июня 2022 года по 17 июня 2022 года; с 06 июля 2022 года по 11 июля 2022 года; с 18 июля 2022 года по 20 июля 2022 года; с 24 августа 2022 года по 29 августа 2022 года; с 16 января 2023 года по 20 января 2023 года (л.д. 190 Том 1).
Обратившись в суд с настоящим административным исковым заявлением, административный истец Быстренин С.И. указывает, что во время его нахождения в ИВС ПиО Управления МВД России по городу Набережные Челны Республики Татарстан он не был обеспечен дополнительным питанием в связи с наличием у него хронического заболевания. Кроме того, ему ненадлежащим образом оказывалась медицинская помощь, поскольку, имея хроническое заболевание, медицинские препараты для лечения заболевания ему не выдавались.
Факт нахождения Быстренина С.И. в указанные выше периоды в ИВС ПиО Управления МВД России по городу Набережные Челны Республики Татарстан представителями административных ответчиков Министерства внутренних дел по Республике Татарстан, Управления МВД России по городу Набережные Челны Республики Татарстан по существу не оспаривается, отсутствие Быстренина С.И. в указанные периоды в ИВС ПиО Управления МВД России по городу Набережные Челны Республики Татарстан должностными лицами уполномоченных органов не доказано, в связи с чем указанные обстоятельства, в силу части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, признаются судом установленными.
Разрешая административные исковые требования Быстренина С.И., суд исходит из следующего.
Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на возмещение государственного вреда, причиненного незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц (статья 53), реализация которого гарантируется конституционной обязанностью государства в случае нарушения органами публичной власти и их должностными лицами прав, охраняемых законом, обеспечивать потерпевшим доступ к правосудию, и компенсацию причиненного ущерба (статья 52), а также государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод человека и гражданина (статья 45 часть 1, статья 46).
Статьёй 21 Конституции Российской Федерации установлено, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
В силу статьи 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления (часть 1). Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (часть 2).
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 2 и 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания», под условиями содержания лишённых свободы лиц следует понимать условия, в которых с учётом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе, право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки (в частности, части 1, 2 статьи 27.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 7, 13 Федерального закона от 26 апреля 2013 года № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», статьи 17, 22, 23, 30, 31 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статьи 93, 99, 100 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», часть 5 статьи 35.1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», статья 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Принудительное содержание лишенных свободы лиц в предназначенных для этого местах, их перемещение в транспортных средствах должно осуществляться в соответствии с принципами законности, справедливости, равенства всех перед законом, гуманизма, защиты от дискриминации, личной безопасности, охраны здоровья граждан, что исключает пытки, другое жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение и, соответственно, не допускает незаконное - как физическое, так и психическое - воздействие на человека (далее - запрещенные виды обращения). Иное является нарушением условий содержания лишенных свободы лиц.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 22 ноября 2005 года № 950 (в редакции от 27 мая 2021 года), утверждены Правила внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (далее - Правила).
Согласно пункту 42 указанных выше Правил, подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, пожарной безопасности, нормам санитарной площади в камере на одного человека, установленным Федеральным законом.
Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в изоляторе временного содержания, обеспечиваются ежедневно бесплатным трехразовым горячим питанием по нормам, определяемым Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 152 Правил, подозреваемые или обвиняемые перед отправкой для участия в следственных действиях за пределами ИВС или в судебных заседаниях должны получить горячее питание по установленным нормам. В случае невозможности обеспечения горячим питанием указанные лица обеспечиваются сухим пайком.
Согласно справке начальника ИВС ПиО Управления МВД России по городу Набережные Челны Республики Татарстан Хакимова М.Н., Быстренин С.И. перед прибытием в ИВС ПиО Управления МВД России по городу Набережные Челны Республики Татарстан 08 июля 2021 года, в связи с имеющимися жалобами, осмотрен врачом-терапевтом ГАУЗ Республики Татарстан «БСМП», сдал анализ крови на сахар, после чего указанным специалистом дано заключение, что <данные изъяты> не подтверждён и не имеются противопоказания к содержанию в изоляторе временного содержания.
Согласно журналу медицинских лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания, за указанный административным истцом юридически значимый период жалоб от него не поступало.
Из информации, предоставленной прокуратурой города Набережные Челны Республики Татарстан, следует, что в 2022 году Быстренин С.И. дважды обращался с жалобами на действия медицинского персонала ИВС ПиО Управления МВД России по городу Набережные Челны Республики Татарстан; в 2023 году по вопросу не проведения ежедневных прогулок.
При этом, указанные жалобы не содержали доводов относительно нарушения требований закона при организации питания и неоказании медицинской помощи при этапировании.
По итогам проведённых проверок по доводам обращений нарушений закона не выявлено, в связи с чем меры прокурорского реагирования не принимались.
При этом, в рамках ежегодной проверки в порядке надзора прокуратурой города Набережные Челны Республики Татарстан были выявленя нарушения законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, по результатам которой вынесено представление в адрес ИВС ПиО Управления МВД России по городу Набережные Челны Республики Татарстан. При этом, в тексте представления, вынесенного в адрес ИВС не установлено фактов, свидетельствующих о выявленных нарушениях в части нарушения требований закона при организации питания и неоказании медицинской помощи при этапировании.
Согласно ответу на судебный запрос, с 08 июля 2021 года по февраль 2023 года включительно ИВС ПиО Управления МВД России по городу Набережные Челны Республики Татарстан от Быстренина С.И. заявлений о предоставлении ему медикаментов не поступало.
В судебном заседании административный истец суду пояснил, что вопреки доводам административных ответчиков сообщал сотрудникам ИВС ПиО Управления МВД России по городу Набережные Челны Республики Татарстан о наличии у него хронических заболеваний, в том числе <данные изъяты>, указав, что данные обращения носили устный характер, после которых им была предоставлена соответствующая справка, подтверждающая наличие обозначенного диагноза.
В обоснование своих доводов о необеспечении его дополнительным питанием, положенным при имеющихся у него заболеваниях, административный истец ссылался на Приказ Минюста России от 17 сентября 2018 года № 189 «Об установлении повышенных норм: питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях ФСИН России, на мирное время».
Вместе с тем, изолятор временного содержания (ИВС) в силу положений статьи 16 УИК РФ, статьи 7 Федерального закона № 103-ФЗ от 15 июля 1995 года «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» не относится к системе учреждений, исполняющих наказание, исправительным учреждением не является, а является местом содержания подозреваемых и обвиняемых под стражей.
Повышенные нормы питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений больных, находящихся в изоляторах временного содержания, были установлены Приказом МВД России от 19 октября 2012 года № 966 «Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации, лиц, подвергнутых административному аресту», зарегистрированным в Минюсте России 30 ноября 2012 года № 25981.
Таким образом, данным приказом определено, что повышенная норма питания установлена для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений больных и лиц, являющихся инвалидами I и II групп, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации, больных лиц, подвергнутых административному аресту.
Как следует из представленной в материалы дела копии справки МСЭ от 28 мая 2019 года, Быстренину С.И. была установлена 3 группа инвалидности в период с 03 декабря 2018 года по 01 января 2019 года. Иных данных материалы дела не содержат.
Таким образом, в период содержания административного истца в ИВС ПиО Управления МВД России по городу Набережные Челны Республики Татарстан повышенные нормы питания для подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений больных, находящихся в изоляторах временного содержания, установлены не были.
Что же касается доводов административного истца о неоказании ему надлежащим образом медицинской помощи, выразившейся в необеспечении его, в условиях наличия хронических заболеваний, лекарственных препаратов, то в данной части суд исходит из следующего.
Согласно пункту 21 Инструкции, утвержденной Приказом МВД России и Минздрава России от 31 декабря 1999 года № 1115/475 «Об утверждении Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел», лица, поступившие в ИВС из учреждений УИС, а также осужденные к лишению свободы обеспечиваются медицинской помощью (кроме скорой) в медицинских учреждениях УИС. Данные доводы также отражены в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 06 октября 2011 года № КАС11-506, где указано, что пункт 21 указанной Инструкции правомерно предусматривает лицам, поступившим в изолятор временного содержания, оказание только скорой (неотложной) медицинской помощи.
Порядок организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу, регулируется Приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года № 285 «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы».
Согласно пунктам 41,42 названного приказа преемственность при оказании медицинской помощи в случае перевода лица, заключенного под стражу, или осужденного, получающего лечение, в другое учреждение УИС обеспечивается путем приобщения в закрытом пакете к личному делу медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, с переводным эпикризом, содержащим сведения о проведенном обследовании и лечении и рекомендации по дальнейшему наблюдению, лечению и обследованию. В открытой справке по личному делу делается соответствующая отметка.
При перемещении нуждающихся в медицинском сопровождении лиц, заключенных под стражу, или осужденных выделяется медицинский работник филиала медицинской организации УИС, осуществляющего медицинское обеспечение учреждения УИС, - отправителя. Необходимость в сопровождении лиц, заключённых под стражу, или осужденных медицинским работником и категория медицинского работника определяются начальником филиала медицинской организации УИС с учетом заболевания лиц, содержащихся под стражей, или осужденных.
Таким образом, обязанность медицинского обеспечения лиц, содержащихся в следственных изоляторах, возлагается на медицинские части СИЗО, которые проводят медицинский осмотр лица перед отправкой его из СИЗО, оценивают состояние здоровья и определяют возможность этапирования, а также необходимость сопровождения медицинским работником и выделения медикаментов для постоянного приёма.
При этом, в судебном заседании административный истец настаивал на нарушении его прав непосредственно сотрудниками ИВС ПиО Управления МВД России по городу Набережные Челны Республики Татарстан.
Статьей 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну (часть 1). Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей, за исключением случаев, установленных частями 3 и 4 настоящей статьи (часть 2). Разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях допускается с письменного согласия гражданина или его законного представителя. Согласие на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, может быть выражено также в информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство (часть 3).
В ходе рассмотрения дела административный истец суду пояснил, что согласие на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, им в письменном виде не подавалось.
Таким образом, доводы административного истца относительно несоответствия условий его содержания в ИВС ПиО Управления МВД России по городу Набережные Челны Республики Татарстан в указанный им период несостоятельны, не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела.
Поскольку судом не установлено оснований для признания незаконными действий (бездействия) административных ответчиков, выразившихся в необеспечении надлежащих условий содержания под стражей в ИВС ПиО Управления МВД России по городу Набережные Челны Республики Татарстан, оснований для удовлетворения требований о взыскании денежной компенсации у суда не имеется.
При указанных обстоятельствах, в удовлетворении административного иска Быстренина С.И. к Министерству внутренних дел по Республике Татарстан, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Республике Татарстан, Министерству финансов России, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России, Управлению министерства внутренних дел России по городу Набережные Челны, ИВС Управления министерства внутренних дел России по городу Набережные Челны, начальнику ИВС Управления министерства внутренних дел России по городу Набережные Челны Хакимову Марселю Назиповичу о признании действий (бездействия), выразившихся в нарушение условий содержания под стражей, незаконными, компенсации за нарушение условий содержания под стражей, надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 16 ░░░░ 2023 ░░░░.