Дело № 33-4445/2021 Докладчик Глебова С.В.
Суд I инстанции дело № 2-1681/2021 Судья Веселова О.А.
УИД 33RS0002-01-2021-001831-60
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего судьи Глебовой С.В.
судей Огудиной Л.В., Афанасьевой К.Е.
при секретаре Яблоковой О.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 08 декабря 2021 г. дело по апелляционной жалобе ответчика администрации города Владимира на решение Октябрьского районного суда г. Владимира от 14 сентября 2021 г.,
которым постановлено: исковые требования прокурора города Владимира удовлетворить.
Обязать администрацию города Владимира отселить Карпову Викторию Константиновну, Карпова Евгения Владимировича, Карпова Захара Владимировича, Масягина Александра Владимировича, Масягину Веру Серафимовну, Шаталову (Масягину) Жанну Александровну, Ванькову (Кравцову) Людмилу Александровну, Авдееву Ирину Евгеньевну, Авдеева Ивана Валерьевича, Авдеева Валерия Леонидовича, Авдееву Анну Валерьевну, Авдееву Валерию Сергеевну, Авдееву Евгению Ивановну, Авдеева Кирилла Антоновича, Дрожжинову Раду Евгеньевну, Козлова Евгения Ивановича, Волкову Анну Евгеньевну, Козлова Павла Евгеньевича, Волкова Матвея Никитовича, Севастьянову Галину Васильевну, Бубнову Наталью Валерьевну, Севастьянова Алексея Анатольевича, Бубнова Александра Леонидовича, Бубнова Сергея Леонидовича, Бубнова Леонида Николаевича, Русакова Владимира Рудольфовича, Тарасова Сергея Владимировича, Тарасову Татьяну Алексеевну, Зубатову Анну Сергеевну, Зубатову Ольгу Павловну, Ионову Ирину Валерьевну, Ионова Сергея Александровича, Федорову Елену Сергеевну, Федорова Федора Николаевича, Карпову Ирину Геннадьевну, Горячеву Марию Александровну, Андреева Валерия Вячеславовича, Стальмакову Надежду Николаевну из многоквартирного дома ****.
Решение суда в указанной части обратить к немедленному исполнению.
Обязать администрацию города Владимира предоставить:
Карпову Виктору Константиновичу составом семьи 3 человека (Карпов В.К. - наниматель, Карпов Е.В., Карпов З.В.);
Авдееву Валерию Леонидовичу составом семьи 7 человек (Авдеев В.Л. - наниматель, Авдеева И.Е., Авдеев И.В., Авдеева А.В., Авдеева В.С., Авдеева Е.И., Авдеев К.А.);
Волковой Анне Евгеньевне составом семьи 3 человека (Волкова А.Е. - наниматель, Козлов П.Е., Волков М.Н.);
Севастьяновой Галине Васильевне составом семьи 6 человек (Севастьянова Г.В. - наниматель, Бубнова Н.В., Севастьянов А.А., Бубнов А.А., Бубнов С.Л., Бубнов Л.Н.);
Ионовой Ирине Валерьевне составом семьи 4 человека (Ионова И.В. - наниматель, Ионов С.А., Федорова Е.С., Федоров Ф.Н.) благоустроенное жилое помещение, отвечающее требованиям, предъявляемым к жилым помещениям в границах муниципального образования город Владимир общей площадью не менее занимаемой.
Обязать администрацию города Владимира принять меры по обеспечению жилищных прав Масягина Александра Владимировича, Масягиной Веры Серафимовны, Шаталовой (Масягиной) Жанны Александровны, Ваньковой (Кравцовой) Людмилы Александровны, Дрожжиновой Рады Евгеньевны, Андреева Валерия Вячеславовича, Козлова Евгения Ивановича, Русакова Владимира Рудольфовича, Стальмаковой Надежды Николаевны, Тарасова Сергея Владимировича, Карповой Ирины Геннадьевны в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.
Заслушав доклад судьи Глебовой С.В., объяснения представителей ответчика администрации г. Владимира Сысоева Д.Н., Родионовой Л.А., являющейся также представителем третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Владимира, поддержавших доводы жалобы, заместителя прокурора Владимирской области Горшкова Д.Н., истцов Авдеевой И.Е., Бубновой Н.В., Ионовой И.В., Карповой В.К., Козлова Е.И., Русакова В.Р., Севастьяновой Г.В., представителя истца Стальмаковой Н.Н. – Петровой М.А., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Дом по адресу: ****, 1947 года постройки, с 01.05.2015 находится в управлении МУП г. Владимира «Городская управляющая компания», имеет 14 жилых помещений, из которых 8 жилых помещений находятся в частной собственности, 6 - в муниципальной.
Собственниками жилых помещений в указанном доме являются: Масягин А.В., Масягина В.С. Масягина Ж.А., Кравцова Л.А. (кв. **** на праве совместной собственности), Дрожжинова Р.Е. (кв. ****), Андреев В.В. (кв. ****), Козлов Е.И. (кв. ****), Стальмакова Н.Н. ****, **** (кв. ****), Русаков В.Р. (кв. ****), Тарасов С.В. (кв. ****), Карпова И.Г. (кв. ****).
Нанимателями жилых помещений являются: Карпова В.К. составом семьи 3 человека (кв. 1 общей площадью 48,5 кв.м); Ионова И.В. составом семьи 4 человека, включая ребенка-инвалида Федорова Ф.Н. (кв. **** общей площадью 47,5 кв.м); Севастьянова Г.В. составом семьи 6 человек (кв.**** общей площадью 47,8 кв.м); Авдеев В.Л. составом семьи 7 человек (кв.**** общей площадью 48,00 кв.м); Волкова А.Е. составом семьи 3 человека (кв.**** общей площадью 21,31кв.м).
Заключением межведомственной комиссии от 24.12.2014 № 262 многоквартирный жилой дом по адресу: **** признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации на основании акта Управления Роспотребнадзора по Владимирской области от 18.12.2014 №14, заключения специализированной организации ГУН Владимирской области ГНИ «Владимиргражданпроект» по обследованию строительных конструкций дома, выполненного в сентябре 2014 №448/14.
Постановлением администрации г. Владимира № 502 от 11.02.2015 «О дальнейшем использовании многоквартирного дома, расположенного по адресу: ****, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, установлен срок отселения нанимателей и собственников жилых помещений по адресу: **** до 01.03.2021.
Указанный дом включен в подпрограмму «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда города Владимира» областной адресной программы «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Владимирской области», утвержденную постановлением администрации Владимирской области от 28.03.2019 №235, муниципальную адресную программу «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда города Владимира», утвержденную постановлением администрации города Владимира от 16.04.2019 №1005 со сроком реализации 2019-2025 гг.
07.04.2021 прокурор города Владимира, действуя в интересах неопределенного круга лиц, в порядке статьи 39 Кодекса об административном судопроизводстве Российской Федерации, обратился в суд с административным иском к администрации г. Владимира о признании незаконным п. 1.1 постановления администрации города Владимира от 18.12.2020 № 833 «О внесении изменений в постановление администрации г. Владимира от 11.02.2015 №502» в части изменения срока отселения нанимателей и собственников жилых помещений до 01.02.2023 года и обязании принять меры по немедленному отселению жителей многоквартирного дома ****. Одновременно просил о восстановлении срока обращения в суд.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой города Владимира проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства при переселении граждан из аварийного жилья, в ходе которой установлено, что эксплуатация **** до 01.02.2023 (срок отселения нанимателей и собственников жилых помещений) несет реальную угрозу безопасности жителей многоквартирного дома. Срок расселения жителей дома до 01.02.2023 нельзя признать разумным, поскольку имеется реальная угроза его обрушения, выявленная ещё в 2014 году. Проживание в аварийном доме представляет угрозу для жизни и здоровья людей, так как из-за подмывания грунтовыми водами фундамента имеется реальная опасность самопроизвольного разрушения дома и, как следствие, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Прокуратуре города Владимира стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц 31.03.2021 при получении обжалуемого постановления.
Определениями суда от 10.06.2021 производство по делу в части требований о признании незаконным п. 1.1 постановления администрации города Владимира от 18.12.2020 №833 «О внесении изменений в постановление администрации города Владимира от 11.02.2015 №502» в части изменения срока отселения нанимателей и собственников жилых помещений до 01.02.2023 прекращено по ч. 2 ст. 225 КАС Российской Федерации (в связи с отменой оспариваемого постановления). В части требований о понуждении администрации города Владимира принять меры по немедленному отселению жителей многоквартирного дома № 4 по ул. Разина города Владимира осуществлен переход к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.
Впоследствии прокурор заявленные требования уточнил и, действуя в интересах жителей многоквартирного дома, просил обязать администрацию города Владимира принять меры к немедленному отселению жителей многоквартирного дома ****, а именно: расселить собственников жилых помещений Масягина А.В., Масягину В.С., Шаталову (Масягину) Ж.А., Ванькову (Кравцову) Л.А., Дрожжинову Р.Е., Андрева В.В., Козлова Е.И., Русакова В.Р., Стальмакову Н.Н., Тарасова С.В., Карпову И.Г. в соответствии с требованиями ст. 32 Жилищного кодекса РФ; предоставить нанимателям жилых помещений по договорам социального найма в многоквартирном доме **** по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее требованиям, установленным для жилых помещений в границах муниципального образования город Владимир: Карпову В.К. составом семьи 3 человека: Карпов В.К. (наниматель), Карпов Е.В. и Карпов З.В. – общей площадью не менее 48,5 кв.м; Авдееву В.Л. составом семьи 7 человек: Авдеев В.Л. (наниматель), Авдеева И.Е., Авдеев И.В., Авдеева А.В., Авдеева В.С., Авдеева Е.И., Авдеев К.А. – общей площадью не менее 48 кв.м; Волковой А.Е. составом семьи 3 человека: Волкова А.Е. (наниматель), Козлов П.Е., Волков М.Н. – общей площадью не менее 21,31 кв.м; Севастьяновой Г.В. составом семьи 6 человек: Севастьянова Г.В. (наниматель), Бубнова Н.В., Севастьянов А.А., Бубнов А.А., Бубнов С.Л., Бубнов Л.Н. – общей площадью не менее 47,8 кв.м; Ионовой И.В. составом семьи 4 человека: Ионова И.В. (наниматель), Ионов С.А., Федорова Е.С., Федоров Ф.Н. – общей площадью не менее 47,5 кв.м.; Ромашкову В.М. составом семьи 6 человек: Ромашков В.М (наниматель), Ромашкова Е.В., Ромашков Р.В., Ромашков В.В., Ромашкова Н.В., Ромашкова В.Р. – общей площадью не менее 48,3 кв.м.
Определением суда от 14.09.2021 принят отказ от иска нанимателей кв.**** Ромашкова В.М., Ромашковой Г.В., Ромашкова Р.В., Ромашкова В.В., Ромашковой Н.В., Ромашковой В.В. (в связи с предоставлением жилого помещения по договору социального найма). Производство делу в указанной части прекращено.
В судебном заседании помощник прокурора города Владимира Щеголева Т.В. в оставшейся части заявленные требования поддержала.
Соистцы Русаков В.Р., Масягин А.В., Авдеева И.Е., Севастьянова Е.В., Бубнова И.В., Козлов Е.И., Андреев В.В. настаивали на удовлетворении иска.
Авдеев И.В., действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетней А.Е.И.., А.В.Л. заявили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Остальные соистцы не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались судом надлежащим образом.
Представители ответчика администрации города Владимира Сысоев Д.Н., Родионова Л.Н., Шапошникова Т.В., действующие также от имени третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Владимира, просили в удовлетворении иска отказать, указав, что немедленное отселение собственников и нанимателей возможно только в маневренный фонд.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, МУП г. Владимира Городская управляющая компания, Департамента жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области, Департамента финансов, бюджетной и налоговой политики администрации Владимирской области, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались судом надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ответчик администрация города Владимира просил решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, вынесенное без учёта обстоятельств того, что предмет спора на момент вынесения судебного постановления отсутствовал, так как процедура изъятия земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и жилых помещений, предусмотренная действующим законодательством, а также расселение нанимателей жилых помещений по договорам социального найма администрацией города уже проводятся; на постоянной основе рассматриваются вопросы о финансировании мероприятий по расселению многоквартирного аварийного дома. Ответчик полагал, что суд в нарушение части 1 статьи 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вышел за пределы заявленных требований, так как конкретное требование об обращении решения суда к немедленному исполнению не указано в исковом заявлении, не заявлялось в виде ходатайства прокурором и материальными истцами. Указал, на невозможность немедленного отселения жителей многоквартирного дома, в связи с необходимостью соблюдения предусмотренных законом процедур. Отметил, что воспользоваться маневренным фондом истцам неоднократно предлагалось, в том числе непосредственно после признания дома аварийным, однако до настоящего времени желания переселиться в маневренный фонд они не выразили.
В дополнительных пояснениях к апелляционной жалобе ответчик указал, что на момент вынесения решения отсутствовал предмет спора. На данный момент процедура изъятия земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и жилых помещений, предусмотренная действующим законодательством, администрацией города завершается. 28.10.2021 в адрес собственников жилых помещений многоквартирного дома направлены проекты соглашений об изъятии недвижимости, отчеты об оценке недвижимости и документы, предусмотренные статьей 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации, для рассмотрения и подписания. По состоянию на 08.12.2021 заключено 5 соглашений об изъятии недвижимости для муниципальных нужд с 8-ю собственниками пяти жилых помещений (кв. ****, ****, ****, ****, ****). Кроме того, в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» было проведено 5 аукционов в электронной форме на приобретение жилых помещений для переселения граждан, проживающих в квартирах №№ ****, ****, ****), ****, ****, ****. 19.11.2021 и 24.11.2021 аукционы признаны несостоявшимися ввиду отсутствия заявок от потенциальных участников. 03.12.2021 закупка на приобретение жилых помещений для переселения граждан, проживающих в указанных выше квартирах, размещена повторно; срок подачи заявок – до 14-15.12.2021.
В возражениях на апелляционную жалобу истцы Карповы В.К., Е.В., З.В.,И.Г., Масягины А.В., В.С., Шаталова (Масягина) Ж.А., Ванькова (Кравцова) Л.А., Авдеевы И.Е., И.В., В.Л., А.В., В.С., Е.И., Авдеев К.А., Дрожжинова Р.Е., Козловы Е.И.,П.Е., Волкова А.Е., Волков М.Н., Севастьяновы Г.В., А.А., Бубновы Н.В., А.Л., С.Л., Л.Н., Русаков В.Р., Тарасовы С.В., Т.А., Зубатовы А.С., О.П., Ионовы И.В., С.А., Федоровы Е.С., Ф.Н., Горячева М.А., Андреев В.В., прокуратура города Владимира просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В силу ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В силу пункта 4 статьи 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
В соответствии с пунктом 3 статьи 35 указанного выше Федерального закона прокурор в соответствии с процессуальным законодательством вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).
Порядок переселения граждан из аварийного жилищного фонда нормативно регламентирован статьями 86 - 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 86 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в Определении от 05.03.2009 № 376-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
В соответствии со статьей 87 Жилищного кодекса Российской Федерации если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В силу части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.
Из приведенных положений закона следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ от 29.04.2014, собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
Обязанность по предоставлению другого благоустроенного жилого помещения положениями статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации возложена на органы местного самоуправления.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Таким образом, действующее жилищное законодательство определяет механизм обеспечения прав лиц, проживающих в аварийных жилых помещениях по договору социального найма, нахождение в которых создает угрозу жизни или здоровью граждан, - путем предоставления другого равноценного благоустроенного жилого помещения на условиях социального найма. При этом предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Согласно разъяснениям, данным в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных нрав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ от 29.04.2014, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
В этой связи для правильного разрешения возникшего спора являлось выяснение судом вопроса, имеется ли опасность для жизни и здоровья истцов, которая требует незамедлительного решения вопроса о их переселении в другое жилое помещение и имеют ли они возможность до решения вопроса о предоставлении им благоустроенного жилого помещения взамен утраченного проживать в другом жилом помещении.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что жилое помещение, в котором проживают материальные истцы, представляет опасность для их жизни и здоровья по причине аварийного состояния многоквартирного дома, и пришел к выводу о том, что отселение истцов не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.
Факт наличия опасности для жизни и здоровья граждан жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, подтверждается материалами дела, в том числе заключением ООО «Стройэкспертиза» от 20.05.2021. Указанное обстоятельство требует незамедлительного решения вопроса о переселении граждан, проживающих в таком доме.
Исследуя собранные по делу доказательства, судом установлено и ответчиком не опровергнуто, что техническое состояние жилого дома не позволяет обеспечить его дальнейшую эксплуатацию; использование данного жилого дома небезопасно и представляет угрозу не только для проживающих в нём истцов.
Так, материалами дела подтверждено и не оспорено ответчиком, что согласно заключению межведомственной комиссии от 24.12.2014 № 262 принято решение о признании дома, 1947 года постройки, расположенного по адресу: ****, аварийным и подлежащим сносу. Физический износ конструкций и инженерного оборудования дома составил 72%. В соответствии с постановлением администрации города Владимира от 11.02.2015 № 502 «О дальнейшем использовании многоквартирного дома, расположенного по адресу: **** признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу» установлен срок отселения нанимателей и собственников жилых помещений – 01.03.2021.
Согласно заключению ООО «Стройэкспертиза» от 20.05.2021 физический износ здания за время проведения последнего технического обследования (2015 год) по результатам обследования вырос на 7% и составил 79%. Учитывая значительный срок эксплуатации здания, превысивший его пятидесятилетний нормативный срок службы, выявленные при обследовании дефекты и повреждения, а также фактический физический износ, техническое состояние оценивается как аварийное. В настоящее время угроза обрушения сохраняется. В случае возникновения особых нагрузок (нормируемых или аварийных), вызванных экстремальными климатическими воздействиями (снеговые нагрузки, воздействие ветра и др,), с учетом обоснованных аварийных расчетных ситуаций, обрушение может произойти внезапно. Не исключается также возникновение прогрессирующего (лавинообразного) обрушения, заключающегося в последовательном разрушении несущих строительных конструкций, приводящем к обрушению всего здания или его частей, вследствие начального локального разрушения.
Таким образом, материалами дела подтверждено, что дальнейшая эксплуатация спорного жилого дома несет реальную угрозу для жизни и здоровья жителей, их безопасности, равно как и для граждан, временно находящихся в доме или рядом с ним.
Согласно статье 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Ф5едерации немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о взыскании алиментов, выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев, восстановлении па работе, включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума.
Часть 1 статьи 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения па случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении» разъяснено, что обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в статье 212 ГПК РФ, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.
Как следует из материалов дела, в исковом заявлении прокурора содержится поддержанная материальными истцами просьба о немедленном отселении жителей многоквартирного дома № ****, со ссылкой на техническое состояние многоквартирного дома, которое создало угрозу жизни и здоровью граждан, что обоснованно расценено судом как ходатайство об обращении решении суда об отселении к немедленному исполнению.
Решение вопроса по отселению физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, и определение такого срока, который должен быть разумным, относится к полномочиям органа местного самоуправления.
Вместе с тем, несмотря на ухудшающееся техническое состояние многоквартирного дома по адресу: ****, постановлением администрации города Владимира от 18.12.2020 № 833 «О внесении изменений в постановление администрации г.Владимира от 11.02.2015 №502» срок отселения нанимателей и собственников жилых помещений был необоснованно увеличен до 01.02.2023.
Непринятие администрацией города Владимира на протяжении длительного времени мер, направленных на фактическое отселение нанимателей и собственников жилых помещений дома ****, нарушало права граждан, поскольку администрация имела реальную возможность до установленного срока (01.03.2021) совершить для этого необходимые действия, выполнить процедуры, предусмотренные статьями 32, 85, 86 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Лишь после обращения в суд прокурора с иском (07.04.2021) постановление администрации города Владимира от 18.12.2020 №833 «О внесении изменений в постановление администрации города Владимира от 11.02.2015 №502» 02.06.2021 было признано утратившим силу.
При этом, не оспаривая наличие реальной угрозы жизни и здоровью граждан проживанием в помещениях дома до указанного срока, администрация не представила доказательств принятия до обращения прокурора мер по отселению из него граждан.
С учётом существующих климатических условий (зима), влекущих снеговые нагрузки и воздействие ветра, что может привести к внезапному обрушению многоквартирного дома, 1947 года постройки, имеющего физический износ 79%, доводы администрации о невозможности немедленного исполнения решения суда отклоняются. Суд обоснованно оценил ситуацию, как критическую, угрожающую жизни и здоровью граждан, требующую принятия немедленных решений, и обратил к немедленному исполнению решение суда в части возложения на администрацию города Владимира обязанности по отселению истцов, проживающих в многоквартирном доме.
Доводы администрации города Владимира об отсутствии предмета спора и представленные в суд апелляционной инстанции документы в подтверждение пояснений о завершении предусмотренной законом процедуры изъятия земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и жилых помещений, о проведении пяти аукционов в электронной форме на приобретение жилых помещений для переселения граждан, проживающих в части квартир ****, и о признании аукционов несостоявшимися ввиду отсутствия заявок от потенциальных участников, о повторном размещении 03.12.2021 закупки на приобретение жилых помещений для переселения граждан, проживающих в указанных выше квартирах, не влекут отмену обжалуемого решения.
Положения пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не ставят право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Не имеется в ней и указаний на предоставление жилья после соблюдения процедуры и определенных действий собственника аварийного дома. При этом отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не после окончания внутренних либо внешних процедур, проводимых третьими лицами, в том числе, организованных органом местного самоуправления.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и разрешил спор в соответствии с требованиями закона. Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции в соответствии с частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░ 14 ░░░░░░░░ 2021 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15.12.2021.