Решение от 21.01.2015 по делу № 2-576/2015 (2-6426/2014;) от 14.10.2014

Дело № 2-576/2015                    21 января 2015 года

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

Председательствующего судьи Петровой Е.С.

При секретаре Мартиросян М.Г.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного комиссариата города Санкт-Петербурга к Керимову Б.Б.о. о взыскании незаконно полученной пенсии,

            УСТАНОВИЛ:

Военный комиссариат города Санкт-Петербурга обратился в суд с иском к Керимову Б.Б.о. о взыскании неосновательно полученной суммы пенсии в размере 155 796 рублей 35 копеек, указывает, что решением Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 00.00.0000 Керимов Б.Б.о. был зачислен в списки личного состава войсковой части 62321 с выплатой денежного довольствия и положенных выплат за период с 16.08.2012, ответчик необоснованно получал пенсию с 00.00.0000 по 00.00.0000, отказался возвратить сумму неосновательно полученной пенсии.

В судебном заседании представитель истца Усов А.С. (по доверенности от 04.06.2014 № 124) иск поддержал.

Ответчик Керимов Б.Б.о. против иска возражал, считал, что в соответствии со ст.1109 ГК РФ выплаченная ему сумма пенсии не подлежит возвращению.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, считает, что исковое требование подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

С 00.00.0000 Керимову Б.Б.о. была назначена пенсия по линии Министерства обороны РФ в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Пунктом 39 ст. 17 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом президента РФ от 07.12.2012 № 1609 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах» предусмотрено, что военным комиссариатом производится организация и проведение работы по пенсионному и социальному обеспечению граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, назначение указанным лицам предусмотренных для них законодательством Российской Федерации пенсий, пособий, предоставление компенсаций и других выплат.

В силу п. 10 ст. 21 вышеназванного Положения одной из обязанностей Военного комиссара является контроль за обеспечением законного, экономного и эффективного использования выделенных материальных средств, нефинансовых активов и иного имущества, соблюдение штатной дисциплины.

При оформлении пенсии 00.00.0000 Керимовым Б.Б.о. было подано заявление о назначении пенсии по линии Министерства Обороны РФ, где среди прочего указано, что порядок выплаты пенсии ему известен, а так же ответчик подписал обязательство своевременно сообщать о наступлении условий, лишающих право на пенсию, в том числе зачисление на военную службу.

Решением Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 28.11. 2012 приказ Министра обороны от 00.00.0000 об исключении Керимова Б.Б.о. из списков личного состава был признан незаконным и недействующим с момента издания, Министр обороны РФ был обязан восстановить Керимова Б.Б.о. на военной службе и обеспечить за период необоснованного увольнения всеми положенными видами довольствия.

Керимов Б.Б.О. не уведомил военный комиссариат о предъявлении иска и рассмотрении его дела судом, в результате чего не было прекращено неосновательное начисление пенсии, в связи с чем 1109 ГК РФ при разрешении спора применению не подлежит.

Таким образом, за один и тот же период Керимов Б.Б.о. получил из Федерального бюджета денежное довольствие военнослужащего и пенсию за выслугу лет, чем нанес ущерб государству в виде излишней выплаты из Федерального бюджета суммы равной сумме, полученной ответчиком пенсии за выслугу лет в период прохождения военной службе в размере 155 796 рублей 35 копеек, так как действующим законодательством не предусмотрено одновременное получение пенсии и денежного довольствия в связи с прохождением военной службы. Ответчик не согласился в добровольном порядке на возвратить излишне уплаченную сумму пенсии за период с 16 августа по 30 апреля 2013 года, о чем указал в своем заявлениях от 00.00.0000 и от 00.00.0000.

При обращении за назначением пенсии Керимов Б.Б.о. обязался незамедлительно сообщать в военный комиссариат обо всех изменениях, влияющих на размер и выплату пенсии (заявление о назначении пенсии и заявление обязательство). Данная обязанность вытекает из требований ст. 6 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 о приостановлении выплаты пенсии при поступлении пенсионера на военную службу, из чего следует, что одновременное получение денежного довольствия и пенсии недопустимо.

Конституционное право на социальное обеспечение включает право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. При этом Конституция Российской Федерации непосредственно не предусматривает конкретные условия и порядок предоставления пенсий, государственные пенсии и социальные пособия, согласно статье 39 (часть 2), устанавливаются Законом.Закрепляя в Законе правовые основания назначения пенсий, размеры пенсий, порядок их исчисления и выплаты, федеральный законодатель вправе определить как общие правила назначения и выплаты пенсий, так и устанавливать особенности (условия) приобретения права на получение пенсий отдельными категориями лиц.

Пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу в качестве офицеров по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, производится в настоящее время на основании специальных законов - Федерального закона от 15 декабря 2011 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», которые устанавливают виды пенсий, условия, определяющие право на их получение, размеры пенсий, правила назначения и выплаты и предусматривают, что финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Пенсия за выслугу лет предоставляется, как следует из статьи 2 Федерального закона от 15.12.2011 № 166-ФЗ, в целях компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы при достижении установленной законом выслуги, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, где сказано (п. 3 ст. 7) - пенсия за выслугу лет не выплачивается в период нахождения на государственной службе, дающей право на эту пенсию.

Согласно части 1 статьи 6 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 лицам, указанным в его статье 1, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. По смыслу данной нормы в ее взаимосвязи с положениями статьи 13, части 1 статьи 14, и статьи 53 того же Закона, увольнение со службы является необходимым условием как для назначения пенсии за выслугу лет, так и для выплаты назначенной пенсии. Конкретизируя это условие, часть 2 статьи 6 Закона предусматривает, что выплата назначенной пенсии приостанавливается, если пенсионер вновь поступает на военную службу.

Постановлением Конституционного суда РФ от 18 марта 2004 г. № 6-П положение части 2 статьи 6 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1, согласно которому пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 данного Закона, при поступлении их на военную службу выплата назначенных пенсий за выслугу лет на время службы приостанавливается, признано не противоречащим Конституции Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» граждане приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.

В соответствии с п. 4 ст. 42 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ военнослужащий может проходить военную службу не на воинских должностях в случаях: нахождения в распоряжении командира. Зачисление в распоряжение командира согласно ст. 13 Порядка прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999 № 1237, производится для решения вопросов дальнейшего прохождения им военной службы. Анализ вышеперечисленных норм приводит к выводу о том, что нахождение военнослужащего в распоряжении командира является прохождением военной службы. При этом лица, относящиеся к указанной категории, сохраняют за собой статус военнослужащих (решение Военной коллегии Верховного Суда РФ от 07.04.2010 № ВКГПИ10-20).

Решением Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 28.11. 2012 (дело № 2-1142/2012) за Керимовым Б.Б.о. был восстановлен статус военнослужащего, в связи с чем, его военная служба по смыслу ч. 11 ст. 38 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ не может считаться оконченной, а он - утратившим статус военнослужащего.

Учитывая изложенное в совокупности, суд приходит к выводу, что в связи с отменой приказа об исключении из списков личного состава Керимов Б.Б.о. является военнослужащим, имеет право на получение всех видов денежного довольствия, следовательно, имея статус военнослужащего, право на получение пенсии не имеет.

Таким образом, переплата пенсии за период с 16.08.2012 по 30.04.2013 в сумме 155 155 796 рублей 35 копеек подлежит взысканию с Керимова Б.Б.о.

Учитывая изложенное, суд удовлетворяет иск в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 155 796 (░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ 35 ░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 4 315 (░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░░░░░░ 93 ░░░░░░░.

░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

        ░░░░░:

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-576/2015 (2-6426/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Военный комиссариат города Санкт-Петербурга
Ответчики
Керимов Беюкага Бурзу оглы
Суд
Пушкинский районный суд Санкт-Петербурга
Дело на сайте суда
psh.spb.sudrf.ru
14.10.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.10.2014Передача материалов судье
15.10.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.10.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.10.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.11.2014Предварительное судебное заседание
21.01.2015Судебное заседание
21.01.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.01.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.01.2015Дело оформлено
29.04.2015Дело передано в архив
21.01.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее