Дело № 2а-90/2024
УИД 78RS0006-01-2023-006420-23
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Санкт-Петербург 19 марта 2024 года
Кировский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Елькиной С.Л.,
при секретаре Семеновой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску МИФНС России №19 по Санкт-Петербургу к Шерстобоевой Юлии Евгеньевне о взыскании пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам на обязательное медицинское страхование,
У С Т А Н О В И Л :
МИФНС России №19 по Санкт-Петербургу обратилась в Кировский районный суд г. Санкт-Петербурга с административным иском, в котором просит взыскать с Шерстобоевой Ю.Е., пени за неоплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 в размере 8 759 рублей 65 копеек, пени за несвоевременную оплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд ОМС с 01.01.2017 в размере 1 781 рубль 06 копеек.
В обоснование заявленных требований указала, что согласно сведениям ЕГРИП, Шерстобоева Юлия Евгеньевна (ИНН 782608846640) являлась индивидуальным предпринимателем с 11.02.2004 года по 17.05.2018 года в связи с чем, ей были начислены страховые взносы, о чем административному ответчику было направлено налоговое уведомление об уплате страховых взносов, которые своевременно оплачены не были, в связи с чем, административным истцом были выставлены требования об уплате налога и пени, которые до настоящего времени не исполнены.
Представитель административного истца МИФНС России №19 по Санкт-Петербургу в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца.
Административный ответчик Шерстобоева Ю.Е. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, просила рассматривать дело в её отсутствие, против заявленных требований возражала, просила применить срок исковой давности.
Суд, в силу ст. 14 КАС РФ, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, создав все условия для установления фактических обстоятельств дела, предоставив сторонам, возможность на реализацию их прав, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 123 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 14 КАС РФ правосудие по административным делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, которые реализуются посредством представления доказательств.
Согласно ч. 1 ст. 59 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Суд учитывает, что правосудие по административным делам в соответствии с Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 1 ст. 14), а суд осуществляет руководство процессом, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность (ч. 2 ст.12).
В соответствие с ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Положениями части 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно статье 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В соответствии с пп.2 п.1 ст. 419 НК РФ, индивидуальные предприниматели признаются плательщиками страховых взносов.
Согласно п.1 ст.432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в пп.2 п.1 ст.419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со ст.430 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с пп.1 и пп.2 п.1 ст. 430 НК РФ, плательщики указанные в пп.2 п.1 ст.419 НК РФ, в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей уплачивают:
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 23 400 рублей за расчетный период 2017 года;
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года;
страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 4 590 рублей за расчетный период 2017 года.
страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года.
Согласно п.2 ст.432 НК РФ, суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в пп.2 п.1 ст.419 НК РФ, в срок, установленный абз. вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со ст.430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Согласно сведениям, предоставленным ЕГРИП Шерстобоева Ю.Е., ИНН 782608846640, в период с 11.02.2004 года по 17.05.2018 года являлась индивидуальным предпринимателем.
В соответствии с подп. 1 и подп. 2 п. 1 ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в подп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, уплачивают:
- страховые взносы на ОПС в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного п. 2 ст. 425 НК РФ:
7500*12*26%=23400.00 руб. за расчетный период 2017 года; в размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подп. 3 п. 2 ст. 425 НК РФ:
7500* 12*5,1 %=4 590.00 руб. за расчетный период 2017 года; в размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года.
Поскольку Шерстобоева Юлия Евгеньевна прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 17.05.2018 г., то, в соответствии с п. 5 ст. 430 НК РФ страховые взносы в фиксированном размере за 2018 год необходимо было уплатить за период с 01.01.2018 г. по 17.05.2018 г. (4 месяца и 17 дней): согласно представленному расчету на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 10 061.41 руб. (26 545.00 руб./12*4 мес.+17/31 = 10 061.41 руб.); на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 2 213.55 руб. (5 840.00 руб./12*4 мес.+ 17/31 2 213.55 руб.)
Шерстобоева Ю.Е. обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2018 год, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2018 год не исполнила. Доказательств оплаты стороной ответчика в материалы дела не предоставлено. В связи с чем, административным истцом в адрес Шерстобоевой Ю.Е. было направлено требование об уплате страховых взносов и пени № 43628 от 05.07.2022г. (л.д.10-13, 14).
В установленный срок требование административного истца не исполнено, сумма налога административным ответчиком не уплачена своевременно.
В качестве доказательства принудительного взыскания страховых взносов с ответчицы за 2018 год в материалы дела предоставлены материалы административного дела № 2а-304/2023-71, согласно которым истец обращался за выдачей судебного приказа о взыскании страховых взносов ОМС и ОПС за 2018 год. При этом суд полагает, что в заявлении о выдачи судебного приказа истцом была допущена описка в указании налогового периода (2020 год), поскольку все документы в подтверждение требований о выдаче судебного приказа и на основании которых он был выдан, были представлены по недоимки за 2018 год.
Довод ответчицы о том, что она не является Индивидуальным предпринимателем, судом принимается во внимание, однако, исходя из предоставленного расчёта, размер страховых взносов истцом был определен за период до момента прекращения деятельности ответчика в качестве ИП.
Поскольку административным ответчиком обязанность по уплате страховых взносов за 2018 год не исполнена своевременно, налоговый орган правомерно начислил пени по страховым взносам, которые подлежат взысканию с административного ответчика.
Как усматривается из материалов дела, обращаясь в суд с требованием о взыскании пени по страховым взносам, начисленным за 2017 год, налоговый орган не представил суду доказательства взыскания недоимки, на которую они начислены, или уплаты этой недоимки в более поздний по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах срок, в то время как пени по своей природе носят акцессорный характер, являются лишь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате последних (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Представленный административным истцом расчет пени на страховые взносы за 2018 год судом проверен, является подробным, арифметически верным, при таких обстоятельствах суд находит сумму пени за несвоевременную оплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017г. за 2018 год в размере 2 633 рубля 92 копейки, пени за несвоевременную оплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС с 01.01.2017 за 2018 год в размере 579 рублей 47 копеек, заявленную к взысканию МИФНС России №19 по Санкт-Петербургу, правомерной.
В части взыскания пени, начисленных на страховые взносы ОМС и ОПС за 2017 год суд полагает требования не подлежащими удовлетворению, поскольку доказательств обязанности по уплате последних суду стороной истца в материалы дела не предоставлено.
Проверяя срок обращения административного истца с настоящим иском судом установлено, что 06.02.2023 года мировым судьей судебного участка №71 Санкт-Петербурга на основании заявления МИФНС России № 19 по Санкт-Петербургу был постановлен судебный приказ о взыскании со Шерстобоевой Ю.Е., задолженности по налогам и пени; определением мирового судьи судебного участка №71 от 07.03.2023г. вышеназванный судебный приказ был отменен, в связи с поступившими от ответчика возражениями (л.д. 15).
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 38 НК РФ налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей.
Из абзаца 2 ч. 4 ст. 38 НК РФ следует, что административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
07.09.2023 года МИФНС России №19 по Санкт-Петербургу направлено настоящее административное исковое заявление.
Таким образом, 6-ти месячный срок, установленный ст. 48 Налогового кодекса РФ для обращения в суд с административным иском, не пропущен.
В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ с административного ответчика в доход бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой административный истец был освобожден в размере 421 руб. 60 коп.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 59, 175-179 КАС Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ №19 ░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, №, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ №19 ░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 633 ░░░░░ 92 ░░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 579 ░░░░░░ 47 ░░░░░░, ░ ░░░░░ 3 213 (░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░░░░░░ 39 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ 782608846640, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 400 (░░░░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░
░░░░░ 25.03.2024 ░░░░