Производство № 2а-33/2020
УИД № 52RS0020-01-2020-000028-47
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с.Большое Болдино 21 февраля 2020 года
Большеболдинский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Доможировой Л.Ю., при секретаре Лысовой Ю.В., с участием представителя административного истца прокурора Большеболдинского района Нижегородской области помощника прокурора Пыжевской Я.С., административного ответчика Колесникова С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Большеболдинского района Нижегородской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Колесникову Сергею Валентиновичу о прекращении действия специального права,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец прокурор Большеболдинского района Нижегородской области обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Колесникову Сергею Валентиновичу с требованием о прекращении действия специального права на управление транспортными средствамидо получения медицинского заключения о возможности управления транспортными средствами.
В обоснование своих требований административный истец указал, что прокуратурой Большеболдинского района Нижегородской области проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в ходе которой были выявлены обстоятельства, нарушающие права граждан на безопасное передвижение по дорогам Российской Федерации, а именно: было установлено, что Колесников Сергей Валентинович, <дата> года рождения, имеющий водительское удостоверение на право управления транспортными средствами № от <дата>, состоит под диспансерным наблюдением <данные изъяты> В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2014 № 1604, Приказом Минздрава России от 15.06.2015 № 344н, Колесникову С.В. управление транспортным средством с данным диагнозом противопоказано. На основании изложенного прокурор полагает необходимым прекратить действие специального права на управление транспортными средствами Колесникову С.В. до снятия его с диспансерного наблюдения <данные изъяты>
Представитель ГБУЗ НО «Большеболдинская ЦРБ», представитель МО МВД России «Большеболдинский» извещены надлежащим образом, явку своего представителя не обеспечили.
Учитывая надлежащее извещение указанных лиц о времени и месте судебного заседания, в силу положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд находит возможным рассмотреть дело в судебном заседании в отсутствие не явившихся сторон.
В судебном заседании представитель административного истца Пыжевская Я.С. исковые требования поддержала, дала пояснения, подтверждающие основания, указанные в исковом заявлении.
Административный ответчикКолесников С.В.,в судебном заседании заявленные исковые требования признал в полном объеме пояснив суду, что действительно с <дата> состоит на учете <данные изъяты>, которого посещает реже, чем установлено. Полагает, что впредь будет соблюдать все установленные ограничения.
В судебном заседании в качестве специалиста заслушан врач- <данные изъяты> ГБУЗ НО «Большеболдинская ЦРБ» ФИО6, которая пояснила суду, чтоКолесников С.В., <дата> года рождения, с <дата> находится под диспансерным наблюдением <данные изъяты>, включенным в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1604 в список заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями к управлению транспортными средствами. Колесников С.В. порядок диспансерного наблюдения соблюдает не строго, врача посещает не регулярно.
Заслушав представителя административного истца, специалиста, изучив и исследовав письменные материалы дела, суд находит требования административного истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного производства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно статье 55 Конституции Российской Федерации предусмотрено ограничение прав гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В силу пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации использование транспортных средств признается деятельностью, осуществление которой связано с повышенной опасностью для окружающих.
Указанная деятельность создает повышенную вероятность причинения вреда из-за невозможности полного контроля над ней со стороны человека.
Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в г. Вене 08 ноября 1968 года и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 года, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Согласно статье 5 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу части 1 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств.
Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности (часть 6 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ).
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
В силу статьи 23.1 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
При этом перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, федеральным законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение и наличие права на управление транспортными средствами поставлено в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.
Установлены обстоятельства, при которых несоответствующее установленным нормам состояние здоровья отдельных граждан, наделенных правом управления транспортными средствами, может привести к нарушению прав иных участников дорожного движения на безопасность дорожного движения.
В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
Статьей 25 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определено, что достигшие установленного настоящей статьей возраста и не имеющие ограничений к водительской деятельности, могут после соответствующей подготовки быть допущены к экзаменам на получение права на управление транспортными средствами. Право на управление транспортными средствами, в соответствии с требованиями статьи 27 вышеуказанного закона, подтверждается соответствующим удостоверением. На территории Российской Федерации действуют национальные и международные водительские удостоверения, соответствующие требованиям международных договоров Российской Федерации.
В соответствии со ст. 23.1 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ наличие медицинских противопоказаний, медицинских ограничений препятствует возможности управления транспортным средством.
Статьей 28 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ определен круг оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами. В частности, на основании ч. 1 ст. 28 указанного Закона выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявленных медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик, является основанием для прекращения действия права на управление транспортными средствами.
На основании п. 2 ст. 24 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
Таким образом, Федеральным законодательством Российской Федерации в области безопасности дорожного движения возникновение и наличие права на управление транспортными средствами поставлено в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.
Статьей 6 Закона Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" вводятся ограничения выполнения отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, согласно пункту 7 которого противопоказаниями для управления транспортным средством являются, в том числе психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код заболевания по МКБ-10 F10 - F16, F18, F19).
Таким образом, согласно указанному перечню заболевание с кодом <данные изъяты> включен в список заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями к управлению транспортными средствами.
В соответствие с Приказом Минздрава России от 30.12.2015 N 1034н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ" диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания.
Диспансерное наблюдение осуществляют врачи-психиатры-наркологи (врачи-психиатры-наркологи участковые) медицинских организаций, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.
Наличие оснований для организации диспансерного наблюдения, объем обследования, профилактических мероприятий, лечения и медицинской реабилитации определяются врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) в соответствии с Порядком оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология", на основе стандартов медицинской помощи и с учетом клинических рекомендаций (протоколов лечения)
Решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в следующих случаях: наличие подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом "синдром зависимости" (код заболевания по МКБ-10 - F1x.2), в том числе граждан, находившихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, при предоставлении из них медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии.
В соответствии с пунктом 9 Порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств, утвержденного Приказом Минздрава России от 15.06.2015 N 344н, медицинские заключения по результатам обследований врачом-психиатром и врачом - психиатром-наркологом, а также по результатам исследований, проведенных в соответствии с подпунктами 8, 9 пункта 6 настоящего Порядка, оформляются в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 02.05.2012 N 441н "Об утверждении Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений" (зарегистрирован в Министерством юстиции Российской Федерации 29.05.2012, регистрационный N 24366).
Согласно пункту 7 Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений, справки выдаются лечащим врачом или другими врачами-специалистами, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении гражданина, на основании записей в медицинской документации гражданина либо по результатам медицинского обследования в случаях, если проведение такого обследования необходимо.
В силу пунктов 11, 12 Порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств), медицинское заключение оформляется врачом-терапевтом или врачом общей практики (семейным врачом) на основании результатов проведенных в рамках медицинского освидетельствования осмотров и обследований (включая сведения об установлении (прекращении) диспансерного наблюдения по поводу заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством, заключения врачей-специалистов), инструментального и лабораторных исследований, а также обоснованный вывод о наличии (об отсутствии) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что административный ответчик Колесников С.В., <дата> года рождения, получил <дата> в РЭО ГИБДД ОМВД России по <адрес> водительское удостоверение №, категории «В, В1, С, C1», со сроком действия до <дата>.
Однако согласно справке, выданной ГБУЗ НО «Большеболдинская ЦРБ», административный ответчик Колесников С.В., <дата> года рождения, с <дата> находится под диспансерным наблюдением <данные изъяты>, включенным в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1604 в список заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями к управлению транспортными средствами.
Доказательств того, что ответчик в течение трех лет после постановки на учет наблюдался в медучреждении, проходил обследования для принятия решения о прекращении диспансерного учета и снятия с учета, в материалы дела не представлено. Кроме того, из справки, выданной ГБУЗ НО «Большеболдинская ЦРБ», следует, что Колесников С.В., <дата> года рождения, порядок диспансерного наблюдения соблюдает не строго, врача посещает не регулярно.
На основании изложенного, учитывая отсутствие данных о снятии административного Колесников С.В., <дата> года рождения, с учета, суд приходит к выводу об удовлетворении иска прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Разрешая настоящий спор, проанализировав обстоятельства дела и удовлетворяя заявленные требования, суд исходит из того, что у административного ответчика имеется заболевание, относящееся к числу медицинских противопоказаний для осуществления деятельности, связанной с управлением автотранспортными средствами, являющимися источниками повышенной опасности для окружающих, которое, является основанием для прекращения действия права на управление транспортными средствами в соответствии с положениями Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
Реальная опасность причинения вреда административным ответчиком при управлении транспортным средством соответствует мере, требуемой прокурором для предупреждения угрозы нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц - участников дорожного движения.
Таким образом, с учетом наличия у Колесникова С.В. медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований прокурора и полагает необходимым прекратить действие предоставленного ответчику права на управление транспортными средствами.
С учетом изложенных обстоятельств в их совокупности, суд находит, что административный иск прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Колесникову С.В. о прекращении действия специального права на управление транспортными средствами Колесникова С.В. до снятия его с диспансерного наблюдения <данные изъяты> подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 286-290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░