Дело № 2а-287/2024
УИД 55RS0011-01-2024-000354-20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Горьковское Омской области 22 июля 2024 года
Горьковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Блохина О.В., с участием прокурора Лаптевой А.А., при секретаре судебного заседания Залтан В.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Горьковского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Алексеевского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Горьковского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Горьковский районный суд Омской области с административным исковым заявлением к администрации Алексеевского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области об обжаловании бездействия в связи с неисполнением обязанности по обеспечению дорожного движения в пределах поселения.
В обоснование иска, ссылаясь на требования ст. 2 Закона Омской области от 24.09.2015 № 1786-ОЗ «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области», пп. 6 ст. 3, 13, 17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», ст. 5, 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», прокурор указал, что прокуратурой Горьковского района Омской области проведена проверка соблюдения федерального законодательства в деятельности администрации Алексеевского сельского поселения.
В ходе проведенной в феврале 2024 года проверки установлено, что в нарушение требований федерального законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в частности п. 4.6.1.13 - 4.6.1.16 ГОСТ Р 52766-2007, наружные осветительные установки включают в вечерние сумерки при естественной освещенности менее 20 лк, а отключают - в утренние сумерки при естественной освещенности более 10 лк, но ввиду отсутствия денежных средств искусственное освещение улиц в ночное время суток не осуществляется.
В связи с чем просил признать бездействие административного ответчика незаконным и возложить обязанность обеспечить освещение населенных пунктов Алексеевского поселения наружным освещением в ночное время в соответствие с требованиями ГОСТ Р 52766-2007.
Участвующий в деле прокурор требования заявления поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.
Представители администрации сельского поселения в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения иска уведомлены надлежащим образом, представили заявление, в котором просили дело рассмотреть в их отсутствие.
Выслушав прокурора, исследовав письменные материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно п. 5 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 2 Закона Омской области от 24.09.2015 № 1786-ОЗ «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области» к вопросам местного значения сельских поселений отнесено дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Положениями п. 12 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ установлено, что содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 8 ст. 6 Федерального закона 257-ФЗ к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Частью 1 статьи 17 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе, посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения, материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
Статьей 12 Федерального закона № 196-ФЗ предусмотрено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 2 Закона Омской области от 24.09.2015 N 1786-ОЗ «О закреплении вопросов местного значения за сельскими поселениями Омской области» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к полномочиям сельских поселений Омской области.
В соответствии с п. 6.9.1 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766.
Из п.п. 4.6.1.13 - 4.6.1.16 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» следует, что наружные осветительные установки включают в вечерние сумерки при естественной освещенности менее 20 лк, а отключают - в утренние сумерки при естественной освещенности более 10 лк.
В темное время суток при интенсивности движения пешеходов менее 40 чел./ч и транспортных средств в обоих направлениях менее 50 ед./ч допускается снижение уровня наружного освещения путем отключения 50% светильников или при помощи регулятора светового потока.
В темное время суток не допускается отключение наружного освещения или снижение освещенности поверхности проезжей части в местах пешеходных переходов, расположенных в населенных пунктах, за исключением случаев аварийного нарушения электроснабжения.
Аналогичные положения содержит п. 5.2.7 ГОСТ Р 55706-2023, согласно которому в ночное время частичное отключение осветительных приборов при их установки по одному на опоре не допускается.
Вместе с тем в ходе проведённой прокуратурой района проверкой с участием сотрудников ОГИБДД ОМВД России по Горьковскому району Омской области выявлены следующие недостатки: в населенных пунктах Алексеевского сельского поселения Горьковского района Омской области ввиду отсутствия денежных средств отсутствует уличное наружное освещение, что является недопустимым, противоречит требованиям ГОСТ Р 52766-2007.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом о выявленных недостатках в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда от 17.06.2024 (л.д. 10).
По факту выявленных нарушений прокуратурой района 08.02.2024 внесено представление в адрес главы Алексеевского сельского поселения, которое рассмотрено и удовлетворено, однако нарушения не устранены ввиду отсутствия в бюджете денежных средств (4-7).
Из объяснения главы администрации сельского поселения следует, что по причине отсутствия достаточных денежных средств у поселения а ночное время освещение населенных пунктов Алексеевского сельского поселения не осуществляется (л.д. 17).
Судом не принимаются доводы, отраженные в объяснении главы Алексеевского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области как необоснованные.
Отсутствие достаточного объема денежных средств в бюджете поселения не может быть уважительной причиной неосуществления полномочий по содержанию имущества и обеспечению безопасности дорожного движения, а именно дорожной деятельности, отнесенной к вопросам местного значения.
Выявленные нарушения значительно затрудняют движение пешеходов и транспортных средств, создают угрозу жизни и здоровья участников дорожного движения.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Суд считает, что прокурор Горьковского района Омской области законно и обоснованно предъявил административный иск в защиту прав, свобод и интересов неопределённого круга лиц к администрации Алексеевского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области с указанными требованиями.
В силу описанных выше обстоятельств настоящего дела и положений указанных норм законодательства, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к однозначному выводу о том, что, поскольку бездействие Администрации Алексеевского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области влекут нарушения законодательства в области безопасности дорожного движения обеспечить освещение населенных пунктов Алексеевского поселения наружным освещением в ночное время.
В соответствии со ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
При этом суд полагает, что установление срока исполнения решения суда будет нецелесообразно, так как исполнение решения суда связана лишь с прекращением бездействия и необходимостью лишь включения дорожного освещения в ночное время, что не требует каких-либо существенных временных или материальных затрат для исполнения решения суда.
Возникновение же у административного ответчика обязательств, связанных с необходимостью дополнительной оплатой коммунальных услуг, не может ставиться в зависимость от исполнения решения суда и является лишь последствием исполнения решения суда, то есть соблюдения требований законодательства в области безопасности дорожного движения.
Разрешая в соответствии со ст. 114 КАС РФ вопрос о взыскании государственной пошлины, суд исходит из положений подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, в соответствии с которым органы местного самоуправления, выступающие в судах в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 22.07.2024