16 августа 2024 года г. Тула
Судья Пролетарского районного суда г. Тулы Слукина У.В.,
изучив в порядке ст. 29.1 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении ст. 6.1.1 КоАП РФ в отношении Тимохиной В.В.,
установил:
в Пролетарский районный суд г. Тулы 16 августа 2024 года из УМВД России г. Туле поступил протокол об административном правонарушении по ст. 6.1.1 КоАП РФ в отношении Тимохиной В.В., с приложенными к нему материалами.
Из составленного УУП УМВД России по г. Туле протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ отношении Тимохиной В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, следует, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> по адресу: <адрес>, гражданка Тимохина В.В. в ходе конфликта, возникшего с гражданской Потерпевший №1, нанесла последней удар рукой в область левого уха, при этом гр. ФИО2 испытала физическую боль, то есть Тимохина В.В. совершила действия, не содержащие признаки уголовно-наказуемого деяния, а именно, совершила иные насильственные действия, причинившие боль гражданке Потерпевший №1, но не повлекшие последствий, указанных в статье 115 УК РФ и исключающие деяние по ст. 116 УК РФ, то есть совершила правонарушение, предусмотренное ст. 6.1.1 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет следующие вопросы: относится ли к компетенции рассмотрение данного дела; имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом; правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные КоАП РФ, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Протокол об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (часть 2 статьи 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Частью 4 статьи 29.6 названного Кодекса установлен сокращенный срок рассмотрения дела о таком административном правонарушении - в день получения протокола и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.
В силу ст. 6.1.1 КоАП РФ нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших последствий, указанных в статье 115 Уголовного кодекса Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок от десяти до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от шестидесяти до ста двадцати часов.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение, а именно, о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как видно из представленного материала об административном правонарушении, по настоящему делу об административном правонарушении в рамках производства по делу должностным лицом кроме отобрания объяснений потерпевшей, а также лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении и свидетелей, были собраны другие доказательства, в том числе медицинские документы потерпевшей ФИО2, заключения судебно-медицинской экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, составленные на основании вынесенных лицом, в производстве которого находится указанное дело об административном правонарушении, постановлений о проведении судебно-медицинских экспертиз.
ДД.ММ.ГГГГ УУП УМВД России по г. Туле по настоящему делу об административном правонарушении назначена дополнительная судебно-медицинская экспертиза.
В силу п. 3 Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2010 №346н порядок привлечения эксперта к судопроизводству, его права, обязанности и ответственность, содержание работы и требования к процессуально предусмотренным экспертным документам определяются действующим законодательством Российской Федерации, регулирующим конкретный вид судопроизводства. В соответствии со ст. 19 Федерального закона 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» основаниями производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении являются определение суда, постановления судьи, лица, производящего дознание, следователя. Судебная экспертиза считается назначенной со дня вынесения соответствующего определения или постановления.
В силу ч.ч. 1,4 ст. 26.4 КоАП РФ в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы. До направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.
В силу разъяснений, содержащихся в абз.3 п. 12 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при решении вопроса о назначении экспертизы по делу об административном правонарушении с учетом объема и содержания прав, предоставленных потерпевшему и лицу, в отношении которого ведется производство по делу (часть 1 статьи 25.1, часть 2 статьи 25.2, часть 4 статьи 26.4 КоАП РФ), необходимо выяснить у названных участников производства по делу их мнение о кандидатуре эксперта, экспертного учреждения и о вопросах, которые должны быть разрешены экспертом.
Однако представленные материалы не содержат сведений об ознакомлении лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшей с определениями (постановлениями) о назначении экспертиз по заключениям судебно-медицинской экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, данных о том, что им разъяснились права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта, а также об их ознакомлении с заключением эксперта.
Представленные документы: расписка Потерпевший №1 о получении ею ДД.ММ.ГГГГ заключения эксперта №, постановления о назначении экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ и заключения №, об обратном не свидетельствуют. В то же время, расписка Тимохиной В.В. относительно её извещения о проведении экспертизы, не содержащая даты и иных реквизитов, не позволяет её соотнести с конкретным постановлением должностного лица о назначении такой экспертизы.
При этом, протоколы от ДД.ММ.ГГГГ, о разъяснении потерпевшей Потерпевший №1 и лицу, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, Тимохиной В.В. указанных прав и обязанностей допустимыми доказательствами относительно назначенных и проведенных ранее судебных экспертиз не могут быть признаны допустимыми доказательствами своевременности соблюдения уполномоченными лицами процессуальных прав сторон по делу.
В то же время, в части протоколов указано об ознакомлении с заключениями экспертов Потерпевший №1 и одновременного разъяснения прав Тимохиной В.В., другие же протоколы от ДД.ММ.ГГГГ об ознакомлении с заключениями эксперта содержат только указания о номерах экспертных заключений, без указания их дат и без указания данных о лице, которое ознакомлено с указанными заключениями и которому разъяснялись соответствующие права. Отсутствуют и данные о том, что потерпевшей и лицу, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ разъяснились права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта.
Сведений о проведении дополнительной экспертизы на основании постановления должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ или об отмене указанного постановления должностного лица, материалы данного дела об административном правонарушении не содержат.
Представленные материалы также не содержат доказательств того, что указанные лица надлежащим образом извещались о времени и месте ознакомления с постановлениями о назначении экспертизы.
В то же время в протоколе об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует ссылка на какое-то экспертное заключение, последнее постановление о назначении судебно-медицинской экспертизы было вынесено должностным лицом после составления указанного протокола об административном правонарушении в отношении Тимохиной В.В., содержащего указание на факт причинения иных насильственных действий потерпевшей Потерпевший №1, по которому было назначено проведение данной экспертизы.
Кроме того, представленные материалы содержат ходатайства потерпевшей Потерпевший №1 в обращениях: от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированном под №, в том числе относительно постановки вопросов эксперту и уведомлении её о дате, месте и времени проведения судебно-медицинской экспертизы; от ДД.ММ.ГГГГ № об опросе свидетеля и ознакомлением с материалами дела; от ДД.ММ.ГГГГ о ненаправлении её на экспертизу ввиду истечения сроков привлечения к административной ответственности.
Однако указанные материалы дела об административном правонарушении в нарушение требований ст. 24.4 КоАП РФ не содержат сведений о надлежащем разрешении уполномоченным должностным лицом всех заявленных потерпевшей ходатайств.
При таких обстоятельствах, учитывая совокупность указанных недостатков, данный материал не может быть принят судьей для рассмотрения, в связи с чем, суд приходит к выводу о необходимости возвращения протокола об административном правонарушении и иных приложенных к нему материалов.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении в случае неполноты представленных материалов, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела судьей, на основании определения судьи возвращаются в орган, должностному лицу, который составил протокол об административном правонарушении.
Таким образом, протокол об административном правонарушении и приложенные к нему материалы подлежат возвращению лицу, их составившему.
Обращаю Ваше внимание, что неправильное оформление материалов об административном правонарушении влечет невозможность своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении и принятия соответствующих мер к привлечению лица к административной ответственности, и, как правило, ведет к пропуску срока привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, судья
определил:
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 6.1.1 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ 4 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 29.4 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░