Дело № 2-2106/2023
УИД 24RS0024-01-2023-001948-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 октября 2023 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Блошкиной А.М.,
при секретаре Гридневой Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц к МБОУ ООШ № 17, Управлению образования администрации г. Канска о возложении обязанности по приведению пищеблока и столовой в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Канский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц, обратился в суд с исковым заявлением о возложении обязанности по приведению пищеблока и столовой в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
Свои требования истец мотивировал тем, что прокуратурой проведена проверка на предмет соблюдения требований законодательства, гарантирующего создание безопасных и комфортных условий при получении образования несовершеннолетними, а также законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в ходе которой установлено, что 02 марта 2023 года специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске осуществлена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологических требований при организации питания обучающихся МБОУ ООШ № 17 г. Канска.
По итогам проверки выявлены нарушения требований СанПиН в пищеблоке и столовой. Установлено, что МБОУ ООШ № 17 заключен контракт с ИП Печёрским Ю.А. на оказание услуг по организации горячего питания детей, обучающихся в школах г. Канска, в соответствии с Техническим заданием и Спецификацией. В соответствии с пунктом 3.3 вышеуказанного контракта МБОУ ООШ № 17 предоставляет во временное безвозмездное пользование ИП Печерскому имущество (производственные площади и оборудование), принадлежащие образовательной организации и, необходимые для оказания услуг объемы предоставляемых площадей и количество оборудования, которые согласовываются при заключении договора безвозмездного пользования. Выявленные ТО Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске в ходе проверки вышеизложенные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства свидетельствуют о том, что МБОУ ООШ № 17 контроль и надзор за качеством и порядком оказания услуг по организации горячего питания детей, обучающихся в школе проводится некачественно, оказание услуг по контракту осуществляется с нарушением СанПиНов, меры, принимаемые к ИП Печёрскому Ю.А. с целью понуждения к надлежащему исполнению условий контракта, носят формальный характер и не влияют на дальнейшее качество оказания им услуг по контракту, что недопустимо. 28.04.2023 Канским межрайонным прокурором» директору МБОУ ООШ № 17 внесено представление с требованием устранения выявленных нарушений.
Из предоставленной школой информации от 09.06.2023 № 225 следует, что нарушения устранены частично, в УО администрации г. Канска направлено ходатайство на приобретение холодильного оборудования для хранения продуктов, моечные ванны для повторной обработки овощей будут приобретены до 01.09.2023г. При указанных обстоятельствах, с учетом существующей угрозы жизни и здоровью обучающихся, прокурор полагает, что принимаемые МБОУ ООШ № 17 меры явно недостаточны, что свидетельствует о неисполнении обязанностей, возложенных на органы местного самоуправления по обеспечению безопасного образования.
На основании изложенного, истец просит возложить обязанность на Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 17 г. Канска» провести в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда привести помещения пищеблока и столовой в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства установить холодильное оборудование для хранения пищевых продуктов (овощей); моечные ванны для повторной обработки овощей, не подлежащих термической обработке, зелени и фруктов; возложить обязанность на Управление образования администрации г. Канска провести финансирование работ по обеспечению пищеблока МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 17 г. Канска» необходимым оборудованием.
В судебном заседании представитель истца - помощник Канского межрайпрокурора Здоровова Г.С. исковые требования поддержала с учетом сделанных в ходе рассмотрения дела уточнений, пояснив, что поскольку моечные ванны для повторной обработки овощей, не подлежащих термической обработке, зелени и фруктов, в школе уже установлены, то по сути исковых требований истец просит возложить на ответчика обязанность по установке холодильного оборудования для хранения пищевых продуктов (овощей) и возложить на УО администрации г. Канска обязанность провести финансирование работ по обеспечению пищеблока ООШ № 17 необходимым оборудованием.
Представитель ответчика директор Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 17 г. Канска» Сорока М.Ю. (на основании приказа № 205-л от 31.08.2007г.) в судебном заседании уточненные исковые требования признала в полном объеме, пояснив, что часть требований истца ответчиком уже исполнена, моечные ванны для повторной обработки овощей, не подлежащих термической обработке, зелени и фруктов, установлены, в остальной части просила увеличить срок исполнения судебного решения, так как на текущий момент времени финансирование отсутствует.
Представитель ответчика – Управления образования администрации города Канска участия не принимал, просил дело рассмотреть в свое отсутствие, просил увеличить срок исполнения решения суда до 10 месяцев, представитель третьего лица – администрации города Канска в судебном заседании участия также не принимал, о времени и месте рассмотрения дела будучи извещенным надлежащим образом.
В силу п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, злоупотребление правом не допускается.
Согласно ч. 1 ст. 35 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими процессуальными правами.
В соответствии с ч. 4 ст. 113 ГПК РФ, судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем.
В силу ч. 2.1 ст. 113 ГПК РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы и организации, являющиеся сторонами и другими участниками процесса, могут извещаться судом о времени и месте судебного заседания или совершения отдельных процессуальных действий лишь посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в указанный в ч. 3 ст. 113 ГПК РФ срок, если суд располагает доказательствами того, что указанные лица надлежащим образом извещены о времени и месте первого судебного заседания. Такие лица, получившие первое судебное извещение по рассматриваемому делу, самостоятельно предпринимают меры по получению дальнейшей информации о движении дела с использованием любых источников такой информации и любых средств связи, и несут риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела, если суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе, за исключением случаев, когда меры по получению информации не могли быть приняты ими в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
Суд, заслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что уточненные исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципе приоритета жизни и здоровья человека. Согласно п.2 ч. 6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон об образовании) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 8 ч.1 ст. 41 Закона об образовании охрана здоровья обучающихся включает в себя организацию питания обучающихся. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Закона об образовании обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.
Следовательно, возможность реализации детьми права на получение образования не должна ставиться в зависимость от каких-либо дополнительных обстоятельств, не предусмотренных федеральным законодательством, нарушающих принцип равенства права на получение образования в безопасных условиях.В соответствии с пунктами 3.20, 3.21 Положения об управлении образования администрации города Канска, утверждённого решением Канского городского совета депутатов Красноярского края от 15.12.2010 № 11-74, управление образования администрации г. Канска является функциональным подразделением администрации города Канска, осуществляющим полномочия администрации города в области образования, защиты прав и интересов несовершеннолетних граждан города Канска.
Управление образования администрации г. Канска в пределах своих полномочий осуществляет организационно-правовые условия по содержанию зданий и сооружений образовательных организаций, обустройства прилегающих к ним территорий, противопожарной защиты, защиты в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и мероприятий антитеррористической деятельности.
Также осуществляет в пределах своих полномочий организационно-правовые условия по содержанию зданий и сооружений образовательных организаций, обустройства прилегающих к ним территорий, противопожарной защиты, защиты в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и мероприятий антитеррористической деятельности.
В соответствии с п. 1. ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что Канской межрайонной прокуратурой проведена проверка на предмет соблюдения требований законодательства, гарантирующего создание безопасных и комфортных условий при получении образования несовершеннолетними, а также законодательства о контрактной системе в сфере закупок, по результатам которой установлено следующее. 02 марта 2023 года специалистами территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске осуществлена проверка соблюдения санитарно-эпидемиологических требований при организации питания обучающихся МБОУ ООШ № 17 г. Канска.
По итогам проверки выявлены следующие нарушения:
- в нарушение требований п. 3.8, 3.13 СанПиН 2.3/2.4.3590-20, п. 2.4.6.2 СП 2.4.3648-20 в холодильном оборудовании для хранения мяса отсутствует термометр, что не позволяет оценить условия хранения пищевой продукции и сохранить качество и безопасность
- в нарушение требований в нарушение п. 2.4.6.2 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 на пищеблоке используется алюминиевая посуда для приготовления пищи, при требовании использования посуды из нержавеющей стали;
- в нарушение требований п. 3.3 СанПиН 2.3/2.4.3590-20, п. 2.4.6.2 СП 2.4.3648-20 при отсутствии холодного цеха не оборудована моечная ванна для повторной обработки овощей, не подлежащих термической обработке, зелени и фруктов
- в нарушение требований п. 2.9 СанПиН 2.3/2.4.3590-20, п. 2.4.6.2 СП 2.4.3648-20 в мясо-рыбном цехе отсутствует производственный стол для разделки птицы.
Установлено, что МБОУ ООШ № 17 г. Канска заключен контракт с ИП Печёрским Ю.А. на оказание услуг по организации горячего питания детей, обучающихся в школах г. Канска, в соответствии с Техническим заданием (Приложение № 1), и Спецификацией (Приложение № 2).
В соответствии с пунктом 3.3 вышеуказанного контракта МБОУ ООШ № 17 предоставляет во временное безвозмездное пользование ИП Печерскому имущество (производственные площади и оборудование), принадлежащие образовательной организации и, необходимые для оказания услуг объемы предоставляемых площадей и количество оборудования, которые согласовываются при заключении договора безвозмездного пользования.
Выявленные ТО Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в г. Канске в ходе проверки вышеизложенные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства свидетельствуют о том, что МБОУ ООШ № 17 контроль и надзор за качеством и порядком оказания услуг по организации горячего питания детей, обучающихся в школе проводится некачественно, оказание услуг по контракту осуществляется с нарушением СанПиНов, меры, принимаемые к ИП Печёрскому Ю.А. с целью понуждения к надлежащему исполнению условий контракта, носят формальный характер и не влияют на дальнейшее качество оказания им услуг по контракту, что недопустимо.
28.04.2023 г. Канским межрайонным прокурором в порядке ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» директору МБОУ ООШ № 17 внесено представление с требованием устранения выявленных нарушений. Из информации, представленной школой от 09.06.2023 № 225 следует, что нарушения устранены частично, в УО администрации г. Канска направлено ходатайство на приобретение холодильного оборудования для хранения продуктов, моечные ванны для повторной обработки овощей будут приобретены до 01.09.2023.
При указанных обстоятельствах, прокурор полагает, что с учетом существующей угрозы жизни и здоровью обучающихся, принимаемые МБОУ ООШ № 17 г. Канска меры явно недостаточны, что свидетельствует о неисполнении обязанностей, возложенных на органы местного самоуправления по обеспечению безопасного образования, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
До вынесения судом решения стороной ответчика представлены доказательства установки моечной ванны для повторной обработки овощей, не подлежащих термической обработке, зелени и фруктов в холодном цехе, в связи с чем, прокурор свои исковые требования уточнил, поддержав их в части установления холодильного оборудования для хранения пищевых продуктов.
Согласно письму УО администрации г. Канска, бюджет на 2023 г. утвержден, лимиты бюджетных средств доведены на 2023г. в полном объеме в соответствии с решением Канского городского Совета депутатов № 20-200 от 21.12.2022 г. Расходы на финансирование на приобретение шкафа холодильного буду учтены при формировании бюджета на 2024 г.
Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, учитывая, что неисполнение требований действующего законодательства в части соблюдения требований законодательства, гарантирующего создание безопасных и комфортных условий при получении образования несовершеннолетними, может повлечь существенное нарушение прав учащихся и воспитанников, причинить вред их жизни и здоровью, нарушение прав на безопасные условия обучения детей, суд полагает, что исковые требования Канского межрайонного прокурора являются обоснованными, поскольку преследуют цель устранить допущенные нарушения требований действующего законодательства.
Принимая во внимание важность защиты охраняемых законом прав неопределенного круга несовершеннолетних лиц, в защиту которых обратился прокурор, суд полагает, что решение суда об удовлетворении требований, в первую очередь признает за детьми право на реализацию конституционного принципа приоритета интересов детей, их жизни и здоровья, путем обеспечения определенных мер безопасности, в том числе, по вопросам безопасности условий для обучения в период их пребывания в школьном образовательном учреждении.
Кроме этого, суд полагает, что указанный срок исполнения решения суда – в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, является разумным, определен с учетом возможностей ответчика исполнить решение суда в пределах установленного срока, отвечает принципам равенства участников гражданского судопроизводства и разумности срока исполнения судебного постановления, закрепленных в ст. ст. 6, 6.1 ГПК РФ.
Предоставление более длительного срока исполнения решения, о чем было заявлено представителями ответчиков, отдалит исполнение решения, что приведет к необоснованному нарушению прав на своевременное исполнение судебного акта, а, следовательно, и к нарушению баланса прав, законных интересов сторон, а также неопределенного круга несовершеннолетних лиц.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 17» ░. ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 17» ░. ░░░░░░ (░░░ 2450008317, ░░░░ 1022401361377) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 (░░░░░░) ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░).
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░ (░░░ 2450005394, ░░░░ 1022401362785) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 17» ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░