Ленинский районный суд г. Махачкалы РД

судья ФИО1

дело № 2-5606/23

УИД: 05RS0031-01-2023-008021-85

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 13 сентября 2024 года, № 33-7770/2024, г. Махачкала

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

Председательствующего ФИО6,

судей ФИО2 и ФИО3

при секретаре судебного заседания ФИО4

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. Махачкалы к Администрации ГОсВД «город Махачкала», МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Махачкалы" и МБУ «Благоустройство города Махачкалы» о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения

по апелляционным жалобам ответчиков Администрации ГОсВД «город Махачкала» и МБУ «Благоустройство города Махачкалы» на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата>

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан ФИО6, пояснения прокурора, полагавшей, что решение подлежит отмене в части обязания МБУ «Благоустройство города Махачкалы» выполнить мероприятия по обустройству тротуарами участок, с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан

установила:

Заместитель прокурора г. Махачкалы обратился в суд с иском к Администрации ГОсВД «город Махачкала», МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Махачкалы" и МБУ «Благоустройство города Махачкалы» о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в обосновании которого указано, что прокуратурой города проведена проверка по обращениям жителей <адрес> МКР ДОСААФ г. Махачкалы о нарушениях законодательства в сфере безопасности дорожного движения в районе их проживания.

В ходе проведенной проверки прокуратурой г. Махачкалы установлено, что дорожное покрытие в районе <адрес> г. Махачкалы имеются выбоины, просадки и иные недопустимые повреждения проезжей части улицы.

Решением Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от <дата> постановлено:

«Исковые требования заместителя прокурора г. Махачкалы удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Махачкалы» и МБУ «Благоустройство города Махачкалы», выразившееся в невыполнении мероприятий по содержанию <адрес> г. Махачкалы в соответствии с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения.

Обязать администрацию городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Махачкалы» и МБУ «Благоустройство города Махачкалы» выполнить мероприятия по содержанию проезжей части автомобильной дороги в районе <адрес> г. Махачкалы в соответствии с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения, а именно, устранить дефекты дорожного полотна в районе <адрес> г. Махачкалы и обустроить проезжую часть дороги покрытием в соответствии с ГОСТ.

Обязать администрацию городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Махачкалы» и МБУ «Благоустройство города Махачкалы» выполнить мероприятия по обустройству тротуарами участок улично-дорожной сети от <адрес> до <адрес> г. Махачкалы в соответствии с требованиями ГОСТ».

На данное решение представителем администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» подана апелляционная жалоба, в которой выражает несогласие с ним по следующим основаниям.

Решением Собрания депутатов городского округа «город Махачкала» от 4 июня 2015г. № 38-5 утверждено Положение о МКУ УЖКХ города Махачкалы. На смену указанного положения решением Собрания депутатов городского округа «город Махачкала» от 2 августа 2018г. № 27-5 было утверждено новое Положение о муниципальном казенном учреждении «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкалы» (далее по тексту - Положение), в соответствии с которым управление является отраслевым (функциональным) органом Администрации города Махачкалы, созданным в целях реализации муниципальной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства территории города.

Управление является отраслевым подразделением Администрации города Махачкалы и обеспечивает осуществление полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства (п.2 Положения).

Согласно пунктам 3, 12.1 указанного Положения Управление обладает правами юридического лица, имеет печать со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки, необходимые для осуществления его деятельности, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности в пределах действующего законодательства, быть истцом и ответчиком в суде, к полномочиям которого отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На данное решение представителем МБУ «Благоустройство г. Махачкалы» также подана апелляционная жалоба, в которой выражает несогласие с ним по следующим основаниям.

Совокупность установленных по делу обстоятельств исключает незаконность бездействия со стороны МБУ «Благоустройство г. Махачкалы», так как задание, поступившее с УЖКХ, было выполнено в полном объеме.

Дополнительного задания на производство повторной посыпки ПГС и последующим грейдировании по адресу: г. Махачкала, мкр. ДОСААФ, <адрес> в адрес МБУ «Благоустройство г. Махачкалы» не поступало.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой города проведена проверка по обращениям жителей <адрес> МКР ДОСААФ г. Махачкалы о нарушениях законодательства в сфере безопасности дорожного движения в районе их проживания.

В ходе проведенной проверки прокуратурой г. Махачкалы установлено, что дорожное покрытие в районе <адрес> г. Махачкалы имеются выбоины, просадки и иные недопустимые повреждения проезжей части улицы.

Кроме того, от <адрес> до <адрес> г. Махачкалы с двух сторон дороги отсутствует тротуар. Изложенное подтверждается информациями ОГИБДД УМВД РФ по г. Махачкале по результатам обследования <адрес> г.Махачкалы.

В целях обеспечения устранения нарушений требований ГОСТ по <адрес> г. Махачкалы прокуратурой г. Махачкалы <дата> в адрес начальника МКУ «Управление ЖКХ г. Махачкалы» вносилось представление об устранении нарушений закона с требованием принять конкретные меры по устранению нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер сообщить в прокуратуру в установленный законом месячный срок.

В прокуратуру города поступила информация начальника МКУ «Управление ЖКХ г. Махачкалы» от <дата> о том, что МБУ «Благоустройство города Махачкалы» дано задание произвести работы по грейдированию и подсыпке <адрес> от <адрес> до <адрес>.

По информации МБУ «Благоустройство города Махачкалы» от <дата> (письмо МБУ «Благоустройство города Махачкалы» от <дата> №) работы по устранению ям и выбоин с завозом песчано - гравийной смеси и последующим грейдированием МБУ выполнены.

Однако в прокуратуру города продолжают поступать жалобы жителей указанной улицы о неудовлетворительном состоянии дороги, в связи с чем прокуратурой города ОГИБДД УМВД России по г. Махачкале было поручено провести контрольные мероприятия на предмет соответствия требованиям безопасности дорожного движения дорожного покрытия <адрес>.

Из письма от <дата> №, направленного и.о. начальника ОГИБДД УМВД России по г. Махачкала на имя заместителя прокурора г. Махачкалы следует, что государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Махачкала 02.08.2023г. проведено обследование состояния УДС автомобильных дорог г. Махачкалы МКР ДОСААФ <адрес> на предмет соответствия с требованиями законодательства в сфере безопасности дорожного движения. При этом установлено, что по <адрес> №, имеются дефекты покрытия проезжей части дороги, чем нарушены требования пункт 5.2.4 «Покрытие проезжей части недолжно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений», ФИО7 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Согласно протоколу осмотра от <дата>, составленному государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД УМВД России по г. Махачкале ФИО5, дорожное покрытие в районе <адрес> имеет дефекты, недопустимые по параметрам безопасности. Кроме того, от <адрес> до <адрес> г. Махачкалы отсутствуют тротуары.

Из указанного следует, что мероприятия по содержанию проезжей части автомобильной дороги в районе <адрес> г. Махачкалы в соответствии с требованиями законодательства о безопасности дорожного движения, а именно: дефекты дорожного полотна в районе <адрес> г. Махачкалы и обустройство проезжей части дороги покрытием в соответствии с ГОСТ надлежащим образом не выполнены.

Пункт 5 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации к вопросам местного значения городского округа.

Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального Закона от 10 декабря 1995 г. № 196 - ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - ФЗ - № 196) органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

В соответствии с требованиями ст. 12 ФЗ - № 196 ремонт и содержание дорог должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

Статьёй 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 г. № 257 - ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в, отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - ФЗ-257) установлено, что под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Частью 3 ст. 15 ФЗ - 257 предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 17 ФЗ - 257 содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствие с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности, автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993г. № 1090, должностные лица и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

В соответствии с положениями, указанными в уставе администрации г. Махачкалы осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования, отнесено к компетенции администрации г. Махачкалы.

В соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств, с разрешенной Правилами дорожного движения, скоростью.

Указанный участок дороги находится в черте г. Махачкалы.

Приведение указанного участка дороги в соответствие с требованиями ГОСТа Р 50597-2017 необходимо в целях защиты жизни, здоровья и обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии с п.7 ст.3 ФЗ-257 осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов.

Владельцами автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в п.7 ст.3 ФЗ-257.

Исходя из положений ст.ст. 34 и 37 ФЗ-257 местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, входят в структуру органов местного самоуправления наряду с представительным органом муниципального образования, главой муниципального образования, контрольно-счетным органом муниципального образования, а также иными органами и выборными должностными лицами местного самоуправления, предусмотренным уставом муниципального образования и обладающими собственными полномочиями по вопросов местного значения.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ установлено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Заявленные в интересах неопределенного круга лиц требования прокурора направлены на понуждение ответчика в судебном порядке исполнить возложенные на него законом обязанности.

Таким образом, органами местного самоуправления г.Махачкалы нарушены нормы законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения в части обеспечения надлежащего состояния автомобильных дорог и улицах местного значения в пределах городского округа.

Полномочия по оказанию услуг в сфере благоустройства города Махачкалы, в том числе по осуществлению дорожной деятельности, переданы постановлением главы г. Махачкалы от <дата> № «О создании муниципального бюджетного учреждения «Благоустройство города Махачкалы», функции и полномочия учредителя которого от имени администрации города осуществляет МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкалы».

В результате бездействия администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала», МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкалы» и МБУ «Благоустройство города Махачкалы» нарушаются указанные требования законодательства, что может повлечь аварийность на дороге и нарушение законных прав граждан на безопасные условия дорожного движения.

На основании вышеизложенного и установленных по делу обстоятельств судебная коллегия считает выводы суда обоснованными, сделанными на основании вышеназванных норм.

Между тем, с выводами в части обязания МБУ «Благоустройство города Махачкалы» выполнить мероприятия по обустройству тротуарами участок улично-дорожной сети от <адрес> до <адрес> г. Махачкалы в соответствии с требованиями ГОСТ»                                          судебная коллегия не может согласиться, поскольку в соответствии с разъяснений, содержащихся в Уставе МБУ «Благоустройство города Махачкалы» в обязанности МБУ «Благоустройство города Махачкалы»                     не входит осуществление названных выше мероприятий,                                         ввиду чего решение в указанной части подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении в иске в указанной части, в частности в отношении ответчика МБУ «Благоустройство г. Махачкалы».

В остальной части решение суда подлежит оставить без изменения.

Апелляционные жалобы не содержат доводов, опровергающих остальные выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, сведений о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, а также фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение.

    Руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

    определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░ ░░ <░░░░> ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░ ░░ <░░░░░> ░░ <░░░░░> ░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░ ░░ ░░ <░░░░> ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.

    ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 20.09.2024 ░.

    ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

    ░░░░░:

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-7770/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель прокурора г.Махачкалы
Прокуратура РД
Ответчики
УЖКХ г.Махачкалы
МБУ Благоустройство г.Махачкалы
Администрация ГОсВД город Махачкала
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на сайте суда
vs.dag.sudrf.ru
22.08.2024Передача дела судье
13.09.2024Судебное заседание
03.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.10.2024Передано в экспедицию
13.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее