Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1797/2022 ~ М-1454/2022 от 20.05.2022

Дело № 2а-1797/2022          74RS0017-01-2022-002055-09

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 июля 2022 года                     город Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Шевяковой Ю.С.,

при секретаре Валиахметовой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 23 по Челябинской области к Пономареву Игорю Николаевичу, действующему в интересах несовершеннолетнего ФИО14, о взыскании недоимки по налогу, пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная Инспекция Федеральной налоговой службы №23 по Челябинской области (далее по тексту - Межрайонная ИФНС России № 23 по Челябинской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Пономареву И.Н., действующему в интересах несовершеннолетнего ФИО15., в котором просит взыскать с ответчика сумму задолженности в размере 3417 рублей 78 копеек, в том числе земельный налог за 2016, 2017 годы - 3 373 рубля, пени по земельному налогу - 44 рубля 78 копеек (л.д. 44-45).

В обоснование заявленных требований Межрайонной ИФНС России №23 по Челябинской области указано, что ФИО16 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в 2016, 2017 годах являлся собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, признаваемого объектом налогообложения, в связи с чем, должен был уплачивать земельный налог. Налоговым органом исчислен земельный налог за 2016 год в сумме 2 023 рублей, за 2017 год в сумме 1 350 рублей. В связи с несвоевременной уплатой земельного налога за 2016, 2017 годы начислены пени в общем размере 44 рубля 78 копеек. В адрес налогоплательщика направлялись требования № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, которые до настоящего времени не исполнены. Ранее мировым судьей судебного участка № 3 г.Златоуста Челябинской области был вынесен судебный приказ о взыскании с Пономарева И.Н., как отца несовершеннолетнего Пономарева Н.И., задолженности по земельному налогу, который на основании поступивших письменных возражений был отменен определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №23 по Челябинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д. 5, 59).

Административный ответчик Пономарев И.Н. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д. 57), в письменных возражениях указал, что Пономарев Н.И. его сыном, либо иным близким родственником не является (л.д. 21).

В соответствии с ч.1 ст.96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются судом или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, посредством факсимильной связи или с использованием иных средств связи и доставки, позволяющих суду убедиться в получении адресатом судебного извещения или вызова.

При возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой «За истечением срока хранения» признается, что в силу положений статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд по указанным основаниям признается его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является препятствием для рассмотрения дела.

Несовершеннолетний ФИО17., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был извещен судом по адресу: <адрес>, который по сведениям Управления по вопросам миграции ГУМВД России по Челябинской области совпадает с местом его регистрации (л.д. 32). Почтовое отправление возвращено в адрес суда с отметкой оператора почтовой связи об истечении срока его хранения (л.д. 58).

В силу ч. 2 ст. 289 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся участников процесса по доказательствам, имеющимся в материалах дела.

Исследовав материалы дела, суд считает требования Межрайонной ИФНС России №23 по Челябинской области не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность налогоплательщика самостоятельно уплачивать установленные законом налоги закреплена п. 1 ч. 1 ст. 23 и ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – Налоговый кодекс РФ).

Согласно п. 2 ст. 52 Налогового кодекса РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации (п. 3 ст. 52 Налогового кодекса РФ).

Статьей 69 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Согласно ст. 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками данного налога согласно ст. 388 Налогового кодекса РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности.

Объектами налогообложения в силу ст. 389 Налогового кодекса РФ признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса (ст. 390 Налогового кодекса РФ).

Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (ст. 391 Налогового кодекса РФ).

Налоговым периодом признается календарный год (ст. 393 Налогового кодекса РФ).

В силу ст. 394 Налогового кодекса РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В соответствии с п. 4 ст. 397 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.

Налоговые ставки на территории Вознесенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области установлены Решением Совета депутатов Вознесенского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области от 12 ноября 2010 года №43 «Об утверждении положения «О земельном налоге муниципального образования Вознесенское сельское поселение» и составляют 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (представленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; 1,5 процента - в отношении прочих земельных участков.

Из содержания административного искового заявления, представленной в материалы дела выписки из Единого государственного реестра недвижимости следует, что ФИО18., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 42-43).

Следовательно, в соответствии со ст. 388 Налогового кодекса РФ Пономарев Н.И. является плательщиком земельного налога и обязан производить его уплату в установленном законом порядке.

Налоговым органом исчислен земельный налог за 2016 год за земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, в размере 2 023 рублей, о чем в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление № орт ДД.ММ.ГГГГ, с указанием сумм, причитающихся уплате в бюджет, со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7).

Также налоговым органом был исчислен земельный налог за 2017 год за указанный земельный участок в размере 1350 рублей, о чем в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ, с указанием сумм, причитающихся уплате в бюджет, со сроком уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).

Расчет размера земельного налога произведен административным истцом верно, исходя из установленных налоговых ставок, в соответствии с положениями ст. 396, 408 Налогового кодекса РФ.

В установленные налоговыми уведомлениями срок обязанность по уплате земельного налога исполнена не была.

В соответствии с п. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа (п. 3 ст. 70 Налогового кодекса РФ).

В связи с неисполнением обязанности по уплате налога, в соответствии со ст. 69, п. 1 ст. 70 Налогового кодекса РФ в адрес Пономарева Н.И. были направлены требования:

№ от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ задолженности по земельному налогу за 2016 год в размере 2023 рублей, пени по земельному налогу в размере 39 рублей 69 копеек (л.д. 9);

№ от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ задолженности по земельному налогу за 2017 год в размере 1350 рублей, пени по земельному налогу в размере 05 рублей 09 копеек (л.д. 10).

Требования налогового органа об уплате недоимки по налогу не исполнено, доказательств обратного суду не представлено.

Согласно п. 1 ст. 26 Налогового кодекса РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

Пунктом 2 ст. 27 Налогового кодекса РФ установлено, что законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 28 Гражданского кодекса Российской Федерации законными представителями несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), являются их родители.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 марта 2008 года № 5-П содержится разъяснение о том, что способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 21 Гражданского кодекса РФ), а Семейным кодексом РФ устанавливается, что ребенком признается лицо, не достигшее возраста 18 лет (совершеннолетия) (пункт 1 статьи 54). Несовершеннолетние дети, неся бремя уплаты налогов как сособственники, не могут рассматриваться как полностью самостоятельные субъекты налоговых правоотношений, возникающих при применении указанных положений Налогового кодекса РФ.

Таким образом, родители (усыновители, опекуны, попечители) как законные представители несовершеннолетних детей, имеющих в собственности имущество, подлежащее налогообложению, осуществляют правомочия по управлению данным имуществом и доходами, полученными детьми, в том числе и исполняют обязанности по уплате налогов в отношении этого имущества и доходов.

На основании судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ, выданного мировым судьей судебного участка №3 г. Златоуста Челябинской области, с Пономарева И.Н., действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО11 в пользу Межрайонной ИФНС России №23 по Челябинской области была взыскана недоимка по налогу и пени в размере 3417 рублей 78 копеек, в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 200 рублей.

Определением мирового судьи, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №3 г. Златоуста Челябинской области, от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный судебный приказ был отменен в связи с поступившими возражениями Пономарева И.Н., сообщившего, что несовершеннолетних детей не имеет (л.д. 6).

При обращении в суд с иском административным истцом представлен скриншот базы данных «АИСНалог 3 ПРОМ», согласно которому отцом ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ года рождения (свидетельство о рождении серии I№), является Пономарев И.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 11).

Вместе с тем, ссылки Межрайонной ИФНС России №23 по Челябинской области на указанное обстоятельство обоснованными судом признаны быть не могут.

Из представленной в материалы дела записи акта о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что матерью ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> является ФИО5, отец у ребенка юридически отсутствует. В графе «Сведения об отце» указано «--»; сведения об отце внесены на основании заявления матери от ДД.ММ.ГГГГ. Выдано свидетельство о рождении серии № (л.д. 38, 45, 55).

Согласно ответу Отдела ЗАГС Администрации Златоустовского городского округа на запрос суда о предоставлении сведений о детях Пономарева Игоря Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, последний является отцом ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; иных сведений о детях административного ответчика в распоряжение суда не предоставлено (л.д. 53).

Поскольку Пономарев И.Н. к числу лиц, обязанных нести имущественную ответственность за несовершеннолетнего ФИО12 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не относится, оснований для удовлетворения предъявленных к нему исковых требований Межрайонной ИФНС России №23 по Челябинской области не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ №23 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░13, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 2016 - 2017 ░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 373 ░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 44 ░░░░░░ 78 ░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░              ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1797/2022 ~ М-1454/2022

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 23 по Челябинской области
Ответчики
Пономарев Игорь Николаевич
Информация скрыта
Суд
Златоустовский городской суд Челябинской области
Судья
Шевякова Юлия Сергеевна
Дело на сайте суда
zlatoust--chel.sudrf.ru
20.05.2022Регистрация административного искового заявления
20.05.2022Передача материалов судье
23.05.2022Решение вопроса о принятии к производству
23.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.06.2022Судебное заседание
08.07.2022Судебное заседание
15.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее