УИД: 16RS0049-01-2022-009312-11
Дело № 2а-248/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 февраля 2023 года город Казань
Ново-Савиновский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Хусаинов Р.Г.,
при секретаре судебного заседания Дмитриевой Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Г.Н. к Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор №5 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Татарстан", Федеральной службе исполнения наказаний России, о признании условий содержания в исправительном учреждении ненадлежащими, обязании устранить допущенные нарушения и взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,
установил:
Г.Н. (далее также административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением в вышеприведенной формулировке.
В обоснование заявленных требований, а также дополнений к ним, административный истец указывает, что в период времени с --.--.---- г. по --.--.---- г. истец был доставлен для рассмотрения апелляционной жалобы на приговор от --.--.---- г. посредством ВКС в ФКУ СИЗО-5.
При прибытии в ФКУ СИЗО-5 административный истец был размещен администрацией в камеру №-- примерно в 19 часов 00 минут, и до 7 часов 00 минут следующего дня истец не был обеспечен питанием, горячей водой, а также не был осмотрен сотрудниками медицинской части.
Кроме того в камере №-- санитарные условия не соответствовали установленным нормам. Так, в умывальнике отсутствовала горячая вода, в связи с чем ему приходилось в бытовых условиях пользоваться холодной водой (умываться, чистить зубы, стирать личные вещи, делать уборку в помещении и т.д.). Из-за отсутствия вентиляционной системы в камере имелась переувлажненность воздуха, затхлый запах и следы плесени (грибка) на стенах и потолке; нет доступа к окнам; не была оборудована радио-точка, что лишало истца возможности узнавать новости и развиваться; обитали насекомые и крысы санитарная обработка дезинфицирующими средствами сотрудниками МСЧ-16 не проводилась; переполненность в камере; плохое освещение. Далее, административный истец был переведен в 105 камеру, где были аналогичные условия содержания; в душевой лейки не работают, отсутствуют набор воды и полочки для мыльных принадлежностей; моечное отделение не оборудовано кранами, скамьями для помывки, тазами и ванной для дезинфекции; питание организовано с нарушением правил: не выдается ежесуточная норма: сахар 30гр, молоко 100 гр., не имеется разнообразие блюд; вместо унитаза используется чаша "Генуя"; зеркала треснуты или со сколами, плитка кафельная разбита либо отсутствует; отсутствует сушился; отсутствуют стаканчики для хранения средств личной гигиены; в скамейках для приема пищи имеются металлические выступы, которые причиняли физическую боль истцу; в камерах с ним содержались лица, имеющие психические расстройства, в том числе и ВИЧ-инфицированные; прогулочные дворики не оснащены покрытием препятствующим попаданию в них свежего воздуха и солнечных лучей; дворики не оборудованы козырьком от дождя (снега), скамейкой, стоком для воды и урной; в библиотеке отсутствует современная литература.
Административный истец полагает, что за период отбывания наказания в указанном учреждении, он подвергался бесчеловечному и унижающему достоинство обращению, содержался в условиях несоответствующих установленным нормам и правилам содержания осужденных к лишению свободы, что нарушает его права, гарантированные законом и свидетельствует о причинении ему физических и нравственных страданий, в связи с чем просил суд признать нарушением условий содержания его в ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по РТ в период с --.--.---- г. по убытию в ИК-18 УФСИН России по РТ и в период с --.--.---- г. по убытию в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Республике Татарстан, а также взыскать с административного ответчика компенсацию за нарушение условий содержания административного истца в следственном изоляторе на общую сумму 1 200 000 рублей; возложить обязанность на административного ответчика устранить допущенные нарушения.
Протокольными определениями суда к участию в деле в качестве административного соответчиков привлечено Федеральная служба исполнения наказаний (далее – ФСИН России), в качестве заинтересованных лиц - УФСИН России по РТ, Федеральное казенное учреждение «Медико-Санитарная часть № 16 Федеральной службы исполнения наказаний» (далее – ФКУЗ МСЧ-16 ФСИН России).
Административный истец Г.Н. , участвующий в рассмотрении дела посредством использования системы видеоконференц-связи, заявленные требования поддержал в полном объеме, в судебном заседании суду пояснил, что переполненность в камерах отсутствовала.
Представитель административного ответчика ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по РТ, ФСИН России, также представляющий интересы заинтересованного лица УФСИН России по РТ – представитель ФИО6 просил в удовлетворении заявленных требований отказать по доводам изложенным в отзывах в административном исковом заявлении.
Представитель заинтересованного лица ФКУЗ МСЧ-16 ФСИН России – представитель ФИО7 просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Изучив заявленные требования и их основания, исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и установив нормы права, подлежащие
В силу статьи 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Статья 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в ... ... --.--.---- г.), ратифицированной Федеральным законом от --.--.---- г. № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней», предусматривает, что никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия). При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный же ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Указанной нормой закона установлены особенности правового положения осужденных как лиц, подвергнутых уголовному наказанию: при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации, но с учетом определенных изъятий и ограничений, что соответствует положениям части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Поэтому сужение правоспособности осужденных осуществляется в указанных интересах как нормами уголовного законодательства, в которых применительно к конкретному виду наказания определен объем лишений или ограничений прав и свобод для этих лиц, так и нормами уголовно-исполнительного законодательства на этапе исполнения наказания, а также иными федеральными законами.
Согласно пункту 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, прогулки.
В соответствии с пунктом 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" в силу частей 2 и 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения.
Вместе с тем административному истцу, прокурору, а также иным лицам, обратившимся в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, надлежит в административном исковом заявлении, а также при рассмотрении дела представлять (сообщать) суду сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, или лица, в интересах которого подано административное исковое заявление, нарушены, либо о причинах, которые могут повлечь их нарушение, излагать доводы, обосновывающие заявленные требования, прилагать имеющиеся соответствующие документы (в частности, описания условий содержания, медицинские заключения, обращения в органы государственной власти и учреждения, ответы на такие обращения, документы, содержащие сведения о лицах, осуществлявших общественный контроль, а также о лишенных свободы лицах, которые могут быть допрошены в качестве свидетелей, если таковые имеются) (статьи 62, 125, 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
В то же время при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свобод лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
Согласно статье 16 Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (далее - Федеральный закон от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ) в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений (далее - Правила внутреннего распорядка).
Правилами внутреннего распорядка устанавливается порядок, в том числе материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых.
Правилами внутреннего распорядка устанавливаются правила поведения подозреваемых и обвиняемых в местах содержания под стражей, перечень и количество продуктов питания, предметов первой необходимости, обуви, одежды и других промышленных товаров, которые подозреваемые и обвиняемые могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах и приобретать по безналичному расчету, а также перечень услуг, оказываемых подозреваемым и обвиняемым за установленную плату.
Согласно статье 23 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.
Подозреваемым и обвиняемым предоставляется индивидуальное спальное место.
Подозреваемым и обвиняемым бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага, а также по их просьбе в случае отсутствия на их лицевых счетах необходимых средств индивидуальные средства гигиены (как минимум мыло, зубная щетка, зубная паста (зубной порошок), одноразовая бритва (для мужчин), средства личной гигиены (для женщин).
Все камеры обеспечиваются средствами радиовещания, а по возможности телевизорами, холодильниками и вентиляционным оборудованием. По заявлению подозреваемых и обвиняемых радиовещание в камере может быть приостановлено либо установлен график прослушивания радиопередач. В камеры выдаются литература и издания периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенные через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольные игры.
Норма санитарной площади в камере на одного человека устанавливается в размере четырех квадратных метров с учетом требований, предусмотренных частью первой статьи 30 данного Федерального закона.
Приказом Минюста России от 4 июля 2022 года № 110 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правила внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы (далее также Правила).
Согласно пункту 24 Правил, подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются в СИЗО для индивидуального пользования: спальным местом; постельными принадлежностями (простыни, наволочка, полотенца) и мягким инвентарем (матрац, подушка, одеяло) в соответствии с нормами вещевого довольствия; столовой посудой (тарелки глубокая и мелкая, кружка) столовыми приборами (ложка столовая) согласно установленным нормам обеспечения; книгами и журналами из библиотеки СИЗО.
Имущество, указанное в пункте 24 настоящих Правил, выдается бесплатно во временное пользование на период содержания под стражей (пункт 25 Правил).
В соответствии с пунктом 26 Правил по заявлению подозреваемого или обвиняемого при отсутствии необходимых денежных средств на лицевом счете и одежды по сезону он обеспечивается: одеждой и обувью по сезону в соответствии с нормами вещевого довольствия; индивидуальными средствами гигиены: мыло; зубная щетка; зубная паста (зубной порошок); одноразовая бритва для индивидуального использования (для мужчин); средства личной гигиены (для женщин).
Для общего пользования в камеры в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: мыло хозяйственное; туалетная бумага; издания периодической печати из библиотеки СИЗО; пластиковые и картонные настольные игры: шашки, шахматы, домино, нарды; предметы для уборки камеры; швейные иглы, нитки, ножницы, ножи для резки продуктов питания, механическая точилка для карандашей размером не более 3х3 см (могут быть выданы подозреваемым и обвиняемым в кратковременное пользование под контролем администрации СИЗО) (пункт 27 Правил).
Камера СИЗО оборудуется: одноярусными или двухъярусными кроватями (камеры для размещения беременных женщин, женщин, имеющих при себе детей в возрасте до трех лет, оборудуются только одноярусными кроватями; при наличии возможности кровати второго яруса оборудуются подъемными ступенями и барьерами безопасности; инвалиды, мужчины старше 65 лет и женщины старше 60 лет на втором ярусе кровати не размещаются); столом и скамейками с посадочными местами, соответствующими числу лиц, содержащихся в камере; шкафом для продуктов; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; зеркалом, вмонтированным в стену; бачком с питьевой водой; подставкой под бачок для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; урной для мусора; тазами для гигиенических целей и стирки одежды; светильниками дневного и ночного освещения; телевизором и холодильником (при наличии возможности), камеры для содержания женщин и несовершеннолетних - в обязательном порядке; вентиляционным оборудованием (при наличии возможности); душевой кабиной (при наличии возможности); тумбочкой под телевизор или кронштейном для крепления телевизора; унитазом, умывальником; нагревательными приборами (радиаторами) системы водяного отопления; штепсельными розетками для подключения бытовых приборов; вызывной сигнализацией (пункт 28 Правил).
Камеры для временной изоляции с внутренней стороны оснащаются упругим или пружинящим покрытием, искусственным освещением, а также вентиляционным оборудованием (пункт 29 Правил).
Унитазы в камерах размещаются в изолированных кабинах в целях обеспечения приватности. При наличии возможности умывальник в камере размещается за пределами кабины (пункт 30 Правил).
При отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное распорядком дня подозреваемых и обвиняемых время с учетом их потребности (пункт 31 Правил).
Не реже одного раза в неделю для подозреваемых и обвиняемых организуется помывка в душе продолжительностью не менее 15 минут. Подозреваемым и обвиняемым женщинам и несовершеннолетним предоставляется возможность помывки не реже двух раз в неделю с продолжительностью каждой помывки не менее 15 минут (пункт 31 Правил).
Довод представителя административного ответчика о том, что административным истцом Г.Н. пропущен срок исковой давности, подлежит отклонению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления, пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 КАС РФ).
Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 25 декабря 2018 года № 47 ?О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания? указал, что проверяя соблюдение предусмотренного частью 1 статьи 219 КАС РФ трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности (пункт 12).
Принимая во внимание правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №--, согласно которой нарушение условий содержания лишенных свободы лиц носит длящийся характер и административное исковое заявление может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности и учитывая, что административный истец Г.Н. был освобожден из ФКУ ИК-19 УФСИН России по РТ --.--.---- г. по отбытии срока наказания узнал о нарушенных своих правах от адвоката лишь --.--.---- г.. и обратился в суд с административным исковым заявлением --.--.---- г., то есть в течение трех месяцев, суд приходит к выводу, что срок обращения в суд с требованием о компенсации за ненадлежащие условия содержания в порядке статьи 227.1 КАС РФ, административным истцом не пропущен.
На основании изложенного, административное исковое заявление Г.Н. об оспаривании действий по ненадлежащему содержанию под стражей и присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей подлежит частичному удовлетворению.
Из материалов дела следует, что приговором Ново-Савиновского районного суда ... ... от --.--.---- г. Г.Н. осужден по ст.264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в виде лишения свободы сроком на 2 года 10 месяцев в исправительной колонии строго режима с лишением права управления транспортным средством на 2 года.
Согласно камерной карточке, в период с --.--.---- г. по --.--.---- г. Г.Н. содержался под стражей в ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по РТ в камерах №№-- в режимном корпусе №--.
Согласно представленной медицинской справке, Г.Н. при поступлении, согласно «Журнала первичного медицинского осмотра вновь прибывшего спец. контингента в ФКУ «СИЗО-5 УФСИН РФ по РТ» заведенного на основании Приказа МЗ МЮ №-- от --.--.---- г. был осмотрен средним медицинским работником медицинской части.
Доводы Г.Н. о ненадлежащем питании, судом отклоняются как необоснованными, поскольку они опровергаются представленными в материалы административного дела доказательствами, в частности раскладками продуктов, вкладываемых в общий котел на одного человека в сутки по норме (в данной раскладке указывается меню на завтра, обед и ужин на каждый день). В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2005 №205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время» суточная норма сахара для подозреваемых, обвиняемых и осужденных к лишению свободы составляет 30 гр., молока 100 мл. Нормами питания вышеуказанного постановления не предусмотрена выдача сливочного масла. Выдача сливочного масла предусмотрена лишь лицам получающим повышенные нормы питания в соответствии с Приказом МЮ №189 от 17.09.2018 «Об установлении повышенных норм питания, рациона питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждении Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время» к такой категории лиц Г.Н. относится, в связи с чем суд не усмотрел оснований для признания нарушением условий содержания Г.Н. в данном исправительном учреждении ненадлежащую организацию питания.
Согласно представленной справкой заместителя начальника учреждения, в соответствии с п.28 Приказа Минюста России от --.--.---- г. «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы, на момент содержания Г.Н. , --.--.---- г. г.р. (с --.--.---- г.---.--.---- г.) действующего п.42 Приказа Минюста России от --.--.---- г. №-- «Об утверждении правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовного-исполнительной системы» камерные помещения ФКУ СИЗО-№-- УФСИН России по ... ... оборудованы радиодинамиками для вещания общегосударственных программ. Все радиодинамики находятся в исправном состоянии.
Наличие вентиляции, освещения, радиоточки в камерах подтверждено также фототаблицами. Из представленной фототаблицы видно, что камера помимо естественного освещения имеет искусственное освещение, что позволяет читать и работать при искусственном освещении, как пояснил представитель ответчика в судебном заседании, в ночное время в камере используются светильники дежурного освещения.
Кроме того, из данных фототаблиц усматривается, что окна имеют остекление и форточное окно для доступа свежего воздуха.
Доводы Г.Н. о наличии в камерах, в которых он содержался, насекомых и грызунов в период содержания в ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Республике Татарстан судом отклоняются, поскольку они опровергаются представленными в материалы административного дела доказательствами, в частности договором на обслуживание объектов по профилактике и борьбе с переносчиками инфекционных заболеваний, актом об оказании услуг.
Установленные в санитарных узлах отрядов унитазы в виде чаши "генуя", с соблюдением необходимых условий приватности, находятся в исправном состоянии, функции унитаза в полной мере восполняют, само по себе, оборудование санитарного узла чашей "генуя" вместо унитаза, при отсутствии доказательств того, что в силу индивидуальных физиологических особенностей или по медицинским показаниям административный истец не может справлять естественные нужды в подобное устройство, прямо предназначенное для этого, не свидетельствует о допущенных в отношении истца существенных нарушениях в его содержании. Из представленной фототаблицы следует, что напольные чаши «Генуя» вмонтированы в пол, смыв в которых происходит путем механического поворота водопроводного крана. Обеспечена полная изоляция санузлов от жилой площади камер.
Душевое помещение имеется на каждом этаже режимного корпуса, таким образом в режимном корпусе №--, 3 душевых помещения. Они оборудованы местом для раздевания с вешалкой для одежды и сидячими местами, отгорожены перегородкой от основного помещения суда. Душ оборудован лейками и кранами с возможностью регулировки горячей и холодной воды.
Наличие место для раздевания с вешалкой для и одежды, скамейками, оборудование душевыми лейками подтверждено фототаблицами.
Вопреки доводам административного истца из представленных фотоснимков не усматривается наличие плесени на стенах, сколы и трещины плитки, зеркал.
Также из пояснений представителей административных ответчиков установлено, что все камеры учреждения обеспечены бесперебойным централизованным холодными водоснабжением, при отсутствии в камере водонагревательных приборов либо горячей водопроводной воды, горячая вода для стирки и гигиенических целей и кипяченая вода для питья выдаются ежедневно в установленное время с учетом потребности.
Тот факт, что отсутствовало место для сушки белья, на что также указывал административный истец как на нарушение правил содержания, не является нарушением, так как запрет на использование веревки направлен на избежание причинения, с помощью веревки, вреда здоровью и жизни содержащихся в камерах лиц. Кроме того, согласно приказа от --.--.---- г. №-- «Об утверждении правил внутреннего распорядка Следственных изоляторов УИС» в камерах СИЗО не предусмотрено место для сушки личных вещей осужденных. В банный день, у осужденных, следственно-арестованных, постельное белье забирается для стирки в банно-прачечный комплекс, там же и сушится. В ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по РТ имеется дезинфицирующая камера для стирки, сушки, прожарки постельных принадлежностей, личных вещей обвиняемых и осужденных.
Согласно Приказа МЮ РФ №189 от 14.10.2005 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, подозреваемые и обвиняемые, в том числе водворенные в карцер, пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа. В соответствии со сводом правил СП 247.1325800.2016 «Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» (утв. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 15.04.2016 №245/пр): п.14.2 высота помещений зданий режимной зоны и стен прогулочных дворов высотой 3м.; п.14.8 наружные и внутренние стены прогулочных дворов выполнены из керамического кирпича и оштукатурены. Как установлено в процессе судебного заседания, в каждом прогулочном дворе для защиты от атмосферных осадков, со стороны наружной стены оборудован козырек, который не препятствует попаданию солнечного света в дворик. Сверху оборудован навес из профнастила. В каждом прогулочном установлена скамейка для сидения, с числом посадочных мест равным числу лиц, выводящихся на прогулку в прогулочный двор и спортивным инвентарем. Все прогулочные дворы соответствуют нормативным требованиям.
Указание административного истца на его содержание с ВИЧ-инфицированными лицами, также нельзя признать состоятельным, поскольку действующим законодательством не предусмотрено раздельного содержания ВИЧ-инфицированных.
Совместное содержание здоровых лиц с лицами, имеющими психические расстройства, при этом не предоставляющих непосредственную опасность, действующему законодательству также не противоречит.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют сведения, о том что период содержания в ФКУ СИЗО-N5 УФСИН России по Республике Татарстан административный истец относительно выдачи литературы, изданий периодической печати, к администрации учреждения обращался.
Кроме того, из представленных фототаблиц усматривается, что камера оснащена полкой для туалетных принадлежностей, деревянными тумбочками для хранения личных вещей и продуктов питания, вешалками для верхней одежды, бачком с питьевой водой, подставкой под бачок для питьевой воды, столом, скамейкой с достаточным числом посадочных мест, чтобы разместиться всем подозреваемым, обвиняемым и осужденным, светильники дневного освещения. Камеры также оборудованы нагревательным прибором (радиатором) системы водяного отопления, штепсельными розетками для подключения бытовых приборов, вызывной сигнализацией, принудительной вентиляцией, телевизором.
Условия содержания Г.Н. в ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по Республике Татарстан в целом не превысили неизбежный уровень страданий, присущий содержанию под стражей в следственном изоляторе.
При этом стоит отметить, что доказательств обращения административного истца в период его содержания в ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по РТ в компетентные органы с какими-либо жалобами на условия своего содержания в следственном изоляторе, в том числе на неблагоприятные и антисанитарные условия содержания, истцом в материалы дела не представлено.
За время пребывания в ФКУ СИЗО-5 УФСИН России по РТ Г.Н. к сотрудникам психологической лаборатории с заявлением об оказании психологической помощи также не обращался, что подтверждается справкой начальника психологической лаборатории.
В ходе рассмотрения дела, административный истец пояснил, что превышение лимита наполнения камер не было, что также подтверждается книгой количественной проверки осужденных и лиц, содержащихся под стражей в СИЗО-5 (л.д.41-88).
Таким образом, доказательств того, что действиями ФКУ СИЗО-5 УФСИН по РТ, а также УФСИН России по РТ, ФСИН России нарушены права и свободы административного истца не имеется, в ходе судебного разбирательства указанное обстоятельство не установлено, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований
Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ "░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ №5 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░", ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 7 ░░░░░ 2023 ░░░░.