Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1084/2023 (2а-9408/2022;) ~ М-9327/2022 от 19.12.2022

Дело № 2а-1084/2023

УИД 10RS0011-01-2022-018098-67

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 января 2023 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе судьи Малыгина П.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Павловой Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шмаеника Виктора Александровича к государственному комитету Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору и начальнику управления государственного жилищного надзора и лицензионного контроля государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору Нестерову Андрею Ивановичу о признании незаконным бездействия,

установил:

Шмаеник В.А. (далее – административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к государственному комитету Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору (далее – Комитет, административный ответчик), в котором просит признать незаконным бездействие ответчика, которое выразилось в непринятии мер по результатам проверки обращения административного истца, а также обязать Комитет выдать в адрес ТСЖ «Заречье-7» предписание о проведении ремонтных работ.

В качестве административного соответчика был привлечен начальник управления государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Нестеров А.И., в качестве заинтересованного лица было привлечено товарищество собственников жилья «Заречье-7» (далее – ТСЖ «Заречье-7»).

Шмаеник В.А. в судебном заседании требования поддержал по довода, изложенным в административном исковом заявлении. Он считает, что административный ответчик был обязан выдать предписание в адрес ТСЖ «Заречье-7», которое незаконно отказало в ремонте.

Представитель Комитета Гончаров П.А. просил в удовлетворении требований отказать.

Подробная позиция стороны административного ответчик была изложена в письменных доводах, представленных в материалы дела.

Нестеров А.И. и представитель ТСЖ «Завречье-7» в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. ТСЖ «Заречье-7» в письменном отзыве просило в административном иске отказать, так как административный истец просит устранить течь в месте, которое не относится к общему имуществу жильцов многоквартирного дома.

В силу положений статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом требований статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пунктах 63, 67 и 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление № 25), суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие указанных лиц.

Заслушав объяснения сторон, исследовав административное исковое заявление, изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, для управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, в соответствии со статьей 135 Жилищного кодекса Российской Федерации было создано товарищество собственников жилья «Заречье-7».

Шмаеник В.А. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

07.08.2022 Шмаеник В.А. обратился в ТСЖ «Заречье-7» по поводу течи из радиатора системы теплоснабжения. 08.08.2022 представителями ТСЖ «Заречье-7» был составлен акт осмотра, из которого следует, что течь обнаружена в месте сочленения нижней трубы разводки системы теплоснабжения и радиатора отопления после запорного крана. Для устранения течи требуется замена уплотнительных колец в месте соединения регулировочного крана и радиатора отопления. ТСЖ «Заречье-7» отказало в ремонте, так как указанное место течи не относится к общему имуществу многоквартирного дома, предложило услуги по платным ремонтным работам.

Шмаеник В.А., не согласившись с такими доводами, обратился 06.09.2022 в Комитет с заявлением, в котором просил принять меры по поводу незаконных действий ТСЖ «Заречье-7». Письмом от 04.10.2022 № 7763/13-07-ГКСЖДНи потребителю был дан ответ с разъяснением требований законодательства, а было указано на то, что работоспособность внутриквартирных инженерных сетей (радиаторов отопления, регулировочных кранов и т.д.) лежит на собственнике жилого помещения.

Шмаеник В.А. обратился на прием в Комитет 28.10.2022, выразив несогласие с полученным ответом от 28.10.2022 в части не отнесения радиатора системы отопления к общему имуществу многоквартирного дома. В ответ на данное обращение 16.11.2022 Комитет направил заявителю письменный ответ (№ 9006/13-07/ГКСЖДНи), в котором повторно разъяснил требования законодательства, указав, что радиатор в квартире заявителя не относится к общедомовой системе теплоснабжения.

Перечень мер реагирования должностных лиц органов государственного жилищного, муниципального жилищного контроля, являющихся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами поименован в статье 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В частности, государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного жилищного надзора) в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В силу части 8 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации при осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в том числе в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности).

Согласно подпункту 7 пункта 9 Положения о Государственном комитете Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 23 октября 2017 г. № 368-П, административный ответчик осуществляет региональный государственный жилищный надзор.

В силу статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Права, предусмотренные статьями 301 - 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором (статья 305 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 246 Гражданского кодекса Российской Федерации распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

Согласно пункту 1 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.

Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий, а также не принадлежащие отдельным собственникам машино-места;

крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;

земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно пункту 2 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491, Правила), в состав общего имущества, в том числе включаются: помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее – помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).

В соответствии с Правилами № 491 в состав общего имущества входят внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных включающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях (пункты 5, 6).

Согласно выводам Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в решении Верховного Суда Российской Федерации от 22 сентября 2009 года № ГКПИ09-725, определении от 24 ноября 2009 года № КАС09-547, определении от 31 марта 2015 № 304-КГ15-1984 и др., из положений пункта 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме во взаимосвязи с подпунктом «д» пункта 2 и пункта 5 Правил, следует, что в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются лишь те обогревающие элементы системы отопления (радиаторы), которые обслуживают более одной квартиры (находятся за пределами квартир на лестничных клетках, в подвалах и т.д.). Системное толкование пункта 6 Правил не дает оснований для вывода о том, что обогревающие элементы внутридомовой системы отопления, обслуживающие только одну квартиру, включаются в состав общего имущества собственников многоквартирного дома.

Из содержания приведенных норм следует, что критерием отнесения конкретного имущества к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома является функциональное назначение данного имущества, предназначенное для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу том, что образовавшаяся течь расположена вне зоны ответственности ТСЖ «Заречье-7», так как находится в месте, которое не может быть отнесено к общему имуществу многоквартирного дома, а её устранение, ремонт должно осуществляться за счет средств собственников жилого помещения. Течь расположена после запорной арматуры (крана), отделяющего стояк системы теплоснабжения от радиатора в квартире административного истца. Поскольку тариф на техническое обслуживание общего имущества многоквартирного дома не предусматривал ремонт радиаторов собственников жилых помещений, то представители ТСЖ «Заречье-7» правомерно отказали собственнику в бесплатном устранении течи, предложив оплатить соответствующие платные услуги.

В этой связи у Комитета отсутствовали правовые основания для вмешательства в хозяйственную деятельность ТСЖ «Зречье-7», в том числе путем, как выдачи предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, так и применения иных предусмотренных законодательством властных полномочий. Фактически административный истец просил административного ответчика необоснованно возложить на товарищество собственников жилья (управляющую компанию, обслуживающую организацию) ответственность по содержанию имущества, не входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме.

Подпунктом 1 пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Системное толкование приведенного положения закона позволяет суду сделать вывод о том, что основанием для признания действий (бездействия) или решения незаконными является совокупность двух обстоятельств: нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика.

При этом решение о признании действий (бездействия) или решения незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действий (бездействия) и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.

Суд считает, что отсутствуют правовые основания для признания прав и законных интересов административного истца нарушенными, нет оснований для признания оспариваемых действий по проведению проверки и бездействия по непринятию мер реагирования на обращения административного истца незаконными. По этим причинам суд не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Петрозаводский городской суд Республики Карелия

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░:

░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░,

░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30 ░░░░░░ 2023 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-1084/2023 (2а-9408/2022;) ~ М-9327/2022

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шмаеник Виктор Александрович
Ответчики
Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору
начальник управления государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Нестеров Андрей Иванович
Другие
ТСЖ "Заречье-7"
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Малыгин Павел Алексеевич
Дело на сайте суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
19.12.2022Регистрация административного искового заявления
19.12.2022Передача материалов судье
22.12.2022Решение вопроса о принятии к производству
22.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.01.2023Судебное заседание
30.01.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.03.2023Дело оформлено
01.03.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее