РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 июня 2023 года город Иркутск
Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Сучилиной А.А., при секретаре судебного заседания Краморовой Я.А.,
с участием административного истца Соловьёва А.Г., представителя административного истца Копылова А.С., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, представившего диплом о высшем юридическом образовании Московской государственной юридической академии ЭВ № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя административных ответчиков Скибиной Е.С., действующей на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, представившей диплом о высшем юридическом образовании ФГБОУ ВО «Байкальский государственный университет» № от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1913/2023 по административному исковому заявлению Соловьёва А.Г. к администрации города Иркутска, комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска, комитету по градостроительной политике администрации города Иркутска о признании незаконным решения, возложении обязанности предварительно согласовать предоставление земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Соловьёв А.Г. обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к администрации города Иркутска, комитету по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска, в котором просит признать незаконным решение администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № ПСЗУ-20№-4 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка с целью ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) площадью 729 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый квартал №, на праве аренды, основание предоставления земельного участка без проведения торгов, подпункт 14 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ; обязать администрацию города Иркутска предварительно согласовать предоставление земельного участка с указанием необходимых условий для предоставления, площадью 729 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый квартал №, на праве аренды, основание предоставления земельного участка без проведения торгов, подпункт 14 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.
Административные исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Соловьёвым А.Г. в адрес администрации города Иркутска через региональную государственную информационную систему «Региональный портал государственных и муниципальных услуг Иркутской области» в сети «Интернет» по адресу: http://38.gosuslugi.ru было подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 729 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый квартал №, на праве аренды, основание предоставления земельного участка без проведения торгов во внеочередном и в первоочередном порядке как инвалиду: подпункт 14 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок). Заявление зарегистрировано под №. К заявлению были приложены: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, справка об инвалидности, приказ администрации города Иркутска о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ администрацией города Иркутска в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска принято решение № ПСЗУ-20№ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в связи с тем, что в соответствии с подпунктом 5 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской федерации расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории для которой утвержден проект межевания территории, невозможно. Причинами отказа указаны: планируемый земельный участок находится в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории; разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка; документ, удостоверяющий личность, не является действующим на момент обращения. С данным отказом административный истец не согласен, так как указанное выше решение администрации, по его мнению, принято с нарушением требований законодательства Российской Федерации по следующим основаниям. Полагает, что он обратился в необходимый орган и имеет право на предоставление земельного участка без проведения торгов во внеочередном порядке, так как является инвалидом. Утверждает, что при формировании схемы расположения испрашиваемого земельного участка, он сформировал земельный участок, в том числе, исходя из действующих правил землепользования и застройки территории города Иркутска. Соблюдение норм и правил землепользования и застройки территории, по его мнению, является обязательным. В соответствии с картой градостроительного зонирования планировочного элемента С-03-16, испрашиваемый участок находится в зоне застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами с приусадебными земельными участками (1-3 эт.) – ЖЗ-101. В данной территориальной зоне одним из основных видов разрешенного использования согласно регламентам является - 2.2. для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок). Считает, что указал верный вид разрешенного использования для испрашиваемого земельного участка, собственность на который не разграничена. Административный истец не согласен с основанием в отказе с отсылкой на утвержденный проект межевания территории и попадание участка на территорию дошкольного образования. В изначальной редакции проекта межевания территории от ДД.ММ.ГГГГ № испрашиваемый участок и территория, на которую ссылается административный ответчик, разделены дорогой и имеют разное наименование И41 и И54. При этом И41 имеет вид разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство». Наложение территории отсутствует. В отказе административный ответчик ссылается на проект межевания территории от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. от 2019 года №). На момент обращения актуальная редакция документов по планировке территории - постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении проекта планировки территории планировочного элемента С-03-16», в котором элемент дошкольного, начального и среднего общего образования удален и соответственно не планируется. В проекте от 2022 года вблизи испрашиваемого участка не планируется никаких объектов школьного образования и, соответственно, нет территории, указанной в отказе. Полагает, что проект межевания территории от 2019 года подлежит изменению, о чем свидетельствует распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № «О подготовке проекта внесения изменений в проект межевания территории планировочного элемента С-03-16». Так как ведется прием заявок от физических и юридических лиц согласно данному распоряжению, изменение территориальной зоны или внесение иного вида разрешенного использования при необходимости возможно. Сам земельный участок свободен. Утверждает, что новый проект планировки территории утвержден в 2022 году, он обоснован в рамках одной и той же территории испрашиваемого участка, исключает более ранние редакции документов по планировке территории. Учитывая, что за предоставлением участка обратилось лицо, имеющее право первоочередности, считает, что административный ответчик мог предварительно согласовать предоставление земельного участка с указанием необходимых условий предоставления. Многочисленные попытки урегулировать данный вопрос при встрече и звонках не были поддержаны административным ответчиком, какие-либо достоверные доказательства законности отказа отсутствуют. Учетная запись на портале подтверждена, паспорт на момент подачи заявления соответствует профилю портала. Указанный в отказе пункт о недействующем паспорте, по мнению истца, не обоснован. Поскольку им выполнены необходимые действия, предусмотренные действовавшим законодательством, в том числе по созданию схемы, подаче документов и заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка с целью ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), площадью 729 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый квартал: №, на праве аренды, основание предоставления земельного участка без проведения торгов во внеочередном порядке: подпункт 14 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), администрация города Иркутска незаконно лишает его возможности реализовать свое право на получение земельного участка в аренду без проведения торгов во внеочередном порядке, считает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению.
Определением Кировского районного суда г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен комитет по градостроительной политике администрации города Иркутска.
Административный истец Соловьёв А.Г., представитель административного истца Копылов А.С. в судебном заседании на удовлетворении заявленных административных исковых требований настаивали по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и письменных дополнениях к нему.
Представитель административных ответчиков администрации города Иркутска, комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска Скибина Е.С. в судебном заседании против удовлетворения заявленных административных исковых требований возражала, поддержав доводы письменных возражений на административное исковое заявление.
Представитель административного ответчика комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания комитет извещен надлежащим образом.
Руководствуясь положениями статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), суд с согласия лиц, участвующих в деле, рассмотрел административное дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.
В статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу требований части 8 статьи 226 КАС РФ при проверке законности решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Судом установлено и следует из материалов административного дела, что Соловьёв А.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом третьей группы бессрочно, что подтверждается справкой серии № №, выданной ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом начальника департамента правовой работы аппарата администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № Соловьёв А.Г. признан малоимущим и принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, составом семьи один человек.
Конституция Российской Федерации в статье 7 провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относятся и положения части 14 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право инвалидов и семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Вместе с тем, статья 17 указанного Федерального закона поименована как «Обеспечение инвалидов жилой площадью» и регламентирует способы реализации права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
ДД.ММ.ГГГГ Соловьёв А.Г. обратился в администрацию города Иркутска с заявлением № о предварительном согласовании предоставления земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, имеющего местоположение: <адрес>, кадастровый квартал №, площадью 729 кв.м., в аренду для личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), к которому приложил схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Из представленных к заявлению документов усматривается, что, обращаясь с вышеуказанным заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, административный истец представил документ, подтверждающий его нуждаемость в жилом помещении.
Порядок предоставления в аренду необразованного земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьями 39.14-39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ).
Как следует из подпункта 2 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке: подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагается схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок (подпункт 2 пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ).
ДД.ММ.ГГГГ решением комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска № № отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Из содержания решения комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска следует, что на основании поступившего заявления от ДД.ММ.ГГГГ № (заявитель: Соловьёв А.Г.) и приложенных к нему документов в соответствии со статьями 39.15, 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по основаниям: в соответствии с подпунктом 5 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории; в соответствии с подпунктом 14 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории; несоответствие категории заявителя установленному кругу лиц. Разъяснение причин отказа: планируемый земельный участок находится в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории; разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования испрашиваемого земельного участка; документ, удостоверяющий личность, не является действующим на момент обращения. Заявителю разъяснено, что он вправе повторно обратиться в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении услуги после устранения указанных нарушений, а также то, что данный отказ может быть обжалован в досудебном порядке путем направления жалобы в уполномоченный орган, а также в судебном порядке. Дополнительно заявитель проинформирован, что, рассмотрев его заявление, направленное посредством портала государственных сервисов, о предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 729 кв.м., комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска (далее - комитет) сообщает следующее. Рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город Иркутск, а также государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется в соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги, утвержденным постановлением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - административный регламент). В соответствии с пунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса (далее - ЗК РФ) формирование земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства. На территорию, в границах которой расположен испрашиваемый в заявлении земельный участок (согласно представленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории), постановлением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ №) утвержден проект межевания территории планировочного элемента С-03-16. В соответствии с указанным проектом испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории с разрешенным использованием: дошкольное, начальное и среднее общее образование. Учитывая изложенное, на основании подпункта 5 пункта 32 административного регламента комитет отказывает в предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 729 кв.м., а именно расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории, в соответствии с которым образование земельного участка для личного подсобного хозяйства на данной территории не предусмотрено.
Полагая, что принятое административным ответчиком решение не законно и нарушает его права, административный истец обратился в суд.
В силу требований части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств законности принятого решения возлагается на орган, принявший такое решение.
Проверяя соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа на принятие оспариваемого решения, порядок принятия оспариваемого решения, основания для принятия оспариваемого решения, а также соответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, суд установил следующее.
Как следует из пунктов 1, 12, 13 Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска, утвержденного решением Думы города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № «О комитете по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска», комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска является отраслевым (функциональным) органом администрации города Иркутска, осуществляющим деятельность в сфере имущественных и земельных отношений. Одной из задач комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска является принятие решений о предоставлении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными правовыми актами города Иркутска.Согласно подпункту 5 пункта 10 распоряжения администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении структуры комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска и положений о его структурных подразделениях» (далее по тексту - положение о структуре комитета), земельный департамент в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет функции в сфере обеспечения эффективного управления и распоряжения земельными ресурсами на территории города Иркутска, в том числе обеспечивает предварительное согласование предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Иркутска или государственная собственность на которые не разграничена, в собственность за плату, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, в собственность бесплатно, в том числе в случаях бесплатного предоставления земельных участков, установленных подпунктами 6, 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, Законом Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан», а также в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 21 пункта 27 положения о структуре комитета отдел землепользования территорий обеспечивает рассмотрение заявлений льготных категорий граждан (граждан, имеющих трех и более детей, ветеранов боевых действий и отдельных категорий граждан в соответствии с Законом Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан», инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов) по вопросам предварительного согласования предоставления земельных участков, по вопросам предоставления права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства для собственных нужд в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В силу требований подпункта 6 пункта 14 положения о структуре комитета начальник земельного департамента согласовывает и подписывает документы по вопросам, относящимся к функциям земельного департамента.
Порядок рассмотрения заявлений о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, предусмотрен административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Предварительное согласование предоставления земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования город Иркутск, а также государственная собственность на которые не разграничена», утвержденным постановлением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № (далее по тексту - Административный регламент).
Согласно пункту 17 названного Административного регламента органом, предоставляющим муниципальную услугу, является администрация города Иркутска. Органом администрации города Иркутска, ответственным за предоставление муниципальной услуги, является комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска.
При таких обстоятельствах оспариваемое административным истцом решение комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № № принято по результатам рассмотрения заявления Соловьёва А.Г. от ДД.ММ.ГГГГ, уполномоченным на то органом – комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска, в пределах возложенных на него полномочий, закрепленных в Положении о комитете по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска, утвержденном решением Думы города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № «О комитете по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска», подписано уполномоченным должностным лицом - начальником земельного департамента ФИО, в соответствии с положениями вышеназванного административного регламента и в установленный им срок.
Следовательно, порядок, процедура и сроки рассмотрения заявления Соловьёва А.Г. о предварительном согласовании предоставления земельного участка административными ответчиками соблюдены, что административным истцом не оспаривалось.
Разрешая административные исковые требования Соловьёва А.Г., суд установил следующее.
Как следует из материалов административного дела, на территорию, в границах которой расположен испрашиваемый в заявлении земельный участок (согласно представленной схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории), постановлением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции постановления администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ №) утвержден проект межевания территории планировочного элемента С-03-16, в соответствии с которым испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории с видом разрешенного использования: дошкольное, начальное и среднее общее образование.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 7 статьи 11.4 ЗК РФ в целях раздела земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, аренды или безвозмездного пользования, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа. К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются: 1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить; 2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.
В подпункте 5 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что основанием к отказу в утверждении схемы расположения земельного участка является расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
В силу требований подпункта 14 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории.
Из взаимосвязанных положений пункта 4 статьи 41, пунктов 1 и 2 статьи 43, пункта 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что видами документации по планировке территории являются проект планировки территории и проект межевания территории.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию.
Подготовка проекта межевания территории осуществляется для: определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.
Подготовка проектов планировки и межевания территории осуществляется на основании документов территориального планирования и правил землепользования и застройки.
Согласно сведениям, полученным из Информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД):
- в соответствии с генеральным планом города Иркутска, утвержденным решением Думы города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции решения Думы города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ №), испрашиваемый земельный участок находится в границах планировочного элемента С-03-16 в функциональной зоне «Жилые зоны (С-03-16/100)»;
- в соответствии с проектом планировки территории планировочного элемента С-03-16, утвержденным постановлением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции постановления администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ №), испрашиваемый земельный участок не расположен в границах зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального и местного значения. На указанном земельном участке установлена красная линия, в границах которой планируется к размещению объект капитального строительства транспортной инфраструктуры – магистральные улицы районного значения. Для ориентирования по предоставленному фрагменту чертежа планировки территории, на котором отображены красные линии, границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры сообщается, что красная линия пересекает указанный земельный участок на отрезке от т. № до т. №;
- в соответствии с проектом межевания территории планировочного элемента С-03-16, утвержденным постановлением администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции постановления администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ №), испрашиваемый земельный участок расположен в границах образуемых земельных участков с условными номерами 1:21:16, площадью 7644,0 кв.м. (1 этап), 2:21:1, площадью 9066,0 кв.м. (2 этап), в соответствии с перечнем и сведениями об образуемых земельных участках, вид разрешенного использования: дошкольное, начальное и среднее общее образование (3.5.1);
- в соответствии с правилами землепользования и застройки части территории города Иркутска, за исключением территории в границах исторического поселения город Иркутск, утвержденными решением Думы города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции решения Думы города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ №), испрашиваемый земельный участок находится в территориальной зоне «Зоны застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами с приусадебными земельными участками (1-3 эт.) (ЖЗ-101)» (статья 278), в планировочном элементе С-03-16.
Принимая во внимание, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории с видом разрешенного использования: дошкольное, начальное и среднее общее образование, в то время как заявитель просил предоставить земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок), что противоречит целям его использования, учитывая, что утверждение проекта межевания территории исключает возможность предварительного согласования предоставления земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно приведенной выше норме земельного законодательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое административным истцом решение комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления на праве аренды земельного участка с целью ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок) площадью 729 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый квартал №, принято в соответствии с требованиями действующего законодательства, соответствует закону.
Доводы административного истца о том, что в оспариваемом решении указаны устаревшие документы, а именно проект межевания территории от 2019 года, так как два документа, имеющие равную силу (проект межевания и проект планировки), исключающие друг друга в части территории испрашиваемого земельного участка, не могут действовать одновременно, действует более свежая редакция; о том, что на момент подачи заявления и в настоящее время испрашиваемый земельный участок находится в жилой зоне согласно генеральному плану, а не в зоне школьного и дошкольного образования, указанной в решении; о том, что на момент подачи заявления и на момент получения оспариваемого решения действовал проект планировки территории от 2022 года, который предполагает образование земельного участка путем согласования схемы расположения земельного участка; а также о том, что согласно действующему на момент подачи заявления проекту планировки территории от 2022 года испрашиваемый участок не был выделен условным номером, соответственно его вид разрешенного использования определяется согласно генеральному плану и правилам землепользования и застройки, что свидетельствует, по мнению истца, о том, что образование земельного участка согласно схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории было возможно на момент вынесения оспариваемого решения, соответственно решение об отказе вынесено незаконно, отклоняются судом как противоречащие фактическим обстоятельствам дела.
Ссылка административного истца на не обоснованность изложенного в оспариваемом решении пункта о том, что документ, удостоверяющий личность, не является действующим на момент обращения, не принимается судом во внимание, поскольку данный довод не свидетельствует о незаконности оспариваемого истцом решения.
Кроме того, административный истец в ходе судебного разбирательства по настоящему административному делу пояснил, что паспорт, реквизиты которого им приведены в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, утрачен, взамен ему ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по Иркутской области выдан новый.
Иные доводы административного истца проверены судом, однако опровергаются материалами дела, являются юридически несостоятельными и не могут служить основанием для удовлетворения заявленных Соловьёвым А.Г. требований.
Само по себе право граждан на приобретение конкретного земельного участка не является безусловным, а зависит от законодательной возможности его предоставления.
Судебной защите в силу положений статьи 3 КАС РФ подлежат нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы граждан в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Из содержания статьи 227 КАС РФ следует, что для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
По смыслу положений статьи 62 КАС РФ обязанность административного ответчика по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) наступает тогда, когда административным истцом надлежащим образом подтверждены факты, на которые он ссылается как на основания своих требований, а также сведения о том, что решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца либо возникла реальная угроза их нарушения.
В силу требований части 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав и законных интересов административного истца, срока обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Указывая на нарушение своих прав по получению мер социальной поддержки в виде предоставления земельного участка в аренду, именно административный истец должен доказать наличие такого права и факт его нарушения.
Доказательств того, что оспариваемое решение нарушает права и законные интересы административного истца, суду не представлено.
Оспариваемое Соловьёвым А.Г. решение соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушает, поскольку не препятствует повторному обращению в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении услуги при условии устранения указанных в оспариваемом решении нарушений, следовательно, совокупности оснований, предусмотренных статьей 227 КАС РФ, для признания оспариваемого решения незаконным у суда не имеется.
Разрешая требование административного истца о возложении на администрацию города Иркутска обязанности предварительно согласовать предоставление земельного участка с указанием необходимых условий для предоставления, площадью 729 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый квартал №, на праве аренды, на основании подпункта 14 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ, суд считает необходимым отметить следующее.
Судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих исполнительных органов государственной власти и должностных лиц.
При таких обстоятельствах суд не уполномочен возлагать на орган местного самоуправления обязанности, напрямую вытекающие из его исключительной компетенции, поскольку суд не в праве подменять собой исполнительный орган государственной власти, в компетенцию которого входит принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а потому административное исковое требование Соловьёва А.Г. в указанной части удовлетворению также не подлежит.
Разрешая вопрос о соблюдении административным истцом срока обращения в суд с настоящими требованиями, суд приходит к следующему выводу.
В силу требований части 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемое решение комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска датировано ДД.ММ.ГГГГ. Административное исковое заявление Соловьёвым А.Г. подано в суд лично ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует штамп суда о получении искового заявления с приложением на приеме, в связи с чем, срок на обращение в суд, предусмотренный частью 1 статьи 219 КАС РФ, административным истцом соблюден.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № №-4 ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░) ░░░░░░░░ 729 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ 14 ░░░░░░ 2 ░░░░░░ 39.6 ░░ ░░; ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ 729 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ 14 ░░░░░░ 2 ░░░░░░ 39.6 ░░ ░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 13.07.2023.