ВЕРХОВНЫЙ СУД

    РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

УИД 04RS0007-01-2023-003793-98

Дело № 33-4193/2022                                                                                                                                          поступило 31 октября 2023 года

Судья Кудряшова М.В.

            АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    27 ноября 2023 года                                                                город Улан-Удэ

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Хаыковой И.К., Холонгуевой О.Р., при секретаре Масловой А.Ю., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Черных Татьяны Сергеевны к Республиканскому государственному учреждению «Центр социальной поддержки населения» о признании отказа в предоставлении мер социальной поддержки, незаконным по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по доверенности Дырхеева Д.Д-Н. на решение Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 05 сентября 2023 года, которым исковые требования удовлетворены и постановлено:

Признать отказ Республиканского государственного учреждения «Центр социальной поддержки населения» Министерства социальной защиты населения РБ в предоставлении мер социальной поддержке по оплате коммунальных услуг, незаконным.

Обязать Республиканское государственное учреждение «Центр социальной поддержки населения» Министерства социальной защиты населения РБ предоставить Черных Татьяне Сергеевне (<...>) меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг (твердого топлива и освещения).

        Заслушав доклад судьи Ивановой В.А, ознакомившись с материалами дела, выслушав представителя ответчика РГУ «Центр социальной поддержки населения» по доверенности Дырхеева Д.Д-Н., обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия

    УСТАНОВИЛА:

Обращаясь в суд, истец просит признать отказ РГУ «Центр социальной поддержки населения» в предоставлении мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, незаконным; обязать ответчика произвести начисление и выплату мер социальной поддержки по оплате твердого топлива и освещения.

Исковые требования мотивированы следующим. 04 февраля 2011 г. истец была трудоустроена в Отделение социального обслуживания на дому по Прибайкальскому району Отдела социальной защиты населения по Прибайкальскому району РГУ «Центр социальной поддержки населения» Министерства социальной защиты населения РБ на должность <...>. В соответствии с Законом Республики Бурятия от 24 марта 2005 г. № 1047-III «Об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг специалистам, проживающим, работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Республики Бурятии» истцу были назначены меры социальной поддержки по оплате твердого топлива и освещения по категории «<...>», при этом ей было разъяснено, что если она проработает в сельской местности на должности «<...>» десять лет и выйдет на пенсию, указанные меры социальной поддержки за ней сохранятся. Однако после увольнения с должности ... в предоставлении мер социальной поддержки ей было отказано. Указанный отказ считает незаконным, поскольку она соответствует всем критериям, определяющим ее право на получение данных мер социальной поддержки.

В судебное заседание истец не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, согласно заявлению, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В связи с поступившим заявлением об уточнении исковых требований, просила суд обязать Республиканское государственное учреждение «Центр социальной поддержки населения» предоставить ей меры социальной поддержки по оплате твердого топлива и освещения.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представитель ответчика Кириллов Г.А. просил рассмотреть дело в отсутствие ответчика и его представителя. Ранее участвуя в судебном заседании, представитель ответчика Кириллов Г.А. возражал относительно требований Черных Т.С., указывая, что истец не имеет право на получение указанных мер социальной поддержки ввиду отсутствия необходимого стажа работы.

Судом первой инстанции постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика РГУ «Центр социальной поддержки населения» Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Дырхеев Д.Д-Н. просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Указывает, что истец устроилась в отдел социальной защиты населения по Прибайкальскому району ..., на момент выхода на пенсию ... условие о наличии стажа не менее 10 лет в организации социального обслуживания не соблюдено, и соответственно положения части 2 статьи 2 Закона Республики Бурятия от 24 марта 2005 года №1047-III «Об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг специалистам, проживающим, работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Республики Бурятия» не могут быть применены в отношении истца. Также указывает, что при увольнении истца 26 февраля 2021 года условие о наличии стажа не менее 10 лет в организации социального обслуживания соблюдено, однако условие о назначении пенсии непосредственно по окончании работы в организациях социального обслуживания не выдерживается. Кроме того, истец Черных Т.С. при назначении ей в 2015 году пенсии по старости фактически продолжала работу в должности <...>, и окончила осуществление трудовой деятельности по указанной должности ... года в связи с выходом на пенсию, что подтверждается данными, содержащимися в трудовой книжке. Поскольку трудовое законодательство не содержит такого основания увольнения – «в связи с выходом на пенсию», увольнение истца произошло на основании статьи 80 Трудового кодекса РФ – по инициативе работника, в связи с чем вывод суда первой инстанции о назначении пенсии истцу непосредственно по окончании работы является неверным.

В возражениях на апелляционную жалобу истец Черных Т.С. просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика РГУ «Центр социальной поддержки населения» по доверенности Дырхеев Д.Д-Н. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.

Истец Черных Т.С. в суд апелляционной инстанции не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом надлежащего извещения сторон, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец Черных Т.С. с .... значится на регистрационном учете и проживает в Прибайкальском районе РБ.

... истец Черных Т.С. трудоустроилась в Отделение социального обслуживания на дому по Прибайкальскому району Отдела социальной защиты населения по Прибайкальскому району Республиканского государственного учреждения «Центр социальной поддержки населения» Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия на должность <...>.

Согласно записям из трудовой книжки, истец Черных Т.С. осуществляла указанную трудовую деятельность в органах социальной защиты населения ...

Из ответа Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Республике Бурятия следует, что истец Черных Т.С. является получателем страховой пенсии по старости с ...

... Черных Т.С. уволена с должности социального работника по собственному желанию в связи с выходом на пенсию.

В период работы в должности социального работника Черных Т.С. с октября ... по ... оказывались меры социальной поддержки как социальному работнику проживающему в сельской местности на территории Республики Бурятия, работающему в организациях, финансируемых из республиканского бюджета или бюджетов муниципальных образований.

19 мая 2021 года истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Однако согласно решению от 22 июня 2021 года, в предоставлении указанной социальной меры Черных Т.С. было отказано, в связи с отсутствием у заявителя права на получение мер социальной поддержки в соответствии с действующим законодательством.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что отказ ответчика в предоставлении Черных Т.С. мер социальной поддержки, предусмотренных для определенной категории граждан, является необоснованным. Истец являлась социальным работником, проработала в соответствующих организациях сельской местности не менее десяти лет, проживает в указанном поселке, вышла на пенсию по окончании работы в организации социального обслуживания, в связи с чем имеет право на получение мер социальной поддержки как социальный работник после выхода на пенсию в соответствии с положениями Закона Республики Бурятия от 24 марта 2005 г. № 1047-III.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, находит их правильными, поскольку выводы основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств и полностью соответствуют требованиям норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

В соответствии со статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Статья 9 Конституции Республики Бурятия гласит о том, что Республика Бурятия – это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Конституции Республики Бурятия каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных федеральным законом и законом Республики Бурятия

Законом Республики Бурятия от 24 марта 2005 г. № 1047-III установлены размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг специалистам, проживающим, работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Республики Бурятия.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Республики Бурятия от 24 марта 2005 г. № 1047-III меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются специалистам, работающим в организациях, финансируемых из республиканского бюджета или бюджетов муниципальных образований, в том числе социальным работникам.

Согласно части 2 статьи 2 Закона меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг также предоставляются социальным работникам, вышедшим на пенсию, при условии, что они проработали в соответствующих организациях в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Республики Бурятия не менее десяти лет, проживают там, и пенсия была назначена непосредственно по окончании работы в учреждениях культуры и искусства, организациях социального обслуживания, здравоохранения, государственной ветеринарной службы Республики Бурятия.

Из приведенных норм материального права следует, что социальным работникам предусмотрена мера социальной поддержки по оплате коммунальных услуг при условии, если они проработали и проживают в сельских населенных пунктах на территории Республики Бурятия не менее десяти лет.

Учитывая приведенные нормы, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для удовлетворения иска, поскольку у ответчика в силу закона возникла обязанность по обеспечению истца мерами социальной поддержки по оплате твердого топлива и освещения, которая до настоящего времени не выполнена.

Доводы апелляционной жалобы о том, что поскольку в трудовом законодательстве не содержатся основания увольнения в связи с выходом на пенсию, то условие о назначении пенсии непосредственно по окончании работы в организациях социального обслуживания, необходимое для предоставления мер социальной поддержки, не соблюдено, не могут быть приняты в качестве основания для отмены судебного решения, основаны на неправильном толковании норм материального права.

Юридически значимым обстоятельством по данному делу является установление того, что истец, несмотря на достижение пенсионного возраста и назначения пенсии по старости, фактически продолжила осуществление трудовой деятельности в должности <...> вплоть до выхода на пенсию ..., что подтверждается записями в трудовой книжке и не оспаривается стороной ответчика. После увольнения в связи с выходом на пенсию Черных Т.С. трудовую деятельность не осуществляет. Таким образом следует признать, что истец фактически вышла на пенсию после окончания работы в организации социального обслуживания населения.

Действующим законодательством не предусмотрено ограничение в реализации права социального работника на меры социальной поддержки при выходе на пенсию в случае продолжения им работы по занимаемой должности.

Кроме того, согласно справке РГУ «Центр социальной поддержки населения», истец за период с ... по ... получала 100% компенсации на электроснабжение и по оплате твердого топлива.

До настоящего времени истцу меры социальной поддержки не предоставлены. Материалами дела подтверждено, что истец имеет право на получение мер социальной поддержки, поскольку она проработала в качестве социального работника не менее десяти лет, постоянно проживает в сельском поселке на территории Республики Бурятия, и вышла на пенсию по окончании работы в организации социального обслуживания.

Иных правовых доводов, ставящих под сомнение правильность выводов суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.

Судом первой инстанции были правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, соответствуют установленным в ходе рассмотрения дела обстоятельствам, имеющиеся в деле доказательства получили оценку по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, нормы материального и процессуального права применены верно, в связи с чем решение суда по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия

ОПРЕДЕЛИЛА:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░-░░░ ░░ 05 ░░░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3-░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░-░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░ ░░░░░░░░:

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-4193/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Черных Татьяна Сергеевна
Ответчики
РГУ Центр социальной поддержки населения Министерства социальной защиты населения РБ
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Кудряшова Марина Викторовна
Дело на сайте суда
vs.bur.sudrf.ru
31.10.2023Передача дела судье
27.11.2023Судебное заседание
09.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.01.2024Передано в экспедицию
27.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее