Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-114/2022 от 15.03.2022

Дело № 2а-114/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Симферополь 30 июня 2022 года

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда

Республики Крым Хожаиновой О.В.,

при секретаре Котельницком Б.Г.

с участием административного истца Прилуцкого А.Г.,

представителя административного истца Савченко Г.В.,

представителя административного ответчика Вакуленко Я.А.,

представителей заинтересованных лиц Ибрагимова А.Ш., Мальченко И.П., Шароватовой Ю.В.,

с участием прокурора Алескерова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прилуцкого Григория Израиловича, Прилуцкого Александра Григорьевича к Совету министров Республики Крым об оспаривании в части распоряжения Совета министров Республики Крым от 24 декабря 2019 года № 1674-р «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год»,

с участием заинтересованных лиц на стороне административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, ГБУ Республики Крым «Центр землеустройства и кадастровой оценки», Межрайонной ИФНС России № 6 по Республике Крым, Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Администрации города Евпатория Республики Крым, заинтересованного лица на стороне административного истца ООО «Николь-Крым»

установил:

распоряжением Совета министров Республики Крым от 24 декабря 2019 года № 1674-р, опубликованным на официальном сайте Правительства Республики Крым http://rk.gov.ru 24 декабря 2019 года, утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее – Перечень к распоряжению № 1674-р).

Пунктом 2 данного распоряжения предусмотрено, что Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым поручено: обеспечить направление Перечня в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым; разместить Перечень на официальном сайте Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В пункте 116 Перечня к распоряжению № 1674-р в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год, указано нежилое здание, кадастровый номер №, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 994,5 кв.м, наименование «магазин».

Прилуцкий Г.И., Прилуцкий А.Г. обратились в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением к Совету министров Республики Крым, в котором просили признать недействующей позицию 116 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, определённого распоряжением Совета министров Республики Крым от 24 декабря 2019 года № 1674-р «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» со дня вступления в силу указанного распоряжения.

В обоснование заявленных требований указывают, что на основании договора дарения земельного участка и нежилого здания, заключённого 14 мая 2020 г., Прилуцкий Г.И. безвозмездно передал в собственность Прилуцкому А.Г. земельный участок с кадастровым номером №, площадью 805 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> а также нежилое здание – магазин с кадастровым номером №, площадью 994,5 кв.м, расположенный по тому же адресу. В октябре 2021 года на имя истца поступило налоговое уведомление № 84938766 от 7 октября 2021 года, в соответствии с которым Прилуцкий А.Г. должен оплатить налог на имущество в сумме 414511 рублей за 2020 год по ставке 2 % от кадастровой стоимости. На имя Прилуцкого Г.И. также поступило налоговое уведомление № 84938776 от 7 октября 2021 года, сумма налога на имущество физических лиц за 2020 год по ставке 2 % от кадастровой стоимости составила 212017 рублей. Обратившись в органы местного самоуправления в целях снижения налоговой ставки, Прилуцкий А.Г. узнал о внесении объекта недвижимого имущества, принадлежащего ему на праве собственности, в оспариваемый Перечень к распоряжению № 1674-р. Полагают, что объект недвижимого имущества с кадастровым номером № подлежит исключению из оспариваемого Перечня, поскольку его включение, по мнению административных истцов, неправомерно, здание не обладает признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Исходя из фактической технической характеристики, площадь нежилого здания, которая используется в предпринимательских целях в качестве торгового зала (2 помещения, площадью 75,8 кв.м и 55,4 кв.м, кафетерий, площадью 35,1 кв.м, кухня, площадью 12,8 кв.м, всего 179,1 кв.м), составляет 18,01 %. Остальная площадь является вспомогательной и обслуживающей, хозяйственного и складского назначения. Оспариваемый пункт нарушает права административных истцов, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в завышенном размере.

Определениями Верховного Суда Республики Крым от 17 марта 2022 года, 11 апреля 2022 года, 31 мая 2022 года к участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, ГБУ Республики Крым «Центр землеустройства и кадастровой оценки», Межрайонная ИФНС России № 6 по Республике Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Администрация города Евпатория Республики Крым, ООО «Николь-Крым».

В судебном заседании административный истец Прилуцкий А.Г., представитель административного истца Савченко Г.В., административное исковое заявление поддержали по основаниям, изложенным в нём.

Представитель административного ответчика Совета министров Республики Крым Вакуленко Я.А. с доводами административного искового заявления не согласилась, просила отказать в его удовлетворении ввиду отсутствия правовых оснований, свою позицию изложила в письменных возражениях, представленных в материалы дела (т.1 л.д.203-210).

Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым Шароватова Ю.В. поддержала позицию Совета министров Республики Крым, а также письменные пояснения, представленные в материалы дела, просила в удовлетворении административного искового заявления отказать в полном объёме (т. 1 л.д. 177).

Представители заинтересованного лица ГБУ Республики Крым «Центр землеустройства и кадастровой оценки» Мальченко И.П., Ибрагимов А.Ш. согласились с позицией Совета министров Республики Крым и Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, полагая оспариваемый нормативный правовой акт законным, представили письменные пояснения (т.2 л.д.209-211).

Заинтересованные лица Межрайонная ИФНС России № 6 по Республике Крым, Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Администрация города Евпатория Республики Крым, ООО «Николь-Крым» явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще, ходатайств об отложении рассмотрения данного административного дела не направили.

Суд с учётом положений пункта 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых неявившихся лиц.

Проверив оспариваемые положения нормативного правового акта на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора, участвующего в деле, Алескерова Д.А., полагавшего, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применён этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из материалов дела, административные истцы обратились в суд с настоящим административным исковым заявлением 18 января 2022 г. Исходя из положений части 6 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, срок обращения в суд не пропущен, поскольку оспариваемый акт является нормативным.

Судом также установлено, что на основании договора дарения земельного участка и нежилого здания, заключённого 14 мая 2020 г., Прилуцкий Г.И. безвозмездно передал в собственность Прилуцкому А.Г. земельный участок с кадастровым номером №, площадью 805 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> а также нежилое здание – магазин с кадастровым номером № площадью 994,5 кв.м, этажность – 2, расположенный по тому же адресу.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости следует, что административному истцу Прилуцкому А.Г. принадлежит на праве собственности нежилое здание с наименованием «магазин», с кадастровым номером № дата государственной регистрации 15 мая 2020 г. (т.1 л.д.113-119). Здание расположено на земельном участке, с кадастровым номером №, категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования «магазины», также принадлежащем на праве собственности административному истцу Прилуцкому А.Г., дата государственной регистрации 15 мая 2020 г. (т.1 л.д.126-136).

Поскольку названный объект с кадастровым номером № включён в оспариваемый Перечень, административные истцы являются плательщиками налога на имущество в отношении принадлежащего ему здания, исходя из его кадастровой стоимости (т.1 л.д.33, 34).

Таким образом, оспариваемым в части нормативным правовым актом затрагиваются права административных истцов Прилуцкого Г.И., Прилуцкого А.Г.

В соответствии с частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объёме.

Частью 8 названной статьи предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Аналогичные требования указаны в пункте 25, 28, 29, 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» (далее Постановление № 50 от 25 декабря 2018г.).

В соответствии с пунктом «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам.

В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 81 Конституции Республики Крым исполнительную власть в Республике Крым осуществляют Глава Республики Крым, Совет министров Республики Крым и иные органы исполнительной власти Республики Крым.

В соответствии с частью 2 статьи 81 Конституции Республики Крым, частью 3 статьи 2 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 г. № 5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым», Совет Министров Республики Крым является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым.

Статьёй 84 Конституции Республики Крым предусмотрено, что Совет министров Республики Крым на основании и во исполнение федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законов Республики Крым издаёт постановления и распоряжения (часть 1).

Постановления и распоряжения Совета министров Республики Крым, принятые в пределах его полномочий, обязательны к исполнению в Республике Крым (часть 2).

Постановления и распоряжения Совета министров Республики Крым не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законам Республики Крым (часть 3).

Постановлением Совета министров Республики Крым от 6 августа 2014г. № 242 «О Регламенте Совета министров Республики Крым» утверждён Регламент Совета министров Республики Крым (далее – Регламент - в редакции на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта), который в соответствии с Конституцией Республики Крым, Законом Республики Крым «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым» определяет порядок организации деятельности Совета министров Республики Крым по реализации его полномочий (т. 2 л.д. 1-40).

Согласно пунктов 4, 5 Регламента, рассмотрение в Совете министров вопросов, относящихся к его полномочиям, проводится на заседаниях Совета министров под председательством Главы Республики Крым, а в случае если Глава Республики Крым не совмещает свою должность с должностью Председателя Совета министров Республики Крым - Председателя Совета министров. Подготовка и проведение заседаний Совета министров, а также подготовка и принятие Советом министров решений без созыва заседаний осуществляются в соответствии с настоящим Регламентом.

Для решения оперативных вопросов решения Совета министров могут быть приняты без созыва заседаний путём согласования соответствующих проектов актов, подготовленных в порядке, предусмотренном пунктами 104 - 149 настоящего Регламента, большинством членов Совета министров (пункт 6.1 Регламента).

В соответствии с пунктом 7 Регламента Совет министров на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Крым, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Республики Крым, указов Главы Республики Крым издаёт постановления и распоряжения, обеспечивает их выполнение.

Решения Совета министров принимаются путём голосования большинством голосов от должностного состава Совета министров.

Официальным опубликованием актов Совета министров Республики Крым считается первое размещение (опубликование) полного текста правового акта на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), в порядке, установленном Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2014 года № 198, или на официальном веб-сайте Совета министров (www.rk.gov.ru).

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ установлено, что к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Статьёй 12 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований устанавливать особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, которые предусмотрены данным Кодексом.

В подпункте 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации здания, строения, сооружения, помещения, расположенные в пределах муниципального образования, указаны в качестве объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц.

В силу пункта 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесённая в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учётом особенностей, предусмотренных этой же статьёй.

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размере, не превышающем 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включённых в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса.

При этом пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченному органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации предписано не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определять на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 этой же статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учётом особенностей, установленных данной статьёй, как кадастровая стоимость имущества, утверждённая в установленном порядке, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Федеральный законодатель, устанавливая налог на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения, одновременно определяет и критерии таких объектов, с которыми связывает включение объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, используемый в том числе для целей применения повышенной ставки налога.

Из положений пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признаётся предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешённое использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Таким образом, законодатель предусмотрел, что объект недвижимости может быть отнесён к объектам недвижимости в целях статьи 378.2 поименованного кодекса при условии его соответствия любому из приведённых в пункте 4 указанной статьи критериев: вид разрешённого использования земельного участка; разрешённое использование или наименование помещений здания (строения, сооружения); фактическое использование здания (строения, сооружения).

В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьями 2, 28, 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года № 5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым», постановлением Совета министров Республики Крым от 13 декабря 2019 года № 727 «О вопросах определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений), нежилых помещений и формирования перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Крым, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (далее – Постановление № 727, Порядок № 727) утверждён Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, формирования и ведения Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Крым, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Пунктом 2 Постановления № 727 Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - Уполномоченный орган) определено исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на:

- осуществление мероприятий по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, расположенных на территории Республики Крым;

- формирование и ведение Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость;

- направление утверждённого Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Республике Крым и размещение его на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Пунктом 4 Порядка № 727 определено, что объекты недвижимого имущества, которые соответствуют видам и условиям, установленным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, включаются в Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Крым, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень).

Перечень определяется на очередной налоговый период по налогу и формируется Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым в срок, установленный пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 5 Порядка № 727).

Согласно пункту 27 Порядка № 727 Перечень на очередной налоговый период утверждается Советом министров Республики Крым.

В соответствии с положениями пунктов 6, 7 при формировании Перечня и внесении в него изменений учитываются сведения:

а) Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым о назначении, разрешённом использовании и наименовании зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, а также о видах разрешённого использования земельных участков;

б) Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крым БТИ» о назначении, разрешённом использовании и наименовании зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, содержащиеся в документах технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимого имущества;

в) Управления Федеральной налоговой службы по Республике Крым, органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Крым о видах предпринимательской деятельности, осуществляемой в зданиях (строениях, сооружениях) и нежилых помещениях, и (или) об использовании объектов недвижимого имущества;

г) содержащиеся в актах обследования объектов недвижимого имущества, предоставленных Уполномоченным органом или государственным учреждением, отнесённым к ведению Уполномоченного органа и осуществляющим определённые полномочия Уполномоченного органа (далее - Учреждение);

д) представленные в Уполномоченный орган собственниками зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений, а также лицами, которым здания (строения, сооружения) и нежилые помещения принадлежат на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления или предоставлены для использования (далее - правообладатели объектов недвижимого имущества).

Сведения, указанные в подпунктах «а», «б», «в» пункта 6 настоящего Порядка, запрашиваются Уполномоченным органом ежегодно по состоянию на 1 октября текущего года и в последующем уточняются в процессе формирования Перечня на очередной налоговый период.

При отсутствии информации о виде использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в сведениях, предоставленных в соответствии с подпунктами «а», «б», «в» пункта 6 настоящего Порядка, в целях определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений Уполномоченным органом или Учреждением проводится выездное обследование.

Судом установлено, что разработчиком оспариваемого в части распоряжения Совета министров Республики Крым от 24 декабря 2019 г. №1674-р являлось Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.

Согласно протокола № 17 заседания Совета министров Республики Крым от 24 декабря 2019 года, пунктом 17 слушался вопрос об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, соответствующее распоряжение Совета министров Республики Крым от 24 декабря 2019 года №1674-р принято путём согласования и подписания большинством членов Совета министров Республики Крым (т.1 л.д. 211-237).

В отношении проекта проведена рабочая экспертиза юридической службой головного исполнителя, а также главным правовым управлением Аппарата Совета министров Республики Крым.

Редакция постановления на стадии проекта была в установленном порядке согласована без замечаний с Министерством экономического развития Республики Крым, о чём в справке к проекту распоряжения проставлена соответствующая отметка о согласовании (т. 1 л.д. 212).

К проекту распоряжения Совета министров Республики Крым «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» приложена пояснительная записка с обоснованием необходимости принятия данного акта с целью реализации на территории Республики Крым положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и постановления Совета министров Республики Крым от 13 декабря 2019 года №727 «О вопросах определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений), нежилых помещений и формирования перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Крым, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость». Проект распоряжения подготовлен в соответствии со статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, постановлением Совета министров Республики Крым от 13 декабря 2019 года № 727 «О вопросах определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений), нежилых помещений и формирования перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Республики Крым, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» (т. 1 л.д.216-218).

Распоряжение Совета министров Республики Крым от 24 декабря 2019 года № 1674-р «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», как уже указывалось, было размещено на официальном сайте Правительства Республики Крым (http://rk.gov.ru) в тот же день.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что оспариваемый в части акт принят компетентным органом при соблюдении требований к форме, виду, в соответствии с установленной процедурой, при наличии кворума, в надлежащем порядке доведён до всеобщего сведения.

Проверяя оспариваемый в части нормативный правовой акт на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также доводы административных истцов о нарушении прав, свобод и законных интересов, судом установлено следующее.

Решением 6 сессии Евпаторийского городского совета Республики Крым 2 созыва от 15 ноября 2019 г. № 2-6/4, опубликованным на официальном портале Правительства Республики Крым на официальном сайте Евпаторийского городского совета Республики Крым (https://my-evp.ru/documents/dokumenty-gorodskogo-soveta), на территории муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым установлен и введён в действие налог на имущество физических лиц.

Как уже было указано и следует из материалов дела, нежилое здание, поставленное на государственный кадастровый учёт 10 января 2015 года, кадастровый номер № расположенное по адресу: Республика <адрес> площадью 994,5 кв.м, год завершения строительства - 1982, количество этажей – 2, имеет наименование «магазин» (т. 1 л.д.113-114, 144-152). Здание расположено на земельном участке, с кадастровым номером №, который имеет вид разрешённого использования «магазины», категория земель – земли населённых пунктов (т. 1 л.д. 126-128, 153-165).

Согласно пояснениям представителя административного ответчика основанием для включения спорного здания в Перечень послужил подпункт 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости (т.1 л.д.203-210). Оспариваемый административными истцами Перечень был сформирован на основании сведений, внесённых в ЕГРН, в срок, установленный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ. При этом сведения ЕГРН об объекте недвижимости с кадастровым номером № и документация технического учёта (инвентаризации) содержали наименование объекта недвижимости «Магазин», который расположен на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 805,0 кв.м, по тому же адресу и имеет вид разрешённого использования «Магазины», что соответствует требованиям подпункта 1 пункта 2 статьи 378.2 НК РФ.

В отношении объекта недвижимости с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, ГБУ Республики Крым «Центр землеустройства и кадастровой оценки» не принималось решения о проведении выездных обследований здания (т.1 л.д.177).

Из экспликации к поэтажному плану технического паспорта объекта капитального строительства (по состоянию на 5 декабря 2021 года) (т.1 л.д. 42-51) на нежилое здание, магазин, расположенное по адресу: <адрес>, судом установлено, что спорный объект состоит из литер А – основная часть, площадью 190,2 кв.м, А1 – пристройка, площадью 293,7 кв.м, А2 – пристройка, площадью 64,1 кв.м, А3 – пристройка, площадью 91,2 кв.м, и ограждения.

1 этаж состоит из: 1-холл, площадью 155,4 кв.м, 2-склад, площадью 77,3 кв.м, 3-подсобное, площадью 4,7 кв.м, 4-подсобное, площадью 7,1 кв.м, 5-лестничная клетка, площадью 16,3 кв.м, 6-тамбур, площадью 1,8 кв.м, 7-кафетерий, площадью 35,1 кв.м, 8-кухня, площадью 12,8 кв.м, 9-подсобное, площадью 16,1 кв.м, 10-подсобное, площадью 12,9 кв.м, 11-подсобное, площадью 9,4 кв.м, 12-торговый зал, площадью 55,4 кв.м, 13-холодильник, площадью 3,0 кв.м, 14-кабинет, площадью 7,4 кв.м, 15-лестничная клетка, площадью 16,7 кв.м, 16-раздевалка, площадью 6,3 кв.м, 17-туалет, площадью 2,5 кв.м, 18-торговый зал, площадью 75,8 кв.м, всего по 1 этажу – 516,0 кв.м.

2 этаж состоит из: 19-лестничная клетка, площадью 17,3 кв.м, 20-коридор, площадью 10,3 кв.м, 21-кабинет, площадью 7,9 кв.м, 22-кабинет, площадью 5,8 кв.м, 23-душевая, площадью 2,0 кв.м, 24-туалет, площадью 2,7 кв.м, 25-подсобное, площадью 14,8 кв.м, 26-склад, площадью 225,1 кв.м, 27-коридор, площадью 12,0 кв.м, 28-холл, площадью 180,6 кв.м, всего по 2 этажу 478,5 кв.м. Итого по литере «А» - 994,5 кв.м.

Вместе с тем, из представленных в материалы дела доказательств следует, что нежилое здание (магазин), расположенное по адресу: <адрес>, было реконструировано. Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 25 января 2019 года по гражданскому делу № 2-20/2019 (т.2 л.д.174-179) иск Прилуцкого Г.И. о признании права собственности удовлетворён. Данным решением суда за Прилуцким Г.И. признано право собственности в порядке наследования по закону на 1/2 долю нежилого строения – магазин в реконструированном виде, состоящего из: литер «А» с надстройкой 2 этажа, а также двухэтажной пристройки лит. «А1» наружными размерами 14,41х20,42 м, двухэтажной пристройки лит. «А2» наружными размерами 5,33х12,02 м, двухэтажной пристройки лит. «А3» наружными размерами 15,09х3,75 м + 4,33х5,33 м, общей площадью 994,5 кв.м, с кадастровым номером №№, расположенного по адресу: <адрес> Кроме того, за Прилуцким Г.И. признано право собственности (как пережившего супруга) еще на 1/2 долю указанного нежилого строения – магазина. Решение суда вступило в законную силу 1 марта 2019 года.

Технический паспорт (т.1 л.д. 42-51) составлен по состоянию на 5 декабря 2021 года (т.1 л.д.41-51), и не мог быть использован административным ответчиком при принятии оспариваемого нормативного правового акта.

Из технического паспорта объекта по состоянию на 21 июня 1982 года (т.3 л.д. 38-50) на нежилое здание, магазин, расположенное по адресу: <адрес> установлено, что объект состоит из: 1 – торговый зал, площадью 77,8 кв.м, 2 – торговый зал, площадью 63,8 кв.м, 3 – подсобное, площадью 7,7 кв.м, итого по литере «А» 149,3 кв.м.

Оценивая представленные в материалы дела договоры аренды применительно к документам технического учёта спорного объекта недвижимого имущества, суд отмечает, что на основании договора аренды нежилого помещения магазина (т.2 л.д.122-124, 121, 120,118-119, т.3 л.д.7-18, 20-31) от 29 января 2016 года арендодатель Прилуцкий Г.И. передал в аренду арендатору ООО «Николь-Крым» нежилое помещение магазина, общей площадью 149,3 кв.м сроком по 29 января 2019 года. Сведения об объекте аренды согласуются с данными технического паспорта объекта по состоянию на 21 июня 1982 года (т.3 л.д. 38-50).

Дополнительным соглашением от 21 ноября 2019 года срок договора продлён до 29 января 2039 года. Дополнительным соглашением от 18 апреля 2022 года права и обязанности по договору аренды нежилого помещения магазина от 29 января 2016 года от арендодателя Прилуцкого Г.И. переданы Прилуцкому А.Г. Дополнительных соглашений, свидетельствующих о внесении изменений в договор аренды относительно объекта аренды после произведённой реконструкции нежилого помещения магазина, суду не представлено. При этом сведения о площади помещения магазина, переданного в аренду, не согласуются с данными технического паспорта объекта капитального строительства по состоянию на 5 декабря 2021 года.

На основании договора субаренды нежилого помещения от 29 ноября 2019 года (т.3 л.д.28-31) ООО «Николь-Крым» передало в субаренду ИП Прилуцкой И.Г. нежилое помещение, площадью 77,8 кв.м, расположенное по адресу: <адрес> для использования в предпринимательских целях, сроком на 11 месяцев. Вместе с тем, как следует из экспликации к поэтажному плану технического паспорта объекта капитального строительства (по состоянию на 5 декабря 2021 года) (т.1 л.д. 42-51) на нежилое здание, магазин, расположенное по адресу: <адрес>, соответствующее помещение, площадью 77,8 кв.м, не числится.

Из письменных пояснений административного истца Прилуцкого А.Г. от 23 июня 2022 года (т.3 л.д.62-76) следует, что по данным технического паспорта по состоянию на 21 июня 1982 года в аренду ООО «Николь-Крым» (магазин) переданы помещения 2 и 3, площадью 63,8 кв.м и 7,7 кв.м, всего 71,5 кв.м. В аренду ИП Марченко Н.В. (магазин продукты) передано помещение, площадью 77,8 кв.м.

По данным технического паспорта объекта капитального строительства по состоянию на 5 декабря 2021 года:

- в пользовании ООО «Николь-Крым» (магазин) находятся помещения: №12 (ранее по техпаспорту на 21 июня 1982 года - №2), площадью 55,4 кв.м, № 14 (ранее - №3), площадью 7,4 кв.м, № 17 (ранее - № 2), площадью 2,5 кв.м., № 16 (ранее - №2), площадью 6,3 кв.м. Всего – 71,6 кв.м;

- в пользовании ИП Марченко Н.В. (магазин продукты) находится помещение № 18 (ранее - № 1), площадью 75,8 кв.м;

- в пользовании ИП Беловол А.В. находится помещение № 7, площадью 35,1 кв.м.

Указанные помещения обозначены в экспликации как: 12 – торговый зал, площадью 55,4 кв.м, № 14 – «кабинет», площадью 7,4 кв.м, № 17 – «туалет», площадью 2,5 кв.м., № 16 – «раздевалка», площадью 6,3 кв.м, № 18 – «торговый зал», площадью 75,8 кв.м, № 7 – «кафетерий», площадью 35,1 кв.м, занимают площадь 182,5 кв. м, что менее 20 процентов общей площади здания.

Проверяя доводы административных истцов относительно несоответствия спорного объекта положениям части 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, суд отмечает, что, исходя из экспликации к поэтажному плану здания технического паспорта объекта капитального строительства по состоянию на 5 декабря 2021 года, составленного после реконструкции, произведённой до принятия оспариваемого нормативного правового акта, в данном здании (лит.«А»), площадью 994,5 кв.м, находятся, в том числе, помещения: 2 – склад, площадью 77,3 кв.м, 7 – кафетерий, площадью 35,1 кв.м, 8 – кухня, площадью 12,8 кв.м, 12 – торговый зал, площадью 55,4 кв.м, 18 – торговый зал, площадью 75,8 кв.м, 26 – склад, площадью 225,1 кв.м, общей площадью 481,5 кв.м, что составляет 48,4 % общей площади данного строения.

Общая площадь входящих в состав здания (лит.«А») помещений с назначением «торговый зал» (12 – торговый зал, площадью 55,4 кв.м, 18 – торговый зал, площадью 75,8 кв.м) составляет менее 20 процентов общей площади (13,2 %).

Согласно информации, представленной 19 апреля 2022 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №6 по Республике Крым из единого государственного реестра налогоплательщиков за № (т.2 л.д.69), следует, что по адресу: <адрес>, с 16 февраля 2015 года по настоящее время зарегистрировано и осуществляет деятельность обособленное подразделение ООО «Николь-Крым» (ОГРН №, ИНН №) магазин «АССОРТИМЕНТ+» (КПП №), основной вид экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОКВЭД: 4725 Торговля различными напитками в специализированных магазинах. Кроме того, в соответствии с заявлениями на получение патента по указанному адресу осуществляют предпринимательскую деятельность: индивидуальный предприниматель Марченко Н.В. – «Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы (на один объект)»; индивидуальный предприниматель Сабитова М.В. - «Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети».

Акт осмотра (обследования) земельного участка в сфере земельного законодательства от 7 апреля 2022 года, представленный представителем заинтересованного лица Администрации города Евпатория Республики Крым (т.2 л.д.83-105) в подтверждение обоснованности включения спорного нежилого здания в оспариваемый Перечень на 2020 год, не может быть принят судом во внимание в силу того, что это юридически значимое по настоящему делу действие было совершено после принятия и вступления в силу оспариваемого нормативного правового акта.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. № 540 утверждён классификатор видов разрешённого использования земельных участков, действовавший на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта.

В названном классификаторе под кодом 4.4 значится вид разрешённого использования земельного участка «магазины», который предполагает размещение объектов капитального строительства, предназначенных для продажи товаров, торговая площадь которых составляет до 5000 кв. м.

Данное условие является самостоятельным основанием для признания принадлежащего административному истцу нежилого здания торговым центром применительно к статье 378.2 НК РФ и его включение в Перечень согласуется с имеющими большую юридическую силу нормативными правовыми актами.

Вышеприведённый вид разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером № не предполагает множественности видов разрешённого использования, является безусловно определённым в целях применения положений статьи 378.2 НК РФ, прямо предусматривает размещение торгового объекта.

Ввиду изложенного, представленные административными истцами заключение экспертного строительно-технического исследования по заявлению Прилуцкого А.Г. от 12 мая 2022 года № 40/22 (т.2 л.д.125-140), а также заключение эксперта судебной строительно-технической экспертизы по гражданскому делу № 2-1480/2018 от 12 ноября 2018 года № 63/18 (т.2 л.д.141-173) не могут быть приняты судом во внимание, как не имеющие правового значения.

Несмотря на то, что в соответствии с техническим паспортом принадлежащего административному истцу нежилого здания, общая площадь входящих в его состав помещений с назначением «торговый зал» менее 20 процентов общей площади этого здания, в целом исключается вывод о противоречии сведений документов технического учёта (инвентаризации) данного здания виду разрешённого использования земельного участка, на котором оно расположено.

Такое толкование соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 12 ноября 2020 г. № 46-П, согласно которой подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 НК РФ не предполагает возможности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешённого использования арендуемого налогоплательщиком земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения).

Материалами административного дела опровергаются доводы административных истцов о недоказанности административным ответчиком обоснованности включения нежилого здания в оспариваемый Перечень. Сведения о виде разрешённого использования земельного участка, на котором расположен данный объект недвижимости, подтверждены соответствующей выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, из которой также следует, что вид разрешённого использования земельного участка не изменялся.

При таких данных, исходя из имеющихся в деле документов и установленных судом фактических обстоятельств дела, суд признаёт несостоятельными приведённые в административном иске доводы, поскольку спорное здание обоснованно включено административным ответчиком в оспариваемый Перечень, как отвечающее критериям, предусмотренным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных административных исковых требований Прилуцкого Г.И., Прилуцкого А.Г.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 24 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ № 1674-░ «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ 2020 ░░░», - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░

░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 14 ░░░░ 2022 ░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-114/2022

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прилуцкий Александр Григорьевич
Прилуцкий Григорий Израилович
Ответчики
Совет министров РК
Суд
Верховный Суд Республики Крым
Судья
Хожаинова Оксана Васильевна
Дело на сайте суда
vs--krm.sudrf.ru
15.03.2022Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
15.03.2022Передача материалов судье
17.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.03.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
11.04.2022Предварительное судебное заседание
16.05.2022Судебное заседание
31.05.2022Судебное заседание
20.06.2022Судебное заседание
30.06.2022Судебное заседание
14.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее