СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД
ГОРОДА КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Патриса Лумумбы ул., д. 48, г. Казань, Республика Татарстан, тел. (843) 264-98-00
http://sovetsky.tat.sudrf.ru е-mail: sovetsky.tat@sudrf.ru
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Казань
9 октября 2024 года дело № 2-5435/2024
Советский районный суд города Казани в составе:
председательствующего судьи Глейдман А.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Казань» о признании газопровода не соответствующим нормативам и возложении обязанности осуществить его реконструкцию,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к ООО «Газпром трансгаз Казань» о признании газопровода не соответствующим нормативам и возложении обязанности осуществить его реконструкцию.
В обоснование заявленных требований указано, что истец проживает по адресу: <адрес изъят> тракт, <адрес изъят>. Возле ее дома на улице над дорогой общего пользования проходит газопровод, который расположен очень низко к дороге с явным нарушением всех допустимых действующих нормативов, в связи с чем под ним не могут проехать ни снегоуборочная техника, ни аварийные службы, ни пожарные службы.
<дата изъята> истец обратилась через интернет-приемную на электронную почту ООО «Газпром трансгаз Казань». В конце октября 2020 года от ООО «Газпром трансгаз Казань» ей поступил ответ, в котором ей сообщили, что надземный газопровод низкого давления Д=89мм построен по согласованному проекту и введен в эксплуатацию в 1996 году. Согласно проекту прокладка газопровода предусмотрена по опорам высотой 3,5 метра, что соответствует прокладке газопровода в настоящее время. Для подъема данного газопровода для проезда автотранспорта собственнику земельного участка необходимо обратиться в ЭПУ «Казаньгоргаз» для получения технических условий с приложением документов, предусмотренных Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года № 1314, в том числе правоустанавливающие документы на земельный участок.
В декабре 2020 года истец повторно обратилась в ООО «Газпром трансгаз Казань» и ИК МО г. Казани с требованием проведения реконструкции данного участка газопровода и приведении его в соответствии с нормами и гостами (СНиП), принятыми в Российской Федерации. На данное обращение был получен ответ об отсутствии каких-либо несоответствий нормативам.
В октябре 2023 года истец обратилась с жалобой в Прокуратуру Республики Татарстан, в которой просила: провести проверку, признать бездействия должностных лиц незаконными и принять необходимые меры в целях устранения допущенных нарушений; оказать содействие в обязании лиц, отвечающих за вышеуказанный газопровод по адресу: <адрес изъят> тракт, <адрес изъят>, произвести увеличение (наращивание) расстояния газопровода от верха покрытия проезжей части.
Из ответа <адрес изъят> от <дата изъята> следует, что данный газопровод состоит на балансе Общества и в настоящее время находится в удовлетворительном состоянии, в связи с чем его переустройство (реконструкция) не включены в инвестиционные программы Общества. Для проведения работ по переустройству участка газопровода истцу рекомендовано обратиться в ЭПУ «Казаньгоргаз» для получения технических условий и выполнения соответствующих работ.
По мнению истца, в соответствии с п.п. 4.27 СНиП II-89-80 «Генеральные планы промышленных предприятий» высота от уровня земли до низа труб или поверхности изоляции, прокладываемых на высоких опорах газопроводов, в местах пересечения с автодорогами (от верха покрытия проезжей части) должна составлять 5 м. Однако, возле дома истца надземный газопровод проходит на расстоянии менее 3,34 м.
С учетом изложенного, ФИО1 просит суд признать текущее расположение надземного газопровода, расположенного над проезжей частью напротив дома по адресу: <адрес изъят> тракт, <адрес изъят>, несоответствующим нормативам и обязать ООО «Газпром трансгаз Казань» в течение одного месяца с момента вступления решения в законную силу произвести реконструкцию газопровода, расположенного над проезжей частью напротив указанного дома, путем увеличения (наращивания) расстояния газопровода от верха покрытия проезжей части до 5 м.
Протокольными определениями <дата изъята> и от <дата изъята> судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани и МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» соответственно.
В судебном заседании истец ФИО1 и ее представители ФИО4 и ФИО5 заявленные требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Газпром трансгаз Казань» в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, указав, что каких-либо оснований для проведения работ по увеличению высоты расположения газопровода не имеется. В соответствии с действовавшими в период строительства газопровода правилами его высота должна была составлять 2,2 метра, автомобильная дорога в том виде, в котором она существует в настоящее время, отсутствовала.
Представители привлеченных судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани и МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани» в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела извещены в установленном законом порядке, о причинах неявки суд не уведомили.
Выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
В статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Статьей 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В силу пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Судом установлено и из материалов дела следует, что ФИО1 на праве собственности принадлежат жилой дом с кадастровым номером <номер изъят> и земельный участок с кадастровым номером <номер изъят>, расположенные по адресу: <адрес изъят> тракт, <адрес изъят>.
Возле принадлежащего истцу жилого дома расположен распределительный надземный газопровод низкого давления диаметром 89 мм, строительство которого было осуществлено по заказу Администрации г. Казани (Управление капитального строительства администрации г. Казани) ОАО «Татнефтепроводстрой» (предприятие «Монолитсрой») в соответствии с проектом в период с <дата изъята> по <дата изъята>. Собственником указанного газопровода является ответчик, что подтверждается представленным в материалах дела свидетельством о государственной регистрации права от <дата изъята>.
<дата изъята> приемочной комиссией в составе представителей заказчика, генерального подрядчика, эксплуатационной организации, органов Госгортехнадзора Российской Федерации приняло решение о приемке надземного газопровода низкого давления заказчиком вместе с прилагаемой исполнительной документацией.
Обращаясь в суд с настоящим иском, ФИО1 мотивирует свои требования тем, что расположенный вблизи принадлежащих ей на праве собственности жилого дом и земельного участка надземный газопровод не соответствует требованиям безопасности, поскольку расположен на высоте менее 5 метров от проезжей части.
Согласно разделу 5 «Наружные газопроводы» СП 62.13330.2011, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 780, в пункте 5.1.2 установлено, что надземную прокладку газопроводов допускается предусматривать по стенам газифицируемых зданий, внутри жилых дворов и кварталов, а также на отдельных участках трассы, в том числе на участках переходов через искусственные и естественные преграды, при пересечении сетей инженерно-технического обеспечения. Согласно пункту 5.3.1. СП 62.13330.2011 надземные газопроводы в зависимости от давления рекомендуется размещать на опорах из негорючих материалов или по строительным конструкциям зданий, сооружений, в том числе производственным, жилым, административным, бытовым зданиям непроизводственного назначения.
В соответствии с пунктом 5.3.4 СНиП 42-01-2002 «Газораспределительные системы» высоту прокладки наземных газопроводов следует принимать в соответствии с требованиями СНиП 11-89-80.
Согласно пункту 4.27 СНиП 11-89-80 «Генеральные планы промышленных предприятий» высоту от уровня земли до низа трубы или поверхности изоляции, прокладываемых на высоких опорах, следует принимать: а) в непроезжей части площадки (территории), в местах прохода людей – 2,2 м, б) в местах пересечения с автодорогами (от верха покрытия проезжей части) – 5 м.
На момент строительства спорного газопровода действовали СНиП 2.04.08-87 «Газоснабжение», которыми также предусматривалось, что надземные газопроводы, прокладываемые на территории промышленных предприятий, и опоры для этих газопроводов следует проектировать с учетом требований СНиП II-89-80* и СНиП 2.09.03-85, то есть не разрешалось осуществлять прокладку газопровода в местах пересечения с автодорогами на высоте менее 5 м.
Между тем, из представленного ФИО1 отчет от <дата изъята> <номер изъят> по обследованию газопровода низкого давления, расположенного напротив земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> по адресу: <адрес изъят> тракт, <адрес изъят>, составленного ИП ФИО6, следует, что исследуемый участок газопровода надземный, диаметр 80 мм, материал: сталь, с безбалочным переходом через дорогу. Высота перехода через дорогу составляет 3,33 м от поверхности асфальта. Газопровод расположен в охранной зоне <номер изъят> «Охранная зона инженерных коммуникаций». Газопровод частично расположен на земельном участке с кадастровым номером <номер изъят>, находящемся в муниципальной собственности.
Согласно действующим нормативам проектирования газопроводов, установленных «СП 42-102-2004. Свод правил по проектированию и строительству. Проектирование и строительство газопроводов из металлических труб», в местах нерегулярного проезда автотранспорта (внутренние подъезды к домовладениям и т.д.) высоту прокладки надземных газопроводов допускается сокращать, но не более чем до 3,5 м. При этом на газопроводе следует устанавливать опознавательные знаки, ограничивающие габариты транспорта (п. 5.13.).
Каких-либо доказательств, опровергающих изложенные в указанном отчете выводы специалиста, стороной ответчика суду не представлено.
При этом суд не может согласиться с доводами стороны ответчика о том, что на момент строительства газопровода автомобильная дорога в том виде, в котором она существует на сегодняшний день, отсутствовала, в связи с чем высота газопровода должна была составлять не менее 2,2 метра.
В данном случае из представленного МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани» ответа на запрос суда от <дата изъята> следует, что при строительстве автодороги на участке от <адрес изъят> до <адрес изъят>: «Участок – 1. Транспортный узел на пересечении <адрес изъят> тракт и ул. <адрес изъят> с учетом примыкания к развязке на танковом кольце», «Участок – 2. Транспортная развязка на площади Танковое кольцо» осуществлялись вынос и перекладка газопроводов высокого и низкого давлений.
В соответствии с топографическими данными программного обеспечения «Комплексная муниципальная геоинформационная система г. Казани» и представленным исполнительным чертежом от <дата изъята> <номер изъят> перекладка в подземном варианте газопровода низкого давления выполнена частично от точки врезки в существующий надземный газопровод низкого давления вблизи земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>85 до точки врезки в существующий надземный газопровод вблизи земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>. Документация о строительстве и перекладке участка газопровода низкого давления вблизи земельного участка с кадастровым номером <номер изъят> Управлении отсутствует, исполнительная документация в Управление на рассмотрение в установленном порядке не предоставлялась.
Таким образом, представленными материалами дела подтверждается и участвующими в деле лицами не оспаривается, что после введения в эксплуатацию спорного газопровода, в близи принадлежащих истцу земельного участка и жилого дома производились работы по изменению дорожной инфраструктуры города, в связи с чем также осуществляюсь работы по выносу и перекладке газопроводов высокого и низкого давлений.
По представленным суду фотографиям месторасположения спорного газопровода видно, что надземный газопровод имеет пересечение с дорогой, имеющей асфальтовое покрытие, по которой, в том числе, осуществляется движение транспортных средств, обеспечивается проезд, как к земельному участку и дому истца, так и к иным земельным участкам и домам.
Кроме того, как было указано выше, спорный газопровод расположен на земельном участке с кадастровым номером <номер изъят>, который, согласно сведениям публичной кадастровой карты имеет вид разрешенного использования – транспортный узел.
Таким образом, проезд вдоль принадлежащих истцу земельного участка и жилого дома является дорогой и относится к месту нерегулярного проезда автотранспорта (внутренние подъезды к домовладениям и т.д.), поэтому высота прокладки наземных газопроводов должна быть не менее 5 метров, однако высота прокладки газопровода над проездом составляет 3,33 м, то есть не соответствует требованиям СНиП. Следовательно, объект газопровода подлежит приведению в соответствии с требованиями, действующими в настоящее время.
Согласно пункту 46 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» при рассмотрении исков об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, путем возведения ответчиком здания, строения, сооружения суд устанавливает факт соблюдения градостроительных и строительных норм и правил при строительстве соответствующего объекта.
Несоблюдение, в том числе незначительное, градостроительных и строительных норм и правил при строительстве может являться основанием для удовлетворения заявленного иска, если при этом нарушается право собственности или законное владение истца.
В данном случае, суд принимает во внимание, что газопровод является источником повышенной опасности, его ненадлежащее расположение над проезжей частью может привести к его повреждению и возникновению аварийных ситуаций. Кроме того, имеющаяся высота газопровода препятствует проезду спецтехники, в том числе, предназначенной для пожаротушения, что влечет нарушение норм пожарной безопасности.
С учетом приведенной мотивации суд полагает необходимым обязать ООО «Газпром трансгаз Казань» обеспечить проведение работ по переустройству газопровода низкого давления расположенного напротив <адрес изъят> тракт <адрес изъят>, путем увеличения (наращивания) расстояния от верха покрытия проезжей части до низа труб, проложенных на высоких опорах, до 5 метров, с установлением срока для проведение указанных работ в шесть месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» (░░░░ 1021603624921, ░░░ 1600000036) ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░ ░░░░░> ░░░░░ <░░░░░ ░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ 5 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 23 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░