УИД № 57RS0022-01-2023-000861-81Производство № 2-1341/2023
Решение
Именем Российской Федерации
11 октября 2023 г. г. Орел
Заводской районный суд г. Орла в составе
председательствующего судьи Соловьевой З.А.,
при секретаре Шебановой Т.С.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Орловской области к Обществу с ограниченной ответственностью «Орловская жилищная компания» о понуждении к совершению действий,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Орловской области (Управление Роспотребнадзора, истец) обратилось в суд с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Орловская жилищная компания» (далее-ООО «ОЖК», ответчик) о понуждении к совершению действий.
В обоснование требований указано, что в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области поступили обращения гр. Маркарян Е.А. (вх. (номер обезличен) (дата обезличена), (номер обезличен) (дата обезличена))по вопросу ненадлежащего содержания контейнерной площадки по адресу: г. Орел, ул. Автовокзальная, д. 38и прилегающей к ней территории.
С целью рассмотрения информации, изложенной в обращении гр. Маркарян Е.А. по поручению Управления Роспотребнадзорапо Орловской области специалистом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» проведено обследование контейнерной площадки, расположенной по адресу: г. Орел, ул. Автовокзальная, д. 38 по результатам которого установлены следующие нарушения требований санитарного законодательства:
-контейнерная площадка, расположенная по адресу: г. Орел, ул. Автовокзальная, д. 38 предназначенная для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), в том числе жителями многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Орел, пер. Дарвина, д. 2, ул. Комсомольская, д. 259, д. 261 оборудована на расстоянии более 100 метров от данных многоквартирных домов, что не соответствует требованиям п.п. 3, 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее
СанПиН 2.1.3684-21);
-не оборудована специальная площадка для накопления крупногабаритных отходов (далее - КГО) для жителей многоквартирных домов, расположенных г адресам: г. Орел, пер. Дарвина, д. 2, ул. Комсомольская, д. 259, д. 261, что не соответствует п. 3 СанПиН 2.1.3684-21;
-крупногабаритные отходы, представленные мебелью, бывшей
употреблении, автошинами, досками, размещены в непредназначенном для
размещения КГО месте, накапливаются за контейнерной площадкой по адресу:г. Орел, ул. Автовокзальная, д. 38, на грунте, что не соответствует требования: п.п.3,17 СанПиН 2.1.3684-21.
Выявленные нарушения подтверждаются актом выездного обследования ФБУ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» (номер обезличен) (дата обезличена) от (дата обезличена), фотоматериалами, актом санитарно-эпидемиологического обследования от (дата обезличена).
Согласно сведениям, размещенным на сайте Яндекс карты, контейнерная площадка, расположенная по адресу: г. Орел, ул. Автовокзальная, д. 38, оборудована на расстоянии:
-246-293 м. от жилого дома № 261 по ул. Комсомольская в г. Орле;
-210-238м. от жилого дома № 259 по ул. Комсомольская в г. Орле;
-157-175 м. от жилого дома № 2 по пер. Дарвина в г. Орле;
-172-190 м. от жилого дома №257 по ул. Комсомольская в г. Орле.
В соответствии с п. 4СанПиН2.1.3684-21 расстояние от контейнерных и (или специальных площадок до многоквартирных жилых домовиндивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.
Для складирования крупногабаритных отходов должны быть оборудованы либо бункеры, которые выставляются на контейнерных площадках, либо специальные площадки для накопления КГО. В силу санитарных требований данные места накопления КГО должны быть удалены от жилых зданий, обслуживаемых данными площадками не менее 20 метров и не далее, чем на 100 метров.
Согласно Реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории (адрес обезличен), утвержденному Постановлением администрации (адрес обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен), место накопления (площадки) твердых коммунальных отходов по адресу: г. Орел, ул. Автовокзальная, д. 38 предназначено для накоплен ТКО, в том числе жителями многоквартирных домов, расположенных по адресам:г. Орел, пер. Дарвина, д. 2, ул. Комсомольская, д. 261, ул. Комсомольская, д. 259, ул. Комсомольская, д. 257.
Сведения о специальных площадках для сбора КГО жителями многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Орел, пер. Дарвина, д. 2, ул. Комсомольская, д. 261, ул. Комсомольская, д. 259, ул. Комсомольская, д. 257в реестре отсутствуют.
Указывает, что отсутствие специальной площадки для крупногабаритных отходов, образуемых от жителей многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: г. Орел, пер. Дарвина, д. 2, ул. Комсомольская, д. 261, ул. Комсомольская, д. 259, ул. Комсомольская, д. 257, приводит к загрязнениюокружающей среды, созданию антисанитарных условий в городе, способствующих возникновению и распространению инфекционных заболеваний среди населения в результате вынужденной необходимости граждан складировать крупногабаритные отходы в непредназначенных для этого местах, создавая при этом несанкционированные свалки, создает реальную угрозу экологической безопасности, причинения вреда жизни и здоровью граждан, природным объектам и являетсянарушением п. 3 СанПиН 2.1.3684-21.
Удаленность контейнерной площадки по адресу: г. Орел, ул. Автовокзальная д. 38 от жителей многоквартирных домов по адресам г. Орел, пер. Дарвина, д. 2, ул. Комсомольская, д. 261, ул. Комсомольская, д. 259, ул. Комсомольская, д. 257, на расстоянии более 100 метров, является
нарушением п. 4 СанПиН 2.1.3684-21 и создает значительные неудобства для
жителей данных многоквартирных домов.
Многоквартирные дома, расположенные по адресам:г. Орел, пер. Дарвина, д. 2, ул. Комсомольская, д. 261, ул. Комсомольская, д. 259, ул. Комсомольская, д. 257находятся в управлении управляющей организация
общество с ограниченной ответственностью «Орловская жилищная компания, согласно информации представленной администраций
г. Орла, на основании договоров управления многоквартирным домом от (дата обезличена), от (дата обезличена)
Указывают, что управляющая организация - ООО «ОЖК» в силу норм действующей законодательства является лицом, ответственным за надлежащее содержание общего имущества многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Орел, пер. Дарвина, д. 2, ул. Комсомольская, д. 261, ул. Комсомольская, д. 259, ул. Комсомольская, д. 257, а также за обеспечение благоприятных условий проживания жителей данных многоквартирных домов.Организация мест (площадок) накопления ТКО, контейнерных площадок в содержание прилегающей к ним территории является составной частью содержать общего имущества многоквартирного дома.
С учетом уточнения исковых требований, просят обязать Общество с ограниченной ответственностью «Орловская жилищная компания» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силуобустроитьконтейнерную площадку, предназначенную для накопления твердых коммунальных отходов, для жителей многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: г. Орел, пер. Дарвина, д.2, г. Орел, ул. Комсомольская, д.257 г. Орел, ул. Комсомольская, д.259, г. Орел, ул. Комсомольская, д.261 в соответствии с требованиями п.п.3,4 СанПиН 2.1.3684-21 и обустроить специализированную площадку для накопления крупногабаритных отходов, для жителей многоквартирных жилых домов,расположенных по адресам: г. Орел, пер. Дарвина, д.2, г. Орел, ул. Комсомольская, д.257 г. Орел, ул. Комсомольская, д.259, г. Орел, ул. Комсомольская, д.261 в соответствии с требованиями п.п.3,4 СанПиН 2.1.3684-21.
Судом для участия в деле в качестве третьи лиц привлечены Общество с ограниченной ответственностью «ДОМКОМ», Общество с ограниченной ответственностью «Содействие», «Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща», Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Экологистик».
В судебном заседании представитель УправленияФедеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Орловской областиПрилепская А.Г., Морозова Е.А. уточненные исковые требования поддержали в полном объеме.
В судебном заседании представитель Общества с ограниченной ответственностью «Орловская жилищная компания»Хотсей П.В. исковые требования не признал. Указал, что обязанность по созданию площадок предназначенную для накопления твердых коммунальных отходов и специализированную площадку для накопления крупногабаритных отходов относится к компетенции органов местного самоуправления. Также указывают, кадастровый квартал не имеет транспортной развязки для осуществления вывоза твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов за исключением существующей площадки. Придомовая территория многоквартирных домов имеет сквер участников СВО (специальной военной операции), детскую площадку, следовательно, размещение новой площадки для сбора твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов на территории данных многоквартирных домов приведет к нарушению п.3.4 СанПиН 2.1.3684-21. Истец не предоставил сведения, где можно разместить площадкудля сбора твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов.
В судебном заседании представитель «Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая роща» Субботина А.В.при вынесении суда полагалась на мнение суда.
В судебном заседании представитель Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Экологистик» Ишков Н.А. при вынесении суда полагался на мнение суда.
В судебное заседание представитель Администрации г.Орла Коробова О.В. не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель Общества с ограниченной ответственностью «ДОМКОМ», Общества с ограниченной ответственностью «Содействие»,не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом.
В силу положений ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Аналогичные права закреплены в части 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.02 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В силу статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1, 3 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относятся, в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3, на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
В силу п.4 СанПиН 2.1.3684-21 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Допускается уменьшение не более чем на 25% указанных в настоящем пункте Санитарных правил расстояний на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям, изложенным в приложении № 1 к Санитарным правилам.
В случае раздельного накопления отходов расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 8 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 10 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
В силу п.2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 (далее - Правила), «крупногабаритные отходы» - твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
Согласно п.11 Правил в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами:
а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.
Таким образом, исходя из комплексного толкования данных правовых положений, для складирования крупногабаритных отходов должны быть оборудованы либо бункеры, которые выставляются на контейнерных площадках - в местах накопления твердых коммунальных отходов, оборудованных в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, либо на специальных площадках для накопления КГО. В силу санитарных требований данные места накопления КГО должны быть удалены от жилых зданий, обслуживаемых данными площадками не далее, чем на 100 метров.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ)).
Согласно ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в 1 таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Требования к содержанию общего имущества предусмотрены пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491).
В соответствии с пунктом 2 Правил № 491 в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Согласно подпункту «д(2)» пункта 11 Правил № 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 №290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения (далее - Минимальный перечень №290).
В пункте 26 (1) Минимального перечня № 290 указано, что в число работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
В силу подпункта «д(2)» пункта 11 Правил № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, среди прочего, содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Согласно пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 27.09.2003 № 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а также обеспечить организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.
В случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом (пункт 4 Правил № 1039).
Постановлением администрации города Орла от 25.02.2021 № 667 утверждено Положение о комиссии по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории города Орла, устанавливающее процедуру определения (согласования) мест (площадок) накопления ТКО муниципального образования «Город Орел», согласно которой в полномочия Комиссии входит рассмотрение поступивших в администрацию города Орла письменных заявок лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации лежит обязанностьпосозданию места (площадки) накопления ТКО, на согласование создания места (площадки) накопления ТКО на территории города Орла, определение с выездом на место возможности (невозможности) создания, переноса, ликвидации места (площадки) накопления ТКО с соблюдением Правил, требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО; оформление актов об определении мест (площадок) накопления ТКО на территории города Орла (п.2.2) и принятие решений о согласовании или отказе в согласовании создания таких мест (площадок) накопления ТКО на территории города Орла.
Установлено, что в Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области поступили обращения гр. Маркарян Е.А. (вх. (номер обезличен) (дата обезличена), (номер обезличен) (дата обезличена))по вопросу ненадлежащего содержания контейнерной площадки по адресу: г. Орел, ул. Автовокзальная, д. 38и прилегающей к ней территории.
С целью рассмотрения информации, изложенной в обращении гр. Маркарян Е.А. по поручению Управления Роспотребнадзора по Орловской области специалистом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» проведено обследование контейнерной площадки, расположенной по адресу: г. Орел, ул. Автовокзальная, д. 38 по результатам которого установлены следующие нарушения требований санитарного законодательства:
-контейнерная площадка, расположенная по адресу: г. Орел, ул. Автовокзальная, д. 38 предназначенная для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО), в том числе жителями многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Орел, пер. Дарвина, д. 2, ул. Комсомольская, д. 259, д. 261 оборудована на расстоянии более 100 метров от данных многоквартирных домов, что не соответствует требованиям п.п. 3, 4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее
СанПиН 2.1.3684-21);
-не оборудована специальная площадка для накопления крупногабаритных отходов (далее - КГО) для жителей многоквартирных домов, расположенных г адресам: г. Орел, пер. Дарвина, д. 2, ул. Комсомольская, д. 259, д. 261, что не соответствует п. 3 СанПиН 2.1.3684-21;
-крупногабаритные отходы, представленные мебелью, бывшей
употреблении, автошинами, досками, размещены в непредназначенном для
размещения КГО месте, накапливаются за контейнерной площадкой по адресу:г. Орел, ул. Автовокзальная, д. 38, на грунте, что не соответствует требования: п.п.3,17 СанПиН 2.1.3684-21.
Выявленные нарушения подтверждаются актом выездного обследования ФБУ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» (номер обезличен) (дата обезличена) от (дата обезличена), фотоматериалами, актом санитарно-эпидемиологического обследования от (дата обезличена).
Согласно сведениям, размещенным на сайте Яндекс карты, контейнерная площадка, расположенная по адресу: г. Орел, ул. Автовокзальная, д. 38, оборудована на расстоянии:
-246-293 м. от жилого дома № 261 по ул. Комсомольская в г. Орле;
-210-238м. от жилого дома № 259 по ул. Комсомольская в г. Орле;
-157-175 м. от жилого дома № 2 по пер. Дарвина в г. Орле;
-172-190 м. от жилого дома №257 по ул. Комсомольская в г. Орле.
В ходе выездного судебного заседания было установлено, что расстояние вышеперечисленных домов до контейнерной площадки, расположенной по адресу: г. Орел, ул. Автовокзальная, д.38 составляет более 100 метров.
Согласно Реестру мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории (адрес обезличен), утвержденному Постановлением администрации (адрес обезличен) от (дата обезличена) (номер обезличен), место накопления (площадки) твердых коммунальных отходов по адресу: г. Орел, ул. Автовокзальная, д. 38 предназначено для накоплен ТКО, в том числе жителями многоквартирных домов, расположенных по адресам:г. Орел, пер. Дарвина, д. 2, ул. Комсомольская, д. 261, ул. Комсомольская, д. 259, ул. Комсомольская, д. 257.
Согласно договора на оказание услуг по транспортированию ТКО (номер обезличен) от (дата обезличена) в (адрес обезличен)) и прилегающей территории Орловского муниципального округа заключенного между ООО «Экологистик» и ООО «УК «Зеленая роща» осуществляется транспортирование ТКО с контейнерной площадки расположенной по адресу: г.Орел, ул.Автовокзальная,д.38. которая оборудована 5 емкостями 0,75 куб.м каждый.
Сведения о специальных площадках для сбора КГО жителями многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Орел, пер. Дарвина, д. 2, ул. Комсомольская, д. 261, ул. Комсомольская, д. 259, ул. Комсомольская, д. 257в реестре отсутствуют.
Обязанность по обустройству и содержанию контейнерной площадки и прилегающей территории в силу закона лежит на управляющей организации, обслуживающей жилой дом, поскольку контейнерная площадка находится в пользовании жильцов многоквартирного жилого дома и данный вид работ обеспечивает санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Таким образом, на ООО «ОЖК» возложена обязанность по обустройству и содержанию места (площадки) накопления КГО для жителей многоквартирных жилых домов по адресу: г. Орел, пер. Дарвина, д. 2, ул. Комсомольская, д. 261, ул. Комсомольская, д. 259, ул. Комсомольская, д. 257.
При таких обстоятельствах, исковые требованияУправления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской областиоб обязании ООО «ОЖК» в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силуобустроить (оборудовать) контейнерную площадку для сбора твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями п.п.3,4 СанПиН 2.1.3684-21 подлежат удовлетворению.
Разрешая требования истца о понуждении ответчика организовать и содержать место накопления крупногабаритных отходов (специализированную площадку) для накопления крупногабаритных отходов, для жителей многоквартирных жилых домов по адресам:г. Орел, пер. Дарвина, д.2, г. Орел, ул. Комсомольская, д.257 г. Орел, ул. Комсомольская, д.259, г. Орел, ул. Комсомольская, д.261установлено следующее.
В силу п.2 «Правил обращения с твердыми коммунальными отходами», утвержденных Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 №1156, «крупногабаритные отходы» - твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах.
Согласно п.11 Правил №1156, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов (далее - КТО) осуществляется потребителями следующими способами:
а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках;
б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.
В силу п. 3.7.15 «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170,«Крупногабаритные отходы»: старая мебель, велосипеды, остатки от текущегоремонта квартир и т.п. - должны собираться на специально отведенных площадках или в бункеры-накопители и по заявкам организаций по обслуживанию жилищного фонда вывозиться мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом.
Следовательно, для складирования КГО должны быть оборудованы либо бункеры, которые выставляются на контейнерных площадках, либо специальные площадки для накопления КГО. В силу санитарных требований данные места накопления КГО должны быть удалены от жилых зданий, обслуживаемых данными площадками не менее 20 метров и не далее, чем на 100 метров.
Таким образом, законом возложена обязанностьна Общество с ограниченной ответственностью «Орловская жилищная компания»по созданию и содержанию мест накопления крупногабаритных отходов (специализированную площадку) для накопления крупногабаритных отходов, для жителей многоквартирных жилых домов по адресам: по адресам:г. Орел, пер. Дарвина, д.2, г. Орел, ул. Комсомольская, д.257 г. Орел, ул. Комсомольская, д.259, г. Орел, ул. Комсомольская, д.261.
Обязанность ответчиков организовать и содержать места накопления КГО возложена на него статьями 161, 162, 193 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлениемГосстрояРоссии от 27.09.2003 № 170, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, Минимальным перечнем услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290, Порядком накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Орловской области, утвержденным постановлением Правительства Орловской области от 28.01.2021 года №34.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Орловской области обоснованными и подлежащими удовлетворению, полагая необходимым обязать Общество с ограниченной ответственностью «Орловская жилищная компания» в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силуобустроить специализированную площадку для накопления крупногабаритных отходов, для жителей многоквартирных жилыхдомов,расположенныхпо адресам: г. Орел, пер. Дарвина, д.2, г. Орел, ул. Комсомольская, д.257 г. Орел, ул. Комсомольская, д.259, г. Орел, ул. Комсомольская, д.261 в соответствии с требованиями п.п.3,4 СанПиН 2.1.3684-21.
Доводы стороны ответчика о том, что обязанность по созданию площадок предназначенную для накопления твердых коммунальных отходов и специализированную площадку для накопления крупногабаритных отходов относится к компетенции органов местного самоуправления, не принимаются во внимание.
Обязанность по обустройству и содержанию контейнерной площадки и прилегающей территории в силу закона лежит на управляющей организации, обслуживающей жилой дом.
Не принимаются во внимание доводы о том, что кадастровый квартал не имеет транспортной развязки для осуществления вывоза отходов,придомовая территория многоквартирных домов имеет сквер, детскую площадку, и размещение новой площадки для сбора отходов и крупногабаритных отходов на территории данных многоквартирных домов приведет к нарушению п.3.4 СанПиН 2.1.3684-21.
Действующее законодательство не содержит запрета на размещение объектов для сбора ТБО за границами земельного участка под многоквартирным домом. В случае отсутствия возможности установить контейнерную площадку в пределах границ земельного участка под многоквартирным домом, ввиду сложившейся застройки, управляющая организация вправе разместить ее на ином земельном участке в рамках гражданско-правового договора. При этом нахождение контейнерной площадки за пределами земельного участка, закрепленного за многоквартирным домом, не освобождает Общество с ограниченной ответственностью «Орловская жилищная компания» от обязанности по ее содержанию.
Доводы о том, что истец не предоставил сведения, где можно разместить площадку для сбора твердых коммунальных отходов и крупногабаритных отходов не принимаются во внимание.
Согласно пункту 4 Правил № 1039 в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
Иные доводы основаны на неверном понимании закона.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требованийУправления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Орловской области в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░,–░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: ░. ░░░░, ░░░. ░░░░░░░, ░.2, ░. ░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░░░░, ░.257 ░. ░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░░░░, ░.259, ░. ░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░░░░, ░.261 ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░.3,4 ░░░░░░ 2.1.3684-21.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░,░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: ░. ░░░░, ░░░. ░░░░░░░, ░.2, ░. ░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░░░░, ░.257 ░. ░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░░░░, ░.259, ░. ░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░░░░, ░.261 ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░.3,4 ░░░░░░ 2.1.3684-21.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░