Судья: Давыдов Д.В.                               УИД: 03RS0002-01-2023-001759-88

Дело № 2-3254/2023

№33-10707/2024

Категория дела 2.131

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Уфа                                15 июля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего                    Мугиновой Р.Х.,

судей                                Салишевой А.В.

Лазарева Р.Н.

    при секретаре    Ищенко А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции гражданское дело по иску Авдониной Н.В. к администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Министерству земельных имущественных отношений Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок.

Заслушав доклад судьи Мугиновой Р.Х., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Авдонина Н.В. обратилась в суд с иском к администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан (далее - Администрация города) о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером №... площадью 1059 кв.м, категории: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, расположенный по адресу: адрес.

Заявленные требования мотивированы тем, что Авдонина Н.В. на основании договора купли-продажи от дата №... является собственником жилого адрес, общей площадью 42,1 кв. м, жилой площадью 29,9 кв. м. Жилой дом расположен на испрашиваемом земельном участке, право собственности или пользования на который не оформлено. Истец в 2012 г. обратилась в МУ «Земельное агентство» городского округа город г. Уфа с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность. Однако в удовлетворении заявления отказано по причине того, что земельный участок находится в границах красных линий, кроме того указано, что испрашиваемый земельный участок входит в санитарную зону охраны второго пояса, в силу чего на основании подпункта 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации относятся к землям, ограниченным в обороте, которые не предоставляются в частную собственность. В настоящее время законодателем снят запрет на оформление прав на земельный участок, входящий в санитарную зону охраны второго пояса; полагает, что ограничений в отношении земельного участка, препятствующих его передаче в собственность, не имеется.

Решением Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата исковые требования Авдониной Н.В. удовлетворены в полном объеме.

В апелляционных жалобах Администрация города и Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан ставят вопрос об отмене вышеуказанного решения суда, так как неверно определен ответчик, Администрация города не является распорядителем земельных участков; в нарушение норм процессуального права к участию в деле не привлечено в качестве третьего лица Главное управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Уфа; при вынесении решения нарушены требования части 3 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не учтено, что испрашиваемый в собственность земельный участок расположен в границах красных линий, в связи с чем, не мог быть предоставлен в собственность.

Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан дата принято определение о переходе к рассмотрению настоящего гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, привлечены к участию в деле в качестве соответчика Министерство земельных имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - МЗИО), в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика - Главное управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от дата решение Калининского районного суда адрес Республики Башкортостан от дата отменено, по делу принято новое решение, которым удовлетворены исковые требования Авдониной Н.В. к Администрации городского округа - город Уфа Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок; за Авдониной Н.В. признано право собственности на земельный участок с кадастровым номером №... площадью 1059 кв. м, категории: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, расположенный по адресу: адрес.

Определением Шестого кассационного суда общей юрисдикции от      дата апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан от дата отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение в Верховный Суд Республики Башкортостан.

При повторном рассмотрении дела судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан дата принято определение о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, собственников соседних земельных участков - Антипину О.В., Даутова Р.А., Иванова В.И., Иванову Л.И., Кочкину Н.Ф., Малееву Т.Я., а также ООО "Газ-сервис" в связи с наличием сервитута на земельном участке истца.

Истец Авдонина Н.В., ответчики - представители Администрации города, МЗИО, представители третьих лиц - Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан, Главного управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ООО "Газ-сервис" Антипина О.В., Даутов Р.А., Иванов В.И., Иванова Л.И., Кочкина Н.Ф., Малеева Т.Я., в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом путем почтового отправления повесток, об уважительных причинах неявки суду не сообщали. В связи с чем, на основании статей 117, 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся (л.д. 130-142 т.2).

Исследовав материалы дела, доводы искового заявления, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Поскольку установлено, что суд первой инстанции рассмотрел настоящее дело без привлечения в качестве соответчика МЗИО, в качестве третьих лиц собственников соседних землепользователей, решение суда первой инстанции подлежит безусловной отмене.

При отмене решения районного суда судебная коллегия находит необходимым принять по делу решение об удовлетворении исковых требований Авдониной Н.В. по следующим основаниям.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что спорным является земельный участок с кадастровым номером №... площадью 1059 кв. м, категории: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, расположенный по адресу: адрес, на котором располагается принадлежащий Авдониной Н.В. на основании договора купли-продажи от дата жилой дом.

Истец приобрела указанный дом у ФИО12, которому в свою очередь жилой дом принадлежал на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию, выданного Четвертой Уфимской госнотконторой дата за реестровым №...и.

Как следует из архивной выписки из протокола №... заседания исполнительного комитета адрес Совета депутатов трудящихся адрес от дата, узаконен ранее выстроенный дом по адрес гражданину ФИО13 с закреплением земельного участка согласно выданному плану бюро технической инвентаризации от апреля 1950 адрес подтверждается и техническим паспортом на индивидуальный жилой дом по спорному адресу, из которого следует, что на основании акта на земельный участок от 1942 г., решения №... с дата собственником дома являлся ФИО13

Из вышеприведенного следует вывод, что первоначальное предоставление земельного участка правопредшественникам истца имело место с 1942 г., при переходе права собственности на жилой дом в 1996 г. к истцу перешли права на спорный земельный участок в том же объеме, что и первоначального его собственника.

Как следует из позиции ответчиков, спорный земельный участок не может быть предоставлен истцу в собственность бесплатно, так как расположен в границах территории, где постановлением Администрации города от дата №... об утверждении откорректированного плана красных линий улиц населенного пункта в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, и на основании пункта 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается, что предусмотрено пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации - в частную собственность не предоставляются земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.

В подтверждение вышеуказанному стороной ответчика в материалы дела представлен ответ Главного управления архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, согласно которому земельный участок с кадастровым номером №... расположен на территории общего пользования в границах красных линий, установленных в составе проекта планировки жилого района «Инорс» в Калининском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Администрации города от дата, с приложением схемы расположения земельного участка. При направлении судом апелляционной инстанции повторного запроса о предоставлении документов Главным управлением архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан представлена аналогичная схема, и сообщено, что с материалами проекта планировки можно ознакомиться в его архиве, проект опубликован на официальном сайте Администрации города и доступен для ознакомления с указанием электронного адреса, распечатан судом и также приобщен к материалам дела (л.д. 147-161).

Согласно сайту администрации ГО г.Уфа, указанное постановление Администрации города от дата опубликовано дата (л.д. 15 т.2).

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться, в том числе путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

По смыслу названной нормы, предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов заинтересованных лиц. При этом лицо, обратившееся за защитой права или интереса, должно доказать, что его право или интерес, действительно нарушены противоправным поведением ответчика, а также доказать, что выбранный способ защиты нарушенного права приведет к его восстановлению. Управомоченное лицо свободно в выборе способа защиты нарушенных прав, который определяется спецификой охраняемого права и характером нарушения.

Надлежащим способом считается такой способ защиты прав и законных интересов, который сам по себе способен привести к восстановлению нарушенных прав и отвечает конституционным и общеправовым принципам законности, соразмерности и справедливости.

Как следует из пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ), к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. Установление судом границ земельного участка позволяет провести его окончательную индивидуализацию и поставить его на соответствующий государственный учет, создает определенность в отношениях по использованию заинтересованными лицами смежных земельных участков.

Согласно части 1 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация права осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (пункт 7 части 1 данной статьи).

В соответствии с частью 8, 10 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, соответствующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. В данном случае суд не установил все обстоятельства, необходимые для разрешения спора, что является существенным нарушением норм процессуального права.

Судом вышестоящей инстанции при отмене апелляционного определения указано, что судом апелляционной инстанции не предложено истцу уточнить заявленные требования в части предмета спора. Границы земельного участка не определены, а потому не определено имущество, в отношении которого возник спор. Суд апелляционной инстанции не установил, каково месторасположение спорного земельного участка, его границы, не привлек к участию в деле смежных землепользователей, не выяснил имеется ли согласование с ними границы спорного земельного участка истца, не предложили истцу представить заключение кадастрового инженера в подтверждение существования спорного земельного участка с характеристиками, позволяющими определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи. Признавая за истцом право собственности на земельный участок площадью 1059 кв.м, судом апелляционной инстанции оставлено без надлежащей правовой оценке то обстоятельство, что Авдонина Н.А. приобрела в собственность жилой дом на основании договора купли-продажи жилого дома от дата, расположенный на земельном участке мерою 934 кв.м.

В силу пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Формирование земельного участка происходит посредством землеустройства и кадастрового учета (статьи 69, 70 Земельного кодекса Российской Федерации).

Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом № 218-ФЗ (статья 70 Земельного кодекса Российской Федерации).

Исходя из части 2 статьи 8 Закона № 218-ФЗ характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков относятся к основным сведениям об объекте недвижимости.

В кадастр недвижимости в качестве основного сведения об объекте недвижимости вносится описание местоположения объекта недвижимости (пункт 3 части 4 статьи 8 Закона № 218-ФЗ).

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (часть 8 статьи 22 Закона № 218-ФЗ).

Приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 года N 943 утвержден порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости, согласно пункту 23 которого при описании местоположения земельного участка указывается среди прочего список координат (обозначения характерных точек границы земельного участка, описание их закрепления на местности, координаты характерных точек границы (границы контура) земельного участка в метрах с округлением до 0,01 м и с указанием метода и погрешности определения координат, система координат).

В соответствии с частью 1 статьи 43 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании данного Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

Из положений приведенной нормы и частей 8, 10 статьи 22, пункта 31 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ следует, что уточнение местоположения границ земельного участка допускается в случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка.

В данном случае граница земельного участка с кадастровым номером №... установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Во исполнение определения Шестого кассационного суда общей юрисдикции судом апелляционной инстанции определением от дата сторонам разъяснена обязанность по доказыванию обстоятельств, на которые они ссылаются, в связи с чем, в адрес Авдониной Н.В. направлено письмо от дата о необходимости представить доказательства в обоснование заявленных исковых требований о признании права собственности на земельный участок площадью 1059 кв.м, а не 934 кв.м., акт согласования границ с соседями (соседними землепользователями), заключение кадастрового инженера либо проект межевания территории земельного участка, на который претендует истец площадью 1059 кв.м. (л.д. 9-10 т.2).

В связи с чем, судом апелляционной инстанции в материалы дела приобщены следующие документы.

Из представленного истцом технического плана здания, составленного по заказу Авдониной Н.В. кадастровым инженерном ФИО15 от дата, на земельном участке с кадастровым номером №... находится жилой дом с кадастровым номером №... площадью 74 кв.м, год завершения строительства объекта недвижимости – 1943 год, по адресу: адрес. Технический план здания подготовлен на основании декларации об объекте недвижимости от дата, общая площадь здания изменилась с 59,6 кв. м до 74 кв.м в результате включения возведенных пристроя и веранды (л.д. 33 т.2).

Согласно выписке из ЕГРН от дата, здание – жилой дом с кадастровым номером №... площадью 59,6 кв.м, по адресу: адрес, построен в 1943 году, поставлен на кадастровый учет дата, собственником является Авдонина Н.В. с дата на основании апелляционного определения Верховного Суда Республики Башкортостан от дата (л.д. 34-35 т.2).

Из технического паспорта на жилой дом по адресу: адрес инв.№... по состоянию на дата усматривается, что право собственности принадлежало ФИО17 с декабря 1973 г. на основании свидетельства о праве на наследство от дата №..., далее ФИО16 с 1984 г. на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от дата №.... адрес земельного участка указана как 934 кв.м., площадь жилого дома составляет 59,6 кв.м, в составе объекта имеются жилой дом литер I, пристрой литер I1, веранда, навес, уборная, погреб, забор, сарай (л.д. 101-106 т.2).

Из технического паспорта на жилой дом по адресу: адрес инв.№... по состоянию на дата видно, что право собственности принадлежало ФИО13 со дата на основании акта по земельному участку от 1942 г., решению №... об узаконении дома от дата Далее собственником жилого дома стала ФИО17 на основании свидетельства о праве на наследство от дата №.... адрес земельного участка указана как 934 кв.м., дата записи дата площадь жилого дома составляет 48,5 кв.м, в составе объекта имеются жилой дом литер I, пристрой литер I1, cени, веранда, навес, уборная, погреб, забор, сарай (л.д. 101-106 т.2).

Согласно технического паспорта на жилой дом по адресу: адрес инв.№... по состоянию на дата, право собственности принадлежало ФИО12 с дата на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от дата, Авдониной Н.В. - со дата по договору купли-продажи №... от дата адрес земельного участка указана как 934 кв.м., площадь жилого дома составляет 59,6 кв.м, в составе объекта имеются жилой дом литер А, пристрой литер А1, веранды литер а и а1, сарай, баня (л.д. 93-100 т.2).

Как следует из технического паспорта на жилой дом по адресу: адрес инв.№... по состоянию на дата, в составе объекта имеются жилой дом литер А (1943 г.п.), пристрой литер А1 (1965 г.п.), пристрой литер А2 (1998 г.п.), веранда, сарай, баня, ворота, забор. Право собственности принадлежит Авдониной Н.В. со дата по договору купли-продажи №... от дата, площадь дома составляет 58,7 кв.м, (л.д. 40-51 т.2).

Согласно выписке из ЕГРН от дата, здание – жилой дом с кадастровым номером №... поставлен на кадастровый учет дата и расположен в пределах земельного участка с кадастровым номером №... площадью 1059 кв.м, сведения о нем актуальные, ранее учтенные (л.д.34-35, 31 т.2).

Границы земельного участка по адресу: адрес согласованы путем подписания акта согласования границ от дата правообладателями соседних земельных участков: Даутовым Р.А. (адрес), Кочкиной Н.Ф. (адрес), Ивановым В.И. (адрес), Малеевой Т.Я. (адрес). В акте указано, что схема земельного участка прилагается (л.д. 53 т.2).

На судебное заседание, назначенное на дата, от третьих лиц Даутова Р.А., Иванова В.И. поступили заявления о том, что претензий к определению границ земельного участка по адресу: адрес, принадлежащего Авдониной Н.В., не имеют (л.д. 91,92 т.2).

Как следует из кадастрового паспорта №... от дата, земельный участок с кадастровым номером №... площадью 1059+/-11 кв. м, категории: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, расположен по адресу: адрес, дата внесения номера в государственный кадастр недвижимости дата

Согласно дополнительным сведениям, указанным в кадастровом паспорте:

- земельный участок входит в территориальную зону «РБ, адрес. Жилая зона, реестровый №..., индекс Ж-2», 02.5дата, сведения о которой внесены а основании Решения Совета городского округа адрес РБ «О правилах землепользования и застройки городского округа адрес Республики Башкортостан» от дата №....

- земельный участок полностью входит в Зону: «РБ, адрес. Санитарные полосы отчуждения от магистральных трубопроводов углеводородного сырья и нефтеперекачивающих станций. Трубопровод, реестровый №..., индекс СП-Т.», 02.5дата, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа адрес РБ «О правилах землепользования и застройки городского округа адрес Республики Башкортостан» от дата №.... В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в Зону: «РБ, адрес. Санитарные полосы отчуждения от магистральных трубопроводов углеводородного сырья и нефтеперекачивающих станций. Трубопровод, реестровый №..., индекс СП-Т.», 02.5дата, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа адрес РБ «О правилах землепользования и застройки городского округа адрес Республики Башкортостан» от дата №....

Земельный участок полностью входит в Зону: «РБ, адрес. Санитарная зона охраны водозаборов, II пояс, реестровый №...», 02.5дата, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решение Совета городского округа адрес РБ «О правилах землепользования и застройки городского округа адрес Республики Башкортостан» от дата №.... В государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в Зону: «РБ, адрес. Санитарная зона охраны водозаборов, II пояс, реестровый №...», 02.5дата, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решение Совета городского округа адрес РБ «О правилах землепользования и застройки городского округа адрес Республики Башкортостан» от дата №... (л.д. 54-56 т.2).

Истцом также представлен план земельного участка, согласованный начальником участка адрес ГБУ РБ «ГКО и ТИ», согласно которому общая площадь земельного участка с кадастровым номером №... по сведениям ЕГРН составляет 1059 кв.м (л.д. 158 т.2).

Из вышеприведенного следует, что судом апелляционной инстанции исчерпаны все возможности для проверки обстоятельств несоответствия площади испрашиваемого земельного участка, которая изначально в правоустанавливающих документах указана как 934 кв.м, а в последующем составляла 1059 кв.м. Исходя из фактических обстоятельств дела и представленных документов следует, что фактическая площадь испрашиваемого земельного участка составляет 1059 кв.м, сведений о том, что истцом совершён захват или иное незаконное увеличение площади испрашиваемого земельного участка за счет иных лиц, суду не представлено, не подтверждено указанное и смежными землепользователями. Вместе с тем, суду апелляционной инстанции представлены документы о сложившемся землепользовании в пределах границ земельного участка, который поставлен на кадастровый учет площадью 1059 кв. Доказательств того, что границы испрашиваемого земельного участка учтены и были кадастрированы в иной площади, начиная с 1943 года, суду не представлено. Указание в технических паспортах и иных документах площади земельного участка в размере 934 кв.м таковым не является.

Оценивая представленные в дело доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Авдониной Н.В., так как со стороны ответчиков, как того требует статья 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, не представлено и в материалах дела отсутствуют доказательства о том, что спорный земельный участок в соответствии с действующим законодательством входит в число земель, зарезервированных для публичных нужд с ограничением предоставления их в собственность, и он не может быть передан истцу в собственность бесплатно.

Исходя из вышеприведенных и установленных по делу обстоятельств, представленных суду апелляционной инстанции вышеприведенных документов и материалов дела, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отказа истцу в признании права собственности на земельный участок, поскольку в силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от дата № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным Законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

Указанный Закон введен в действие с дата и утратил силу с дата

Как разъяснено в пункте 59 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №..., Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации №... от дата «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Федерального закона от дата № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 данного Закона либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу абзаца первого пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона от дата № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от дата № 137-ФЗ), если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.

Граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность (абзац третий пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона от дата № 137-ФЗ).

Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 49 Закона № 218-ФЗ. Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется (абзац четвертый пункта 9.1 статьи 3 Федерального закона от дата № 137-ФЗ).

Пункт 2 статьи 49 Закона № 218-ФЗ устанавливает, что государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 этой статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на этом земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется в соответствии с положениями названной статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на этот земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на этот земельный участок могут быть представлены следующие документы: свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение; один из документов, предусмотренных частью поименованной статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на этот земельный участок.

Таким образом, гражданин, обладающий земельным участком, предоставленным в постоянное (бессрочное) пользование до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (дата), вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок в порядке, установленном статьей 49 Закона № 218-ФЗ.

Исходя из вышеприведенных правовых норм, в связи с приобретением жилого дома Авдонина Н.В., прежние собственники которого начиная с 1943 года, а в последующем Авдонина Н.В.? как их правопреемник, которым предоставлен земельный участок до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации (дата), вправе приобрести его в собственность, и для этого не требуется принятия уполномоченным органом решения, при том, что на период возникновения в силу закона у истца соответствующего права собственности, в том числе, отсутствовали указываемые ответчиком ограничения для передачи в собственность, указываемое ответчиком ограничение возникло только дата

Вместе с тем, отсутствуют основания для отказа в передаче истцу в собственность испрашиваемого земельного участка по указываемым МУ «Земельное агентство» городского округа город адрес основаниям - по пункту 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, которым установлено, что земельные участки общего пользования, занятые, в частности, улицами, проездами, автомобильными дорогами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон.

Из представленных, вышеприведенных ответов и документов следует, что указываемые стороной ответчика ограничения введены, постановление главой органа местного самоуправления принято до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, вследствие чего судебная коллегия руководствуется следующим.

Закон Российской Федерации от дата №... «Об основах градостроительства в Российской Федерации» в частях 2 и 3 статьи 1 устанавливал, что градостроительство в административно-территориальных образованиях осуществляется исходя из интересов граждан, условий исторически сложившегося расселения, перспектив социально-экономического развития, национально-этнических, историко-культурных особенностей, экологических, природно-климатических и геологических условий местности, с учетом общественного мнения, выраженного органами местного самоуправления, собраниями граждан и через иные территориальные формы непосредственной демократии. Градостроительство в Российской Федерации осуществляется субъектами градостроительной деятельности в соответствии с настоящим Законом и издаваемыми в его развитие законодательными актами, решениями органов государственной власти и управления, градостроительными нормативами, принятыми в области планировки и застройки городов, других поселений в пределах их компетенции, градостроительной документацией, правилами застройки городов, других поселений и их систем, природоохранными и санитарно-гигиеническими требованиями.

К одним из видов градостроительной документации в соответствии с пунктом 2 статьи 6 названного Закона относятся генеральные планы городов, а также проекты городской административной черты.

В соответствии со статьей 72 Земельного кодекса РСФСР от дата, городская, поселковая черта, черта сельского населенного пункта - внешняя граница земель города, поселка, сельского населенного пункта, которая отделяет их от других категорий земель, устанавливается и изменяется органами, утверждающими генеральные планы, проекты планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов.

Постановлением Госстроя России от дата №... утверждена Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации (Инструкция РДС 30-201-93), утратившая силу с дата, в которой установлено, что план красных линий и разбивочный чертеж красных линий выполняются и оформляются в соответствии с требованиями названной Инструкции.

Разбивочный чертеж красных линий наряду с графической информацией должен содержать пояснительные надписи, в том числе: наименование улиц, рек, железнодорожных платформ, природных объектов и других элементов, определяющих местоположение территории в поселении; пояснительные надписи, облегчающие чтение чертежа: «зеленые насаждения», «линия застройки» (надпись делается со стороны застроенной территории), «техническая зона», «речной порт» и др. Разбивочный чертеж (акт) красных линий. На чертеже показываются координаты узлов и точек изломов проектных красных и других линий регулирования застройки с привязкой их к закрепленным на местности геодезическим знакам, опорным зданиям и сооружениям. При необходимости выполняется акт изменения красных линий.

На отдельном чертеже в М 1:100 или 1:200 показываются существующие и проектируемые поперечные профили улиц с размещением инженерных сетей (пункт 11.7).

Схема транспортного обслуживания, размещения объектов социального обслуживания населения. На схеме показываются: классификация магистралей и улиц; организация движения транспорта на сложных транспортных узлах с пересечением движения в разных уровнях; хозяйственные проезды и скотопрогоны; места временного и постоянного хранения общественного и индивидуального транспорта (в том числе подземные); остановочные пункты всех видов общественного транспорта; транспортные сооружения (эстакады, путепроводы, мосты, тоннели, пешеходные переходы); предприятия обслуживания транспорта; основные пути пешеходного движения, места перехода улиц и дорог; размещение необходимых по социальным нормативам предприятий и учреждений культурно - бытового и коммунального обслуживания населения, в том числе встроенных и встроенно - пристроенных, с границами зон обслуживания этими учреждениями (пункт 11.8).

Аналогичные положения были предусмотрены во Временной инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектов городской черты, поселковой черты и черты сельского поселения Российской Федерации, утвержденной постановлением Госстроя Российской Федерации от дата №..., приказом Роскомзема от дата №... (пункты 1.6 и 2.1) (фактически утратила силу в связи с утверждением Инструкции о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации, действовавшей с дата), которой также предписывалось, что утверждение проектов городской (поселковой) черты производится для прочих городов и курортных поселков краев и областей - краевым, областным Советом народных депутатов по представлению соответствующих городских (поселковых) Советов народных депутатов с заключениями краевых, областных органов архитектуры и градостроительства, комитетов по земельным ресурсам и землеустройству (подпункт «б» пункта 5.2).

Также названная Временная инструкция предусматривала, что проект городской (поселковой) черты разрабатывается на основе утвержденного генерального плана, другой градостроительной и землеустроительной документации, действующей на территории города, другого поселения и прилегающих землях (пункт 2.2).

Градостроительным законодательством, действовавшим в 2003 г., допускалась возможность нанесения на карты генерального плана красных линий только при их детальной разработке в соответствующих документах.

Анализ приведенных нормативных правовых актов и изученных судом документов указывает на то, что установленным вышеприведенными правовыми актами уполномоченным органом с соблюдением требований законодательства к форме и виду, процедуре принятия и опубликования не устанавливались красные линии в отношении спорного участка. Какие-либо решения уполномоченных органов об установлении красных линий с их нанесением на карты генерального плана, совмещенного с проектом детальной планировки и т.п., отсутствуют.

Изложенные выводы, вопреки позиции стороны ответчиков, согласуются и с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, действующего на день разрешения настоящего спора.

Так, из пункта 2 статьи 1, части 1 статьи 9, статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что территориальное планирование является долгосрочным планированием развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

К документам территориального планирования муниципальных образований отнесены: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральный план городского округа (пункты 1 и 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Частью 6 статьи 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что материалы по обоснованию схемы территориального планирования муниципального района в виде карт отображают границы поселений, входящих в состав муниципального района; границы населенных пунктов, входящих в состав муниципального района; границы лесничеств; объекты капитального строительства, иные объекты, территории, зоны, которые оказали влияние на определение планируемого размещения объектов местного значения муниципального района, объектов федерального значения, объектов регионального значения, в том числе планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации.

Кроме того, проект схемы территориального планирования муниципального района до ее утверждения подлежит обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в случае, если в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации планируется размещение объектов федерального значения на межселенной территории (часть 3 статьи 20, пункт 1 части 1 статьи 21 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов); 4) карту функциональных зон. На указанных картах соответственно отображаются: 1) планируемые для размещения объекты местного значения, относящиеся к следующим областям: а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; б) автомобильные дороги местного значения; в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана муниципального округа или генерального плана городского округа; г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, муниципального округа, городского округа; 2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов); 3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (части 3, 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Реализация документов территориального планирования осуществляется, в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории и проект межевания территории (части 1, 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых помимо прочего отображаются красные линии (подпункт «а» пункта 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется для: определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков; установления, изменения, отмены красных линий для застроенных территорий, в границах которых не планируется размещение новых объектов капитального строительства, а также для установления, изменения, отмены красных линий в связи с образованием и (или) изменением земельного участка, расположенного в границах территории, применительно к которой не предусматривается осуществление комплексного развития территории, при условии, что такие установление, изменение, отмена влекут за собой исключительно изменение границ территории общего пользования.

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации на чертежах межевания территории отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 названной статьи; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений.

Из анализа приведенных выше положений Градостроительного кодекса Российской Федерации следует вывод, что отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер, и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть сами по себе они не могут служить препятствием осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий.

Такое толкование учитывает позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от дата №...-О, о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта красных линий на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий.

Исходя из вышеприведенного, представленные суду схема и проект планировки жилого района «Инорс», не могут быть признаны доказательствами установления в соответствии как ранее с действовавшим, так и ныне действующим законодательством порядке, красных линий в отношении спорного земельного участка.

Кроме того, согласно пункту 12.6 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории, предусматривающий размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для размещения которых допускается изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, на земельных участках, принадлежащих либо предоставленных физическим или юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, не действует в части определения границ зон планируемого размещения таких объектов в случае, если в течение трех лет со дня утверждения данного проекта планировки территории не принято решение об изъятии таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Суду не представлено решения уполномоченного органа об изъятии для муниципальных нужд находящегося у истца земельного участка.

В соответствии с подпунктом 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от дата № 9-ФЗ «О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации») ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В связи с чем, нахождение земельного участка во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в настоящее время не является ограничением, препятствующим истцу в признании за ней права собственности на спорный земельный участок.

В связи с вышеизложенным, судебная коллегия признает несостоятельными доводы стороны ответчиков об отсутствии оснований для передачи истцу в собственность спорного земельного участка, так как в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороной ответчиков не представлены доказательства наличия установленных федеральным законом ограничений для предоставления спорного земельного участка в собственность истца бесплатно.

В силу положений статьи 46 Конституции Российской Федерации, статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации заинтересованным лицам гарантировано право судебной защиты нарушенных или оспариваемых прав и (или) законных интересов их прав и свобод.

Выбор способа защиты, как и выбор ответчика по делу, является прерогативой истца. Выбор способа защиты нарушенного права должен осуществляться с таким расчетом, что удовлетворение именно заявленных требований и именно к этому лицу приведет к наиболее быстрой и эффективной защите и (или) восстановлению нарушенных и (или) оспариваемых прав.

Одним из условий предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд, является установление наличия у истца, принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, и факта его нарушения именно ответчиком.

В силу абзаца четвертого статьи 148 и пункта 4 части 1 статьи 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья при подготовке дела к судебному разбирательству разрешает вопрос о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса и о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора, а также разрешает вопросы о замене ненадлежащего ответчика.

Следовательно, на суд возлагается обязанность установить фактические обстоятельства дела, определить характер спорного правоотношения, наличие материально-правового интереса у сторон, провести анализ правоотношений и установить конкретных носителей прав и обязанностей.

Делая вывод о наличии оснований для признания за истцом права собственности на спорное недвижимое имущество – земельный участок, судебная коллегия исходит из того, что Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан является правопреемником Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан в части распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

При рассмотрении спора необходимо было учесть, что предметом спора являются права истца на земельный участок, а не дом, который расположен на испрашиваемом земельном участке, а жилой дом не является предметом спора, данный гражданско-правовой спор затрагивает интересы Администрации ГО г.Уфа Республики Башкортостан лишь косвенно, посредствам связи спорного объекта недвижимости с земельным участком. В связи с чем, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении иска Авдониной Н.В. в части требований к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, а в части требований к администрации ГО г.Уфа иск подлежит отказу.

Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

    о п р е д е л и л а:

            ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░.

            ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. (░░░ 027314342794) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

        ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №... ░░░░░░░░ 1059 ░░. ░, ░░░░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░ ░░░░░░), ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░

    ░░░░░

    ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29 ░░░░ 2024 ░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-10707/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Авдонина Наталья Витальевна
Ответчики
Министерство земельных и имущественных отношений РБ
Администрация Ггородского округа г.Уфа Республики Башкортостан
Другие
Иванова Л.И.
Иванов В.И.
Главное управление архитектуры и градостроительства администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Малеева Т.Я.
Антипина О.В.
Даутов Р.А.
ООО "Газ-Сервис"
Управление земельных и имущественных отношений Администрация ГО г.Уфа
Кочкина Н.Ф.
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Дело на сайте суда
vs.bkr.sudrf.ru
06.05.2024Передача дела судье
27.05.2024Судебное заседание
05.06.2024Судебное заседание
24.06.2024Судебное заседание
28.06.2024Судебное заседание
01.07.2024Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
15.07.2024Судебное заседание
15.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.08.2024Передано в экспедицию
15.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее