Дело № 2а-1629/2023
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Усть-Кишерть Пермского края 11 мая 2023 года
Кунгурский городской суд Пермского края (постоянное судебное присутствие ВС. Усть-Кишерть) в составе:
председательствующего судьи Степанова А.В.,
при секретаре судебного заседания ФИО1,
с участием представителя административного истца – ФИО2,
представителя административного ответчика - ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кишерть Пермского края административное дело по административному исковому заявлению прокурора Кишертского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кишертского муниципального округа Пермского края о признании незаконным постановления в части установления срока расселения граждан, проживающих в аварийном многоквартирном доме, возложении обязанности устранить нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Кишертского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Администрации Кишертского муниципального округа Пермского края об оспаривании постановления от ДД.ММ.ГГГГ № в части установления срока расселения граждан, проживающих в аварийном многоквартирном доме, возложении обязанности устранить нарушения.
В обоснование своих доводов указал, что прокуратурой Кишертского района Пермского края проведена проверка исполнения требований жилищного законодательства в деятельности административного ответчика. В ходе проверки установлено, что постановлением администрации Усть-Кишертского сельского поселения Кишертского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным. Срок расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме, определен до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно технического отчета <данные изъяты> по обследованию несущих и ограждающих конструкций многоквартирного дома, наружные стены, внутренние стены, перекрытия, крыша, находятся в аварийном техническом состоянии, фундаменты, лестницы, окна, находятся в недопустимом техническом состоянии, многоквартирный жилой дом не пригоден для дальнейшего проживания и его дальнейшая эксплуатация создает реальную угрозу жизни и здоровью людей. В Установленный срок расселение граждан администрацией округа не осуществлено, каких либо мер по устранению нарушений не принималось, постановлением администрации Кишертского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № срок отселения граждан установлен до ДД.ММ.ГГГГ. В ходе совместного осмотра многоквартирного дома ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района и инспекцией государственного жилищного надзора Пермского края установлены следы разрушения и замачивания фундамента, отсутствие отмостки, поступление воды в тамбур, вследствие чего происходит намокание внутренних стен и пола входной группы. Разрушение и замачивание отделочного слоя стены на площадке первого этажа в тамбуре, провисание верхнего перекрытия на площадке второго этажа более 1/400 пролета, отслоение штукатурного слоя – угроза обрушения, следы гниения древесины, что требует необходимости принятия срочных мер по обеспечению безопасных условий проживания граждан.
Прокурор считает, что данные сроки установлены без учета технического состояния дома, опасности данного дома для здоровья и жизни граждан. На основании изложенного, прокурор просил признать незаконным постановление от ДД.ММ.ГГГГ № № в части установления срока расселения граждан, проживающих в аварийном многоквартирного доме, расположенного в <адрес>; обязать Администрацию в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения и установить срок расселения многоквартирного дома, расположенного в <адрес>, в период ДД.ММ.ГГГГ года.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал, привел доводы, изложенные в иске.
Представитель административного ответчика с исковыми требованиями не согласилась, указала, что установленный в постановлении срок является разумным и обоснованным для принятия мер по расселению собственников жилого помещения. Бюджет Кишертского муниципального округа Пермского края является высокодотационным. Исполнить постановление администрации Усть-Кишертского сельского поселения Кишертского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № за счет собственных средств не представляется возможным. В ДД.ММ.ГГГГ году была направлена заявка на софинансирование мероприятий по расселению аварийного жилищного фонда в Министерство строительства Пермского края, заявка была отклонена. В ДД.ММ.ГГГГ году администрация направляла заявку на ДД.ММ.ГГГГ год о предоставлении субсидий из бюджета Пермского края, получено отрицательное заключение. В ДД.ММ.ГГГГ году заявочная компания в рамках Порядка предоставления субсидий их бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований на софинансирование мероприятий по расселению жилищного фонда на территории Пермского края, признанного аварийным после ДД.ММ.ГГГГ года, в рамках реализации региональной адресной программы по расселению аварийного жилищного фонда на территории Пермского края утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 14.03.2018г. № 110-п в 2022 в рамках реализации региональной адресной программы на 2024 год приостановлена. Установить срок расселения многоквартирного дома в период ДД.ММ.ГГГГ года не представляется возможным, принято решение о продлении срока расселения из аварийного на три года до ДД.ММ.ГГГГ На сегодняшний день в указанном доме 2 квартиры находятся в муниципальной собственности, 4 – в частной собственности. Фактически в доме никто не проживает, угрозы жизни и здоровью граждан нет. Просила в иске отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, показания свидетеля и представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с положениями п.1 и 2 ст.227 КАС РФ решения, действия (бездействия) органов власти, должностных лиц могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Судом установлено:
Заместителем прокурора Кишертского района совместно с консультантом отдела надзора за использованием, сохранностью жилищного фонда и предоставлением коммунальных услуг № Инспекции государственного жилищного надзора осмотрен многоквартирный жилой дом, расположенный на территории Кишертского муниципального округа, признанный аварийным и подлежащим сносу после ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается актом осмотра (л.д. 41).
Постановлением администрации Усть-Кишертского сельского поселения Кишертского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № на основании заключения от ДД.ММ.ГГГГ № о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и согласно техническому отчету и обследованию несущих и ограждающих конструкций жилого дома по адресу: <адрес>, выполненному специализированной организацией <данные изъяты> многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным, подлежащим сносу. Расселение граждан, проживающих в многоквартирном доме, должно быть осуществлено в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.39).
Постановлением Администрации Кишертского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ № № установлен новый срок расселения граждан из многоквартирного дома, расположено по адресу: <адрес>, до ДД.ММ.ГГГГ, срок сноса аварийного дома – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 40).
В силу ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда (ст. 2 ЖК РФ).
В силу части 4 статьи 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Правительство Российской Федерации постановлением от 28 января 2006 г. N 47 утвердило Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение), устанавливающее требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания.
В силу абзаца второго пункта 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В соответствии с п. 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (далее – Положение № 47) основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.
Частью 10 статьи 32 ЖК РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.Из приведенных положений следует, что определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения из него физических лиц является компетенцией органа местного самоуправления, при этом законодателем установлено требование о том, что сроки отселения жильцов из аварийного и подлежащего сносу или реконструкции дома должны отвечать требованиям разумности.
Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце втором пункта 3 мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 03.11.2009 № 1368-О-О, в случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан.
Многоквартирный дом по адресу: <адрес>, по паспорту здания, введен в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ году, является двухэтажным, 10- квартирным (л.д.7-14).
Из технического отчета по обследованию несущих и ограждающих конструкций жилого дома по адресу: <адрес>, шифр объекта №, подготовленным <данные изъяты> следует, что наружные стены, внутренние стены, перекрытия, крыша находятся в аварийном техническом состоянии, фундаменты, лестницы, окна находятся в недопустимом техническом состоянии, многоквартирный жилой дом не пригоден для дальнейшего проживания и его дальнейшая эксплуатация создает реальную угрозу жизни и здоровью людей. Заключением о техническом состоянии несущих и ограждающих конструкций дома на основании требований СП 13-102-2003, оценивается как аварийное, при котором имеются деформации и повреждения, свидетельствующие об исчерпании несущей способности и эксплуатационных характеристик (л.д. 15-33).
При проведении ДД.ММ.ГГГГ осмотра многоквартирного дома по адресу: <адрес> установлено разрушение стенового материала, следы гниения древесины, замачивания. Выявлены следы разрушения и замачивания фундамента, отсутствие отмостки, поступление воды в тамбур, вследствие чего происходит намокание внутренних стен и пола входной группы. Разрушение и замачивание отделочного слоя стены на площадке первого этажа в тамбуре, провисание верхнего перекрытия на площадке второго этажа более1/400 пролета, отслоение штукатурного слоя – угроза обрушения, следы гниения древесины, что требует необходимости принятия срочных мер по обеспечению безопасных условий проживания граждан (л.д.41).
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 22 Постановления от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.
Таким образом, конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, в которые собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлены, однако они должны отвечать требованиям разумности.
Разумный срок является оценочной категорией, практическое применение которой должно учитывать не только фактическую и правовую ситуацию состояния дома, но и ряд обстоятельств, касающихся оснований получения такого статуса, последствий его приобретения. Срок отселения граждан должен быть определен исходя из фактического состояния дома, сопряженного с повышенной опасностью для жизни и здоровья граждан.
При принятии оспариваемого постановления мотивы определения Администрацией установленного срока (ДД.ММ.ГГГГ) с учетом технического состояния дома, иных имеющих значение для определения данного срока обстоятельств не приведено, что свидетельствует о произвольном принятии решения о сроке расселения жильцов без учета аварийного состояния многоквартирного дома.
В ходе судебного заседания была допрошена свидетель ФИО4, которая указала, что с ДД.ММ.ГГГГ года проживает в доме по <адрес> с мужем и двумя детьми. Дом в ДД.ММ.ГГГГ году признана аварийным. С ДД.ММ.ГГГГ год ремонт не производился. Весной затапливает подъезд, на втором этаже полы проваливаются, в доме печное отопление, имеются трещины в подъезде по стене, фундамент рушится, штукатурка падает, крыша протекает.
Как следует из пункта 2 части 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения.
Принимая во внимание аварийное техническое состояние конструкций дома и их физический износ, установленный административным ответчиком срок отселения из указанного в постановлении дома граждан (до конца 2025) не отвечает принципу разумности, поскольку предполагает дальнейшую эксплуатацию дома, состояние которого характеризуется многочисленными повреждениями и деформациями, свидетельствует о непригодности их для нормальной эксплуатации.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вместе с тем, Администрацией не представлено каких-либо обоснованных доводов и доказательств относительно того, почему при условии нахождения спорного многоквартирного жилого дома в аварийном состоянии, угрожающем жизни и безопасности проживающих в них граждан и иных лиц, при указании на то, что существует вероятность обрушения, срок отселения граждан ответчиком установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора в полном объеме, а указание представителя административного ответчика о разумности данных сроков несостоятельными.
Само по себе не включение дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в программу переселения из аварийного жилого фонда, не может свидетельствовать о законности затягивания сроков для переселения граждан из аварийного жилья, поскольку использование аварийного жилья влечет угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Вопреки доводам Администрации, право жильцов, проживающих в жилом помещении указанного дома, представляющих угрозу их жизни и здоровью, не отменяет обязанности администрации при принятии решения о сроке расселения жильцов соблюдать требования разумности.
Достоверных доказательств и обоснованных мотивов к установлению срока на конец ДД.ММ.ГГГГ года, в отношении многоквартирного дома, признанного аварийным, имеющих недопустимое техническое состояние, грозящее обрушением, со стороны Администрации не представлено, что свидетельствует об использовании органом местного самоуправления дискреционных полномочий по установлению спорного срока вопреки законной цели, а также правам и законным интересам неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился прокурор.
Согласно сформулированной в решениях Конституционного Суда Российской Федерации правовой позиции в законодательном регулировании в социальной сфере должен соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной и правоприменительной политики, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановления от 24.05.2001 № 8-П, от 23.04.2004 № 9-П, Определения от 04.12.2003 № 415-О, от 04.04.2006 № 89-О и другие).
Иное не только противоречило бы природе социального государства, но и расходилось бы с вытекающими из статей 2 и 18 Конституции Российской Федерации и обращенными к органам публичной власти требованиями обеспечения признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27.03.2018 № 13-П).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что имеющиеся в деле доказательства объективно подтверждают нахождение многоквартирного дома в техническом состоянии, создающем реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью проживающих в них граждан, а также их имуществу, а определенный Администрацией срок для отселения жильцов является неразумным и нарушает их права, связанные с обеспечением безопасности и права на жилище.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░ ░ ░.░░░░-░░░░░░░) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░. ░░░░░:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ №. ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░ ░ ░. ░░░░-░░░░░░░)