УИД: 66RS0017-01-2023-000835-05
Гражданское дело № 2а-94/2024
Мотивированное решение изготовлено 26.02.2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Арти 19 февраля 2024 г.
Артинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Гусаровой К.В.,
с участием истца – старшего помощника прокурора Артинского района Свердловской области Щербаковой М.С.,
представителей административных ответчиков Редких О.М., Щапова А.В.,
при секретаре Тукановой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Артинского района Свердловской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Артинского городского округа, Пантелейковской сельской администрации Администрации Артинского городского округа о признании бездействий незаконными, возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку,
УСТАНОВИЛ:
Первоначально прокурор Артинского района Свердловской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к Администрации Артинского городского округа о признании бездействий незаконными, возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Артинского района проведены надзорные мероприятия по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами на территории муниципального образования Артинский городской округ, в ходе которых установлено, что на территории Артинского городского округа в 1,0 км. к югу от д. Пантелейково Артинского городского округа несанкционированно размещены отходы производства и потребления, бытовые отходы на площади 1 га (свалка). Указанный земельный участок передан в постоянное бессрочное пользование Пантелейковской сельской администрации – для размещения площадки временного хранения твердых бытовых отходов (свалки). Полагает, что складирование отходов вне объектов хранения (специально оборудованных сооружений), противоречит требованиям законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, наносит вред природным компонентам, нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Меры для ликвидации несанкционированной свалки административный ответчик длительное время не принимает, что свидетельствует о его бездействии. В связи с чем, просит признать бездействие Администрации Артинского городского округа по ликвидации несанкционированной свалки незаконным; обязать Администрацию Артинского городского округа в срок до 01.07.2025 ликвидировать несанкционированную свалку.
В судебном заседании при рассмотрении гражданского дела по существу старший помощник прокурора Артинского района Щербакова М.С. уточнила исковые требования и просила признать бездействие Администрации Артинского городского округа, Пантелейковской сельской Администрации Администрации Артинского городского округа по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером 66:03:1802001:412, расположенном в 1,0 км. к югу от д. Пантелейково Артинского городского округа, площадью 1,0 га, незаконными; обязать Администрацию Артинского городского округа в пределах своих полномочий и компетенции обеспечить финансирование мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером 66:03:1802001:412, расположенном в 1,0 км. к югу от д. Пантелейково Артинского городского округа, площадью 1,0 га.; обязать Пантелейковскую сельскую администрацию Администрации Артинского городского округа со дня поступления финансирования обеспечить проведение мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки отходов производства и потребления на земельном участке с кадастровым номером 66:03:1802001:412, расположенном в 1,0 км. к югу от д. Пантелейково Артинского городского округа, площадью 1,0 га.
Представитель административного ответчика Администрации Артинского городского округа Редких О.М. в судебном заседании исковые требования признала, о чем представила суду письменное заявление.
Представитель административного ответчика Пантелейковской сельской администрации Администрации Артинского городского округа Щапов А.В. в судебном заседании исковые требования признал, о чем представил суду письменное заявление.
Выслушав старшего помощника прокурора Щербакову М.С., представителей административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч.3 ст. 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре в Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 22 Федерального закона РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения», отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; порядок, условия и способы сбора, транспортировки и захоронения бытовых отходов устанавливается органами местного самоуправления.
В силу ст. 2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, а также вскрышные и вмещающие горные породы, которые подлежат использованию в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 № 2395-1 «О недрах».
Хранение отходов представляет собой складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.
Объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.
Согласно требованиям статей 2, 3, 8, 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами. Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются: охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии с пунктами 11, 24, 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву: размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Положение ст. 13 Земельного кодекса РФ обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Судом установлено и следует из материалов дела, что прокуратурой Артинского района в целях обеспечения надзора за соблюдением законодательства об охране окружающей среды и экологической безопасности проведены надзорные мероприятия по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами на территории муниципального образования Артинский городской округ.
Установлено, что на территории Артинского городского округа в 1,0 км к югу от д. Пантелейково Артинского городского округа (GPS координаты 56.365217 с.ш., 58.549721 в.д.) несанкционировано размещены отходы производства и потребления, бытовые отходы на площади 1 га (свалка).
Постановлением Администрации Артинского городского округа от 27.04.2011 утвержден реестр площадок хранения твердых бытовых отходов, расположенных на территории Артинского городского округа, на территории Пантелейковской сельской администрации Артинского городского округа площадка хранения твердых бытовых отходов определена на земельном участке, расположенном в 1,0 км к югу от д. Пантелейково Артинского городского округа, площадью 1 га.
Согласно Выписке из ЕГРН от 28.06.2023, земельный участок с кадастровым номером 66:03:1802001:412, расположенный Свердловская область, Артинский район, д. Пантелейково, передан в постоянное бессрочное пользование Пантелейковской сельской администрации. Вид разрешенного использования земельного участка - для размещения площадки временного хранения твердых бытовых отходов (свалки).
Из акта осмотра от 19.07.2023 года и фотоматериалов к нему следует, что на земельном участке с КН: 66:03:1802001:412, расположенного в 1,0 км к югу от д. Пантелейково Артинского городского округа (GRS координаты 56.365217 с.ш., 58.549721 в.д.) складированы различные отходы производства и потребления в виде веток, шифера, досок, пластмассы, сломанной мебели, полиэтилена.
Постановлением Администрации Артинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ утвержден реестр площадок хранения твердых бытовых отходов, расположенных на территории Артинского городского округа, на территории Пантелейковской сельской администрации Артинского городского округа площадка хранения твердых бытовых отходов определена на земельном участке, расположенном в 1,0 км к югу от д. Пантелейково Артинского городского округа, площадью 1 км.
Согласно Выписке из ЕГРН от 28.06.2023, земельный участок с кадастровым номером 66:03:1802001:412, расположенный Свердловская область, Артинский район, д. Пантелейково, передан в постоянное бессрочное пользование Пантелейковской сельской администрации. Вид разрешенного использования земельного участка - для размещения площадки временного хранения твердых бытовых отходов (свалки).
В соответствии с п.п. 12, 24 ч. 1 ст. 6 Устава Артинского городского округа к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно ч. 2 ст. 2 Устава Артинского городского округа в состав территории городского округа входят рабочий поселок Арти, а также в соответствии с генеральным планом городского округа территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры, включая территории поселков и других сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, в том числе, деревня Пантелейково.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Поскольку спорный земельный участок принадлежит административному ответчику Пантелейковской сельской администрации Администрации Артинского городского округа на праве постоянного бессрочного пользования, то именно он обязан принять меры для очистки территории указанного земельного участка от загрязнения отходами производства и потребления.
Таким образом, суд считает, что исковые требования прокурора о ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке с КН: 66:03:1802001:412, расположенном в 1,0 км. к югу от д. Пантелейково Артинского городского округа, площадью 1 га, предъявленные к Администрации Артинского городского округа, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-181, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 66:03:1802001:412, ░░░░░░░░░░░░░ ░ 1,0 ░░. ░ ░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ 1,0 ░░, ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 66:03:1802001:412, ░░░░░░░░░░░░░ ░ 1,0 ░░. ░ ░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ 1,0 ░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 66:03:1802001:412, ░░░░░░░░░░░░░ ░ 1,0 ░░. ░ ░░░ ░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ 1,0 ░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░