ТРЕТИЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-14031/2020
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Санкт-Петербург 2 ноября 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего: Бакулина А.А.,
судей: Ирышковой Т.В., Григорьевой Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-70/2020 по иску Антонова Д. В. к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Няндомский» о взыскании недовыплаченной заработной платы и выходного пособия,
по кассационной жалобе Антонова Д. В. на решение Няндомского районного суда Архангельской области от 23 января 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 23 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Бакулина А.А., судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Антонов Д.В. обратился в суд с иском к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации «Няндомский» (далее – ОМВД России «Няндомский») о взыскании недовыплаченного денежного довольствия и выходного пособия. В обоснование требований указал, что в период с 12 января 2007 года по 06 октября 2019 года он проходил службу в ОМВД России «Няндомский», в период с 01 октября 2018 года по 06 октября 2019 года выполнял обязанности старшины направления обеспечения и обслуживания изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОМВД России «Няндомский» Архангельской области (далее – ИВС, ИВС ОМВД России «Няндомский»), с должностным окладом в размере 11 390 рублей. Пунктом 11 Приказа МВД России от 25 июля 2017 года №522 предусмотрена надбавка к должностному окладу сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в размере 20% должностного оклада, а именно: штатные должности в строевых подразделениях патрульно-постовой службы, дорожно-патрульной службы, охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых. В соответствии с п. 4.3 приложения к приказу МВД России от ДД.ММ.ГГГГ №314 сотрудникам, замещающим должности в подразделениях, не входящих в структуру строевых подразделений патрульно-постовой службы, дорожно-патрульной службы, охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, но выполняющих функции, возложенные на названные подразделения, устанавливается надбавка в размере 20%. Таким образом, сотрудникам замещающим должность начальника ИВС и сотрудников данного подразделения законодательно предусмотрена выплата дополнительной надбавки к должностному окладу в размере 20% за работу, связанную с охраной и конвоированием подозреваемых и обвиняемых. От начальника ИВС ОМВД России «Няндомский» ему стало известно о наличии данных положений закона, которым 09 апреля 2019 года был подан рапорт на имя начальника ОМВД России «Няндомский» об установлении данной доплаты, однако по состоянию на дату увольнения доплата произведена не была ни начальнику, ни ему, ни иным сотрудникам, при производстве окончательного расчета при увольнении не учитывалась. Ссылаясь на нормативно-правовые акты, регламентирующие выполнение обязанностей по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых, просит взыскать с ответчика в его пользу недовыплаченное денежное довольствие и выходное пособие в размере 36 373 рублей 06 копеек.
Решением Няндомского районного суда Архангельской области от 23 января 2020 года в удовлетворении исковых требований Антонова Д.В. к ОМВД России «Няндомский» о взыскании недовыплаченной заработной платы и выходного пособия отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда от 23 июня 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Антонова Д.В. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам их незаконности.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны, извещенные надлежащим образом о дне времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Информация о рассмотрении дела также своевременно размещена на интернет сайте Третьего кассационного суда общей юрисдикции.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции находит, что не имеется оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных ст. 3797 ГПК РФ являющихся основаниями для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций допущено не было.
Как установлено судом первой инстанции, Антонов Д.В. проходил службу в органах внутренних дел, приказом от 11 декабря 2015 года №173 л/с назначен на должность старшины направления обеспечения и обслуживания изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых, с установлением должностного оклада по 6 тарифному разряду в размере 10500 рублей, ежемесячных надбавок к должностному окладу: за особые условия службы (за службу в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых) в размере 10%, за квалификационное звание «специалист 3 класса» в размере 5%. Наставником закреплен начальник ИВС Вантрусов В.В.
09 апреля 2019 года начальник ИВС Вантрусов В.В. обратился к начальнику ОМВД России «Няндомский» с рапортом об установлении сотрудникам ИВС ОМВД России «Няндомский» надбавки в размере 20% к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время.
Однако такая надбавка не установлена, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском, заявив требование о взыскании недоначисленного денежного довольствия за период с октября 2018 года по октябрь 2019 года.
Служба в органах внутренних дел представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации, в случаях и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Обеспечение сотрудника органов внутренних дел денежным довольствием осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ, Федеральным законом от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», постановлениями Правительства Российской Федерации, приказами МВД России.
В соответствии с приказом МВД России от 30 апреля 2011 года № 333 «О некоторых организационных вопросах и структурном построении территориальных органов МВД России» строевыми подразделениями в структуре территориальных органов МВД России являются отделения (строевые), взводы, роты, батальоны и полки. Однако в системе органов внутренних дел могут создаваться подразделения, не входящие в структуру строевых (например, группы, направления), но выполняющие те же функции, что и соответствующие строевые подразделения.
Судом установлено, что по штатному расписанию ОМВД России «Няндомский» ИВС является структурным подразделением ОМВД России «Няндомский», в состав ИВС входит группа охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых; в состав ИВС входят подразделения «Изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых» (не строевое подразделение) и «Группа охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ИВС» (строевое подразделение).
Согласно должностной инструкции старшины направления обеспечения и обслуживания ИВС ОМВД России «Няндомский», утвержденной врио начальника ИВС от 20 ноября 2018 года, старшина обеспечивает ежедневный контроль за поддержанием чистоты и порядка в помещениях и камерах ИВС; ежедневно проводит осмотр камер и других помещений ИВС в целях поддержания оборудования и технических средств охраны в исправном состоянии; следит за соблюдением в ИВС правил пожарной безопасности, контролирует состояние противопожарного оборудования; согласно решению на охрану и конвоирование подозреваемых и обвиняемых (расстановка личного состава ИВС ОМВД России «Няндомский»), на сутки исполняет обязанности постового внутреннего поста по охране подозреваемых и обвиняемых, выводного, конвоира, дежурного ИВС согласно требованию приказа МВД России №140-ДСП от 07 марта 2006 года.
В соответствии с пунктом 4.3 приложения N 1 к Приказу МВД России от 21 мая 2018 года № 314 «О размерах надбавки к должностному окладу сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, и утверждении Перечня должностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых устанавливается надбавка к должностному окладу за выполнение задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время», сотрудникам, замещающим должности, указанные в пунктах 41 - 44, 48, 52 и 54 раздела III приложения N 2 к настоящему приказу за выполнение специальных задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, устанавливается надбавка в размере 20%.
Разделом III приложения N 2 к Приказу N 314 определены штатные должности, по которым требуется выполнение специальных задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, в том числе, в п. 43 указаны штатные должности в подразделениях, не входящих в структуру строевых подразделений патрульно-постовой, дорожно-патрульной служб, охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, но выполняющих функции, возложенные на названные подразделения.
Исходя из системного анализа данного приказа, основанием для установления спорной надбавки к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время, является постоянное выполнение специальных задач, непосредственно связанных с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время, чего судом установлено не было.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец не относится к категории сотрудников, которые имели право на получение спорной надбавки к должностному окладу за выполнение задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время, по основаниям, предусмотренным п. 4.3 Приказа МВД России от 21 мая 2018 года №314, поскольку в силу должностных обязанностей он не был занят постоянным выполнением задач, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья в мирное время.
С таким выводом суда обосновано согласилась судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда, полагая, что он основан на верном применении норм материального и процессуального права, при правильном определении юридически значимых обстоятельств по делу.
В силу ст. ст. 67, 3271 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанции.
В силу своей компетенции суд кассационной инстанции исходит из признанных установленными судом первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судебными инстанциями, и правом переоценки доказательств не наделен.
Отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов. Указаний на судебную ошибку кассационная жалоба не содержит.
Нарушений судами норм материального или процессуального права не установлено. Оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 23 ░░░░░░ 2020 ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 23 ░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░