Дело № 12-1-121/2019
РЕШЕНИЕ
7 ноября 2019 года г. Мценск
Судья Мценского районного суда Орловской области Волкова Н.А.,
рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью «Отрадаагроинвест» Турковой О.В. на постановление от 20 августа 2019 года № главного государственного санитарного врача по г. Мценску, Мценскому, Болховскому, Корсаковскому, Знаменскому районам Орловской области Бесова П.Н. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Отрадаагроинвест»,
установила:
постановлением главного государственного санитарного врача по г.Мценску, Мценскому, Болховскому, Корсаковскому, Знаменскому районам Орловской области от 20 августа 2019 года № общество с ограниченной ответственностью «Отрадаагроинвест» (далее – ООО «Отрадаагроинвест», Общество) привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Выражая несогласие с вышеуказанным постановлением, защитник ООО «Отрадаагроинвест» Туркова О.В. обратилась в суд с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене постановления как незаконного.
Указала на то, что Общество не нарушало требований пункта 2.27 СанПиН 1.2.2584-10 Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов, в части не оповещения владельцев пасек о необходимости исключения вылета пчел ранее срока, указанного в Каталоге и рекомендациях по применению конкретных препаратов.
Излагала о том, что нормами действующего законодательства, в том числе и Закона Орловской области № 1174-ОЗ «Об отдельных правоотношениях в сфере пчеловодства на территории Орловской области» не регламентирован порядок оповещении владельцев пасек в иные сроки, отличные от сроков, установленных пунктом 2.16 СанПиН 1.2.2584-10.
Говорит о том, что население населенных пунктов, которые граничат с полями, подлежащими обработке, было оповещено Обществом за 3 дня до предстоящих обработок полей через СМИ газету Корсаковского района «Восход», а поскольку обрабатываемые поля на земельном участке № не граничат с <адрес>, следовательно, отсутствовала необходимость оповещать население и владельцев пасек данного населенного пункта.
В судебном заседании защитник ООО «Отрадаагроинвест» Туркова О.В. доводы жалобы поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в ней, просила суд их удовлетворить.
Законный представитель ООО «Отрадаагроинвест» генеральный директор Луганский А.М. надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении дела не поступило.
Должностное лицо - главный государственный санитарный врач по г.Мценску, Мценскому, Болховскому, Корсаковскому, Знаменскому районам Орловской области Бесов П.Н., вынесший в отношении ООО «Отрадаагроинвест» постановление по делу об административном правонарушении, в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы защитника Общества, считая факт совершения юридическим лицом вмененного правонарушения доказанным материалами дела.
В судебное заседание потерпевший К. А.В. извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы по делу об административном правонарушении не явился. Ранее в судебном заседании доводы жалобы не признал, пояснил, что вина ООО «Отрадаагроинвест» в неизвещении владельцев пасек о проведении работ по обработке полей пестицидами доказана, в удовлетворении жалобы просил отказать.
Изучив доводы жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения являются обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 28.2, частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях объективная сторона правонарушения должна быть полно и четко описана в процессуальных документах, составляемых (издаваемых) административным органом при производстве по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наличие или отсутствие события административного правонарушения устанавливается на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, в иных протоколах, предусмотренных Кодексом, в объяснениях лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в показаниях потерпевшего, свидетелей, в заключениях экспертов, в иных документах, составленных, в частности, вследствие использования специальных технических средств.
Перечень сведений, которые в любом случае должны быть отражены в протоколе об административном правонарушении, определен в части 2 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; к ним относятся, в частности, событие административного правонарушения, а также иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 3 статьи 26.2 Кодекса).
В силу пункта 4 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, также должны быть указаны в постановлении по делу об административном правонарушении.
В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, которая влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 вышеназванного Федерального закона).
Во исполнение вышеприведенного Федерального закона постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2010 года № 17 утверждены Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов. Санитарные правила и нормативы (СанПиН 1.2.2584-10).
Пунктом 2.16. СанПиН 1.2.2584-10 установлено, что до проведения обработок пестицидами, не позднее чем за 3 дня, ответственные за проведение работ должны обеспечить оповещение о запланированных работах населения близлежащих населенных пунктов, на границе с которыми размещаются подлежащие обработкам площади, через средства массовой информации (радио, печатные органы, электронные средства и другие способы доведения информации до населения) о запланированных работах.
В силу пункта 2.27. СанПиН 1.2.2584-10 в целях обеспечения безопасности продукции пчеловодства и охраны пчел от воздействия пестицидов обработку участков следует проводить в поздние часы путем опрыскивания наземной аппаратурой с обязательным оповещением владельцев пасек о необходимости исключения вылета пчел ранее срока, указанного в Каталоге и рекомендациях по применению конкретных препаратов.
Расшифровка классов опасности для пчел и соответствующие им условия применения пестицидов приведены в Приложении 2 Государственного каталога пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации. 2019 год (утв. Минсельхозом России). Так, при использовании пестицидов 3 класса опасности – малоопасные (категория риска - низкий) необходимо соблюдение следующего экологического регламента: проведение обработки растений ранним утром или вечером после захода солнца при скорости ветра - не более 4 - 5 м/с (авиаобработка не более 2 - 3 м/с), погранично-защитная зона для пчел не менее 2 - 3 км (авиаобработка не менее 3 - 4 км), ограничение лета пчел не менее 20 - 24 часа (авиаобработка не менее 20 - 24 часа).
При этом во всех случаях применение пестицидов требует соблюдения основных положений "Инструкции по профилактике отравления пчел пестицидами" (Москва, ГАП СССР 1989 г.); в частности - обязательно предварительное за 4 - 5 суток оповещение пчеловодов общественных и индивидуальных пасек (средствами печати, радио) о характере запланированного к использованию средства защиты растений, сроках и зонах его применения.
В соответствии с пунктом 3.1.1. Инструкции по профилактике отравлений пчел пестицидами, утвержденной 14 июня 1989 года Всесоюзным производственно-научным объединением по агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства «Союзсельхозхимия» и Главным управлением ветеринарии Госагропрома СССР, заблаговременно, но не менее чем за двое суток перед началом проведения каждой в отдельности обработки администрация хозяйства обязана оповещать население, ветеринарную службу о местах и сроках обработок, используемых препаратах и способах их применения. Пчеловодов пасек, расположенных в радиусе не менее 7 км от места применения пестицидов, администрация предупреждает о необходимости применения мер по охране пчел от возможного отравления.
Согласно материалам дела об административном правонарушении, 16 июня 2019 года ИП Глава КФХ К. А.В. обратился в Управление Роспотребнадзора по Орловской области, Прокурору Орловской природоохранной межрайонной прокуратуры и иные государственные органы и Учреждения по факту гибели пчел (320 пчелосемей), установлением виновных в уничтожении его пасеки, расположенной в <адрес> области.
Управлением Роспотребнадзора по Орловской области 19 июня 2019 года обращение К. А.В. направлено для разрешения с иными его обращениями направленными ранее в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Орловской области в г. Мценске (вх. №, вх. № от 26 июня 2019 года, вх. № от 27 июня 2019 года).
На основании Распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Орловской области от 3 июля 2019 года № главным специалистом –экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Орловской области в г. Мценске Мельниковым И.А. 15 июля 2019 года проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «Отрадаагроинвест» в рамках федерального государственного надзора в области санитарно-эпидемиологического надзора.
В ходе проверки установлено, что ООО «Отрадаагроинвест», осуществляющее выращивание сельскохозяйственных культур, допустило нарушение требований статей 11, 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и пунктов 2.16., 2.26. СанПиН 1.2.2584-10 «Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения и перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов», а именно юридическое лицо при проведении обработок полей с посевами яровой пшеницы, расположенных вблизи <адрес> (кадастровый номер № поля OR <...> OR <...>) не довело до населения и пчеловодов вышеуказанного населенного пункта информацию о запланированных работах.
С учетом указанных обстоятельств после проведения внеплановой документарной проверки, результаты которой выявили факт совершения ООО «Отрадаагроинвест» правонарушения, по факту не доведения 7 июня 2019 года до населения и пчеловодов населенного пункта <адрес> через средства массовой информации о запланированных работах по применению пестицидов в отношении данного юридического лица 15 июля 2019 года с участием законного представителя Общества генерального директора Луганского А.М. был составлен протокол об административном правонарушении № по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приходя к выводу о виновности ООО «Отрадаагроинвест» в совершении вмененного административного правонарушения должностное лицо - главный государственный санитарный врач по г. Мценску, Мценскому, Болховскому, Корсаковскому, Знаменскому районам Орловской области вынесший постановление по делу об административном правонарушении исключил из состава вменяемого Обществу правонарушения невыполнение им требования пункта 2.16 СанПиН 1.2.2584-10 - не информирование население <адрес> о предстоящих обработках полей пестицидами и исходил их того, что установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о нарушении юридическим лицом пункта 2.27 СанПиН 1.2.2584-10 в части того, что 10 июня 2019 года в 19 часов 00 минут ООО «Отрадаагроинвест» не оповестило владельцев пасек о необходимости исключения вылета пчел ранее срока, указанного в Каталоге и рекомендациях по применению конкретных препаратов.
В нарушение вышеуказанных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае ни протокол об административном правонарушении, ни акт не содержат надлежащего описания события правонарушения, выразившегося в нарушении указанного пункта СанПиН 1.2.2584-10.
Приведенные обстоятельства, с учетом позиции защитника юридического лица о том, что в протоколе об административном правонарушении нарушение пункта 2.27 СанПиН 1.2.2584-10 вменено не было, не позволяют признать обоснованным привлечение ООО «Отрадаагроинвест» к административной ответственности за совершение вмененного административного правонарушения.
Учитывая изложенное выше, прихожу к выводу о том, что такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Из положений пункта 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В силу пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в случае необходимости выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Возвращение протокола об административном правонарушении после принятия решения о назначении рассмотрения дела исключается.
Привлекая ООО «Отрадаагроинвест» к административной ответственности, должностное лицо территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Орловской области в г. Мценске не устранило пробелов, допущенных в ходе производства по делу, не возвратило протокол об административном правонарушении для устранения допущенных нарушений.
Учитывая данные обстоятельства, прихожу к выводу, что событие административного правонарушения не установлено должным образом, что в силу положений статье 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, должностное лицо административного органа привлекло Общество к административной ответственности при отсутствии надлежащих доказательств наличия в действиях последнего состава административного правонарушения и события вменяемого административного правонарушения, с нарушением положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержащих требования о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Учитывая указанные выше обстоятельства, постановление главного государственного санитарного врача по г. Мценску, Мценскому, Болховскому, Корсаковскому, Знаменскому районам Орловской области от 20 августа 2019 года № в отношении ООО «Отрадаагроинвест» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░.░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░ 20 ░░░░░░░ 2019 ░░░░ №, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 6.3 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 24.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ - ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░