г. Санкт-Петербург
Дело № 2-5205/2018 12 ноября 2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга
В составе председательствующего судьи Колосовой Т.Н.
При секретаре Ивановой М.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Петрова Максима Сергеевича, Петровой Ксении Викторовны к ООО «Ленстройтрест», ООО «ЛСТ Девелопмент» о взыскании неустойки за просрочку исполнения обязательств, компенсации морального вреда, судебных расходов, штрафа
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с иском к ООО «Ленстройтрест», ООО «ЛСТ Девелопмент» о взыскании неустойки за просрочку исполнения обязательств, компенсации морального вреда, судебных расходов, штрафа, ссылаясь на то, что 30 ноября 2015 г. между истцами и ООО «Ленстройтрест» за счёт и от имени ООО «ЛСТ Девелопмент» был заключен договор участия в долевом строительстве жилого дома № 35/Я2-1-2015. Предметом данного договора является строительство многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером <№>. Объектом договора является 1-комнатная квартира <№>, общей площадью 34,85 кв. м, расположенная на 6 этаже жилого дома. Стоимость квартиры (размера долевого участия в строительстве) по договору составляет 3 200 483 рублей 88 копеек, которая была оплачена истцами в полном объеме. Согласно п.2.1 данного договора, срок введения жилого дома в эксплуатацию составляет - не позднее 22 сентября 2016 года. В соответствии с договором Застройщик обязуется после получения в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома передать участнику долевого строительства объект долевого строительства в состоянии и с характеристиками, согласно Приложениям № 1 и 2 к настоящему договору в течение шести месяцев, но не позднее 21 марта 2017 года. Истцы указывают, что квартира была им передана 14.03.2018 года, в связи с чем, застройщиком нарушены предусмотренные договором сроки передачи дольщику указанной квартиры. До обращения в суд истцами была направлена претензия Застройщику с целью досудебного урегулирования спора с требованием выплатить неустойку за просрочку сдачи объекта долевого строительства, компенсацию морального вреда, убытки. Истцы просят взыскать с ответчика неустойку в размере 542 196 рублей 90 копеек; компенсацию морального вреда в размере 160 000 рублей (по 80 000 рублей каждому); штраф в размере 50% от суммы присужденной судом, убытки в размере 110 000 рублей, в пользу истца Петровой К.В. расходы на оказание юридической помощи в размере 40 000 рублей.
Истец Петрова К.В. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.
Истец Петров М.С. в судебное заседание не явился, направил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчиков ЗАО «Ленстройтрест» и ООО «ЛСТ Девелопмент» в судебное заседание явился, представил в адрес суда возражения по заявленным требованиям, просил применить ст. 333 ГК РФ.
Выслушав истца, представителя ответчиков, изучив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования заявленными обоснованно и подлежащими удовлетворению частично, по следующим основаниям.
Как усматривается из представленных суду материалов, 30 ноября 2015 г. между истцами и ООО «Ленстройтрест» за счёт и от имени ООО «ЛСТ Девелопмент» был заключен договор участия в долевом строительстве жилого дома № 35/Я2-1-2015. Предметом данного договора является строительство многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером <№>, в связи с чем, суд полагает, что ответственность за нарушение условий договора должна быть возложена на ООО «ЛСТ Девелопмент» (л.д.9-18).
Объектом договора является 1-комнатная квартира <№>, общей площадью 34,85 кв. м, расположенная на 6 этаже жилого дома.
Стоимость квартиры (размера долевого участия в строительстве) по договору составляет 3 200 483 рублей 88 копеек, которая была оплачена истцами в полном объеме (л.д.25-26).
Согласно п.2.1 данного договора, срок введения жилого дома в эксплуатацию составляет - не позднее 22 сентября 2016 года.
В соответствии с договором Застройщик обязуется после получения в установленном порядке разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома передать участнику долевого строительства объект долевого строительства в состоянии и с характеристиками, согласно Приложениям №№ 1 и 2 к настоящему договору в течение шести месяцев, но не позднее 21 марта 2017 года.
Судом установлено, что квартира была передана истцам 14.03.2018 года, что подтверждается актом приема-передачи (л.д.19-20).
По состоянию на 14.03.2018 г. размер неустойки за просрочку сдачи квартиры в эксплуатацию составляет 542 196 рублей 90 копеек.
Истцами была направлена претензия Застройщику с целью досудебного урегулирования спора и с требованием выплатить неустойку за просрочку сдачи объекта долевого строительства, компенсацию морального вреда, убытки, которая оставлена без удовлетворения (л.д.35-40).
В соответствии со ст. 6 от 30.12.2004 года ФЗ № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства не позднее срока, который предусмотрен договором и должен быть единым для участников долевого строительства, которым застройщик обязан передать объекты долевого строительства, входящие в состав многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости или в состав блок-секции многоквартирного дома, имеющей отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования, за исключением случая, установленного частью 3 настоящей статьи. В случае нарушения предусмотренного договором срока передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства застройщик уплачивает участнику долевого строительства неустойку (пени) в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, от цены договора за каждый день просрочки. Если участником долевого строительства является гражданин, предусмотренная настоящей частью неустойка (пени) уплачивается застройщиком в двойном размере. В случае нарушения предусмотренного договором срока передачи участнику долевого строительства объекта долевого строительства вследствие уклонения участника долевого строительства от подписания передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства застройщик освобождается от уплаты участнику долевого строительства неустойки (пени) при условии надлежащего исполнения застройщиком своих обязательств по такому договору.
Таким образом, суд полагает, что размер неустойки за период с 22.03.2017 года по 14.03.2018года из расчета 358 дней просрочки составляет 542 196 рублей 90 копеек.
Расчет неустойки представленный истцами судом проверен, является верным, арифметических ошибок не содержит.
Согласно п. 1 ст. 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
В соответствии с ч. 1 ст. 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.
Таким образом, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств.
Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, т.е., по существу, - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в части первой ст. 333 ГК РФ речь идет не о праве суда, а, по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения, что не может рассматриваться как нарушение статьи 35 Конституции РФ.
Таким образом, с учетом конкретных обстоятельств дела, суд приходит к выводу, что требуемая истцами неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательств ответчиком.
Взыскание неустойки в заявленном истцами размере не соответствовало бы компенсационной природе неустойки, которая направлена на восстановление прав кредитора, нарушенных вследствие ненадлежащего исполнения обязательства, и должна соответствовать последствиям нарушения.Оценив размер заявленной истцами неустойки, принимая во внимание обстоятельства дела, суд полагает возможным снизить размер заявленных истцами требований в указанной части до 286 443 рублей 23 копеек.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Таким образом, поскольку судом установлено нарушение прав потребителей Петрова М.С., Петровой К.В., полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истцов компенсацию морального вреда, снизив размер заявленных истцами требований, исходя из принципа разумности и справедливости до 5 000 рублей в пользу каждого.
Согласно п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
В соответствии с пунктом 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", которые не были удовлетворены в добровольном порядке изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером), суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.
Исходя из смысла указанных разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации штраф, предусмотренный п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", следует рассматривать как предусмотренный Законом способ обеспечения исполнения обязательств (статья 329 ГК РФ) в гражданско-правовом смысле этого понятия (статья 307 ГК РФ).
С момента получения претензии и по настоящее время требования потребителей Петрова М.С., Петровой К.В. в части выплаты неустойки в добровольном порядке ответчиком не удовлетворены, в связи с чем, суд полагает необходимым взыскать с ответчика ООО «ЛСТ Девелопмент» в пользу Петровой К.В., Петрова М.С. штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителей в размере 148 221 рубля 61 копейки (286 443,26+10000)/2).
Требования ответчика в части снижения размера подлежащего взысканию штрафа удовлетворению не подлежат, поскольку штраф рассчитан судом с учетом размера неустойки сниженной на основании ст. 333 ГК РФ.
Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Основанием применения меры имущественной ответственности в виде возмещения убытков является наличие состава гражданского правонарушения, включающего: факт причинения убытков, противоправность поведения виновного лица, причинно-следственную связь между первым и вторым элементами, доказанность размера понесенных убытков. Требование о взыскании убытков может быть удовлетворено при установлении совокупности всех указанных элементов.
При этом бремя доказывания причинно-следственной связи между действиями ответчика и причинением убытков лежит на истце.
В обоснование требования о возмещении убытков истцы ссылаются на заключенный 01.04.2017 года договор найма жилого помещения (л.д. 31-33) с ежемесячной оплатой в размере 10 000 рублей, указывают, что в связи с несвоевременным исполнением ответчиком обязательств по договору истцы были вынуждены арендовать жилое помещение для проживания.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что истцами представлены лишь доказательства несения расходов по найму жилого помещения, однако причинная связь между допущенным ответчиком нарушением обязательства и возникшими для истцов убытками, последним не доказана, в связи с чем, требования истцов о взыскании убытков в размере 110 000 рублей удовлетворению не подлежат.
В соответствии с требованиями ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно части 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Из содержания указанных норм следует, что возмещение судебных издержек, в том числе расходов на оплату услуг представителя, осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда.
В том случае, если в удовлетворении исковых требований истца к одному из ответчиков было отказано, то с истца в пользу ответчика, в отношении которого было отказано в удовлетворении исковых требований, присуждаются понесенные ответчиком издержки.
Истцом Петровой К.В. представлен договор на оказание юридических услуг от 11.03.2018 года (л.д.28), акт выполненных работ от 11.03.2018 года (л.д.29), квитанция на сумму 40 000 рублей (л.д.27).
Определяя размер подлежащих взысканию в пользу Петровой К.В. судебных расходов, суд исходит из следующих обстоятельств.
В рамках реализации права на судебную защиту законодатель установил право на возмещение судебных расходов лицом, в пользу которого принят судебный акт (ч. 1 ст. 100 ГПК РФ). При этом расходы должны быть осуществлены в связи с рассмотрением дела в суде, фактически понесены и документально подтверждены стороной, требующей их возмещения, должны отвечать критериям разумности.
При этом суд обязан создавать условия, при которых соблюдался бы необходимый баланс процессуальных прав и обязанностей сторон. Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым на реализацию требований части 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, с учетом характера спора и категории дела, уровня его сложности, объема нарушенного права, получившего защиту, объема доказательственной базы по данному делу, объема выполненной представителем работы по настоящему делу, исходя из требований разумности и справедливости, суд находит заявленный ко взысканию общий размер расходов на услуги представителя 40 000 рублей завышенным и подлежащим снижению до 5000 рублей.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, с ответчика в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в размере 9 229 рублей (8929 рублей имущественные требования и 300 рублей по неимущественным требованиям).
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона в гражданском процессе обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается.
Ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено суду доказательств, которые могли бы служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░-░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 286 443 ░░░░░ 23 ░░░░░░░, ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 148 221 ░░░░░ 61 ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░-░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 5 000 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░-░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5000 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░-░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 9 229 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 16 ░░░░░░ 2018 ░░░░.