76RS0024-01-2021-005188-67
Дело № 2а-1424/2022
Принято в окончательной форме 30.12.2022г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 июля 2022 года г. Ярославль
Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Андриановой И.Л.,
при помощнике судьи Плотниковой Д.Н.,
с участием представителя административного истца Смирновой Ю.В. по доверенности Крылова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Смирновой Ю,В, к Территориальному обществу самоуправления поселка Сокол Фрунзенского района города Ярославля в лице руководителя – председателя Жариковой Елена Анатольевны о признании решения незаконным, прекращении осуществления деятельности Территориальному обществу самоуправления поселка Сокол Фрунзенского района города Ярославля,
у с т а н о в и л:
Административные истцы Шахова Т.В. и Смирнова Ю.В. обратились в суд с административным иском к административному ответчику Территориальному обществу самоуправления (ТОС) поселка Сокол Фрунзенского района города Ярославля в лице руководителя – председателя Жариковой Е.А. о признании решения, действия, бездействия ТОС незаконным, обязании устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод административного истца/препятствие к осуществлению административным истцом его прав и свобод, прекращении полномочия делегатов ТОС, прекращении осуществления деятельности ТОС.
Определением Фрунзенского районного суда г. Ярославля от 21.07.2022 года принят отказ Шаховой Т.В, от административного иска, производство по административному делу в части административных требований Шаховой Т.В, прекращено.
С учетом уточнения требований, административный истец Смирнова Ю.В. просит:
- признать незаконным решение ТОС поселка Сокол Фрунзенского района города Ярославля в лице руководителя - председателя Жариковой Е.А. - протокола НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, протокола НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, действие по исключению членов ТОС «Поселок Сокол», бездействие в проведении собрания/конференции и определении направления деятельности ТОС с участием жителей, где указаны главные направления по защите интересов жителей;
- прекратить осуществление деятельности ТОС поселка Сокол Фрунзенского района города Ярославля в соответствии с п. 7.1 и п. 7.2 Устава ТОС поселок Сокол, согласно которого ответственность ТОС, органов ТОС перед жителями наступает, в случае нарушения ими настоящего Устава.
В обоснование административного иска указано, что ТОС поселка Сокол Фрунзенского района города Ярославля в лице руководителя - председателя Жариковой Е.А., в нарушение п. 5.1. Устава ТОС «Поселок Сокол» в 2021 году не было проведено ежегодное отчетно-перевыборное собрание/конференция, на котором в соответствии с п. 4.2.2. рассматриваются и утверждаются отчеты деятельности членов ТОС и определяются основные направления деятельности ТОС.
В протоколе № 11 от 02.03.2021 года, опубликованном на сайте городского сообщества ТОС поселок Сокол 25.10.2021, зафиксировано, что собрание/конференция с жителями не состоится по причине эпидемиологической ситуации.
Факт необоснованности об отказе в проведении собрания/конференции по причине эпидемиологической ситуации подтверждается тем обстоятельством, что этим же протоколом зафиксировано проведение других собраний. Кроме этого, несмотря на приведенную в данном протоколе эпидемиологическую обстановку, проводились праздники, на которые приглашались жители поселка (подтверждается объявлениями, размещенными на сайте городского сообщества ТОС).
Непроведение собрания /конференции ущемило права жителей, нарушен п.п. 5.1 Устава ТОС «Поселок Сокол», согласно которому собрание граждан/конференция собирается не реже одного раза в год, а также п.п. 4.2.2., согласно которому к исключительным полномочия собрания относится определение основных направлений деятельности ТОС на предстоящий год; п. 4.3.10 - деятельность комитета ТОС осуществляется в соответствии с программой основных направлений деятельности ТОС, принятой собранием граждан и п.п.1, п.4.3.12 - деятельность комитета ТОС осуществляется в соответствии с программой, принятой собранием/конференцией граждан, и обязательна к исполнению.
В нарушение п. 2.2. Устава ТОС - в Протоколе № 13 от 15.04.2021 года (опубликован на сайте городского сообщества 25.10.2021) - при неполном составе и умышленном игнорировании надлежащего уведомления членов состава ТОС о проведении собрания с повесткой об исключении членов из состава комитета ТОС «Поселок Сокол», а именно, Шахову Т.В., Маршинина А.А., Смирнову Ю.В., Крылова Д.А., Малофееву О.А., были исключены из состава ТОС члены ТОС - Шахова Т.В, Маршинин А.А., Смирнова Ю.В., Крылов Д.А., Малофеева О.А..
Исключение членов ТОС, избранных на собрании жителей, без созыва собрания/конференции является нарушением п. 4.2.2. Устава, согласно которому избрание органов ТОС относится к исключительным полномочиям собрания, это ущемило права жителей, т.к. указанные выше члены ТОС были избраны жителями и представляли их интересы.
В нарушение п. 3.1. Устава «Поселок Сокол», как потребителей коммунально-бытовых услуг и в нарушение п.п. 6 п. 3.3. Устава «Поселок Сокол» - игнорирование заявок жителей, связанных с реализацией прав. На сайте ТОС создан раздел по приему заявок от жителей, но обращения жителей не просто игнорируются, но в довольно грубой форме отвергаются и жителям рекомендуется самим обращаться в соответствующие службы для решения возникающих проблем (обращение жительницы поселка Громовой С. от 25.10.2021, от Смирновой Ю. от 25.10.2021). Это ущемило права жителей, нарушен п.п. 6 п. 3.3 Устава ТОС, согласно которому основным направлением деятельности ТОС является защита интересов жителей как потребителей коммунально-бытовых услуг в соответствующих службах органов городского самоуправления.
В нарушение п.п. 6 п. 4.3.4 Устава ТОС пос.Сокол председателем комитета ТОС Жариковой Е.А. не организован прием жителей как очно, так и заочно на сайте городского сообщества ТОС пос.Сокол.
На данные бездействия и игнорирование интересов жителей со стороны председателя ТОС Жариковой Е.А. была подана коллективная жалоба № 734 от 18.03.2021 в мэрию города Ярославля по вопросу недоверия председателю ТОС Жариковой Е.А. Недоверие к председателю ТОС Жариковой Е.А. подтверждается протоколом инициативной группы и подписными листами, также материалами проведенной конференции с участием представителя администрации Фрунзенского и Красноперекопского районов по вопросу выхода части территории из состава ТОС поселок Сокол. Данные материалы были направлены в Муниципалитет города Ярославля. Нарушен п. 3.2 Устава ТОС, согласно которого задачей ТОС является соблюдение прав и законных интересов жителей территории при осуществлении ими общественного самоуправления, п.п. 6 п. 4.3.4. Устава, согласно которого председатель ТОС организует прием жителей территории.
Данными решениями, действиями, бездействием в части непроведения собрания/конференции жителей, игнорированием первоочередных задач, злоупотреблением эпидемиологической обстановкой нарушены права, свободы и законные интересы жителей.
Бездействие территориального общества самоуправления поселка Сокол затрагивает права и интересы административного истца.
Представитель административного истца в судебном заседании административные исковые требования поддержал по изложенным в административном иске/уточненном административном иске доводам и основаниям, просил требования удовлетворить.
Представители административного ответчика, заинтересованные лица в судебном заседании не присутствовали, извещались судом о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Отдел организационной работы и взаимодействия с общественностью территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля, территориальной администрацией Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля в дело представлены отзывы, в которых по существу указано о несогласии с административными исковыми требованиями.
Суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав участника процесса, заслушав показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, оценив все представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 27 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а также в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются по предложению населения, проживающего на соответствующей территории, представительным органом поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, а в расположенных на межселенной территории населенных пунктах (либо на части их территории) - представительным органом муниципального района.
Территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний и конференций граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.
Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.
Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления уполномоченным органом местного самоуправления соответствующих поселения, внутригородской территории города федерального значения, муниципального округа, городского округа, внутригородского района, муниципального района. Порядок регистрации устава территориального общественного самоуправления определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:
1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;
2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;
3) избрание органов территориального общественного самоуправления;
4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;
5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;
6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления;
7) обсуждение инициативного проекта и принятие решения по вопросу о его одобрении.
Органы территориального общественного самоуправления:
1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
8.1. Органы территориального общественного самоуправления могут выдвигать инициативный проект в качестве инициаторов проекта.
9. В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:
1) территория, на которой оно осуществляется;
2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;
3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;
4) порядок принятия решений;
5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.
10. Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут.
11. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Согласно ст. 29 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, обсуждения вопросов внесения инициативных проектов и их рассмотрения, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан.
Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.
Собрание граждан, проводимое по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, назначается соответственно представительным органом муниципального образования или главой муниципального образования.
Собрание граждан, проводимое по инициативе населения, назначается представительным органом муниципального образования в порядке, установленном уставом муниципального образования.
Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом территориального общественного самоуправления.
В собрании граждан по вопросам внесения инициативных проектов и их рассмотрения вправе принимать участие жители соответствующей территории, достигшие шестнадцатилетнего возраста. Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях рассмотрения и обсуждения вопросов внесения инициативных проектов определяется нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.
Собрание граждан, проводимое по вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом территориального общественного самоуправления.
Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.
Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются настоящим Федеральным законом, уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.
Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Согласно ст. 30 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в случаях, предусмотренных уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления, полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов).
Порядок назначения и проведения конференции граждан (собрания делегатов), избрания делегатов определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления.
Итоги конференции граждан (собрания делегатов) подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
Как видно из дела, Территориальное общественное самоуправление «поселок Сокол» (ТОС «Сокол») образован в 2003 году, председателем комитета ТОС с момента образования являлся Мечко В.А.
В 2020 году, в связи с изменением границ ТОС «Сокол», по инициативе комитета 09.02.2020 состоялось собрание жителей, где было принято решение направить ходатайство в муниципалитет об установлении границ территориального общественного самоуправления ТОС «Поселок Сокол» и избрании делегатов на конференцию представителей жителей по утверждению Устава ТОС (протокол от 09.02.2020).
Границы ТОС «Поселок Сокол» утверждены решением муниципалитета города Ярославля от 18.12.2020 N 458 "Об установлении границ территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление во Фрунзенском районе города Ярославля" установлены границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление в городе Ярославле, в пределах следующих жилых домов: <адрес>
Решением собрания делегатов 15.02.2020 председателем ТОС была избрана Жарикова Е.А. (протокол НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА).
Регистрация Устава территориального общественного самоуправления, изменений в Устав территориального общественного самоуправления является муниципальной услугой.
Порядок предоставления муниципальной услуги регламентирован административным регламентом по регистрации Устава территориального общественного самоуправления, изменений в Устав территориального общественного самоуправления, принятию решения об отказе в регистрации Устава территориального общественного самоуправления, утвержденного Постановлением мэрии г. Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР.
Устав ТОС «Поселок Сокол» утвержден конференцией жителей поселка Сокол Фрунзенского района г. Ярославля ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (протокол НОМЕР), зарегистрирован постановлением мэрии г. Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР.
Как указано в отзывах заинтересованных по делу лиц и участвующими в деле лицами не оспорено, с 2020 года комитет ТОС «Поселок Сокол» ведет активную работу, является инициатором множества проектов по благоустройству территории поселка, они принимают участие во всех общественных мероприятиях, проводимых на территории города и Фрунзенского района, многие проекты, благодаря своей общественной значимости, заслуженно получили высокую оценку жителей поселка.
Указанные обстоятельства позволили Отделу организационной работы и взаимодействия с общественностью территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля, территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля прийти к выводу о том, что деятельность комитета ТОС направлена на улучшение социально-бытовых условий проживания жителей поселка и их сближение в решении этих вопросов, что ТОС «Поселок Сокол» создан в существующих границах в соответствии с требованиями законодательства и с учетом волеизъявления граждан, проживающих на данной территории, что функционирующее территориальное общество самоуправления поселка Сокол соответствует требованиям действующего законодательства, Уставу города Ярославля и решает вопросы в интересах жителей поселка Сокол.
В силу положений ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
Анализ представленных в дело доказательств на основании положений действующего законодательства позволяет суду согласиться с доводами и выводами указанных выше заинтересованных по делу, стороной административного истца не оспоренными, положить их в основу решения, не усматривая предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Доводы административного истца об ином несостоятельны и судом отклоняются.
Исходя из положений Устава ТОС поселка Сокол Фрунзенского района г. Ярославля, утвержденного конференцией представителей жителей поселка <адрес>, территориальное общественное самоуправлени - самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории города для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения (п. 1.1 Устава).
Правовую основу ТОС составляют законодательство РФ, Устав г. Ярославля, решение муниципалитета г. Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА НОМЕР «О порядке организации и осуществления общественного самоуправления в г. Ярославле, иные правовые акты органов городского самоуправления и настоящей Устав ТОС (п. 1.2).
Согласно п.п. 1.3, 1.4, 1.5 Устава ТОС осуществляется жителями, постоянно или преимущественно проживающими на территории, на которой действует ТОС, и достигшими 16-летнего возраста.
Жители территории принимают решение об учреждении ТОС на собрании граждан (конференции граждан (собрании делегатов).
ТОС считается учрежденным с момента регистрации Устава ТОС мэрией города Ярославля в порядке, определенном Уставом города Ярославля.
В пункте п. 3.3 Устава указаны основные направления деятельности ТОС:
1) организация акций милосердия и благотворительности, содействие в проведении таких акций органам государственной власти Российской Федерации и Ярославской области, органам городского самоуправления, благотворительным фондам, гражданам и их объединениям, участие в распределении гуманитарной и иной помощи;
2) осуществление общественного контроля за выполнением условий владения, пользования, распоряжения (в том числе приватизации и аренды) муниципальной собственностью;
3) содействие правоохранительным органам в поддержании общественного порядка;
4) участие в работе по воспитанию граждан в духе соблюдения законов, бережного отношения ко всем формам собственности, укреплению общественного порядка;
5) содействие в проведении культурных, спортивных, лечебно-оздоровительных и других мероприятий;
6) защита интересов жителей как потребителей коммунально-бытовых услуг в соответствующих службах органов городского самоуправления;
7) содействие жителям в решении жилищных проблем, проведение соответствующих консультаций;
8) внесение предложений в органы городского самоуправления и должностным лицам городского самоуправления по вопросам:
- использования земельных участков под строительство, детские и оздоровительные площадки, скверы, стоянки автомобилей, гаражи, под площадки для выгула собак и другие общественно полезные цели, если это затрагивает интересы жителей той территории, на которой осуществляется ТОС;
- создания на территории, на которой осуществляется ТОС, объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, здравоохранения;
9) содействие мерам санитарного, эпидемиологического и экологического контроля и безопасности;
10) осуществление общественного контроля за качеством уборки территории, вывозом мусора, за работой диспетчерской службы по эксплуатации домовладений и устранению аварийных ситуаций;
11) информирование жителей территории о принятых органами государственной власти и государственными должностными лицами Российской Федерации и Ярославской области, органами городского самоуправления и должностными лицами городского самоуправления решениях, затрагивающих интересы жителей города Ярославля;
12) осуществление иных инициатив в вопросах местного значения в соответствии с правовыми актами органов городского самоуправления;
13) обсуждение проектов федеральных и областных законов, правовых актов органов городского самоуправления и должностных лиц городского самоуправления;
14) участие в разработке и реализации комплексных программ развития территории, направленных на сохранение, возрождение, освоение и приумножение природно-культурного наследия, а также содействие осуществлению аналогичных программ, выдвинутых органами государственной власти Российской Федерации и Ярославской области.
Согласно п. 4.1 Устава ТОС осуществляется непосредственно населением посредством проведения собраний граждан (конференций граждан (собраний делегатов), а также посредством создания органов ТОС.
Согласно п. 4.2 Устава Собрание граждан (конференция граждан (собрание делегатов):
В случаях, когда количество жителей на части территории города, где предполагается проведение собрания граждан, превышает 100 человек, может быть назначена конференция граждан (собрание делегатов), которая(ое) осуществляет полномочия собрания граждан, установленные Уставом города Ярославля, нормативными правовыми актами муниципалитета города Ярославля.
К исключительным полномочиям собрания граждан (конференции граждан (собрания делегатов) относятся (п. 4.2.2):
1) установление структуры органов ТОС;
2) принятие Устава ТОС, внесение в него изменений и дополнений;
3) избрание органов ТОС;
4) определение основных направлений деятельности ТОС;
5) утверждение сметы доходов и расходов ТОС и отчета о ее исполнении;
6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов ТОС;
7) обсуждение инициативного проекта и принятие решения по вопросу о его одобрении.
К компетенции собрания граждан (конференции граждан (собрания делегатов) относятся все вопросы, связанные с реализацией прав жителей на осуществление ТОС в соответствии с законодательством (п. 4.2.3).
Собрание граждан (конференция граждан (собрание делегатов) вправе передавать свои полномочия комитету ТОС, за исключением вопросов, отнесенных законодательством, настоящим Уставом ТОС к исключительной компетенции собрания граждан (конференции граждан (собрания делегатов).
В рамках своей компетенции собрание граждан (конференция граждан (собрание делегатов) принимает решения (п. 4.2.4).
Решение собрания граждан считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих жителей.
Решение конференции граждан (собрания делегатов) считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих делегатов.
Согласно п. 4.3 Устава - Комитет ТОС:
Комитет ТОС избирается на собрании граждан (конференции граждан (собрании делегатов) сроком на 5 лет (п. 4.3.1).
К компетенции комитета ТОС относится:
1) представление интересов населения, проживающего на соответствующей территории;
2) обеспечение исполнения решений, принятых на собраниях граждан (конференциях граждан (собраниях делегатов);
3) осуществление хозяйственной деятельности по благоустройству территории, иной хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между комитетом ТОС и органами городского самоуправления с использованием средств местного бюджета;
4) обращение в органы городского самоуправления, другие организации по вопросам, затрагивающим интересы жителей территории, решение которых зависит от этих органов и организаций;
5) реализация права вносить в органы городского самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами городского самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов;
6) участие с правом совещательного голоса в работе муниципалитета города Ярославля по вопросам, затрагивающим интересы комитета ТОС, в случае наделения его собранием или конференцией граждан таким правом;
7) решение вопросов по реализации основных направлений деятельности ТОС, указанных в пункте 3.3 настоящего Устава ТОС;
8) иные полномочия по решению собраний граждан (конференций граждан (собраний делегатов), не относящихся к их исключительной компетенции.
Комитет ТОС может выдвигать инициативный проект в качестве инициатора проекта.
Комитет ТОС избирает из своего состава председателя, заместителя председателя, секретаря, образует необходимые для обеспечения деятельности комиссии.
Комитет ТОС вправе избирать из своего состава сопредседателей, осуществляющих свои полномочия в отношении группы домов либо дома с большим количеством квартир, определенных комитетом ТОС (далее - сектор ТОС).
Согласно п.п. 4.3.4. Устава Председатель комитета ТОС:
1) осуществляет общее руководство деятельностью комитета ТОС;
2) ведет собрание граждан (конференцию граждан (собрание делегатов), заседания комитета ТОС;
3) организует и контролирует выполнение решений собраний граждан (конференций граждан (собраний делегатов);
4) представляет комитет ТОС и территорию во взаимоотношениях с гражданами, юридическими лицами, органами городского самоуправления, общественными объединениями;
5) информирует жителей, органы городского самоуправления о деятельности комитета ТОС;
6) организует прием жителей территории.
Согласно п.п. 4.3.9. -4.3.13. Устава заседания комитета ТОС проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в квартал.
Решения принимаются большинством голосов присутствующих членов и оформляются протоколом, который подписывается председателем и секретарем.
Деятельность комитета ТОС осуществляется в соответствии с программой основных направлений деятельности ТОС, принятой собранием граждан (конференцией граждан (собранием делегатов), которая составляется с учетом предложений жителей и органов городского самоуправления.
Комитет ТОС не реже 1 раза в год отчитывается о своей работе на собрании граждан (конференции граждан (собрании делегатов), проживающих на соответствующей территории.
Деятельность комитета ТОС предусматривает:
1) обязательность в исполнении принятых на собраниях граждан (конференциях граждан (собраниях делегатов) решений;
2) координацию работы с органами городского самоуправления;
3) содействие в выполнении решений органов городского самоуправления;
4) информирование органов городского самоуправления и жителей территории о своей деятельности.
Комитет ТОС размещает информационные материалы о своей деятельности (объявления, сообщения, решения) в местах, доступных для обозрения, по согласованию с территориальной администрацией мэрии города Ярославля.
Согласно п. 5.1. Устава собрание граждан (конференция граждан (собрание делегатов) собирается не реже одного раза в год (годовое собрание граждан (годовая конференция граждан (годовое собрание делегатов) либо по мере необходимости для решения вопросов, относящихся к компетенции собрания граждан (конференции граждан (собрания делегатов) (внеочередные собрания граждан (конференции граждан (собрания делегатов).
Согласно п. 5.4. Устава – в случае, предусмотренном подпунктом 4.2.1 пункта 4.2 настоящего Устава ТОС, ТОС может осуществляться посредством проведения конференции граждан (собрания делегатов).
Согласно п.п. 5.7. -5.11. Устава конференция граждан (собрание делегатов) по вопросам организации и осуществления ТОС считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, имеющих право на участие в ТОС.
Процедура голосования (открытое или тайное) принимается конференцией граждан (собранием делегатов).
Собрание граждан правомочно, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, имеющих право на участие в ТОС.
Процедура голосования (открытое или тайное) принимается собранием граждан.
5.9. Собрание граждан (конференцию граждан (собрание делегатов) открывает и ведет председатель комитета ТОС. Ведение собрания граждан (конференции граждан (собрания делегатов) может быть поручено иному лицу (председателю собрания граждан (конференции граждан (собрания делегатов). На собрании граждан (конференции граждан (собрании делегатов) избирается секретарь и счетная комиссия.
Инициатор назначения собрания граждан (конференции граждан (собрания делегатов) вправе принять решение об их проведении в заочной форме. В бюллетене (опросном листе, листе голосования) должны быть указаны:
- сведения о лице, участвующем в голосовании (Ф.И.О., адрес регистрации);
- место или адрес передачи бюллетеня (опросного листа, листа голосования) либо место его заполнения;
- решение по каждому вопросу повестки дня, выраженное формулировками "за", "против" или "воздержался".
Результаты собрания граждан (конференции граждан (собрания делегатов) оформляются протоколом, который подписывается председателем комитета ТОС либо председателем собрания граждан (конференции граждан (собрания делегатов) и секретарем.
В разделе 7 Устава ТОС предусмотрена ответственность и порядок прекращения деятельности ТОС.
Так, в п. 7.1 Устава ответственность ТОС, органов ТОС перед жителями территории, на которой осуществляется общественное самоуправление, наступает, в случае нарушения ими настоящего Устава ТОС, Устава <адрес>, правовых актов органов городского самоуправления либо утраты доверия со стороны собрания граждан (конференции граждан (собрания делегатов).
Деятельность ТОС, органов ТОС прекращается решением собрания граждан (конференции граждан (собрания делегатов) либо путем самороспуска, либо в судебном порядке, а также по иным основаниям в соответствии с правовыми актами органов городского самоуправления (п. 7.2 Устава).
Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации (абзац 2 ч. 5 ст. 27 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В силу положений статьи 7 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" к числу организационно-правовых форм общественных объединений относится орган общественной самодеятельности.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" указанного закона органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.
Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций.
В случае государственной регистрации органа общественной самодеятельности данный орган приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом.
Согласно абзацу 4 статьи 3 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном упомянутым федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.
Из Устава ТОС не следует, что оно обладает статусом юридического лица.
Согласно ст. 39 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" государство и его органы, общественные объединения и отдельные граждане несут равную ответственность за соблюдение настоящего Федерального закона и других законов об отдельных видах общественных объединений.
Общественные объединения и граждане, чьи права, предоставленные настоящим Федеральным законом и другими законами об отдельных видах общественных объединений, оказались нарушенными, могут обратиться с исковым заявлением в судебные органы и с заявлением или жалобой в административные органы о привлечении виновных к ответственности.
Согласно положениями ч.ч. 1, 2 ст. 5 КАС РФ способность иметь процессуальные права и нести процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами, органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, общественными объединениями, религиозными и иными организациями, в том числе некоммерческими, а также общественными объединениями и религиозными организациями, не являющимися юридическими лицами, если они согласно настоящему Кодексу и другим федеральным законам обладают правом на судебную защиту своих прав, свобод и законных интересов в публичной сфере.
Способность своими действиями осуществлять процессуальные права, в том числе поручать ведение административного дела представителю, и исполнять процессуальные обязанности в административном судопроизводстве (административная процессуальная дееспособность) принадлежит:
1) гражданам, достигшим возраста восемнадцати лет и не признанным недееспособными;
2) несовершеннолетним гражданам в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и гражданам, ограниченным в дееспособности, - по административным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных правоотношений, в которых указанные граждане согласно закону могут участвовать самостоятельно. В случае необходимости суд может привлечь к участию в рассмотрении административного дела законных представителей этих граждан;
3) органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления, избирательным комиссиям, комиссиям референдума, общественным объединениям, религиозным и иным организациям, в том числе некоммерческим;
4) общественным объединениям и религиозным организациям, не являющимся юридическими лицами, - по административным делам, возникающим из спорных административных и иных публичных правоотношений, в которых эти объединения и организации согласно законодательству могут участвовать.
Согласно представленному описанию деятельности ТОС (за второй квартал 2021 года):
- конференция с отчетом за 2020 год была проведена в дистанционном формате через страницу Вконтакте. Согласно протоколу НОМЕР собрания комитета ТОС «поселок Сокол» для решения организации отчетного собрания по проделанной работе 2020-2021 г. от 02.03.2021 г. на повестку собрания поставлены следующие вопросы:
1. По первому вопросу об отчете комитета ТОС «поселок Сокол» о проделанной работе в период 2020-2021 года. Решили: каждый член комитета напишет свой отчет о проделанной работе и опубликует в официальной группе ТОС «поселок Сокол» в социальной сети Вконтакте по адресу https//vk.com/public191232072;
- представителями ТОС «поселок Сокол» выдвигались следующие инициативы:
1. Получить титульный лист по замене светильников и изучить его с тем, чтобы сформировать заявку на новые точки освещения - дополнительное освещение поселка.
2. Проработать с Водоканалом ливнёвки и водоотведение в поселке, формирование ливневых стоков.
3. Установление хоккейной коробки.
4. Футбольные поля для детей и взрослых, волейбольная площадка.
5. Отсыпка асфальтовой крошкой дорог поселка (сделан только частично по улицам.
6. Оказать содействие в Раздельном сборе мусора, уборке на контейнерной площадке.
7. Парковая зона в поселке - формирование и узаконение парковой зоны в поселке.
8. Борьба с борщевиком, покос травы.
9. Благоустройство территории ТОС.
10. Участие в комиссии по приемке нового уличного освещения и замеру уровня освещенности.
Кроме того, официальная переписка с электронной почтой ТОС и формирование заявок через портал «Решаем вместе». Встреча по парковой зоне с Удальцовым А.Д. Две встречи с депутатом Мясниковым Е.Е. и Романом Муратовым по вопросу обсуждения сменны и финансирования ливневой канализации (в июле). После осмотра и целого ряда встреч Е.Е. Мясников подтвердил финансирование проекта по восстановлению ливневой канализации в поселке https://vk.com/publicl91232072?w=waIM91232072_1956.
Встречи с Пенкиным С.В. по вопросам благоустройства и формирования площадки под хоккейный корт прошли за 2 второй квартал. Председатель ТОС является и помощником Главы территориальной администрации и членом Общественной палаты города Ярославля и поэтому принимает участие в технической приемке дороги протяженностью 230 м, участок ул. Малая Пролетарская https://vk.com/public 191232072?w=wall-191232072_1966;
- в период пандемии собрания жителей в ТОС не проводили. Оповещение и приглашение на мероприятия, субботники, ответы на обращения, прием заявок осуществляется через страничку в ВК, чаты;
- осуществлены участия ТОС в проектной деятельности:
1. Ярославский полумарафон по раздельному сбору вторсырья (https://vk.com/publicl91232072?w=wau-191232072_2224, https://vk.com/publicl91232072?w=wall-191232072 2219),
2. Районный конкурс «Цветами славен наш район» (https://vk.com /publicl91232072?w=*waIM91232072 2211 (7 участников награждены),
3. По запросу администрации председатель провела рейды по оформлению адресных табличек и провела разъяснительную работу (https://vk.com/publicl91232072?w=wall-191232072_2118),
4. Акция ООО «Хартия» по сбору коммунальных отходов (https://vk.com/publicl91232072?w=waH-191232072_2003).
5. Приняли участие в совещание в террадминистрации и троих активистов наградили за участие в конкурсе «Лидер общественного самоуправления» (https://vk.com/poblicl91232072?z=photo467411346 457250289%2Fwall-191232072 1977).
6. Приняли участие в диалоговой площадке в МАУ ИРСИ по вопросам утилизации отходов (https://vk.com/publicl91232072?w=wall-191232072 1942);
- работа ТОС организована следующим образом: в условиях пандемии, чтобы избежать распространения заболевания ни конференции, ни собрания жителей не проводятся. Через группу Вконтакте и вайбере происходит оповещение жителей о предстоящих событиях и новостях. На странице организован сбор заявок и предложений от жителей. Выкладывается переписка запросов и заявок и полученные ответы. Идет информирование жителей о предстоящих отключениях света, воды. Расклеиваются объявления. Информирование о различных городских и местных мероприятиях и принимаются заявки и проблемы от жителей по телефонам и при личных встречах. Происходит обход территории. Организуются небольшие собрания с инициативными жителями по конкретным вопросам и по проведению конкретных мероприятиях (ливневка, уборка на контейнерной площадке, проведение субботников, высадка цветов и деревьев, сбор макулатуры и раздельного мусора.
Кроме того, осуществлены следующие мероприятия:
Субботник в ЖК Классика (https://vk.com/publicl91232072?w=wall-191232072 2273),
Ремонтные работы по переходу через ж/д пути (https://vk.com/publicl91232072?w=wall-191232072 2211, https://vk.com/publicl91232072?w= wall-191232072 2032),
Патриотическое направление развивается, создан видео-ролик (https://vk.com/publicl91232072?w=wall- 191232072 2143),
В парковой зоне установлен Добролет - особенный контейнер для сбора крышечек (https://vk.com/Dublic 191232072?w=wall-191232072_2132, https://vk.com/public 191232072?w=wall-191232072 _203б),
День поселка. https://vk.com/public 191232072?w=wall-191232072 2127, https://vk.com/publicl912320727w-wall-191232072 2124).
- осуществляется следующая деятельность ТОС: благоустройство: субботники, уборка вокруг контейнерной площадки. Одно из наиболее активно разрабатываемых направлений деятельности ТОС- это развитие спорта, как для молодого, так и для взрослого населения. На сегодняшний момент постоянно действуют волейбольное и футбольное поле. Проводятся матчи между своими командами и ребятами с района. Продолжается работа по строительству большого футбольного поля для взрослых. Новая хоккейная коробка. Силами жителей произведена вырубка аварийных деревьев на территории, где будет установлена хоккейная коробка. С помощью администрации идет выравнивание и планировка этой территории. Постоянно ведется рубрика ВКонтакте и вайбере с поздравлениями к различным праздникам и важным событиям на поселке.
В течение летних месяцев на территории ТОС проведены субботники, производится раздельный сбор мусора, опиловка кустарника и аварийных деревьев вдоль пешеходных дорожек и в рекреационной зоне. Ведется контроль за местами где ранее производилась незаконная свалка мусора с транзитных машин. Работа по отсыпке ям на дорогах поселка асфальтовой крошкой. Производится вырубка кустарника и аварийных деревьев под окном у ветерана.
Кроме того, ТОС осуществлены следующие мероприятия:
Сбор макулатуры (https://vk.com/publicl91232072?z=photo191232072457240690%2Falbum-191232072 0Q%2Frev),
Сбор пластиковых крышечек у «Добролета» (https://vk.com/publicl91232072?w=wall191232072 2270),
Приемка покрытия нового хоккейного корта (https://vk.com/publicl91232072?w=wall-191232072 2266, https://vk.com/publicl91232072?w=waH-191232072 2288),
Укладка газонного покрытия вокруг корта (https://vk.com/public191232072?w=wall-191232072 2261)
Строительство хоккейного корта (https://vk.com/publicl91232072?w=wall-191232072 2253, https://vk.com/publicl91232072?z=photo~191232072 457240668%2Fwall-191232072 2248, https://vk.com/publicl91232072?w^wall-191232072 2242, https://vk.com/publicl91232072?w=wall-191232072 2236).
Формирование футбольного поля (https://vk.com/publicl91232072?w=wa»-191232072 1972).
05.07.2021 г. руководителем ТОС «поселок Сокол» Жариковой Е.А. подана заявка на ежеквартальный конкурс «Лучший ТОС города Ярославль».
Как видно из дела, бездействия со стороны председателя ТОС «поселок Сокол» Жариковой Е.А. не допущено, руководством организованы и проведены мероприятия по благоустройству территории, заявки жителей поселка без внимания не оставлены, собрания о конференции проводились в сети Вконтакте ввиду эпидемиологической ситуации.
Согласно протоколу № 13 собрания комитета ТОС «поселок Сокол» для решения организационных вопросов от 15.04.2021 г.:
По вопросу об исключении членов из состава комитета ТОС «поселок Сокол». Решили: исключить Крылова Д.А. и Малофеева О.А. в связи с полным отсутствием какой-либо проведенной работы на территории поселка в течении всего года, Шахову Т.В. Маршинина А.А., Смирнову Ю.В. в связи с отказом предоставления отчета о выполненной работе, полное удаление группы для информирования и связи с жителями в Вайбер, ведении активных разрушительных действий которые могут привести к расколу поселка «Сокол». Меско В.А в связи со скоропостижной смертью. За проголосовали 7 чел., против 0, воздержалось 0.
Как указано выше, заседания комитета ТОС проводятся по мере необходимости, но не реже 1 раза в квартал. Решения принимаются большинством голосов присутствующих членов и оформляются протоколом, который подписывается председателем и секретарем (пункт 4.3.9 Устава).
Таким образом, решение об исключении административного истца из состава членов комитета ТОС «поселок Сокол» принято большинством голосов и оформлено протоколом, подписанным председателем и секретарем.
Из ответа мэрии г. Ярославля за подписью главы территориальной администрации Удальцова А.Д. от 18.03.2021 в адрес жителя <адрес> Ворониной С.Ж. следует, что по поручению мэра г. Ярославля В.М.Волкова было рассмотрено обращение Ворониной С.Ж. по вопросу недоверия председателю ТОС «Поселка «Сокол» Жариковой Е.А., избранной таковы общим решением конференции ТОС, 09.02.2020 по инициативе комитета состоялась отчетно-выборная конференция делегатов ТОС. С 2020 года деятельность комитета ТОС и самих жителей заметно активизировалась. По инициативе комитета были проведены работы по установке мемориальной доски Тололихину В.В., хозяйственные работы по уборке территории (субботники), работы по покраске деревянного городка и установке закрытой песочницы в районе ЖК «Классика», санитарная обработка от борщевика мест общего пользования. Организованы и проведены мероприятия для ветеранов ВОВ в рамках празднования 75 годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Подготовлен и проведен праздник «День поселка», а также новогодние мероприятия и праздник Масленицы. Комитет и жители принимают активное участие во всех конкурсах и общественных значимых мероприятиях, проводимых в рамках района города. Многие проекты, благодаря своей общественной значимости, заслуженно получили высокую оценку. Все это дает основание предполагать, что деятельность комитета ТОС направлена на улучшение социально-бытовых условий проживания жителей поселка и их сближению в решении этих вопросов.
При этом глава территориальной администрации Удальцов А.Д. разъяснил то, что в случае неудовлетворенности деятельностью избранного комитета и его председателя, жители поселка «Сокол» вправе организовать внеочередную конференцию.
Частью 2 ст. 227 КАС РФ предусмотрена совокупность условий для удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностных лиц: несоответствие оспариваемых решения, действий (бездействий) закону и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Недоказанность хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. При этом в силу ч. 2 ст. 62, ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказать законность оспариваемых решения, действий, бездействия возлагается на орган (организацию, должностное лицо), чьи действия оспариваются. В то время как обязанность доказать нарушение прав оспариваемыми действиями в силу положений ст. 226 КА РФ возложена на лицо, обратившееся в суд с ответствующим требованием.
Анализ представленных в дело доказательств позволяет суду прийти к выводу о том, что совокупность условий для удовлетворения административного иска отсутствует, нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца не установлена, права, свободы и законные интересы административного истца не нарушены.
Доказательств, подтверждающих нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца решениями, действиями, бездействием административного ответчика, в дело не представлено.
Учитывая изложенное, в удовлетворении административных исковых требований суд отказывает.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░