ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Ушаков С.С. Дело № 2а-3906/2020
Докладчик Захаров Н.И. Дело № 33а-64/2021 (№ 33а-3978/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 января 2021 года судебная коллегия по административным делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Захарова Н.И.,
судей Букреева Д.Ю. и Киселёвой О.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кошеляевым И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке административное дело по апелляционной жалобе административного истца Красичкова Дмитрия Сергеевича на решение Правобережного районного суда г. Липецка от 12 ноября 2020 года, которым постановлено:
«в удовлетворении административного искового заявления Красичкова Дмитрия Сергеевича к Территориальной избирательной комиссии Правобережного округа города Липецка о признании незаконными и отмене постановлений Территориальной избирательной комиссии Правобережного округа города Липецка: от 16.09.2020 №136/710 «О признании результатов выборов депутата Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 35 недействительными»; от 15 сентября 2020 года № 135/703 Об отмене постановления участковой избирательной комиссии избирательного участка № 23-31 «Об утверждении итогов голосования участковой избирательной комиссии избирательного участка № 23-31 на выборах депутатов Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу №35 13 сентября 2020 года» и признании итогов голосования по избирательному участку № 23-31 на выборах депутатов Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу №35 недействительными; от 15 сентября 2020 года № 135/704 «О признании итогов голосования по избирательному участку № 23-32 на выборах депутата Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 35 недействительными; от 14 сентября 2020 года № 134/702 «О жалобах ФИО8, ФИО12, ФИО13 на действия участковой избирательной комиссии № 2332» - отказать».
Заслушав доклад судьи Захарова Н.И., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Решением Липецкого городского Совета депутатов от 23 июня 2020 года № 1109 назначены выборы депутатов Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва на 13 сентября 2020 года.
Полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного округа № 35 возложены на территориальную избирательную комиссию Правобережного округа г. Липецка (далее - ТИК Правобережного округа г. Липецка).
Постановлением № 124/640 от 7 августа 2020 года ТИК Правобережного округа г. Липецка Красичков Дмитрий Сергеевич, выдвинутый Региональным отделением в Липецкой области политической партии «НОВЫЕ ЛЮДИ», зарегистрирован кандидатом в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 35.
Протоколами участковых избирательных комиссий по одномандатному избирательному округу № 35 об итогах голосования от 13 сентября 2020 года определено число голосов избирателей, поданных за зарегистрированных кандидатов, в том числе и за кандидата Красичкова Д.С.
Постановлением ТИК Правобережного округа г. Липецка от 14 сентября 2020 года № 134/702 отменено решение участковой избирательной комиссии № 2332 об итогах голосования по выборам депутатов Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва.
Постановлением ТИК Правобережного округа г. Липецка от 15 сентября 2020 года № 135/703 отменено постановление участковой избирательной комиссии и признаны недействительными итоги голосования избирательного участка № 23-31.
Постановлением ТИК Правобережного округа г. Липецка от 15 сентября 2020 года № 135/704 признаны недействительными итоги голосования избирательного участка № 23-32.
Постановлением ТИК Правобережного округа г. Липецка от 16 сентября 2020 года № 136/710 признаны недействительными результаты выборов депутатов Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 35.
Основаниями к принятию оспариваемых постановлений послужили обстоятельства, указанные в жалобах о многочисленных фактах нарушения избирательного законодательства на избирательном участке № 35, связанные с подкупами избирателей и незаконной агитацией в пользу одного из кандидатов.
Красичков Д.С. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными и отмене вышеназванных постановлений, как принятых с нарушением избирательного законодательства, а также о понуждении ТИК Правобережного округа г. Липецка внести соответствующие изменения в протокол о результатах выборов и в сводную таблицу.
Свои требования административный истец обосновал тем, что оснований к признанию результатов выборов недействительными у территориальной избирательной комиссии не имелось, поскольку доказательств незаконной агитации и подкупа избирателей не имелось, доводы в жалобах и заявлениях носили надуманный характер, не соответствовали действительности и не влекли отмену итогов голосования.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Избирательная комиссия Липецкой области, территориальная избирательная комиссия № 2 Октябрьского округа города Липецка.
Решением Правобережного районного суда г. Липецка от 12 ноября 2020 года в удовлетворении требований административного искового заявления Красичкова Д.С. отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Красичков Д.С. обратился с апелляционной жалобой и дополнением к ней, в которой просит об отмене состоявшегося решения суда с вынесением нового решения по делу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Относительно доводов апелляционной жалобы Красичкова Д.С. ТИК Правобережного округа г. Липецка, Избирательной комиссией Липецкой области представлены письменные возражения.
В судебное заседание надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела представители заинтересованных лиц участковой избирательной комиссии избирательного участка №23-31 и участковой избирательной комиссии № 23-32,а также участвующий в деле прокурор не явились.
В соответствии с положениями части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц.
Выслушав объяснения административного истца Красичкова Д.С. и его представителя по доверенности Муллина Д.М., поддержавшего жалобу, возражения против удовлетворения жалобы представителя административного ответчика по доверенности Жильцовой О.А., представителя заинтересованного лица избирательной комиссии Липецкой области по доверенности Кораблина С.Н., представителя заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии № 2 Октябрьского округа г. Липецка Деева А.Б., обсудив доводы жалобы, возражения на неё, проверив материалы дела, судебная коллегия по административным делам не находит предусмотренных законом оснований к удовлетворению жалобы в связи со следующим.
Частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации гражданам Российской Федерации гарантировано право избирать и быть избранными в органы государственной власти.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом № 67-ФЗ.
Пунктом 3 статьи 3 названного закона закреплено, что участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.
В силу пункту 2 статьи 56 Федерального закона № 67-ФЗ кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума и их уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Как следует из пункта 13 статьи 64 Федерального закона № 67-ФЗ зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, доверенным лицам и уполномоченным представителям избирательных объединений, доверенным лицам зарегистрированных кандидатов, членам и уполномоченным представителям инициативной группы по проведению референдума, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления или органов контроля которых являются указанные лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, запрещается предпринимать действия, направленные на обеспечение доставки избирателей, участников референдума для участия в голосовании.
Согласно пункту 10 статьи 75 Федерального закона № 67-ФЗ с жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии. Избиратели, участники референдума вправе обратиться с жалобами на решения, действия (бездействие) участковой комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором они принимали участие в выборах, референдуме.
Отмена избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, в силу пункта 6 статьи 77 Федерального закона № 67-ФЗ влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными.
Судом установлено, что в период со 2 сентября 2020 года по 12 сентября 2020 года на основании статьи 65 Федерального закона № 67-ФЗ, аналогичных положений статьи 63.1 Закона Липецкой области от 6 июня 2007 года № 60-03 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Липецкой области» и на основании постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 24 июля 2020 года № 260/1916-7, проводилось досрочное голосование, а также 13 сентября 2020 года проводилось голосование по выборам депутатов Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва, в том числе голосование проходило по одномандатному избирательному округу № 35, по избирательным участкам №№ 23-30, 23-31, 23-32, 23-33, 23-34.
13 сентября 2020 года, а также 15 сентября 2020 года в ТИК Правобережного округа г. Липецка поступили жалобы члена окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 35 с правом совещательного голоса ФИО8, кандидатов в депутаты Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 35 ФИО12 и ФИО13 на массовые нарушения в ходе голосования по выборам депутатов Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва, назначенным на 13 сентября 2020 года, имевшиеся на избирательном округе № 35.
По результатам рассмотрения материалов по жалобам избирательной комиссией приняты оспариваемые постановления.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к правильному выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для отмены постановлений ТИК Правобережного округа г. Липецка, поскольку в ходе проверки доводов жалоб избирательной комиссией были установлены факты массовых нарушений избирательного закона, не позволяющих с достоверностью определить свободное волеизъявление избирателей по названному избирательному округу, которые выразились в подкупе, незаконной агитации и массовом подвозе избирателей на избирательные участки в день выборов, с незаконной целью получения большего количества голосов в польку кандидата Красичкова Д.С.
Указанные обстоятельства подтверждены свидетельскими показаниями, фото и видеоматериалами, материалом проверки КУСП № от 13 сентября 2020 года.
Такие действия являются недопустимыми в силу положений Федерального закона № 67-ФЗ и являются безусловным основанием к признанию результатов выборов недействительными.
Выводы суда основаны на правильном применении норм материального права и надлежащей правовой оценке представленных в материалы дела доказательств.
Суд первой инстанции правильно указал, что совокупность обстоятельств, предоставленных избирательной комиссией позволяло последней принять оспариваемые постановления, поскольку сама по себе масса выявленных нарушений избирательного закона в пользу любых кандидатов делает невозможным установление действительной воли избирателей, и является безусловным основанием для признания результатов выборов недействительными.
Доводы жалобы о недоказанности факта подкупа и подвоза избирателей в пользу кандидата Красичкова Д.С. незаконной агитации и других нарушений, т.е. отсутствует массовый, системный и организованный характер нарушений, влекущих отмену результатов выборов, являются несостоятельными, поскольку сводятся к иной оценке доказательств, оснований для которой не имеется.
Вопреки доводам жалобы, опрошенные в судебном заседании свидетели ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19 указывали на неоднократные факт подкупа избирателей.
Доводы жалобы о том, что отсутствуют доказательства о нарушениях на избирательном участке № 23-32, также являются несостоятельными.
Доводы жалобы о том, что результаты выборов на избирательном участке № 23-32 отменялись двумя разными постановлениями избирательной комиссии, подлежат отклонению в силу того, что постановлением от 14 сентября 2020 года № 134/702 отменено решение участковой избирательной комиссии № 2332 об итогах голосования по выборам депутатов Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва, а постановлением ТИК Правобережного округа г. Липецка от 15 сентября 2020 года № 135/704 признаны недействительными итоги голосования избирательного участка № 23-32.
Таким образом, постановлениями ТИК Правобережного округа г. Липецка от 14 и 15 сентября 2020 года отменены постановления участковых избирательных комиссий и признаны недействительными итоги голосования избирательных участков №№ 23-31, 23-32, а затем, руководствуясь пунктом 2 части 4 статьи 69 Закона Липецкой области №60-03 «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Липецкой области», принято постановление от 16 сентября 2020 года № 136/710, которым признаны недействительными результаты выборов депутатов Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 35.
Поскольку число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования, по избирательным участкам участковых избирательных комиссий как №№ 23-31, так и 23-32 составляет более чем 1/4 часть, территориальной избирательной комиссией Правобережного округа г. Липецка обоснованно принято постановление от 16 сентября 2020 года № 136/710 «О признании результатов выборов депутата Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 35 недействительными», и пунктом 1 которого признаны недействительными результаты выборов депутата Липецкого городского Совета депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 35.
Доводы жалобы относительно того обстоятельства, что обнаруженные на участках №№ 23-31, 23-32 нарушения не были выявлены на соседних избирательных участках, которые располагались в том же здании, не могут повлечь иной исход рассмотрения дела, поскольку в данном случае проверка проводилась по обращениям и жалобам о допущенных нарушениях в ходе голосования на конкретных участках. Отсутствие таковых нарушений на других избирательных участках, об обратном не свидетельствует.
Доводы жалобы о политической заинтересованности избирательной комиссии носят вероятностный, предположительный характер, в связи с чем подлежат отклонению.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности постановлений территориальной избирательной комиссии об отмене постановлений участковых избирательных комиссий и признании недействительными итогов голосования.
Суд первой инстанции, разрешая спор, верно применил приведенные положения федерального законодательства, установил обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, и пришел к верному выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения административного иска.
Судебный акт принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами избирательного законодательства, которые подлежат применению к данному правоотношению, имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, проверенными и оцененными судом полно и всесторонне по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства, решение содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Доводы апелляционной жалобы позицию суда не опровергают, оснований, предусмотренных законом для отмены решения суда в апелляционном порядке, не имеется.
Ввиду изложенного, руководствуясь статьями 308-309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░ 12 ░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 11.01.2021 ░░░░.