Дело № 2а-1818/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июня 2023 г. г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Савельевой Е.В.,
при секретаре Огуловой Д.В.,
с участием представителя административного истца Альчинова Э.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления ветеринарии Республики Калмыкия к Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительским производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Калмыкия о признании постановления судебного пристава-исполнителя незаконным, освобождении от взыскания исполнительного сбора,
у с т а н о в и л:
Управление ветеринарии Республики Калмыкия (далее - Управление) обратилось в суд с указанным административным иском, мотивируя тем, что Управление является должником в исполнительном производстве № 42169/22/08015-ИП от 07 декабря 2022 г. на основании исполнительного листа серии ФС № 026353945 от 21 ноября 2022 г., выданного Лаганским районным судом Республики Калмыкия по делу № 2а-136/2022. Предмет исполнения: обязать Управление ветеринарии Республики Калмыкия провести мероприятия по консервации биотермической ямы (скотомогильника), расположенной по адресу: Республика Калмыкия, Лаганский район, на расстоянии 2500 м от ориентира (Райгаз) г.Лагань в северо-западном направлении, в соответствии с п.6.9 «СП 289.11325800.2017. Свод правил. «Сооружения животноводческих, птицеводческих и звероводческих предприятий. Правил проектирования», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 апреля 2017 г. №721/пр.
30 мая 2023 г. по исполнительному производству №42169/22/08015-ИП Межрайонным отделом судебных приставов по особым исполнительским производствам Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Калмыкия (далее – МОСП по ОИП УФССП России по Республике Калмыкия) принято постановление о взыскании с административного истца исполнительского сбора в размере 50 000 руб., которое было получено административным истцом нарочно 31 мая 2023 г.
Административный истец считает незаконным и необоснованным взыскание с должника исполнительского сбора, поскольку Управлением ветеринарии Республики Калмыкия были приняты все зависящие от него меры по обеспечению исполнения решения Лаганского районного суда Республики Калмыкия по делу № 2а-136/2022, а именно были направлены соответствующие письма в Правительство Республики Калмыкия, Министерство финансов Республики Калмыкия с заявкой о финансировании работ по консервации биотермической ямы. 17 мая 2023 г. работы были полностью произведены, биотермическая яма (скотомогильник) в соответствии с ПСД законсервирована, решение суда исполнено.
Просит признать недействительным постановление МОСП по ОИП УФССП России по Республике Калмыкия от 30 мая 2023 г. о взыскании с Управления ветеринарии Республики Калмыкия исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера в размере 50 000 руб., освободить Управление ветеринарии Республики Калмыкия от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства №42169/22/08015-ИП.
В судебном заседании представитель Управления ветеринарии Республики Калмыкия Альчинов Э.И. поддержал исковые требования, просил удовлетворить.
Представитель МОСП по ОИП УФССП России по Республике Калмыкия в судебное заседание не явился.
Представитель УФССП России по Республике Калмыкия, надлежащим образом извещенного о времени и рассмотрения дела, в суд не явился.
В силу ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, исполнительное производство № 42169/22/08015-ИП, суд находит исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются положениями Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - ФЗ «Об исполнительном производстве», Закон об исполнительном производстве).
Согласно частям 1, 2 ст. 6 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 11 ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного закона.
Частью 2 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, предусмотренного для добровольного исполнения исполнительного документа, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).
Согласно ч.7 ст.112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 названной статьи. При отсутствии предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (пункт 1). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2).
По смыслу ч. 1 ст.112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений ч.7 ст. 112 указанного выше федерального закона об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что в силу особенностей публично-правовой ответственности за нарушение условий и порядка исполнительного производства правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 г. N 13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества «Разрез «Изыхский»).
Таким образом, наличие вины должника в несоблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа, должно устанавливаться в каждом конкретном случае.
Административный истец Управление ветеринарии Республики Калмыкия в соответствии с Положением об управлении ветеринарии Республики Калмыки, утвержденном постановлением Правительства Республики Калмыкия от 28 июня 2012 г. №220, является органом исполнительной власти Республики Калмыкия, осуществляющим функции по выработке государственной политики Республики Калмыкия, нормативно-правовому регулированию, контролю, оказанию государственных услуг в сфере ветеринарии, создания условий и инфраструктуры для развития реального сектора национальной экономики в установленной сфере ведения Управления, в том числе в целях повышения доходов республиканского бюджета.
Как следует из материалов дела, решением Лаганского районного суда Республики Калмыкия от 29 июля 2022 г. по административному делу №2а-136/2022, вступившим в законную силу 09 ноября 2022 г., на Управление ветеринарии Республики Калмыкия возложена обязанность провести мероприятия по консервации биотермической ямы (скотомогильника), расположенной по адресу: Республика Калмыкия, Лаганский район, на расстоянии 2500 м от ориентира (райгаз) г.Лагань в северо-западном направлении, в соответствии с п.6.9 (п.п.6.9.1-6.9.5) «СП 289.1325800.2017. Свод правил. Сооружения животноводческих, птицеводческих и звероводческих предприятий. Правила проектирования», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 апреля 2017 г. №721/пр.
07 декабря 2022 г. судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП по Республике Калмыкия возбуждено исполнительное производство № 42169/22/08015-ИП в отношении Управления ветеринарии Республики Калмыкия, предмет исполнения: обязать Управление ветеринарии Республики Калмыкия провести мероприятия по консервации биотермической ямы (скотомогильника), расположенной по адресу: Республика Калмыкия, Лаганский район, на расстоянии 2500 м от ориентира (Райгаз) г.Лагань в северо-западном направлении, в соответствии с п.6.9 «СП 289.11325800.2017. Свод правил. «Сооружения животноводческих, птицеводческих и звероводческих предприятий. Правил проектирования», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 апреля 2017 г. №721/пр.
Указанным постановлением должнику установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа – 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
09 января 2023 г. на имя Председателя Правительства Республики Калмыкия Босхомджиевой Г.Г. начальником Управления ветеринарии Республики Калмыкия направлено письмо с просьбой оказать содействие в финансировании мероприятий по консервации скотомогильников на территории Республики Калмыкия.
13 февраля 2023 г. Управлением ветеринарии Республики Калмыкия за исх. №022/ВС-022-01-06-98 направлено письмо Первому заместителю Председателя Правительства Республики Калмыкия – Министру финансов Республики Калмыкия с просьбой о выделении финансовых средств в сумме 543 тыс. руб. для проведения работ по консервации биотермической ямы в г.Лагань.
Из письма начальника Управления ветеринарии Республики Калмыкия исх.№ВС-14-03-184 от 16 февраля 2023 г. в адрес судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Республике Калмыкия следует, что для проведения процедуры консервации скотомогильников Управлением в 2022 г. заказана и получена проектно-сметная документация по объекту «Сооружение по консервации скотомогильников (биотермических ям)». Указанная документация прошла экспертизу и получила положительное заключение ГУ «Государственная экспертиза Республики Калмыкия». Согласно сметной документации на проведение консервации всех действующих на территории республики биотермических ям необходимо порядка 27 миллионов рублей, из них на биотермическую яму в г.Лагань – 543 тыс. руб. Исполнить требование в установленный срок до 24 февраля 2023 г. Управлением не представляется возможным по причине отсутствия финансирования на проведение работ по консервации биотермической ямы.
Как следует из административного искового заявления, 28 марта 2023 г. подведомственное Управлению БУ РК «Лаганская районная станция по борьбе с болезнями животных» заключило договор с подрядчиком на проведение работ по консервации биотермической ямы (скотомогильника) в г.Лагань. 17 мая 2023 г. работы были полностью проведены, биотермическая яма (скотомогильник) в соответствии с ПСД законсервирована, решение суда исполнено.
30 мая 2023 г. врио заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава МОСП по ОИП УФССП по Республике Калмыкия, ввиду неисполнения Управлением ветеринарии Республики Калмыкия требований исполнительного документа в установленный срок, вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера в размере 50 000 руб. и установления нового срока исполнения до 09 июня 2023 г.
31 мая 2023 г. ведущим судебным приставом – исполнителем МОСП по ОИП УФССП по Республике Калмыкия вынесено постановление об окончании исполнительного производства, ввиду исполнения должником – Управлением ветеринарии Республики Калмыкия требований исполнительного документа в полном объеме.
Таким образом, как установлено судом, после возбуждения исполнительного производства должник – Управление ветеринарии Республики Калмыкия в установленные в постановлении судебного пристава-исполнителя сроки добровольно решение суда не исполнило. В связи, с чем в соответствии со ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель вынес обжалуемое постановление.
Учитывая указанные обстоятельства дела, суд приходит к выводу об отсутствии нарушения судебным приставом-исполнителем требований Федерального закона «Об исполнительном производстве» в рамках осуществления исполнительного производства, и не находит оснований для признания постановления о взыскании исполнительского сбора от 30 мая 2023 г. недействительным, незаконным.
В указанной части административные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Судом установлено, что нарушение Управлением ветеринарии Республики Калмыкия установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Судом не установлено уклонения должника Управления ветеринарии Республики Калмыкия от исполнения требований исполнительного документа. Напротив, активные действия должника, направленные на исполнение требований исполнительного документа, исключают вину должника в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в виде взыскания исполнительского сбора.
Требования исполнительного документа в настоящее время исполнены, исполнительное производство окончено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, согласно которому Управление подлежит освобождению от уплаты исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ 30 ░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ №42169/22/08015-░░, ░░░░░░░░░░░░░ 07 ░░░░░░░ 2022 ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 29 ░░░░ 2023 ░░░░.