Дело № 2-753/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 октября 2021 года с. Миасское
Красноармейский районный суд Челябинской области в составе председательствующего - судьи Бутаковой О.С.,
при секретаре Валиевой А.А.,
с участием представителя истца Шельпяковой Т.В. – Темникова А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шельпяковой ФИО37 к администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области о сохранении квартиры в переустроенном виде,
УСТАНОВИЛ:
Шельпякова Т.В. обратилась в суд с иском к администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области о сохранении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>8 в переустроенном состоянии с индивидуальной системой газового отопления с октября 2002 года (л.д. 6, 7).
В обоснование иска указано, что истец является собственником вышеуказанной квартиры. 20 февраля 2002 года истец обратилась с заявлением на имя Главы Канашевского сельского поселения о разрешении демонтировать систему отопления, на что было получено согласование. После чего истец получила технические условия ОАО «Копейскмежрайгаз», был составлен проект, по окончании выполнения работ - подписан акт приемки законченного строительством объекта газоснабжения. 14 апреля 2021 года администрация Красноармейского района Челябинской области отказала в выдаче акта приемочной комиссии после переустройства.
Истец Шельпякова Т.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель истца Шельпяковой Т.В. – Темников А.Ю. в судебном заседании требования поддержал.
Представитель ответчика администрации Красноармейского муниципального района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия, возражений по существу исковых требований не представил (л.д. 182).
Представитель третьего лица ООО «ИРМИ-ЖКХ» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в представленном в материалы дела письменном мнении против сохранения квартиры в переустроенном виде возражал (л.д. 105-107).
Третьи лица Пеньков А.В., Казанцева З.Л., Музыченко Н.И., Ашмарина Т.Н., Ашмарин И.А., Крестьянникова Н.А., Лактин А.Е., Зубарева С.Н., Дьяченко Н.М., Аннина А.Н., Мухамедова Р.А., Самойлова З.В., Старикова О.М., Стариков С.А., Малышкина Л.Ю., Сагидуллина Ф.В., Новопашин П.С., представитель третьего лица АО «Газпром Газораспределение Челябинск» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, возражений по заявленным требованиям не представили (л.д. 184-212).
Заслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению.
Из материалов дела следует, что Шельпякова (фамилия изменена с Рогулиной в связи с заключением ДД.ММ.ГГГГ брака) Т.В. является собственником квартиры с кадастровым номером № расположенной по адресу: <адрес>8 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9, 10, 65, 66).
Многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> подключен к централизованной системе отопления, что подтверждается схемой теплоснабжения Канашевского сельского поселения Красноармейского района Челябинской области на период с 2018 по 2030 год, утвержденной постановлением администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области №1021 от 24 декабря 2019 года (л.д. 108-119).
Судом также установлено, что на основании заявления Шельпяковой Т.В. от 20 февраля 2002 года ОАО «Копейскмежрайгаз» подготовлены технические условия №91 от 17 апреля 2002 года, предусматривающие установку АОГВ в жилом <адрес> в <адрес> от действующего стояка газопровода низкого давления диаметром 20 мм на 1 этаже до газовых приборов в помещении кухни, а также проект газоснабжения указанного помещения (л.д. 14-21).
Из акта приемки законченного строительством объекта системы газоснабжения жилого помещения по адресу: <адрес>8 от октября 2002 года (дата не читается) следует, что строительно-монтажные работы выполнены в полном объеме в соответствии с проектом, требованиями СНиП 3.05.02.88 и «Правил безопасности в газовом хозяйстве Госгортехнадзора» (л.д. 12).
Возможность перехода <адрес> многоквартирного дома по <адрес> в <адрес> была согласована Шельпяковой Т.В. с Главой администрации Канашевского сельского поселения, что подтверждается резолюцией на заявлении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).
Согласно техническому описанию, подготовленному ООО «Моя земля» по состоянию на 25 января 2021 года, вид отопления в спорной квартире - АОГВ (л.д. 155-160).
Администрацией Красноармейского района Челябинской области отказано Шельпяковой Т.В. в выдаче акта приемочной комиссии о завершении переустройства помещения (л.д. 31).
Разрешая исковые требования, суд исходит из следующего.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Жилищное законодательство регулирует отношения по поводу переустройства и перепланировки жилых помещений (п. 7 ч. 1 ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ).
Переустройство и перепланировка жилого помещения производится по правилам статей 25 - 29 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения (ч. 2 ст. 25 ЖК РФ).
В силу ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Как предусмотрено п.п. 1.33, 1.34 Приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05 января 1989 года № 8 «Об утверждении и введении в действие Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» переоборудование и перепланировка зданий и квартир, ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются. Перепланировка квартир, ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается.
В силу положений статьи 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим кодексом. Указанная норма подлежит применению с учетом специальных норм.
В соответствии с ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в жилом помещении (доме) граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства.
Следовательно, решение вопроса о переустройстве должно быть принято с учетом положений закона об общей собственности жильцов многоквартирного дома и требований, содержащихся в подзаконных актах, которые должны быть соблюдены при проведении переустройства жилого помещения.
Согласно ч. 1 ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.
В силу ч. 4 ст. 29 ЖК РФ на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Таким образом, законодательство предусматривает возможность сохранения самовольно перепланированного жилого помещения в переустроенном виде в случае отсутствия признаков нарушения прав и законных интересов граждан, если это не создает угрозы их жизни или здоровью и не оказывает влияния на конструктивные особенности здания.
С учетом ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в совокупности с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
24 февраля 2015 года на сходе жителей дома по <адрес> в <адрес>, с участием главы поселения Карамышева Ю.Н., в присутствии 32 человек, принято решение о разрешении отключения центрального отопления, в том числе, в квартире - № <адрес> в связи с переходом на индивидуальное отопление по причине отсутствия управляющей компании (л.д. 217-219).
Согласно техническому заключению специалиста ООО «Центр Судебных Строительных Экспертиз» ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, выполненное переустройство системы отопления в квартире, расположенной по адресу: <адрес>8 соответствует требованиям нормативно-технической документации, не создает угрозу жизни, здоровью и имуществу жильцов многоквартирного жилого дома, не оказывает влияния на централизованную систему отопления многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> и других квартир, не снижает эксплуатационные характеристики общедомовой централизованной системы отопления и не препятствует ее функциональному назначению (л.д. 161-180).
Из указанного заключения усматривается, что объект исследования представляет собой индивидуальную автономную систему отопления квартиры. Подключение к централизованной системе отопления отсутствует, стояки отопления в квартире отсутствуют. Теплоснабжение квартиры осуществляется от индивидуального источника теплоты – теплогенератора – автоматического отопительного газового водонагревателя КОВ-10С№002191 от 2002 года, что соответствует проекту 034-02-ГСВ и требованиям п. 6.1. СП 60.13330.2012 «Отопление. Вентиляция. Кондиционирование». Для компенсации температурных расширений в системе установлен расширительный бак. Отопительные приборы в виде металлических стальных трубных регистров установлены под оконными проемами в местах, доступных для осмотра и очистки, ремонта, что соответствует п.6.4.4 СП 60.13330.2012 «Отопление. Вентиляция. Кондиционирование», п. 6.4. СП 73.13330.2012. Дымоудаление продуктов сгорания осуществляется через дымоход, смонтированный на котле. Вентиляция помещения естественного типа через удаление воздуха из помещения в вентиляционную шахту. Газовый счетчик установлен на безопасном расстоянии, что соответствует СП 42-101/102/103 и СП 62.13330 «Газораспределительные системы».
Оснований не доверять вышеуказанному заключению не имеется, оно произведено специалистом, имеющим высшее инженерное образование, стаж в области строительно-технической экспертизы – 7 лет, какой-либо заинтересованности специалиста в исходе дела не установлено.
Из комиссионного акта обследования от 14 апреля 2021 года, следует, что в квартире по адресу: <адрес>8 единственным источником теплоснабжения является газовый котел. Произведенное переустройство соответствует санитарным, пожарным, строительным и иным нормам и правилам, отсутствует нарушение системы инженерных сетей и системы теплоснабжения многоквартирного дома в целом, системы отопления указанного жилого помещения данного многоквартирного дома, угроза жизни и здоровью собственникам других жилых помещений (л.д. 34).
Согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ приемочной комиссии об осмотре помещения после переустройства и (или) перепланировки единственным источником теплоснабжения помещения по адресу: <адрес>8 является газовый котел АОГВ-КОВ-10 (л.д. 28).
Схемой теплоснабжения Канашевского сельского поселения Красноармейского района Челябинской области на период с 2018 по 2030 год, утвержденной постановлением администрации Красноармейского муниципального района Челябинской области №1021 от 24 декабря 2019 года (л.д. 108-119) установлена возможность и целесообразность отказа от централизованного теплоснабжения и перехода на поквартирное теплоснабжение, а не запрет на такой переход для отдельных квартир.
Более того, из ответа Управления строительства и инженерной инфраструктуры администрации Красноармейского района Челябинской области от 18 октября 2021 года следует, что в настоящее время проводится актуализация схем теплоснабжения в соответствии с действующим законодательством. В актуализированной схеме теплоснабжения помещение № в <адрес> в <адрес> отсутствует. Данное помещение исключено также из системы теплоснабжения многоквартирного дома, а также из схемы теплоснабжения <адрес> (л.д. 181).
Учитывая то обстоятельство, что переустройство квартиры, расположенной по адресу: <адрес>8 не нарушает прав и законных интересов граждан, не создает угрозы их жизни и здоровью, принимая во внимание получение согласия собственников квартир многоквартирного дома на сохранение <адрес> индивидуальной системой газового отопления и отсутствие возражений со стороны администрации Красноармейского района Челябинской области, суд приходит к выводу о возможности сохранения в переустроенном виде с индивидуальной системой газового отопления квартиры, расположенной по вышеуказанному адресу.
Вместе с тем, оснований полагать, что произведенное в указанной выше квартире переустройство системы отопления в период с октября 2002 года по настоящее время соответствовало требованиям нормативно-технической документации, не создавало угрозу жизни и имуществу жильцов многоквартирного жилого дома, не оказывало влияния на систему отопления многоквартирного жилого дома в целом, не имеется, достаточных, достоверных и допустимых доказательств данного обстоятельства истцом не представлено. Само по себе наличие проекта газоснабжения и акта приемки жилого помещения после проведения строительно-монтажных работ по установке АОГВ не свидетельствуют об отсутствии нарушений функционирования системы отопления всего многоквартирного дома, а подтверждают исключительно соответствие работ по газоснабжению конкретного помещения действующим на тот момент нормам и правилам. В связи с чем требования о сохранении принадлежащего истцу жилого помещения с испрашиваемой им даты с октября 2002 года (кроме того, без указания точной даты) удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>8.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░