Решение от 17.01.2022 по делу № 2-570/2022 (2-5785/2021;) от 20.10.2021

Дело №

25RS0№-89

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 января 2022 года Ленинский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Рыбаковой В.А.,

при ведении протокола помощником судьи ФИО4

с участием помощника прокурора <адрес> ФИО5

ФИО1 администрации <адрес> ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов ФИО2 к администрации <адрес> о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор по обращению ФИО9, обратился в суд в интересах ФИО2, оставшемуся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, с вышеназванным иском, указав, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявлены нарушения жилищных прав ФИО2 Указано, что ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц, которые имеют право на дополнительные гарантии по социальной защите, обеспечиваемые и охраняемые государством. ФИО2 стоит на специализированном жилищном учете детей-сирот имеющих право на обеспечение жилым помещением на территории ВГО. На основании Распоряжения территориального отдела по Анучинскому муниципальному району департамента образования ФИО3 края от ДД.ММ.ГГГГ №-р над ФИО2 установлен опека со стороны ФИО8 Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № последний включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории ФИО3 края.

Ссылаясь на положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также на Закон ФИО3 края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов ФИО3 края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» прокурор, выступая в интересах ФИО2 просил суд возложить на администрацию <адрес> обязанность предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления Владивостокского городского округа. Возложить на ФИО1 края обязанность профинансировать предоставление указанного благоустроенного жилого помещения ФИО2

В судебном заседании прокурор и ФИО1 ФИО2 по доверенности ФИО9 поддержали заявленные требования в полном объеме.

ФИО1 администрации <адрес> в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, ссылаясь на отсутствие свободного специализированного жилого фонда для предоставления жилья истцу. Просила суд в иске отказать, так как истец включен в список; представила письменный отзыв, на доводах которого настаивала.

ФИО1 края и Министерства образования ПК, привлеченные к участию в деле в качестве соответчиков, в судебном заседании не присутствовали; о дате слушания извещались должным образом, о причинах неявки суду не сообщали.

ФИО1 края направило в суд письменный отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении иска отказать, поскольку действующим законодательством уже возложена обязанность по обеспечению истца жилым помещением. Кроме того, Министерством образования ФИО3 края субвенция доведена до администрации <адрес>. Доказательств недостаточности финансирования администрацией <адрес> не представлено.

При таких обстоятельствах, с учетом мнения участников процесса, в силу ст.113-117,167 ГПК РФ, суд полагает всех участников надлежащим образом извещенными о дате слушания дела и считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся третьих лиц.

Выслушав прокурора, ФИО1 администрации <адрес>, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства по делу в их совокупности, суд полагает собранные и представленные доказательства в силу ст.56-67 ГПК РФ, допустимыми и достаточными для принятия решения по делу. Суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п. 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на территории ВГО регулируются Законом ФИО3 края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории ФИО3 края».

В соответствии со статьей 5 указанного Закона, в целях предоставления лицам, включенным в список, жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется формирование муниципального специализированного жилищного фонда муниципальных районов и городских округов ФИО3 края, предназначенного для проживания лиц, включенных в список, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории соответствующего муниципального образования в соответствии с Законом ФИО3 края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов ФИО3 края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями».

В силу статьи 2 Закона ФИО3 края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов ФИО3 края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» органы местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями: формирование специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот, включенных в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории ФИО3 края, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории ФИО3 края (далее соответственно - список, муниципальный специализированный жилищный фонд для детей-сирот), подлежащих обеспечению жилым помещением на территории муниципального образования; принятие решений о предоставлении детям-сиротам из муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения; заключение договоров найма специализированного жилого помещения с детьми-сиротами в случае выявления уполномоченным органом исполнительной власти ФИО3 края в области образования обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации; исключение жилых помещений из муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и заключение с детьми-сиротами договоров социального найма в отношении данных жилых помещений.

Соответствующими государственными полномочиями наделяется, в том числе, Владивостокский городской округ (ст. 3 Закона ФИО3 края от ДД.ММ.ГГГГ №-КЗ). Порядок принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и заключения с ними соответствующего договора найма специализированного жилого помещения урегулирован в Законе ФИО3 края от ДД.ММ.ГГГГ №-K3 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории ФИО3 края».

Статьей 3 Закона ФИО3 края от ДД.ММ.ГГГГ №-K3 предусмотрено, что норма предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения составляет не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования ФИО3 края.

В силу статьи 10 данного Закона, лица, включенные в список, не реализовавшие принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до ДД.ММ.ГГГГ, подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом.

Судом установлено, подтверждается материалами дела, что истец ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения муниципального жилищного фонда не является.

Согласно свидетельствам о смерти мать и отец ФИО2 умерли ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.

На основании Распоряжения территориального отдела по Анучинскому муниципальному району департамента образования ФИО3 края от ДД.ММ.ГГГГ №-р над ФИО2 установлен опека со стороны ФИО8

Из выписки Управления Федеральной регистрационной службы по ФИО3 краю от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сведения о правах на имеющиеся в собственности объекты недвижимого имущества на территории Российской Федерации на ФИО2 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.

Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории ФИО3 края.

Таким образом, обязанность по предоставлению жилых помещений указанной выше категории граждан является обязанностью органов местного самоуправления, в данном случае администрации <адрес>.

Вопреки доводам ответчика, предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе, от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.

Отсутствие у администрации города полномочий на приобретение жилых помещений, не является препятствием для выполнения обязанности по предоставлению жилых помещений указанной категории граждан, поскольку имеется разработанный механизм получения администрацией города данных помещений для последующего предоставления. В случае нарушения обязательств по передаче жилья в муниципальную собственность для отнесения к специализированному жилищному фонду и предоставления детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений, администрация вправе обратиться в установленном законом порядке для разрешения возникшего правового конфликта.

Действующее законодательство не ставит предоставление жилья детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей в зависимость от наличия каких-либо дополнительных условий. Более того, денежные средства на реализацию переданных государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете. При этом отношения по предоставлению субвенций между уровнями бюджетной системы, возникающие между органами местного самоуправления и органами государственной власти, регулируются нормами бюджетного законодательства и не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Реализация прав на жилое помещение лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлена в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Анализ федерального законодательства позволяет сделать вывод о том, что основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяет федеральный законодатель. Вместе с тем, федеральный законодатель не установил, что предоставление указанным лицам специализированного жилья должно зависеть от какой-либо очередности, такое предоставление законодатель связал только с возрастом и окончанием срока пребывания в образовательной организации и иных учреждениях.

Таким образом, установив, что истец, включенный в список и достигший совершеннолетия, до настоящего времени жильем не обеспечен, суд полагает исковые требования прокурора в интересах ФИО2 о возложении на администрацию <адрес> обязанности предоставить истцу благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению.

Из ответа начальника Управления по учету и распределению жилой площади администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, данному заместителю начальника правового управления следует, что между министерством образования ФИО3 края и администрацией <адрес> заключено Дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ № к соглашению от ДД.ММ.ГГГГ №-К-2021, согласно которому из краевого бюджет бюджету ВГО предоставляется субвенция в размере 42 326 816,6 рублей в целях формирования муниципального специализированного жилищного фонда ВГО, предназначенного для проживания детей-сирот.

Поскольку финансирование на приобретение благоустроенных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, со стороны ФИО1 края осуществлено, субвенции до администрации <адрес> доведены, оснований для возложения обязанности по финансированию со стороны ФИО1 каря не имеется, равно как не имеется оснований для возложения обязанности довести соответствующие субвенции со стороны Министерства образования ФИО3 края администрации <адрес>.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12,167, 192-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

            ░░░░░:                                                                          ░░░░░░░░ ░.░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 01.02.2022

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-570/2022 (2-5785/2021;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г.Владивостока
Медведев дмитрий Владимирович
Ответчики
администрация г.Владивостока
Другие
Правительство Приморского края
Министерство образования Приморского края
Суд
Ленинский районный суд г. Владивосток
Судья
Рыбакова Виктория Арнольдовна
Дело на сайте суда
leninsky.prm.sudrf.ru
20.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.10.2021Передача материалов судье
22.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.12.2021Подготовка дела (собеседование)
15.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.01.2022Судебное заседание
17.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее