Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-245/2023 ~ М-130/2023 от 10.03.2023

Дело № 2а-245/2023

64RS0036-01-2023-000153-27

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 апреля 2023 года                                                р.п. Татищево Саратовской области

Татищевский районный суд Саратовской области:

в составе председательствующего судьи Вайцуль М.А.,

при секретаре судебного заседания Габелок Д.А.,

с участием представителя административного истца Абрамова Д.А., представителя административного ответчика Сдобнова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Видлога ФИО10 к Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) Управления Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям о признании незаконным и отмене предостережения,

установил:

Видлога В.Г., в лице представителя Абрамова Д.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным и отменить предостережение Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзора) Управления Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям от 05 декабря 2022 года № 3744-248 ФЗ, как проведенной с грубыми нарушениями по организации и проведению, а также как противоречащие положениям действующего законодательства Российской Федерации, разъяснениям федеральных органов исполнительной.

В обоснование требований административный истец указал, что 20 октября         2022 года на основании задания от 18 октября 2022 года № 919 старшим государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям Михеевым А.Г. на территории Татищевского района Саратовской области проведено выездное обследование земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 38,5 га, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, земельный участок состоит из 5 контуров, расположенный по адресу: <адрес>, по результатам которого было установлено, что земельный участок полностью зарос сорной травянистой растительностью, в том числе, многолетней сорной растительностью (видовой состав: полынь, татарник колючий, осот полевой, тысячелистник обыкновенный, бодяк полевой, молочай, хвощ полевой, пырей ползучий, цикорий дикий и др.), что подтверждается наличием побегов травянистой растительности и ее сухостоя. Кроме того, на земельном участке имеются очаги разрастания древесно-кустарниковой растительности, которая не является защитным лесным насаждением и не является древесной растительностью для сельскохозяйственного производства (видовой состав: вяз, береза, крушина, волчье лыко и др.). По результатам которого должностным лицом Управления был сделан вывод о невыполнении правообладателем земельного участка Видлога В.Г. обязательных требований, предусмотренных ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЗК РФ), а также ст. 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», в виде предостережения. Однако административный истец не согласна с вынесенным предостережением, как вынесенное с нарушением требований действующего законодательства, а именно: предостережение нарушает положения Постановления Правительства Российской Федерации от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», а именно п. 1 в соответствии с которым в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением случаев, указанных в п. 2 настоящего Постановления, поскольку в данном пункте отсутствуют основания для проведения государственного земельного контроля (надзора) в 2022 году в отношении земельного участка с кадастровым номером №. Кроме того, в предостережении сделан вывод о выявленных признаках нарушения ст. ст. 13, 42, 79 ЗК РФ, ст. 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», однако отсутствуют контрольные (надзорные) действия, установленные гл. 14 ст.ст. 76-85 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», а именно согласно протокола инструментального обследования от 19 октября 2022 года № 919 использовались инструменты о которых в предостережении отсутствуют сведения (о серийном номере GPS навигатора, проходил ли он поверку, состоит ли в Госреестре средств измерения), поскольку по мнению истца на GPS навигатор GarminOregon 750t распространяется действие Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», а проведение измерений не поверенными средствами измерения, средствами и приборами, не состоящими в Госреестре средств измерений, является грубым нарушением Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений». Кроме того, административный истец ссылается на то, что вынесенным предостережением в дальнейшем в соответствии с подп. 1 и 14 ст. 39.16 ЗК РФ могут быть нарушены ее права на приобретение земельного участка в собственность, а также возлагает на административного истца дополнительные затраты по проведению агрохимических и (или) агротехнических мероприятий, направленных на уничтожение сорной и древесно-кустарниковой растительности до 05 июня 2023 года. Также административный истец, указывается на обжалование предостережения в установленный законом срок ссылаясь на положения Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Представителем ответчика Управления Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям – Сдобновым Д.А. поданы письменные возражения, на административное исковое заявление Видлога В.Г., в которых просит в удовлетворении административных исковых требованиях отказать. Ссылаясь, на положения п. 2                ст. 13 ЗК РФ, а именно, что арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации. Кроме того, в соответствии с положениями п. 10 Постановления Правительства Российской федерации от 10 марта 2022 года № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» допускается проведение профилактических мероприятий, мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, мероприятий по контролю без взаимодействия в отношении контролируемых лиц в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации и Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», проведение контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия не требует согласования с органами прокуратуры. Приборы, применяемые при мероприятии не требуют поверки, поскольку сведения, полученные с применением GPS навигатор GarminOregon 750t из Роскадастра, являются общедоступными, исключая сведения относящиеся к «Государственной тайне».

В судебном заседании представитель административного истца, действующий на основании доверенности, Абрамов Д.А. поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении; просил их удовлетворить как подтвержденные представленными доказательствами.

Представитель административного ответчика Управления Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям – Сдобнов Д.А. в судебном заседании просил в удовлетворении административных исковых требованиях отказать, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях.

Представитель заинтересованного лица администрации Татищевского муниципального района Саратовской области, в судебное заседание не явился, извещен о дате, месте и времени судебного заседания, ходатайств об отложении не представил.

При указанных обстоятельствах, учитывая положения ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Суд, заслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в порядке ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ) их совокупности, приходит к следующим выводам.

Исходя из содержания ст. 46 Конституции Российской Федерации и ст. 1 КАС РФ, гражданин вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в результате которых, по его мнению, были нарушены (оспорены) его права, свободы и законные интересы.

В силу положений ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст.ст. 14,           62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, должны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Согласно ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

Глава 22 КАС РФ предполагает возможность оспаривания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению, если гражданин, организация, иные лица полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст. 13 ЗК РФ предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (ст. 12 ЗК РФ).

Под сорными растениями понимаются дикорастущие растения, обитающие на сельскохозяйственных угодьях, снижающие величину и качество продукции, урожай всех сельскохозяйственных культур и ухудшающие его качество (ГОСТ 16265-89).

В соответствии с п. 1 ст. 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

При этом в силу ст. 209 ГК РФ собственник имущества вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам, а в силу ст. 42 ЗК РФ на собственника земельного участка возложена обязанность использовать его по целевому назначению.

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны, в частности, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Порядок осуществления государственного земельного надзора на основании          ст. 71 ЗК РФ установлен Положением о государственном земельном надзоре, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 02 января 2015 года № 1 (далее - Положение).

В соответствии с п. 4 указанного Положения Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением, в том числе, требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель; требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности; предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

Полномочия, указанные в настоящем пункте, осуществляются в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 № 327 утверждено Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения)", функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.

В соответствии с п. 5.1.2 вышеуказанного положения Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору осуществляет следующие полномочия: государственный земельный надзор в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», в пределах своей компетенции.

Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Видлога В.Г. является правообладателем земельного участка (на праве аренды) с кадастровым номером №, общей площадью 38,5 га, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, земельный участок состоит из 5 контуров, расположенный по адресу: <адрес>.

20 октября 2022 года Управлением Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям на основании задания № 919 от 18 октября 2022 года (сроком проведения с 19 октября 2022 года по 19 октября 2022 года) старшим государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям Михеевым А.Г. проведено контрольное надзорное мероприятие без взаимодействия на территории Татищевского района Саратовской области проведено выездное обследование земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 38,5 га, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, земельный участок состоит из 5 контуров, расположенный по адресу: <адрес>.

В результате контрольного (надзорного) мероприятия (без взаимодействия) было установлено: земельный участок с кадастровым номером № полностью зарос сорной травянистой растительностью, в том числе, многолетней сорной растительностью (видовой состав: полынь, татарник колючий, осот полевой, тысячелистник обыкновенный, бодяк полевой, молочай, хвощ полевой, пырей ползучий, цикорий дикий и др.), что подтверждается наличием побегов травянистой растительности и ее сухостоя. Кроме того, на земельном участке имеются очаги разрастания древесно-кустарниковой растительности, которая не является защитным лесным насаждением и не является древесной растительностью для сельскохозяйственного производства (видовой состав: вяз, береза, крушина, волчье лыко и др.).

По результатам контрольного (надзорного) мероприятия (без взаимодействия) в соответствии с положениями ст.ст. 12, 13 ЗК РФ, ст. 1 Федерального закона № 101-ФЗ от 16 июля 1998 года «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», ГОСТу 16265-89 должностным лицом сделан вывод, о том, что обнаруженные на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 64:34:272801:673 многочисленные растения относятся к сорным. Сорняки сельскохозяйственных культур наносят огромный ущерб сельскому хозяйству, обладая громадной способностью размножения, они могут быстро распространяться на больших площадях, являются рассадниками болезней и вредителей сельскохозяйственных культур, сорные растения уменьшают запасы питательных веществ, влаги в почве и как следствие ухудшают ее качественное состояние.

20 октября 2022 года Управлением Россельхознадзора по Саратовской и самарской областям отделом государственного земельного надзора по итогам контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия вынесено заключение        № 919 (с протоколом осмотра № 919 от 19 октября 2022 года, протоколом инструментального обследования № 919 от 19 октября 2022 года и фототаблицой земельного участка с кадастровым номером 64:34:272801:673), из которого следует, что на территории земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, усматриваются признаки нарушений обязательных требований земельного законодательства, ответственность за которые предусмотрена       ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

05 декабря 2022 года начальником отдела государственного земельного надзора Мигачевым А.В. вынесено мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора) на имя заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской и самарской областям Исмагулова Д.З. об объявлении предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований № 1272.

05 декабря 2022 года по итогам выездного обследования от 19 октября 2022 года проведенного старшим государственным инспектором отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям Михеевым А.Г., в связи с выявленными действиями (бездействием) заместителем руководителя Управления Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям в отношении правообладателя земельного участка с кадастровым номером № - ФИО1 вынесено и объявлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предложено провести на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № агрохимические и (или) агротехнические мероприятия, направленные на уничтожение сорной и древесно-кустарниковой растительности до 05 июня          2023 года. Также разъяснен срок и порядок принесения возражений и порядок обжалования.

Согласно подп. 3 п. 2 ст. 13 ЗК РФ от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями.

В соответствии с п. 1 ст. 71 ЗК РФ под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности. Управление Россельхознадзора осуществляет на землях сельскохозяйственного назначения надзор за соблюдением выполнения мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, выполнения иных требований земельного законодательства по вопросам использованиям и охраны земель в пределах установленный сферы деятельности (п. 9.3.5 Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской и Самарской областям, утвержденного приказом Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору), в том числе, выдает предписания юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям об устранении выявленных нарушений (п. 9.10 Положения).

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в целях профилактики нарушений обязательных требований органы государственного контроля (надзора) выдают предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

В силу ч. 5 данной статьи при условии, что иное не установлено федеральным законом, при наличии у органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, причинило вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также привело к возникновению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создало непосредственную угрозу указанных последствий, и если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за нарушение соответствующих требований, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля объявляют юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагают юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, и уведомить об этом в установленный в таком предостережении срок орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

Предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований должно содержать указания на соответствующие обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, нормативный правовой акт, их предусматривающий, а также информацию о том, какие конкретно действия (бездействие) юридического лица, индивидуального предпринимателя могут привести или приводят к нарушению этих требований (ч. 6 ст. 8.2 Федерального закона № 294-ФЗ).

Порядок составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, порядок уведомления об исполнении такого предостережения определен Правилами составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 года № 166.

В соответствии с п. 2 Правил № 166 решение о направлении предостережения принимает руководитель, заместитель руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля или иное уполномоченное приказом органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля на основании предложений должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при наличии указанных в ч. 5 ст. 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ сведений.

Анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что спорный земельный участок с кадастровым номером № находится в собственности администрации Татищевского муниципального района Саратовской области и передан в пользование Видлога В.Г., на праве аренды, земельный участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения и в силу требований земельного законодательства собственники, землепользователи обязаны осуществлять меры по сохранению земель, их восстановлению и содержанию в состоянии, пригодном для использования по целевому назначению, и не допускать зарастания сорными растениями. Кроме того, у Управления Россельхознадзора имеются в соответствии с возложенными на них государством полномочий на принятие оспариваемого предостережения, основания для принятия предостережения имелись, содержание предостережения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, выдано надлежащему лицу, является исполнимым, соответствует действующему законодательству и не нарушает законные права и интересы административного истца, а, следовательно, соответствует требованиям закона. Кроме того, предостережение, направлено на профилактику нарушений в сфере соблюдения требований о защите земель сельскохозяйственного назначения от зарастания сорными растениями и приведении в состояние, пригодное для сельскохозяйственного использования.

Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

При отсутствии совокупности названных условий суд отказывает в удовлетворении требований о признании незаконным оспариваемого решения должностного лица (п. 2 ст. 227 КАС РФ).

Судом установлено, что оспариваемое предостережение было направлено в адрес административного истца и получено им 13 декабря 2022 года, при этом возражения Видлога В.Г. на оспариваемое предостережение не были поданы, в суд же административный истец обратилась за защитой нарушенного права 05 марта 2023 года, то есть в пределах установленного законом срока.

Предостережение объявляется на основании результатов проведенных проверок, в том числе по заявлениям и обращениям граждан, порядок принятия оспариваемого предостережения соблюден. Предостережение выдано органами Россельхознадзора не в рамках производства по делу об административном правонарушении, а в порядке осуществления государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения. Выдача такого предостережения не регламентирована нормами КоАП РФ, а регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (ст. 8), поскольку земельный участок подлежит использованию по целевому назначению в целях сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства, то его зарастание сорной растительностью является недопустимым.

Приведенные заявителем доводы при наличии у него обязанности по сохранению земель не подтверждают существенных нарушений порядка объявления оспариваемого предостережения.

Кроме того, представленный административным истцом довод в подтверждение нарушения его прав в дальнейшем, судом отклоняется как несостоятельный, по следующим основаниям.

Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п 1 ст. 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 настоящего Кодекса (ч. 1 ст. 28 ЗК РФ).

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (ст. 29 ЗК РФ).

При этом, в силу положений ч. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в ч. 1 ст. 7 ЗК РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Как следует из положений ст. 42 ЗК РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Учитывая вышеприведенные положения закона и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что Видлога В.Г. не проводила на земельном участке с кадастровым номером № мероприятия направленные на охрану земель сельскохозяйственного назначения по сохранению почв и их плодородия, а именно очистки от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также проведению работ по своевременному вовлечению земель в сельскохозяйственный оборот, механической обработки почвы, проведения фитосанитарных, агротехнических и агрохимических мероприятий, возделывания сельскохозяйственных культур либо ведения другой сельскохозяйственной деятельности и сохранению плодородия почв. А вовлечение земель сельскохозяйственного назначения в оборот направлены на обеспечение эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения, решение которой призвано обеспечить экономически и экологически устойчивое развитие страны. Решение этой задачи может быть достигнуто исключительно с позиций обеспечения приоритета эколого-правового режима земельных и иных природных ресурсов, составными элементами которого в соответствии с Основным Законом Российской Федерации необходимо рассматривать сохранение качественных характеристик земельных и других природных ресурсов как общенародного достояния и естественной основы экономического благосостояния и экологического благополучия граждан Российской Федерации.

Исходя из чего, суд приходит к выводу, что административный истец не представил доказательств нарушения ее прав и законных интересов оспариваемым предостережением, несмотря на то, что такая обязанность в силу п. 1 ч. 9, ч. 11 ст. 226 КАС РФ возложена на нее и в силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ является необходимым условием для признания его незаконным.

Кроме того, исходя из положений, действующего законодательства предостережение о недопустимости нарушения закона является мерой профилактического воздействия и никаких юридических последствий для лица, которому оно объявлено, если оно не намерено совершать неправомерные действия, не влечет, при этом выбор мероприятий, которые необходимо провести на земельном участке, отнесен к усмотрению собственника (правообладателя).

Иных мер реагирования в отношении административного истца Видлога В.Г. Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям не предпринималось, однако в случае совершения лицом, которому объявлено предостережение, какого-либо правонарушения, о недопустимости которого оно предостерегалось, для последнего наступят иные правовые последствия, связанные с привлечением к установленной законом ответственности за конкретные деяния.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░11 ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░                                                         ░.░. ░░░░░░░

░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – 05 ░░░ 2023 ░░░░.

░░░░░                                                         ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-245/2023 ~ М-130/2023

Категория:
Административные
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Видлога Валентина Григорьевна
Ответчики
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) Управления Россельхознадзора по Саратовской и Самарской областям
Другие
Абрамов Дмитрий Александрович
Администрация Татищевского муниципального района Саратовской области
Суд
Татищевский районный суд Саратовской области
Судья
Вайцуль Марина Анатольевна
Дело на сайте суда
tatishevsky--sar.sudrf.ru
10.03.2023Регистрация административного искового заявления
13.03.2023Передача материалов судье
14.03.2023Решение вопроса о принятии к производству
14.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.03.2023Судебное заседание
18.04.2023Судебное заседание
05.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее