Мотивированное решение изготовлено 29 июня 2020 года.
Дело № 2а-1865/2020.
УИД 66RS0005-01-2020-001895-32.
Решение
Именем Российской Федерации
16 июня 2020 года Октябрьский районный суд г. Екатеринбурга в составе
председательствующего судьи Сухневой И.В.,
при секретаре Дружининой Е.А.,
с участием административного ответчика Золотовой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 31 по Свердловской области к Золотовой Татьяне Юрьевне о взыскании пени,
Установил:
Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 31 по Свердловской области (далее МИФНС России № 31 по Свердловской области) обратилась в суд с выше указанным иском. В обоснование указала, что Золотова Т.Ю. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, как следствие, являлась плательщиком страховых взносов. Вместе с тем в нарушение положений налогового законодательства обязанность по уплате страховых взносов за 2017 год в установленный законом срок Золотова Т.Ю. не исполнила. В связи неисполнением указанной обязанности Золотовой Т.Ю. выставлено требование № ****** от ДД.ММ.ГГГГ об уплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ пени в сумме 1517 руб. 68 коп. Кроме того, Золотовой Т.Ю. своевременно на уплачен транспортный налог за 2017 год, в связи с чем ей направлено требование № ****** от ДД.ММ.ГГГГ об уплате недоимки 6226 руб. и пени в сумме 33 руб. 10 коп. в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Выше указанные требования административным ответчиком исполнены не были. Определением мирового судьи судебного участка № ****** Октябрьского судебного района г. Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ отменен судебный приказ того же мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Золотовой Т.Ю. недоимки и пени. До настоящего времени пени административным ответчиком не уплачены. На основании изложенного просит взыскать с Золотовой Т.Ю. пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2017 год в сумме 1517 руб. 68 коп., пени по транспортному налогу за 2017 год в сумме 31 руб. 80 коп.
В судебное заседание представитель административного истца Глызырин А.А. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Представил уточненное исковое заявление, в котором просил о взыскании с ответчика суммы пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии в сумме 1517 руб. 68 коп.
В судебном заседании административный ответчик Золотова Т.Ю. против удовлетворения исковых требований возражала, указав, что пени по транспортному налогу ею уплачены, срок на обращение в суд для взыскания пеней по страховым взносам административным истцом пропущен.
Заслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Как установлено судом, Золотова Т.Ю. являлась индивидуальным предпринимателем с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Согласно п. 3 ст. 420 того же Кодекса объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности в случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 1 пункта 1 статьи 430 данного Кодекса, объектом обложения страховыми взносами также признается доход, полученный плательщиком страховых взносов и определяемый в соответствии с пунктом 9 статьи 430 данного Кодекса.
В силу ст. 423 Налогового кодекса Российской Федерации расчетным периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года.
В соответствии с п. 1 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации установлены фиксированные размеры страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.
По общему правилу, установленному абз. 2 п. 2 ст. 432 того же Кодекса суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено данной статьей.
В силу п. 5 той же статьи в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
Кроме того, в соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 данного Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей.
В соответствии с п. 1 ст. 356 указанного Кодекса транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с этим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Законом Свердловской области от 29.11.2002 № 43-ОЗ «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области» на территории Свердловской области установлен и введен в действие транспортный налог.
В силу п. 1 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог и налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налог уплачивается на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Как установлено судом, за административным ответчиком Золотовой Т.Ю. на учете в органах ГИБДД состоит транспортное средство марки Freelander 2Ю, 2012 года выпуска.
Как следствие, суд приходит к выводу, что Золотова Т.Ю. является налогоплательщиком транспортного налога за 2017 год, поскольку доказательств наличия налоговых льгот административным ответчиком не представлено.
Из материалов дела следует, что административному ответчику в связи с наличием у него выше объекта обложения транспортным налогом направлено налоговое уведомление № ****** от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за 2017 год. Однако в установленный законом срок обязанность по уплате налога административным ответчиком не исполнена.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога.
Из административного искового заявления, материалов дела видно, что ввиду ненадлежащего исполнения обязанностей по уплате транспортного налога, страховых взносов за 2017 год Золотовой Т.Ю. направлены требование № ****** от ДД.ММ.ГГГГ об уплате пени на страховые взносы в сумме 1517 руб. 68 коп. сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, а также требование № ****** от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за 2017 год в сумме 6226 руб. и пени в сумме 33 руб. 10 коп. сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
требовании об уплате налога, пеней, штрафов.
В силу п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом (абз. 1).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (абз. 2).
В данном случае сумма недоимки и пени, подлежащих уплате, превысила 3000 руб. после направления требования № ****** от ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, налоговый орган был вправе обратиться в суд с требованиями о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного в данном требовании срока его исполнения, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем с заявлением о вынесении судебного приказа МИФНС № 31 по Свердловской области обратилась ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском установленного законом срока на обращение в суд.
Определением мирового судьи судебного участка № 4 Октябрьского судебного района г. Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ Октябрьского судебного района г. Екатеринбурга от ДД.ММ.ГГГГ отменен судебный приказ того же мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с Золотовой Т.Ю. недоимки и пени.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
С настоящим иском административный истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, что следует из почтового штемпеля на конверте, то есть с соблюдением установленного срока.
Согласно ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Те же требования содержатся в ч. 5 ст. 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, указанными положениями закона ограничен срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием недоимки по налогам, при его исчислении подлежит учету не только срок со дня вынесения определения об отмене судебного приказа, но и срок, в течение которого налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа.
При таких обстоятельствах, поскольку налоговым органом пропущен срок на обращение с судебным приказом, ходатайства о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд не заявлено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований МИФНС № 31 по Свердловской области о взыскании заявленных сумм в связи с пропуском срока на обращение в суд.
В отношении пени по транспортному налогу в сумме 31 руб. 80 коп. суд также отказывает ввиду добровольной уплаты ответчиком данной суммы, что административным истцом не оспаривалось, однако отказа от данного требования в надлежащей форме от налогового органа не последовало.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 31 ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░