Решение от 02.02.2021 по делу № 2а-528/2021 от 01.12.2020

Уникальный идентификатор дела

№ 92RS0002-01-2020-005693-78

производство № 2а-528/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 февраля 2021 года город Севастополь

Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего – судьи Котешко Л.Л.,

секретарь судебного заседания – Петрушечкина Е.А.,

с участием:

административного истца – Якубенко М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Якубенко Михаила Ивановича к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, заинтересованные лица, – Сайганов Владимир Станиславович, Новикова Неля Григорьевна о признании действий незаконными,

УСТАНОВИЛ:

в декабре 2020 года Якубенко М.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, в котором просил признать действия административного ответчика, выразившиеся в отказе в предоставлении государственной услуги согласно письму № от 09.10.2020 незаконными; обязать административного ответчика предоставить государственную услугу административному истцу выраженную в предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в аренду без проведения торгов.

Исковые требования мотивированы тем, что Якубенко М.И. имеет право на первоочередное получение земельного участка для ИЖС, ведения подсобного хозяйства и садоводства. Административным истцом найден зарегистрированный за городом Севастополем свободный земельный участок, расположенный по <адрес>, кадастровый номер №. Однако при обращении к административному ответчику Якубенко М.И. отказано в предоставлении государственной услуги в связи с тем, что указанный участок является предметом аукциона. Решением суда от 15.06.2020, вступившим в законную силу, указанный отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям был признан незаконным, на административного ответчика была возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Якубенко М.И. При повторном рассмотрении заявления административный ответчик вновь отказал истцу в предоставлении государственной услуги по причине того, что в отношении испрашиваемого земельного участка опубликовано и размещено извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. С указанным отказом административный истец не согласен, считает его принятым с нарушением норм действующего законодательства РФ, поскольку в ранее в отказе указанные причины административным ответчиком указаны не были, в связи с чем просит признать действия Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя    по отказу в предоставлении услуги незаконными и обязать административного ответчика предоставить    земельный участок в аренду без проведения торгов.

В судебном заседании административный истец требования поддержал, просил удовлетворить.

Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о слушании дела извещен надлежащим образом, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.

С учетом положений части 6 статьи 226 КАС РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного ответчика, заинтересованных лиц.

Заслушав пояснения административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Якубенко М.И. имеет <данные изъяты> группу инвалидности с детства бессрочно.

Распоряжением от 25.04.2016 года № Якубенко М.И. принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях в городе федерального значения Севастополе на основании пункта 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по категории граждан в соответствии с подпунктом «г» пункта 1 части 1 статьи 1 Закона города Севастополя от 05.05.2015 №134-ЗС – «инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов» с 02.04.2016 года, составом семьи 1 человек, номер учетного дела №.

В сентябре 2019 года Якубенко М.И. обратился с заявлением № в Департамент по имущественным и земельным отношениям о предоставлении земельного участка по <адрес>, кадастровый номер №, в аренду без проведения торгов.

25.10.2019 года за исх. № Якубенко М.И. отказано в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов на основании п.11 статьи 39. 16 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку указанный в заявлении земельный участок является предметом аукциона, в отношении которого размещено извещение о проведении аукциона.

Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 22.09.2020 требования административного иска Якубенко М.И. удовлетворены частично, отказ Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 25 октября 2019 года № о предоставлении Якубенко Михаилу Ивановичу земельного участка по <адрес>, кадастровым номер: № в аренду без проведения торгов признан незаконным. На Департамент по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя возложена обязанность повторно в течение месяца рассмотреть заявление Якубенко Михаила Ивановича о предоставлении земельного участка по <адрес>, с кадастровым номер: № в аренду без проведения торгов.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Севастопольского городского суда от 22.09.2020 указанное решение оставлено без изменения.

При повторном рассмотрении заявления Якубенко М.И. административным ответчиком письмо № от 09.10.2020 отказано в предоставлении земельного участка в аренду без проведения торгов на основании п. 13 статьи 39. 16 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Так в ходе судебного разбирательства судом установлено, что ранее обращения Якубенко М.И. а именно 04.04.2019 в Департамент обратился Сайганов В.С. с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства по <адрес>.

24.04.2019 уполномоченный орган опубликовал на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов (https://torgi.gov.ru) извещение № о приеме заявлений по предоставлению в аренду земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по <адрес>, кадастровый квартал № для индивидуального жилищного строительства.

Распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя №-РДЗ от 16.08.2019 утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, земельный участок поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером №.

Кадастровые работы и постановка на государственный кадастровый учет земельного участка осуществлены в рамках исполнения Государственного контракта.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2 этой же статьи).

Согласно пунктам 2 и 3 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления.

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданину предоставлено право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 2 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) договор аренды отнесен к числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

По общему правилу договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах (п. 1 ст. 39.6 Земельного кодекса).

Случаи предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов предусмотрены пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно подпункту 14 указанной выше нормы договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.16 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства.

Как указано в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного суда Российской Федерации за второй квартал 2008 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 17.09.2008, согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного п. 27 ст. 38.1 ЗК РФ (если аукцион признан не состоявшимся по причине участия в нем менее двух участников).

Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, "шаг аукциона" и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.

Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" по договору купли-продажи торги не проводятся.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в том числе в аренду без проведения торгов, регламентирован статьями 39.14 - 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка рассматривает его, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 названного кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет их проекты для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного кодекса, и направляет принятое решение заявителю (в нем должны быть указаны все основания отказа).

Подпунктом 13 части 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

    В соответствии с положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, в том числе, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Одним из принципов, на которых основывается земельное законодательство, является принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подпункт 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса).

Предусмотренное нормой ст. 39.18 Земельного кодекса публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.

На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию, предшествующий реализации последующих этапов процедуры.

Установив, что на основании заявления ранее обратившегося лица о предварительном согласовании предоставления в аренду этого же земельного участка, было опубликовано извещение о предоставлении в аренду земельного участка ориентировочной площадью <данные изъяты> кв. м, суд приходит к выводу о законности отказа Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя от 09.10.2020 № в предоставлении Якубенко М.И. земельного участка с кадастровым номером №, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Поскольку в настоящем случае административный истец не является единственным претендентом на предоставление в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поскольку имеются лица, обратившиеся за предоставлением этого же участка под строительство ранее административного истца, последний не вправе рассчитывать на приобретение участка без проведения аукциона. Возможность первоочередного получения земельных участков для индивидуального жилищного строительства, не означает обязанность уполномоченного органа предоставлять по требованию лица, любой произвольно выбранный им земельный участок.

Руководствуясь статьями 175-179, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

    РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ 15.02.2021.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ –

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2а-528/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Якубенко Михаил Иванович
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя
Другие
Новикова Неля Григорьевна
Сайганов Владимир Станиславович
Суд
Гагаринский районный суд Севастополя
Судья
Котешко Людмила Леонидовна
Дело на сайте суда
gagarinskiy.sev.sudrf.ru
01.12.2020Регистрация административного искового заявления
02.12.2020Передача материалов судье
03.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.12.2020Судебное заседание
24.12.2020Судебное заседание
18.01.2021Судебное заседание
02.02.2021Судебное заседание
15.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее