Дело № 2а-3588/2024
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Волжский городской суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Поповой И.Н.,
при секретаре Алимовой Л.В.,
с участием представителя административного истца Черных И.А.,
«20» июня 2024 года, в городе Волжский Волгоградской области, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Волгоградской области к Вершков И.В. о взыскании задолженности по уплате обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция ФНС России № 1 по Волгоградской области обратилась в суд с административным иском к Вершков И.В. о взыскании задолженности по уплате обязательных платежей и санкций в общей сумме 103 335,3 руб., в том числе: по транспортному налогу физических лиц за "."..г. год в размере 88 020 руб.; по налогу на имущество физических лиц за "."..г. год в размере 181 руб.; по сумме пеней, установленных Налоговым кодексом РФ, распределяемых в соответствии с пп. 1 п. 11 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ, в размере 15 134,3 руб.
В обоснование административных исковых требований указано, что, согласно данным регистрирующих органов, административный ответчик в "."..г. году являлся собственником транспортных средств: 1) марки «<...>», государственный регистрационный знак №...; 2) марки «<...>», государственный регистрационный знак №...; 3) марки «<...>», государственный регистрационный знак №...; 4) марки «<...>», государственный регистрационный знак №...; 5) марки «<...>», государственный регистрационный знак №..., в связи с чем, за указанный период являлся плательщиком транспортного налога. С "."..г. по настоящее время административный ответчик является собственником на праве общей долевой собственности в размере <...> доли в праве на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в связи с чем, обязан платить налог на имущество физических лиц. Налоговым органом за указанные объекты налогообложения (транспортные средства и недвижимое имущество в виде квартиры) за "."..г. год по сроку уплаты не позднее "."..г. начислены транспортный налог в общей сумме 88 020 руб. и налог на имущество физических лиц в сумме 181 руб.; направлено налоговое уведомление №... от "."..г. В связи с неисполнением в установленный срок обязанности по уплате налогов, инспекцией ФНС на суммы недоимок по налогам исчислены пени и в порядке ст.ст. 60, 70, 75 НК РФ выставлено требование №... от "."..г. с предложением добровольного погашения задолженности по недоимке и пени в срок до "."..г. Поскольку требование №... от "."..г. исполнено не было, налоговой инспекцией в порядке ст. 46 НК РФ вынесено решение №... от "."..г. о взыскании задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов), на счета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка, иного лица) в банках, а также электронных денежных средств, в пределах суммы отрицательного сальдо ЕНС, в размере 255 241,77 руб. Поскольку задолженность по недоимкам и пени административным ответчиком не была погашена, налоговая инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. Выданный "."..г. мировым судьей судебного участка №... судебного района <адрес> судебный приказ №... о взыскании с Вершков И.В. в пользу Межрайонной ИФНС России №... по <адрес> задолженности за период 2022 год за счет имущества физического лица по налогам и пени в общей сумме 103 335,3 руб. отменен определением мирового судьи того же судебного участка от "."..г. в связи с поступившими возражениями должника относительно исполнения судебного приказа. Указанное явилось причиной для обращения налогового органа в Волжский городской суд Волгоградской области с настоящим административным исковым заявлением.
Представитель административного истца Черных И.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования поддержала по изложенным выше основаниям, просила административный иск удовлетворить в полном объеме.
Административный ответчик Вершков И.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте его проведения извещен, в письменном заявлении от "."..г. просил рассмотреть дело без его участия.
С учетом положений ст.ст. 150, 151 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного ответчика.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Обязанность по уплате налога является одной из основных конституционных обязанностей граждан и организаций (ст. 57 Конституции РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 19 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
Система налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно части 1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. В соответствии с пунктом 1 ч. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно данным регистрирующих органов, административный ответчик Вершков И.В. в "."..г. году являлся собственником транспортных средств: 1) марки «<...>», государственный регистрационный знак №..., 2) марки «<...>», государственный регистрационный знак №..., 3) марки «<...>», государственный регистрационный знак №..., 4) марки «<...>», государственный регистрационный знак №..., 5) марки «<...>», государственный регистрационный знак №..., в связи с чем, за указанный период обязан уплатить транспортный налог с физических лиц.
Также, в "."..г. году Вершков И.В. являлся правообладателем <...> доли в праве объекта недвижимости на квартиру с кадастровым номером: №..., расположенную по адресу: <адрес>, в связи с чем, за указанный период обязан уплатить налог на имущество физических лиц.
В силу положений ст. ст. 357, 358 НК РФ транспортное средство является объектом налогообложения, а соответственно административный ответчик является налогоплательщиком транспортного налога.
Согласно положениям ст. 363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В соответствии со ст. 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Налоговые ставки по видам объектов налогообложения, определены в статье 1 Закона Волгоградской области «О транспортном налоге» от 31 октября 2002 года № 750-ОД.
Налог на имущество относится к числу местных налогов (статья 15 НК РФ) и устанавливается положениями главы 31, 32 НК РФ (статьями 387 - 398, 399 - 409), а также нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, в соответствии с ними же вводится в действие и прекращает действовать, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (п. 1 ст. 387, п. 1 ст. 399 НК РФ).
В силу ст. 400 НК РФ, налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 НК РФ.
Исходя из положений ст. 401 НК РФ, объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно п. 1 ст. 403 НК РФ, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В силу ч. 3 и 4 ст. 403 НК РФ налоговая база в отношении квартиры, части жилого дома определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, части жилого дома; налоговая база в отношении комнаты, части квартиры определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 10 квадратных метров площади этой комнаты, части квартиры.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размерах, не превышающих 0,1 процента в отношении, в том числе жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат (пп. 1 п. 2 ст. 406 НК РФ).
На основании п. 1 ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
За вышеуказанные указанные объекты налогообложения налоговым органом административному ответчику были начислен налог за "."..г. год и направлено уведомление: №... от "."..г. по сроку уплаты не позднее "."..г. транспортного налога в размере 88 020 руб., налога на имущество в размере 181 руб.
Налоговое уведомление в личный кабинет налогоплательщика, что усматривается из скриншота программы АИС Налог-3 ПРОМ; сведений об уплате налогов в материалы дела не представлено.
В соответствии со ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленный НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 11.3 НК РФ совокупная обязанность формируется и подлежит учету на едином налоговом счете лица, который ведется в отношении каждого физического лица. Исполнение обязанности, числящейся на ЕНС, осуществляется с использованием единого налогового платежа.
В соответствии со вступившим в силу 01.01.2023 Федеральным законом от 14.07.2022 N 263-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" предусмотрено введение института Единого налогового счета (далее - ЕНС). ЕНС - это форма учета совокупной обязанности налогоплательщика и перечисленных денежных средств, в качестве Единого налогового платежа (ЕНП).
В связи с введением с 01.01.2023 года института Единого налогового счета изменился порядок принятия мер взыскания задолженности в отношении физических лиц в соответствии со ст. 69, 46, 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 69 НК РФ "Неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности. Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности". Требование об уплате формируется один раз на отрицательное "Сальдо ЕНС" налогоплательщика, и считается действующим до момента перехода данного сальдо через 0.
В соответствии с Постановлением от 29 марта 2023 г. N 500 "О мерах по урегулированию задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации" предельные сроки направления требований об уплате задолженности и принятия решений о взыскании задолженности увеличиваются на 6 месяцев.
В связи со вступлением в силу 01.01.2023 Федерального закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ пени не привязаны к конкретному налогу и ОКТМО, а начисляются на сумму совокупной обязанности по ЕНС, а также по налоговым обязательствам, не входящим в ЕНС.
В соответствии со ст. 75 НК РФ сумма пеней учитывается в совокупной обязанности со дня учет на едином налоговом счета недоимки, в отношении которой рассчитана данная сумма. В случае увеличения совокупной обязанности отражение на едином налоговом счете начисления пеней на сумму недоимки осуществляется с даты учета увеличения соответствующей обязанности в соответствии с пунктом 5 статьи 11.3 настоящего Кодекса.
В целях соблюдения порядка досудебного урегулирования спора, в соответствии со ст. 69 НК РФ должнику направлено требование №... от "."..г. со сроком уплаты до "."..г., в том числе и на сумму недоимки по транспортному налогу в размере 87 591 руб. 84 коп., по налогу на имущество физических лиц в размере 9635 руб., и пени в размере 36 336 руб. 91 коп.
В связи с неуплатой начисленных платежей в установленный законом срок, в соответствии со ст. 75 НК РФ должнику начислены пени (расчет пени прилагается). Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пени взимаются при наличии недоимки и представляют собой денежную сумму, которая компенсирует потери государства из-за несвоевременной уплаты налогов (Определения Конституционного Суда РФ от 29.05.2014 N 1069-О, от 12.05.2003 N 175-О). Уплата пеней является обязательной.
Налогоплательщику было предложено погасить имеющиеся задолженности в добровольном порядке в сроки, указанные в направленных ему требованиях.
Задолженность до настоящего времени налогоплательщиком не оплачена.
Заявление на вынесение судебного приказа сформировано налоговым органом "."..г. на сумму задолженности по налогам за "."..г. год в размере 103 335 руб. 30 коп., в том числе по налогам на сумму 88201 руб., по пени в размере 15 134 руб. 30 коп.
На дату образования отрицательного сальдо ЕНС "."..г. задолженность составляла 390601 руб. 56 коп., в том числе пени в размере 39946 руб. 27 коп.
На дату формирования заявления о вынесении судебного приказа отрицательное сальдо налогоплательщика на "."..г. составляло 274009 руб. 44 коп., в том числе пени в размере 55 818 руб. 71 коп.
Остаток непогашенной задолженности по пени на дату формирования заявления о вынесении судебного приказа от "."..г. обеспеченный ранее принятыми мерами взыскания составлял 40 684 руб. 41 коп.
Таким образом, сумма задолженности по пене, взыскиваемая налоговым органом в рамках данного административного искового заявления по состоянию на "."..г. составляет 15 134 руб. 30 коп. (55 818 руб. 71 коп. - 40 684 руб. 41 коп.)
В соответствии с положениями ст. 48 НК РФ налоговый орган обратился в мировой суд с заявлением о выдаче судебного приказа "."..г..
Определением мирового судьи судебного участка №... судебного района <адрес> "."..г. был выдан судебный приказ о взыскании с административного ответчика недоимки по налоговым обязательствам.
Определением мирового судьи того же судебного участка от "."..г. судебный приказ отменен по возражениям должника относительно исполнения судебного приказа.
Согласно положениям ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей.
Административное исковое заявление о взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Как следует из заявления налогового органа задолженность по транспортному налогу, налогу на имущество, по пени, предъявленная в исковом заявлении со стороны Вершкова И.В. не погашена, доказательств оплаты данных сумм не представлено.
Проанализировав вышеизложенные правовые нормы и установленные обстоятельства, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что налоговым органом соблюден порядок и срок направления требования об уплате страховых взносов, срок на обращение в суд соблюден, в связи с чем, суд, руководствуясь вышеуказанными положениями закона полагает возможным удовлетворить иск налогового органа и взыскать с Вершкова И.В. начисленную ему недоимку по налогам и пени.
Согласно ч. 1 ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. По делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Частью 1 ст. 114 КАС РФ установлено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 107, ст. 109 ч. 3 КАС РФ, судом при рассмотрении настоящего административного дела не установлено.
Статья 333.19 НК РФ устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
В связи с тем, что административный истец при обращении в суд с настоящим административным иском был освобожден от уплаты государственной пошлины, исковые требования судом удовлетворены в полном объеме, с административного ответчика в доход бюджета городского округа – г. Волжский Волгоградской области подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 3 266,71 руб., исходя из цены удовлетворенного административного иска 103 335,3 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 1 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░., "."..░. ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░ №..., ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № 1 ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ 103 335 ░░░░░░ 30 ░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░:
- ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ "."..░. ░░░ ░ ░░░░░░░ 88 020 ░░░░░░;
- ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ "."..░. ░░░ ░ ░░░░░░░ 181 ░░░░░;
- ░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ 1 ░░░░░░ 11 ░░░░░░ 46 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░ "."..░. ░ ░░░░░░░ 15 134 ░░░░░ 30 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░ №..., ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 266 ░░░░░░ 71 ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░: ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 01 ░░░░ 2024 ░░░░
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░: ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░
░░░░░░ ░ ░░░░ № 2░-3588/2024,
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░
░░░: №...